Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение, закон предложения




Предложение – это объем товаров и услуг, который производители хотят и могут поставить на рынок по различным ценам за определенный период.

Причинно-следственная связь между ценой и объемом товаров (услуг), который товаропроизводители готовы поставить на рынок, выражается законом предложения.

Содержание закона предложения состоит в том, что чем выше цена товара (при прочих равных условиях), тем больше товара по такой цене готовы поставить на рынок в продажу за какой-то промежуток времени товаропроизводители, и наоборот, чем ниже цена товара, тем меньше товаров производитель захочет и сможет поставить на рынок.

Из сказанного вытекает прямая зависимость между ценой и предложением товара.

Цена за 1 кг, рубль Предложение товара в течение недели
   
   
   
   
   

 

На основании данных таблицы строим график:

 
 

 


Рис. 3. Кривая предложения

 

Рыночное предложение определяют как общую сумму индивидуальных предложений, а кривая рыночного предложения складывается из совокупности индивидуальных объемов товаров, предложенных всеми производителями этого товара по данной цене.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

- технологический прогресс. Использование новых технологий в производстве товаров дает возможность уменьшить время производства, снизить себестоимость единицы продукции. Это способствует увеличению предложения товаров на рынке;

- изменение цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы приводит к увеличению затрат производства, росту себестоимости продукции, что уменьшает предложение;

- изменение цен на родственные товары, например, цена на маргарин растет, а на йогурты не изменяется, то предприниматель, производящий йогурты, будет искать альтернативный способ использования своих ресурсов и постарается их направить на производство маргарина, уменьшив производство йогуртов.

 

Изменения в бюджетно-налоговой политике

В случае роста ставки налогообложения кривая рыночного предложения сместится влево, т.е. предложение уменьшится.

Если вырастут трансферты бизнеса, предложение увеличится, кривая сместится вправо.

Оптимистические ожидания предпринимателей смещают кривую вправо, а пессимистические – влево.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием цены на один процент.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и ΔQ<0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус: или модуль .

Спрос называется эластичным, когда , что означает, что спрос растет или падает быстрее цены; неэластичным, когда , т.е. спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, т.е. , то спрос неэластичный; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, т.е. .

Иногда изменение цены приводит к снижению спроса на товары, а рост цены – к повышению спроса на него (товар Гиффена). Товар Гиффена – низший товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место и имеющий кривую спроса с положительным наклоном.

Факторы, влияющие на эластичность:

- наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;

- удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса);

- размер дохода .

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Е1<0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным заменить его другим, более качественным товаром.

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Е1>0), то благо является нормальным. Если 0<Е1<1, то спрос на благо растет медленнее, чем доход, что типично для благ первой необходимости. При Е1<1 спрос на благо отражает рост дохода и не имеет насыщения (предметы роскоши).

Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей 1 (0<Е1<1), должно существовать благо с Е1>1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля;

- качество товара;

- размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос;

- ожидания потребителей.

Перекрестная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

.

Если >0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если <0, то – взаимодополняемые.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.

.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (=0).

В условиях короткого периода предложение более эластично; в условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирмы и правительства.

В случае эластичности спроса большая часть налога выплачивается производителем, неэластичного спроса – потребителем. Если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителя; при неэластичном предложении – на производителей.

Выходя на рынок, продавцы и покупатели планируют свою деятельность, опираясь на собственным опыт и информацию, которую им дает рынок через цены. Такое планирование каждый субъект осуществляет обособленно.

Ситуация на рынке, когда производители предлагают за определенную цену столько товара, сколько могут купить потребители, называется рыночным равновесием, т.е рыночное равновесие устанавливается тогда, когда СП=ПР.

 

 
 

 


Рис. 4. Взаимодействие спроса и предложения

 

На графике (рис. 4) равновесие находится в т.N, где пересекаются кривая спроса D и кривая предложения S. Этой точке равновесия соответствует равновесная цена PN и равновесный объем спроса и предложения QN.

Равновесная цена – это цена, по которой вследствие действия конкурентных сил продавцы предлагают столько товаров, сколько покупатели готовы купить.

Если цена поднимется выше равновесного уровня, т.е. сместится до т.PM, то на рынке произойдут изменения: объем спроса уменьшится, сместившись влево от QN до PM, а предложение возрастет QN до QSM. Возникнет излишек предложенных товаров. Если цена опустится ниже равновесной, то спрос возрастет от QN до QDK, а предложение изменится с QN до QSK, возникнет дефицит товаров на рынке. Для установления равновесия в первом случае цена должна снизиться, а во втором – возрасти и вернуться в т.PN.

Цена равновесия означает, что покупатели сориентированы продолжать покупать товары в тех объемах, в которых производители соглашаются продолжать поставки их на рынок.

Цена, по которой товар реально продается и покупается, называется рыночной и необязательно совпадает с равновесной ценой.

Продажная (рыночная) цена может меняться от следки к следке, завися от желания конкретных продавцов и покупателей.

Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

1) ориентирующую, которая состоит в том, что цена дает информацию для продавцов и покупателей;

2) учетную – является средством учета общественно необходимого труда, что позволяет производить эквивалентный обмен;

3) распределительную, которая реализуется в ходе внутри- и межотраслевой конкуренции; распределение доходов между участниками рыночной экономики;

4) стимулирующую – рыночная цена способствует наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен. Помехами этому могут быть инфляция и монополия, искажающие подлинную динамику цен.

Систему цен в современной экономике можно свести к трем основным видам цен:

a. государственные, устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) – ресурсы, социально-значимые товары;

b. договорные, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца;

c. мировые цены, применяемые в международной торговле, отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок.

Расчет мировых цен производится на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Уровень цен – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.

Уровень цен выражается в виде индекса, который определяется как соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой данного набора товаров и услуг в базовом периоде.

Различают частичное и общее равновесие рынка.

Цены на товары пребывают в постоянном движении: смена цен на один товар влияет на объем спроса и предложения на другой товар, а это, в свою очередь, влияет на равновесную цену.

Когда вся система цен находится в стадии равновесия, тогда наступает общее равновесие рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.