КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преобразования Петра I в сфере культуры
Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту. Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. – Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой гражданский шрифт. В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости» (с 1728 г. – «Санкт-Петербургские ведомости»), открылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека. В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Северной войны («Гистория Свейской войны»). Пётр организовал регулярное почтовое сообщение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские землепроходцы достигли Курильских островов. Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир высмеивавал в стихах противников реформ. Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого. Архитектура. В 1703 г. началось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Трези́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был первый город России, застройка которого велась по заранее разработанному плану. Утверждается архитектурный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимствуются элементы западноевропейской архитектуры (готический шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата. От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича: Рим создан человеческой рукою, Венеция богами создана, Но каждый согласился бы со мной, Что Петербург построил Сатана... Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени: -Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини); -здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов); -Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель) Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петербургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Царское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, превзойти Версальский дворец французских королей. В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов), Меншикова башня (И. Зарудный). Живопись. Ведущее место занимают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные, в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники: -И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»); -А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»). - А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др. Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа. Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов. Быт. Причиной отсталости России царь-реформатор считал патриархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне платили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица. С целью обратить россиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтированные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи. На них следовало являться с жёнами и дочерьми. Это означало конец теремнóго затворничества русских женщин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса»), умения танцевать. Воспитание молодых дворян проходило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юности честное зерцáло, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.). Преобразования в области культуры позволили России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати зародилось низкопоклонство перед западной культурой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства. Таким образом, реформы Петра I трудно оценить однозначно. С одной стороны, реформы были непонятны и ненавистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В результате многочисленных войн население страны сократилось. С другой стороны, реформы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономического развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («прорубил окно в Европу»). Отношение Петра I к Европе было противоречивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом». В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы власти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоящему во главе государства – царю (императору).
**
.
.
.
.
.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 5307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |