КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товарный рынок
Общие положения статистики товарных рынков
Товарный рынок представляет собой систему отношений купли-продажи со своей иерархией и структурой. В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка - продавцы и покупатели. Отношения субъектов рынка обеспечиваются его инфраструктурой. Объектом отношений купли-продажи является товар. Роль государства в формировании и развитии товарных рынков сводится к осуществлению минимально необходимых мер по законодательному и нормативному регулированию рыночной деятельности, а также - к защите экономических прав и свобод субъектов рынка и интересов общества и государства. Элементами товарного рынка являются товарное предложение, цена и спрос. Взаимосвязь элементов рынка приведена на рис. 3.2.1.
Рис. 3.2.1. Взаимосвязь товара, цены и спроса. Продавцами товаров могут быть производители, реализующие свою продукцию, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть конечные потребители, оптовые, мелкооптовые и розничные торговые посредники, а также производители, приобретающие товары для производственного потребления. В зависимости от типа покупателя товарные рынки делятся: · на оптовый рынок, где покупателями являются производители и массовые потребители; · на торгово-посреднический рынок, где покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи; · на розничный (потребительский) рынок, где покупателями выступают конечные потребители, приобретающие товар для личного потребления и для домашних хозяйств. Оптовая и мелкооптовая продажа товаров, как правило, оплачивается по безналичному расчету, хотя, например, известен способ оптовой продажи под названием “плати и забирай” (сarri-and-cash), который заключается в оперативном заключении сделки, оплате наличными деньгами и немедленном вывозе товара (при этом обычно делается скидка с оптовой цены). Момент фактического отпуска товара и момент уплаты денег могут не совпадать, что создает некоторые трудности в учете товарооборота. Так, при продаже в кредит при отпуске товара уплачивается лишь часть денег, но в товарооборот включается вся стоимость проданного товара. При продаже по подписке, наоборот, вносится вся сумма, а товар доставляется в установленные соглашением сроки. В розничной торговле покупатель преимущественно расплачивается наличными деньгами, однако расширение продаж по каталогам и образцам, торговля в кредит, а также внедрение кредитных пластиковых карточек приводят к увеличению доли безналичных расчетов в розничной торговле. В системе товарных рынков особое место занимает биржевой рынок товаров, выступающий не только посредником между продавцом и покупателем, но и организатором процесса купли-продажи, механизма, сводящего владельца товара и владельца денег, инструмента формирования и прогнозирования цен. В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки готовых изделий, рынки сырья и полуфабрикатов, рынки услуг (рис. 3.2.2).
Рис. 3.2.2. Товарно-отраслевая классификация товарных рынков При изучении товарного рынка, его разбивают на рынки отдельных товаров. Например, рынок промышленного сырья включает рынки стали, никеля, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс и др. На рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, а на рынке сельскохозяйственных товаров - рынок зерна, так как эти продукты являются биржевыми товарами. В формировании структуры товарного рынка важнейшую роль играют степень монополизации рынка. Ее основными вариантами являются: · монополия (один продавец и неограниченное число покупателей); · монопсония (один покупатель и неограниченное число продавцов); · олигополия (несколько продавцов и неограниченное число покупателей): · олигопсония (несколько покупателей и неограниченное число продавцов); · полиполия и полипсония, приближающиеся к состоянию неограниченной конкуренции. Поэтому различают следующие виды рынка: · монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика; · олигополистический рынок, характеризующийся доминированием группы крупнейших продавцов. Подобное разграничение товарных рынков абстрактно, так как даже однотипные рынки имеют различную степень монополизации. На рис. 3.2.3 приведены основные секторы и сегменты товарного рынка.
Рис. 3.2.3. Основные секторы и сегменты товарного рынка Закрытый сектор товарного рынка представляет часть рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не имеющих коммерческого характера. К основным сегментам закрытого рынка относятся: · внутрифирменные поставки товаров; · долгосрочные коммерческие сделки; · субпоставки товаров - поставки мелких и средних фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий; · специальная торговля - поставки товаров по программам помощи и особым межправительственным соглашениям; · встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные операции. Открытый сектор товарного рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора относятся: · краткосрочные сделки; · розничная и оптовая торговля; · нелегальная торговля. Методология статистической оценки товарных рынков (федерального, регионального, местного) разработана на базе Концепции развития товарных рынков в Российской Федерации. Статистические исследования товарных рынков целесообразно проводить дифференцированно, разделяя рынки на сектора по видам товаров. Кроме того, надо исследовать рынки предприятий различных форм собственности, а также рынки организованной и неорганизованной торговли. Такие исследования позволяют выделить: · разные источники формирования ресурсов; · механизм ценообразования; · разные каналы товародвижения; · различные типы покупателей; · специфику формирования и распределения прибылей. Главной целью статистического изучения товарных рынков является получение информации, необходимой для функционирования рынка.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |