Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рынка, его характерные черты и функции




ТЕМА 8. Общие основы рынка

8.1 Сущность рынка, его характерные черты и функции.

8.2 Структура рынка и его инфраструктура.

8.3 Рыночный механизм и его основные элементы.

8.4 Экономическая конкуренция, ее виды и функции.

8.5 Модели рынка и их характеристика.

 

 

Рынок – система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг на основе широкого использования разнообразных форм собственности, товарно-денежных и финансово-кредитных институтов.

Есть два сектора экономики: рыночный и нерыночный (бюджетный).

Соотношение между рыночным и бюджетным секторами обусловливается совокупностью факторов, присущих лишь той или иной стране. Оно изменяется на разных этапах эволюции экономической системы.

Рыночный сектор Нерыночный (бюджетный) сектор
Рынок – экономическая система, которая работает с целью прибыли: кто производит, что производится и в каком количестве – решает прибыль. Вырабатывает необходимые для общества товары и услуги, главная цель для него – не прибыль, а удовлетворение потребностей через производство общественных благ.
Это самовоспроизводственный сектор экономики. Не запрограммирован на самоокупаемость и самофинансирование и поэтому требует существования рыночного сектора.
Работает на удовлетворение экономического интереса. Работает на деньги, выделенные из бюджета.
Рыночный сектор сам зарабатывает и сам на свой риск тратит деньги. Тратит деньги строго по целевому назначению.

 

Изменение основы одного из секторов приводит к качественным изменениям общественного строя, затрагивает часть системы и влияет на преобладающее большинство субъектов экономики.

Условия возникновения рыночного хозяйства:

a. общественное разделение труда, базирующееся на специализации. Специализация определяется сравнительными преимуществами или меньшей альтернативной стоимостью производства;

b. экономическая обособленность субъектов хозяйствования обусловлена наличием разных форм собственности (что, сколько и как производить, решает сам товаропроизводитель);

c. величина трансакционных затрат определяет условия и границы деловой активности;

d. свободный обмен ресурсами, который обеспечивает свободное ценообразование и эффективное хозяйствование.

Рынок – неотъемлемая часть товарного производства. Он обеспечивает движение товаров и денег (Д-Т-Д и Т-Д-Т). Через рынок осуществляется большая часть экономических процессов. Это специфическая форма экономических взаимоотношений, которая связывает между собой разных хозяйствующих субъектов.

Для современного рынка характерны следующие черты:

a. экономическая свобода, формами проявления которой являются:

b. свобода выбора сферы приложения своих способностей;

c. свобода выбора сферы применения своего капитала;

d. свобода выбора партнеров;

e. свобода ценообразования;

f. свобода выбора степени риска хозяйственной деятельности;

g. полная ответственность за свои решения и их последствия;

h. конкуренция;

i. мобильность ресурсов;

j. автономность действия участников рынка;

k. исчерпывающая информированность субъектов рынка;

l. социализация и глобализация экономических связей.

Конкуренция означает, что то, чем занимается один субъект хозяйственной деятельности, могут свободно заниматься и другие субъекты. Конкуренция является стимулом экономического развития и в то же время в процессе своей эволюции порождает монополизм, который ограничивает и деформирует конкуренцию.

Формы конкуренции можно классифицировать по разным критериям:

1) по субъектам:

- между производителями и потребителями;

- между производителями однородной продукции;

- между производителями разнородной продукции;

- между собственниками капитала и рабочей силой;

- между собственниками капитала и государством;

- между монополизированным и немонополизированным секторами;

- между монополиями и внутри монополий;

2) в зависимости от рыночных форм:

- совершенная;

- несовершенная;

3) по объектам:

- за ресурсы, рынки сбыта;

- за право первоочередного владения информацией;

4) в зависимости от законности:

- добросовестная;

- недобросовестная;

5) в зависимости от рыночной власти:

- свободная;

- олигополистическая;

- чистая монополия;

- монополистическая конкуренция

Мобильность ресурсов означает:

- способность работников на протяжении трудовой деятельности изменять сферу использования их способностей, структуру производства;

- альтернативность использования таких ресурсов как земля, капитал, связанных с изменением структуры производства, потребностью и ограниченностью ресурсов;

- расширение сферы свободного движения значительной части ресурсов, связанное с новыми транспортными и информационными возможностями.

Информированность участников рынка обеспечивается за счет использования прогрессивных новейших технологий, в частности Интернета, где быстро можно получить достоверную информацию из любой точки планеты. Цена и ценность информации с развитием рынка возрастает. Продавцы, выдающие недостающую информацию, несут полную экономическую ответственность за возможные негативные последствия ее использования. Главными проблемами в этой отрасли на современном этапе являются: защита частной жизни; защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации; защита государственной тайны.

Автономность (обособленность) действий участников рынка предусматривает свободный выбор ими экономической деятельности и полную ответственность за ее последствия.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы по самым разнообразным критериям, образуют систему рынков.

Принципы функционирования рынка:

- безграничность человеческих потребностей;

- ограниченность ресурсов;

- альтернативность выбора;

- рациональность поведения хозяйствующих субъектов, стремящихся получить максимальную прибыль;

- эгоистичность индивидуализма, т.е., что выгодно индивиду – выгодно обществу;

Этапы формирования рынка:

- классический свободный рынок до середины XIX в;

- регулированный рынок (середина XIX в. – 50-е гг. ХХ в.);

- социально-ориентированный рынок, в котором, кроме механизма регулирования, государство берет на себя функции социальной защиты населения.

Основными субъектами рыночной экономики являются: домашние хозяйства; предприниматели; государство.

Домохозяйства как собственники экономических ресурсов работают на рынке ресурсов факторов производства, получают доходы от проданных товаров, используют доходы для приобретения потребительских товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей.

Предприниматели предъявляют спрос на ресурсы, предлагают товары для предпринимательского и государственного секторов экономики (средства производства и производственные услуги), для домохозяйств (потребительские товары и услуги), инвестируют полученные доходы).

Государство:

- предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления экономической деятельности в государственном секторе экономики;

- предъявляет спрос на средства производства для производства общественных и иных благ;

- предлагает деньги и предъявляет спрос на них;

- предлагает общественные блага без непосредственной оплаты их, что способствует продуктивности предпринимательского сектора и уменьшает расходы на потребление домохозяйств;

- осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.