КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура и быт России XVII в
Крымское ханство перегородило р. Дон цепями, донские казаки лишились выхода в Азовское море, «походы за зипунами» в этом направлении прекратились. В 1666 г. казачий атаман Василий Ус с отрядом направился на Москву, грабя вотчины и поместья. Ус дошёл до Тулы, но отступил на Дон перед царской армией. Движущие силы восстания: казачество, крестьяне, холопы, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья. Недовольство народов Поволжья государственным гнётом. Соловецкое восстание («сидение») 1668–1676 гг. В Соловецком монастыре отбывали ссылку более 100 противников никоновской реформы, а также сподвижники Степана Разина, крестьяне, посадские люди. Они захватили власть в монастыре. Карательное войско (1 тыс. чел.) во главе со стрелецким сотником Чадуевым осадило монастырь. Оборону монастыря возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло не только религиозную, но и социальную окраску. Защищая старую веру, народ выражал протест и против социальной эксплуатации. После 8 лет осады монах-перебежчик Феоктист указал стрельцам тайный проход в стене. Монастырь был взят, его защитники перебиты. Из 500 человек в живых осталось 60. Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона. Патриарх Никон подчёркивал превосходство духовной власти над светской: «священство выше царства», поскольку патриарх представляет Бога, а светская власть – от Бога. «Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». Это привело к конфликту. В 1658 г. царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Никон заявил, что не желает быть патриархом в Москве, и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Церковный собор 1666–1667 г. поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никона сослали вначале в Ферапонтов, а затем – в Кирилло-Белозерский монастырь. Церковная власть подчинилась царю. Восстание Степана Разина (1670 – 1671 гг.). Причины: -закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.; -избыток на Дону беглых крестьян; Казачий атаман, уроженец станицы Зимовейской Степан Разин (ок. 1630–1671) в 1667–1669гг. совершил дерзкий поход «за зипунами» в Персию, опустошил побережье Каспийского моря, разбил персидские армию и флот. Затем Разин захватил Яицкий городок, разграбил караван судов царя, патриарха и купца В. Шорина. Весной 1670 г. Разин напал на русские земли. К нему примкнул Василий Ус. Разин рассылал «прелестные письма» (агитационные послания) с призывом к походу на бояр и дворян. Для привлечения народа Разин распустил ложный слух о том, что в его войске находятся царевич «Алексей Алексеевич» (сын царя, уже умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Главной целью похода была Москва, маршрутом – Волга. Повстанцы взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск. Уничтожая бояр и дворян, они вводили казацкое самоуправление. В Астрахани были казнены все знатные и богатые люди, престарелого воеводу И. Прозоровского сбросили «с раската» (крепостной стены), его 12-летнего сына повесили на стене вниз головой. Движение перекинулось на Соловки и Украину, где действовал младший брат Степана – Фрол Разин. Для подавления восстания царь направил 60-тысячное войско воевод Ю. Долгорукого и Ю. Барятинского. Они сурово карали восставших, повсюду стояли виселицы с повешенными. В октябре 1670 г. под Симбирском разинцы потерпели поражение. Раненый атаман бежал на Дон, в Кагальницкий городок. Однако домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, выдали Разина. После жестоких пыток летом 1671 г. его четвертовали в Москве. Фрол Разин, увидев муки брата, в ужасе выкрикнул «Слово и дело государево!». Его увели из-под топора палача, пытали, выясняя, где спрятаны награбленные сокровища, и казнили пять лет спустя в 1676 г. Причины поражения Степана Разина: -царистский характер восстания. Крестьяне верили в возможность улучшения жизни при новом «добром царе» (наивный монархизм); -стихийность, разрозненность и локальность движения; -слабое вооружение и плохая организованность повстанцев. Таким образом, народные движения XVII в., с одной стороны, играли роль ограничителя эксплуатации феодалов. Но, с другой стороны, подавление этих восстаний приводило к укреплению государственного аппарата, ужесточению законодательства. Сейчас происходит переосмысление значения крестьянских войн, отмечается их казацкое, вольно-бунтарское содержание. Подчёркивается негативное влияние крестьянских войн, а, по существу, казацко-крестьянских мятежей, на судьбы России. Даже в том случае, если бы разинцам удалось захватить Москву (в Китае, например, повстанцам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счёт захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа Степана Разина неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию государства.
**
.
В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе обмирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиозности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость». Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочинения о Смуте: «Временни́к» Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраамия Пáлицына, «Иное сказание» Ивана Катырёва-Ростовского. Авторы причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «провидéнию» (воле Бога). Обоснование принципов абсолютизма проявилось в трактате «Политика» хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонника идеи «славянского единства» под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он выдвинул программу преобразований, но был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. выехал из России. В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью». «Это был своеобразный русский вольнодумец на католической подкладке, – пишет В.О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипатией к византийско-церковной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева». Подьячий Посольского приказа Г.К. Котошихин, сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайловича». Он критически (но не всегда объективно) описывал московские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…». Устное народное творчество. Сказки, исторические песнисоздавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин. Летописание. В 1630 г. написана последняя летопись – «Новый летописец», охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты. Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, поэзия. Появились вымышленные персонажи. Бытовые повести: «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «Повести о Горе-Злосчастии» молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в монастыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре» рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту. Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорьиной». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин. Автобиографические повести: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком. Сатирические повести: «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице» имеютобличительный характер. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыстный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – судили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязинской челобитной» и «Повести о бражнике» критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства. Переводная художественная литература: «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…». Силлабическое стихосложение – стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоцкий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»). Силлабическая поэзия была тяжеловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное правление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе», комедии «Притча о блудном сыне». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин, Сильвестр (Симеон) Медведев. В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Куранты». Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государственного аппарата содействовало распространению просвещения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина, печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экземпляров разошлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа). В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лихýды (Иоанникий Лихýд, 1633–1717 и Софроний Лихýд, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, философия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила духовенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок. Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова. У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрельцов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни. Научные знания. В XVII в. шло накопление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименований печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха). Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова, «Описании новых земель, сиречь Сибирского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова, «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобладал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли. Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Исторические сочинения написали Ф. Грибоедов, типографский «справщик» (редактор) Поликарпов и автор «Скифской истории» Андрей Лызлов. Монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Синóпсис» (обозрение), в котором доказывал закономерность воссоединения Украины с Россией. Зодчество. Происходило обмирщение архитектуры – отход от церковной строгости и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: московские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.),ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове. Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Московского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный загородный дворец царя Алексея Михайловича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль. В г. Ивановесохранились постройки XVII в. – Успенская деревянная церковь и каменное здание – Щудрóвская палатка владельцев села князей Черкасских. Патриарх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить традиционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимског о монастыря под Москвой и Иверского монастыря на Валдае. В конце XVII в. под влиянием Западной Европы возник нарышкинский стиль, или «московское барокко». Характерные черты: устремлённость ввысь, многоярусность, сочетание краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Фил я х 1690–1693 гг., построена дядей Петра I – Л.К. Нарышкиным). Крепостной зодчий Яков Бухвóстов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве. Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа названа по фамилии заказчиков – купцов Строгановых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выписывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин, Истома Савин и др.). Художник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас нерукотворный» представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского» изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое женское тело – библейскую Вирсавию. Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева)(1630-е–1691)и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка. Процесс обмирщения выразился в стремлении к реализму в иконах и портретах. Возникла парсýна (от слова «персона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и светской живописи. Писались парсуны на деревянных досках, как иконы, но на них изображались светские люди («Князь Скопи́н-Шуйский», «Царь Фёдор Иоаннович»). В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву. Театр. Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать». При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксерксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались западные музыкальные инструменты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт. Быт. Жилище. Богатые и бедные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гравюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфортабельность избы: отопление «по-чёрному», маленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что касается построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побывавший в России в 1669 г. в составе шведского посольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...» Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церковного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в курении, секли кнутом и ссылали в Сибирь. Одежда была тяжёлая, меховая, с длинными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоноский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил являться во дворец в русской одежде, приказал сменить её на европейские кафтаны. Традиционные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и служилому, и дорожному времени не потребны». Питание. Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана. Развлечения. Царь и знатные люди были заядлыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути». Чтобы прокормить царских соколов и кречетов, крестьяне несли «голубиную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей. Таким образом, русская культура XVII в. развивалась под влиянием социальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры.
**
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |