![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные словари и энциклопедии
6.7. 6.6. 6.5. 6.4. 6.3. 6.2. 1.5. 6.7. Работы Методические материалы для самостоятельной 1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ» Вопросы к экзамену (зачету) даны в общей логике курса. Цифрами обозначены номера глав и параграфов, в которых освещены данные вопросы: по ним студентам легко будет найти ответ, чтобы подготовиться к зачету или экзамену. Преподавателю, ведущему курс «Теория и методика воспитания», легко будет составить билеты к экзамену. Кроме того, используя данные вопросы, можно проводить рейтинговую оценку знаний студентов в процессе всего периода обучения. Для начинающих воспитателей-практиков данный перечень вопросов может послужить критерием их теоретической и методической подготовленности к практике воспитательной работы и даст возможность найти источники пополнения багажа необходимых знаний. 1.1. Воспитание как общественная категория. Исторический характер воспитания. Современная трактовка понятия «воспитание». Процесс воспитания в современной школе: позитивное и негативное, проблемы. Прогрессивные идеи в современной теории воспитания. Современная трактовка воспитания и отражение ее в массовой педагогической практике. Современный педагог (воспитатель) в свете прогрессивных идей теории воспитания. 1.2. Понятие и сущность воспитания. Ребенок (подросток, юноша) как объект и субъект воспитания. Диалектика развития его субъектного начала в школьном возрасте; изменение позиции воспитателя. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса. Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания. Три формы проявления отношения как основа для определения содержания воспитания. Воспитание как средство, процесс и результат. 1.3. Понятия «ребенок», «дети», «детство». Характерные Характеристика трех периодов возрастного развития школьников с позиции воспитания. Индивидуальные различия школьников и учет их в воспитании. Школьные кризисы развития и учет их в воспитании. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии школьника. 1.4'. Педагог-воспитатель: его назначение в обществе, основные черты и качества. Понятие «педагогическое мастерство» (применительно к статусу воспитателя); слагаемые педагогического мастерства. Интеллигентность как стержневое качество педагога-воспитателя. Проблемы педагогического творчества в процессе воспитания и возможные пути их решения. 1.5. Педагогическая наука и педагогический опыт, их взаимодействие. Явление «педагогическое новаторство»: сущность, конкретные примеры, проблемы. Методические материалы Методические материалы
Роль педагогической науки и практической деятельности в становлении и развитии профессионального педагогического мастерства воспитания. Опыт «новых школ» в истории зарубежной и отечественной педагогики и современные инновационные процессы в воспитании. Исследовательская позиция учителя-воспитателя. Авторские концепции и авторские школы воспитания. Программа личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя; методика составления и работы по ней. Основные идеи гуманистической педагогики; их влияние на формирование современной теории и методики воспитания. 2.1. Философские основы воспитания: его основные фун Педагогическая логика как основа построения воспитательного процесса. Основные ошибки педагогов-практиков в нарушении логики воспитательного процесса, их последствия и способы преодоления. 2.2. Закономерности и принципы воспитания, 2.3. Понятие и формулировка цели воспитания в совре Цель воспитания, стратегические и тактические задачи. 2.4. Явление «сопротивление воспитанию»: сущность, 3.1. Воспитывающая среда: понятие, сущность, проблемы. Факторы и условия, влияющие на процесс воспитания. Понятие «пространство воспитания», основные требования к нему. Позитивные факторы развития личности в процессе воспитания. Современные реалии детства как негативный фактор воспитания, возможности их преодоления. Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие, сущность, основные слагаемые. Педагогическая культура в школе, семье, ближайшем окружении как основа воспитания. Педагог-воспитатель как носитель культуры. 3.2. Семья как фактор развития и воспитания личности Позитивное и негативное в семейном воспитании. Современные реалии детства и воспитание детей в семье: причины, проявления, возможности преодоления. 3.3. Понятие «коллектив»: его сущность, основные при Негативные явления в детском коллективе, их предотвращение и преодоление. 3.4. Современное детско-юношеское движение: воспи Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаимодействие со школой. 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи, вза 4.1. Содержание воспитания в современной школе. 4.2. Деятельность как основа воспитательного процесса. Методические материалы Методические материалы
Разнообразные виды деятельности школьников в воспитательном процессе и методика их организации. 4.3. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в те 4.4. Пути и средства достижения цели и задач воспита Воспитательный потенциал современного урока. Возможные формы и методы внеурочной деятельности учителя-предметника как средство воспитания. Культурологический подход в обучении; его воспитательный смысл. Воспитание учащихся в системе личностно-ориен-тированного обучения. Воспитательный потенциал содержания и методики обучения, его реализация на уроке и во внеуроч-ной деятельности. 4.5. Система дополнительного образования, ее воспи Многопрофильные творческие объединения детей и взрослых как воспитывающая среда и как фактор развития личности школьника. 4.6. Классный руководитель как центральная фигура вос Назначение и функции классного руководителя в современной школе. Методические основы деятельности классного руководителя. 5.1. «Воспитание» и «воспитательная работа»: схожесть и различие; понятие и сущность. Основы современной гуманистической позиции воспитателя в системе воспитательной работы. Педагогическая поддержка как особый подход к организации учебно-воспитательного процесса. Понятие и сущность педагогической поддержки; основные условия и принципы ее реализации в воспитательном процессе. Методика и техника педагогической поддержки. 5.2. Методы воспитания: основы теории, классифика Методика и техника поощрения и наказания. Внушение как метод воспитания. 5.3. Средства воспитания: понятие, связь с другими ком Компьютеризация, Интернет как позитивные средства воспитания. 5.4. Психолого-педагогическая характеристика воспита Приемы педагогического воздействия на учащихся. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства; четыре группы умений педагогической техники. 5.5. Современные технологии воспитания: основные 6.1. Школа как воспитательная система. 6.2. Теоретические и методические основы изучения вос «Пакет школьных методик» в арсенале педагога-воспитателя.
Методич* Педагогический мониторинг: методика использования в воспитательном процессе. 6.3. Теоретические основы, методика и техника плани 6.4. Теоретические основы, и методика коллективной Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД. Инструментовка деятельности детей как самодеятельности и самовоспитания. 6.5. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности. Методика создания и развития ученического самоуправления. Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении. 6.6. Индивидуальность и ее развитие в процессе воспитания. Стимулирование самовоспитания школьников в процессе воспитания как основа развития индивидуальности. Организационные формы воспитания: понятие и сущность, характеристика разнообразных форм. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы. Приемы (элементы) в структуре разных форм воспитательной работы. Понятие «воспитание родителей», его сущность, назначение, содержание и методика. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями учащихся. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Традиционные и новые формы работы школы с родителями учащихся в современной школе. Методические материалы 2. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ* Тематика работ дана в логике курса. Темы сгруппированы по проблемам. Цифрами слева обозначены номера глав и параграфов, в которых можно найти начальный материал и перечень необходимой литературы по избранной проблеме. Уровень (научный и методический, а также исследовательский) определяет преподаватель (научный руководитель) совместно со студентом. В связи с этим может быть несколько изменена формулировка темы. Кроме того, студент может избрать проблему для курсовой работы и в процессе работы над ней довести до уровня дипломной работы, усилив теоретический и практический (исследовательский) аспект. Темы работ могут стать также темами научных работ, представляемых на конкурс, и проблемами научно-методической работы начинающего педагога-воспитателя в школе. Многие темы, особенно методические, могут быть раскрыты на конкретном практическом материале. 1.1. Современные тенденции развития воспитания за ру Характерные особенности современной школы, их влияние на воспитание детей и молодежи. Прогрессивные идеи в теории воспитания и массовая практика воспитания детей (подростков). Личность современного педагога (воспитателя) в свете прогрессивных идей теории и практики воспитания. 1.2. Развитие отношений к окружающей жизни в зави Развитие в процессе воспитания отношений с окружающим миром в зависимости от половых различий. * Для консультирования можно обратиться к кн.: Бережкова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999. Методические материалы Воспитанность как результат воспитания. Воспитание как средство преодоления трудновоспи- туемости подростков. 1.3. Детство как период онтогенеза и процесс воспита Воспитание с учетом возрастных характеристик школьного детства. Организация и методика воспитания с учетом современных реалий детства. Экология детства и процесс воспитания. 1.4. Личность современного педагога-воспитателя: сла Методика и техника самоактуализации воспитателя в личной и профессионально-педагогической сфере. Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания. «Педагогика сотрудничества» в современной школе: миф и реальность. Своеобразие культурной позиции выдающихся педагогов (по выбору). Основы культуры педагогической деятельности воспитателя. Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания. Методика и техника составления собственной программы личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя и работа с ней. Профессионально-педагогический и личностный рост педагога во взаимодействии с детьми. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания. Консерватизм и новаторство в воспитательном процессе. Опыт «новых школ» в истории педагогики (с конца XIX века до наших дней) и современные инновационные процессы в воспитании.
Методические материалы Самоактуализация молодого педагога через приобщение к педагогической науке и практике воспитания. 2.1. Школьный педагог как стратег движущихся сил и 2.2. Понятие и сущность педагогической категории «лю Реализация принципов воспитания в подходе к разным категориям детей. Культуросообразность в истории педагогики и современная теория воспитания. 2.3. Теория и методика построения воспитательного про Возможности и проблемы самоактуализации личности школьника в условиях воспитательного процесса конкретной школы (по выбору студента). Самоактуализирующаяся личность педагога как условие сам о актуализации личности воспитанников. 2.4. Организация и методика преодоления «сопротивле 3.1. Психолого-педагогический анализ современных реалий детства; преодоление негативных влияний. Педагогизация среды воспитания в современной школе. Педагогическая культура воспитателя. Воспитатель как носитель культуры. Педагогическая позиция воспитателя в детской (молодежной) субкультуре. Методические материалы Методические материалы
Педагогическая культура школы (семьи, ближайшего окружения школьника) как феномен культуры. 3.2. Педагогическая культура семьи, ее воспитательный Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка (подростка). Семья как позитивный и негативный фактор развития личности. Современные реалии домашнего воспитания. 3.3. Коллектив как фактор развития личности. Методика и техника развития ученического коллектива в классе. Негативные явления в развитии ученического коллектива, их предупреждение и преодоление. Взаимодействие ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе. Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними. 3.4. Современное детское и молодежное движение как Детские организации и школа: проблемы взаимодействия. Воспитательный потенциал современных детских организаций. 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи: по 4.1. Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика. Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе. Специфика воспитания школьников на уроке и во внеурочной деятельности. 4.2. Психолого-педагогическая инструментовка дея Свободное общение детей как воспитывающая деятельность. Игра в процессе воспитания; 4.3. Организация и методика стимулирования здорово Личная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания. Самоактуализация личности педагога через личную программу здорового образа жизни. 4.4. Как воспитывает урок по... (учебному предмету). Учитель-предметник как воспитатель личности. Развитие коллектива учащихся в учебном процессе. Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно-ориентированного обучения. 4.5. Цель, назначение, содержание и методика работы 4.6. Специфика, содержание и методика работы осво Классный руководитель как лидер детского сообщества. Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе. Методические материалы Методические материалы
5.1. Позиция педагога-гуманиста в системе воспитатель Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей. Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей. Педагогическая поддержка в воспитательной работе с проблемным классом. Педагогическая поддержка как основа создания и развития ученического самоуправления. 5.2. Психолого-педагогически и анализ традиционных ме Роль и методика внушения в процессе воспитания. 5.3. Жизненные «точки опоры» как средство воспита Воспитание отношения к природе у городских и сельских детей. Приобщение к культуре в процессе воспитания как средство развенчания псевдокультуры и бескультурья. Использование окружающих ребенка (подростка) людей как средства воспитания. Развитие в процессе воспитания самоценности личности. Использование Интернета как позитивного средства воспитания. 5.4. Приемы педагогического воздействия на учащихся 5.5. Психолого-педагогическмй анализ современных вос 6.1. Психолого-педагогический анализ опыта конкретной (по выбору студента) воспитательной системы • школы. Педагогический коллектив школы как коллектив единомышленников. «Пакет школьных методик» изучения учащихся как слагаемое мастерства творческого педагога-воспитателя. Изучение динамики уровня воспитанности в школьные годы. Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности воспитания. Оригинальные (творческие, авторские) системы планирования в современной школе (на основе анализа опыта конкретных школ). Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий. Идеи и методика личностно-ориентированного воспитания в методике коллективного творческого дела. Организация и методика создания и развития ученического самоуправления в современной школе. Проблемы лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении. Личностно-ориентированное воспитание (основы теории и методики). Развитие индивидуальности школьника в личност-но-ориентированной коллективной творческой деятельности. Самовоспитание школьника в условиях самодеятельности. Развитие индивидуальности в условиях ученического самоуправления. Индивидуальность самоактуализирующейся личности и ее развитие. Психолого-педагогический анализ системы организационных форм воспитания в школе (классе). Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе. Методика и техника подготовки и проведения сложных интегрированных форм воспитательной работы. Методические материалы Методические материалы
6.8. Новое в работе классного руководителя с родителями учащихся. «Воспитание родителей» как проблема современной теории и методики воспитания. Творческие формы воспитательной работы с родителями в современной школе. Мы приводим список, далеко не полный, словарей, справочников, энциклопедий, которыми пользовались при раскрытии основных понятий, употребляемых в тексте пособия. Ими студент или начинающий педагог может воспользоваться, организуя свою собственную исследовательскую работу по теории и методике воспитания. Вулъфов В.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М., 2001. Гамезо М.В., Степаносова А.В., ХализеваЛ.М. Словарь-справочник по педагогической психолошии. М., 2001. Детство: краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиха-нова, Е.М. Рыбинского. М., 1996. Кашкаров С.Н. Адаптированный педагогический словарь. — М.: Гуманитарная гимназия № 1504, 1995. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога М., 1996. Крагкий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1993. Овчаренко В.И. Психолого-аналитический глоссарий. Минск, 1994. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964—1968. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. Российская педагогическая энциклопедия. М.. Т. 1 — 1993 Т. 2 - 1999. Российский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 2001. Селиванова Н.Л. Словарь-справочник основных понятий теории воспитательных систем. М., 2001. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. Степанов С,С. Психологический словарь для родителей. М 1995. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1999.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |