Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая конкуренция, ее виды и функции




Важным слагаемым рыночного механизма, кроме законов стоимости, спроса, предложения является конкуренция.

экономическая конкуренция (конкуренция) – состязание между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.

Рынок и механизм его действия не могут существовать без развитых форм конкуренции.

Конкуренция по своей природе выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя активно внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда – все это для снижения себестоимости продукции и улучшения ее качества.

Конкуренция означает экономическое соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг для удовлетворения интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, предоставлением услуг одним и тем же потребителям.

Основными задачами конкуренции являются:

-завоевать рынок в борьбе за потребителя;

-перебороть, подавить своих конкурентов;

-обеспечить получение постоянной прибыли.

Становление рыночной экономики обусловливается появлением свободной конкуренции.

Условия возникновения конкуренции:

a. наличие на рынке огромного количества производителей какого-либо конкурентного продукта или ресурса. Если производство сосредоточивается в одних руках, как в условиях командно-административной системы, при которой существует доминирование одного производителя – государства, тогда возникает монополия, которая противоречит конкуренции;

b. свобода производителя в выборе хозяйственной деятельности, количестве выпускаемой продукции и ее качестве. Каждый товаропроизводитель самостоятельно отвечает на три главные вопроса экономики: что, как, сколько и для кого производить;

c. соответствие между спросом и предложением, там, где есть дефицит, нет свободной конкуренции;

d. наличие рынка средств производства.

В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая, по сути, является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Выбор деятельности показывает только возможности производства. Для того, чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства.

Конкуренция имеет как позитивные, так и негативные черты.

Негативные черты конкуренции заключаются в том, что мелкие производители вытесняются крупным капиталом: одни разоряются, другие обогащаются, усиливаются социальное и имущественное расслоение населения, растет безработица, усиливается инфляция.

Позитивными чертами конкуренции являются:

- конкуренция – движущая сила рыночной. В условиях конкуренции выигрывает тот, кто производит качественную продукцию при наименьших затратах производства благодаря использованию научно-технических достижений, передовой организации производства;

- полезна для общества, т.к. стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов, побуждает постоянно обновлять ассортимент продукции, следить за достижениями НТП и быстро внедрять их в производство;

- избавлена от субъективных недостатков. Результаты ее оценивают сами потребители, отдавая преимущество тем товарам, которые, с точки зрения потребителя, приносят им большее удовлетворение. Конкуренция является процессом-причиной, которая обусловливает создание стоимости.

В своем развитии конкуренция прошла сложнейший эволюционный путь усовершенствования – от простых к сложным формам. Ее зарождение относят к периоду возникновения простого товарного производства. Конкуренция между простыми товаропроизводителями (ремесленниками, крестьянами) ориентирована на общественную (рыночную) стоимость товара.

Наиболее быстро конкуренция начинает развиваться с переходом к развитому товарному производству.

Для рыночного хозяйства XVIII в. была характерна свободная конкуренция. На рубеже XIX-XX вв конкуренция во всех странах действовала как одна из динамичных сил экономического прогресса. На протяжении ХХ в. во всех развитых странах мира был введен механизм регулирования конкуренции.

Роль конкуренции в рыночной экономике проявляется через ее функции: регулирования, мотивации, распределения (прибыли в соответствии с эффективностью их вклада, что соответствует главному принципу конкурентной борьбы – награда за затраты).

Функция контроля ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, предприниматель может назначить высокую цену, но конкуренция дает покупателям возможность выбрать среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Выполняя эфу функцию, конкуренция непосредственно влияет на эффективность производства, повышая его технический уровень, обеспечивает качество и расширение номенклатуры продукции.

Конкуренция побуждает к действию разнообразные стратегии конкурентной борьбы.

Существуют различные формы конкуренции: внутриотраслевая, межотраслевая, международная.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества продукции;

- снижение цены;

- реклама;

- развитие до- и послепродажного обслуживания;

- создание новых товаров и услуг на основе использования достижений НТР.

Добросовестная конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую.

Нечестная конкуренция – это деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение господствующего положения на рынке с помощью обмана потребителей, партнеров и государства.

Методами нечестной конкуренции являются:

- дезинформация потребителя о потребительских свойствах товара (класс, сорт, качество);

- переманивание ведущих специалистов путем подкупа, установления более высоких окладов;

- нарушение законов.

Недобросовестная конкуренция является антиподом конкурен­ции.

Недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросрвестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической.

Исходя из определения недобросовестной конкуренции для того, чтобы признать нарушения конкуренции, требуется доказать наличие трех условий. Причем, если одного из этих условий нет (не доказано), то нет и нарушения.

Получение преимущества. Действия, которые предположительно являются нарушением конкурентной борьбы, прежде всего должны иметь четкую направленность на приобретение каких-либо преимуществ предпринимательской деятельности. При этом важно отметить, что доказывать стремление конкурента получить такие преимущества не требуется.

Наиболее частным примером получения преимущества является сокращение затрат на вывод на рынок товара, его позиционирование, рекламу и иное продвижение.

Нарушение законодательства либо обычаев делового оборота. Действия конкурента должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. При этом, если действия противоречат законодательству, оценка их с точки зрения делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости не требуется.

Кроме того, оцениваемые действия не могут классифицироваться как противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если эти действия предписаны нормами действующего законодательства. Иными словами, для доказательства второго признака недобросовестной конкуренции нужно доказать либо нарушение закона, либо нарушение этики бизнеса.

Убытки. Действия конкурентов должны причинить или должны быть способны причинить убытки другим конкурентам либо нанести или быть способными нанести ущерб их деловой репутации. Следует заметить, что наступление вредных последствий должно быть непосредственным, а не опосредованным и/или побочным результатом рассматриваемых действий, однако не исключается вероятность причинения ущерба клиентуре.

Формы недобросовестной конкуренции:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

В экономической литературе дано научное определение недобросовестной конкуренции как нарушения правил поведения, которые сложились, широко применяются в предпринимательстве и признаются предпри­нимателями как обязательные деловые нормы, которые наносят вред отношениям добросовестной конкуренции и свободы в предпринимательской деятельности..

.

Совершенная конкуренция предусматривает неограниченное количество продавцов (производителей) товаров одинакового качества; часть каждого производителя настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену.

Рыночная цена формируется на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, при этом государство не контролирует цены.

Монополистическая конкуренция возникает в условиях сбыта многими фирмами подобных или идентичных товаров.

Она схожа с совершенной конкуренцией по трем аспектам:

- множество продавцов и покупателей;

- свободные вход и выход с рынка;

- фирмы устанавливают цены в диапазоне, установленном другими фирмами.

Отличие в том, что продукция монополий дифференцирована.

Олигополия – тип рыночной структуры, где несколько больших фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию.

Монопсония – тип рыночной структуры, при котором существует монополия одного покупателя товара.

Олигопсония – небольшая, узкоспециализированная группа покупателей некоторого товара.

Дуополия – два поставщика товара и между ними отсутствует договор о ценах, рынках сбыта.

Билатеральная монополия – рыночная структура, при которой возникает противоборство одного поставщика и одного потребителя (возникает на рынке электроэнергии, водо- и газоснабжения).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.