Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В экономической теории




Модели человека

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают не­обходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т. е. унифицированное представление о челове­ке, действующем в определенной системе социально-экономичес­ких координат. Модель человека, как и всякая научная модель, постро­ена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные парамет­ры, характеризующие индивида, и, прежде всего, мотивы экономичес­кой активности, ее цели, а также познавательные, или когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. При этом важно отметить, что все гуманитарные науки (философия, история, социология, экономика и др.) пытаются понять человека с точки зрения своего предмета и по­этому его облик, создаваемый каждой из

этих наук, не может не страдать извест-

ной односторонностью. Как здесь не 1 Хайек Ф. Пагубная самона-

вспомнить притчу о слепцах, прикоснув-

деянность. М., 1992. С. 55

 

 

шихся и ощупывающих слона и пришедших к различным выводам о при­роде этого животного. Тот, кто провел рукой по его ноге, утверадал, что перед ним - дерево; державшийся за хобот был уверен, что это - змея и т. д. Полное (но не абсолютно достоверное) представление о многооб­разии личности человека могуг дать лишь все гуманитарные науки, да и то лишь в рамках достигнутого каадой из них уровня познания.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различ­ных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах (подробнее о хозяйственных систе­мах см. гл. 4, § 1) в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человечес­ких потребностей.

Создание модели человека экономической наукой предполагает аб­страгирование от многих реально существующих черт и качеств чело­веческой натуры, все обилие которых в бесчисленных сочетаниях как раз и характеризует отдельных людей. Но именно это многообразие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволяют эко­номической науке при теоретическом анализе хозяйственной жизни опи­раться на образы конкретных людей - слишком сложными, противоре­чивыми и запутанными оказываются их личностные характеристики.

Поэтому модель «человека экономического», или «homo economicus», о которой речь пойдет далее, отличается определенной од­носторонностью, поскольку человек - не только «человек экономический», реализующий себя исключительно в процессе хозяйственной жизни. Суще­ствует множество других областей жизнедеятельности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие межличностные отношения и пр.), в ко­торых находит свое проявление человек. Следует признать справедливы­ми слова о том, что «пригодность любой логической модели для объяс­нения человеческого поведения весьма ограничена».1 Однако экономи­ческая деятельность людей - существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сто­рон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

БьюкеннДж. Таллок Г. Расчет согласия. Серия «Лауре-аты нобелевской премии по экономике». м., 1997. с. 75.
Особо следует подчеркнуть то, что при разработке и использовании
модели «экономического человека» и ее
разновидностей невозможно не учиты­
вать огромную роль в мотивации эконо-

мической деятельности психологических

факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего


при объяснении экономического поведения людей оперируют такими по­нятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намерение» и т. д. Так, например, в России складывавшаяся веками коллективистс­кая и патерналистская (от лат. pater - отец) психология оказалась су­щественной преградой при переходе от командной к рыночной системе, психологической основой которой с необходимостью является разумный индивидуализм.

Следует отметить, что экономическая теория рассматривает модель человека как инструмент исследования, или определенную теорети­ческую предпосылку. Именно на ее основе экономисты-теоретики стро­ят свои многочисленные теории спроса, предложения, конкуренции, при­были, поведения потребителей и др.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека ус­ловно можно выделить три. Различия между ними определяются, во-первых, степенью абстрагирования от многообразия личностных харак­теристик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятель­ность людей.

Первое направление представлено английской классической шко­лой, маржинализмом и неоклассиками (см. гл. 2, § 3 - краткий обзор ос­новных школ в экономической теории). Во главу угла моделей, вырабо­танных в рамках этого направления, ставится эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus», - наиболее известная из рассматриваемых моделей. В соответствии с этой теоре­тической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизи­ровать полезность1 в ра м ках определенных ограничений, основ­ны м из которых является его денежный доход. Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила до наших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.

1 В экономической теории термин полезность является си­нонимом таких понятий, как удов­летворение, благосостояние, сча­стье и т. п. Полезность с точки зрения экономиста вовсе не оз­начает обыденного понимания этого слова, вроде «полезный для здоровья». Мы еще нео­днократно будем встречаться с этим термином на страницах учебника.

Важно заметить, что «homo eco­nomicus» - это рациональный индивиду­ум. Он обладает таким уровнем интел­лекта, информированности и компетент­ности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях сво­бодной, или совершенной конкуренции (подробнее о совершенной конкуренции см. гл. 5, 6). Экономическая система, в которой действует такой человек, высту­пает как простая совокупность хозяйству­ющих субъектов, и ничем не де­формированная рыночная структура не

 

Глава 1


Человек в мире экономики


 


испытывает никакого воздействия извне (например, со стороны государ­ства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение «правил игры» все­ми членами общества. Государству в этой структуре отводится роль «ноч­ного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает, как отмечалось ранее, использование по­стулата о рационально м поведении человека, т. е. стре м лении и н­д и видуу м а пол у ч ит ь м акс им альный рез у льтат пр и ми н им альных затра т ах в у слов и ях огран и ченно сти ис польз у е м ых воз м ожнос т ей и ре су р с ов. Рациональный человек в состоянии ранжировать (присво­ить определенный рейтинг) свои предпочтения и стремится к достиже­нию личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлет­ворении своих субъективных интересов люди везде оказываются перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ог­раниченных экономических благ. Естественно, что для реализации сво­его рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономи­ческого поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвида­цией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы. Таким образом, мы видим, что кон­цепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце концов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается ра­ционального поведения.1

Идея о рациональном экономическом поведении людей очень важ­на. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики воз­можно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.

1)Норт Д. Институты, институ циональные изменения и функ ционирование экономики. М.,-- 1997. с. 372Хейне П. Экономический об раз мышления. М., 1991. С. 444.- Уильямсон о. Экономичес институты капитализма. СПб Лениздат. 1996. С. 93
«Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдава­
ли предпочтение причудам, случайностям и бесполезным действиям,
экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную
силу;... ее предсказательная сила выше в тех областях обществен­
ной жизни, где решения принимаются
более обдуманно».2

Пр и Э Т О М пр ин я т о разл и ча т ь полн у ю,

огран и ченн у ю и органиче с к у ю рацио-
нально с ть экономического поведения.
Американский экономист Оливер Уиль-
ямсон предлагает классифицировать эти

разновидности рациональности как, соот-
ветственно, ее сильную, полусильную и -

слабую фор м ы.3.


Полная рац и онально ст ь, как теоретическое допущение, предпола­гает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономичес­кий» соответствует именно предпосылке о полной рациональности, или, как выражаются экономисты, строгой форме рациональности. Гипотеза о полной рациональности, как мы видим, основана на очень сильных допу­щениях абстрактного характера. Поэтому в экономической науке с сере­дины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие гипотезы.

Так, ограниченная рац и ональность, т. е. полусильная форма ра­циональности, (концепция разработана американским экономистом, ла­уреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном) отра­жает невозможность при принятии хозяйственных решений использо­вать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей чело­века. Человек - не счетная машинка, не компьютер, способный обрабо­тать всю имеющуюся у него информацию. Огран и ченная рац и ональ­но с ть означае т, ч т о человек сознательно стремится к до сти жен и ю на и л у чшего вариан т а, но не имеет при э т о м всей полно т ы и нфор­ м ац и и. Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их спо­собность получать и обрабатывать информацию ограничена вычисли­тельными способностями человека. В данном случае решения принима­ются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого ре­шения) при этом меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не максими­зирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь за­нимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказыва­ется в центре внимания при исследовании экономического поведения.

Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика (например, новый стиральный порошок «Дося», зубная паста новой марки и пр.). Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь мы ведем разговор об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на ос­нове которого действуют потребители, подсказывает им, что более де­шевые товары повседневного спроса отличаются и более низким каче­ством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда това­ры мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной инфор­мацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопря-


Глава 1


Человек в мире экономики


 


жено с чрезвычайно высокими, или как говорят экономисты, запретитель­ными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворит­ся прежними объемами покупок зубной пасты или стирального порош­ка, нежели будет тратить время и усилия на выяснение всех особеннос­тей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.

В случае органиче с кой рационально с ти, т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - американские эко­номисты А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и не­формальных правил поведения, которым следует человек. Рациональ­ность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями - выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формаль­ными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого обще­ства. Уже цитировавшийся ранее Хайек подчеркивал, что «... мораль­ные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей».1 Люди под страхом возможно­го наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализи­ровать свое поведение.2

1 Хайек Ф. Пагубная самона­ деянность, С. 53. 2 См. подробнее об органи­ ческой рациональности: Уильм- сон О. Экономические институты капитализма. СПб. Лениздат. 1996. С. 96. 3 Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышле­ ния. THESIS. M., 1993, Т. 1, Вып. 3. С. 17. Г. Беккер - амери­ канский экономист, лауреат Но­ белевской премии по экономике, речь о котором пойдет в конце настоящей главы.

Итак, описанная выше модель «экономического человека» в ее клас­сическом варианте предполагает рационально мыслящего, т. е. макси­мизирующего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свобод­ного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обла­дающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рацио­нальный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосылка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со стороны ряда ученых. Г. Саймон иронически замечал: «...его рациональность (т. е. традицион­ного «homo economicus» - прим. авт.) простирается так далеко, что распрост­раняется и на спальню: как полагает Гар­ри Беккер, «он будет ночью читать в по­стели только при условии, если ценность его чтения (с его точки зрения) превыша­ет ценность недосыпания его жены».3

Анализ экономического поведения


человека затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизмом, религиозными установками и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого увеличивается с развитием чело­веческого общества. Совершенствование модели «homo economicus» предполагало учет неполной информированности экономических аген­тов, равно как и ограничения, накладываемые на их поведение юриди­ческими и моральными нормами. Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограничен­ной и органической рациональности.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институциона-лизму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной нам гипотезе ограниченной рациональности. Один из пред­ставителей неоинституционализма, американский экономист Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, кото­рые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоогра­ничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида».1

В частности, стимулы включают в себя не только стремление к ма­териальным, денежным благам, но и определенные элементы психоло­гического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассмат­риваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются все та же неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта (под которым понимаются калькулирую­щие способности человека), стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. Несовершенная информация влечет за собой возрастание значения таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях пред­ставляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъек­тов посредством механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный группо­вой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем само­организации в группы с общими ин­тересами. При этом интересы отдельных

1 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., --1997. с. 37
групп могут не только не совпадать, но и

противоречить друг другу В этих моделях

общество имеет более сложную структуру,

для поддержания.


 




Глава 1


Предмет и метод экономической теории


 


 
 

§1.

которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.

Третье направление представлено принципиально новой разновид­ностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, сво­бода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивиду­ального человека предполагает общество, основанное на демократичес­ких и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои из­держки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность это­го принципа позволила ученым применить его не только в рамках эко­номической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике.1 Он дал ори­гинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о коли­честве желаемых детей в семье, совершение преступлений, принятие решений о продолжении образования и др., где прослеживается пробле­ма рационального выбора. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».

Такова краткая характеристика основных моделей человека в эконо­
мической теории. Носящие в целом абстрактный характер, эти модели
отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «чело­
веческому фактору» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не
только реально оценивать роль человека в экономике на различных ста­
диях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные
направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной
степенью вероятности последствия тех или иных экономических реше­
ний. В последующих главах будет про­
должен анализ роли человека как центра

экономической системы современного 1 Беккер Г. Экономический

общества и механизма принятия индиви- анализ и человеческое поведе-
дуальных и общественных (коллектив- ние. THESIS, M.,1993. T. 1.
ных) решений. Вып. 1. С. 24-40.


Основные понятия:

Мотивация труда labour motivation

«Человек экономический» «homo economicus»,

economic man

Рациональное экономическое поведение rational choice
(рациональный выбор)

Полная рациональность perfect rationality

Ограниченная рациональность bounded rationality

Органическая рациональность organic rationality

Экономический империализм economic imperialism

Глава 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.