Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.12.Общие принципы контроллинга как современной концепции экономического управления предприятием




 

Контроллинг — это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функциониро­вания предприятия и его структурных подразделений. Служба контрол­линга стремится так управлять процессами текущего анализа и регули­рования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда фун­кции управления предприятием делегированы его отделам и служ­бам. В этом случае он поможет им в достижении максимально воз­можного общего положительного смысле контроллинг, как наука об успешном управлении пред­приятием, является инструментарием рыночной экономики, которой снижается необходимость в централизованном админи­стрировании.

На первой стадии внедрения системы контроллинга его инстру­ментарий своевременно сигнализирует о том, возникают ли негатив­ные отклонения, чтобы своевременно принять противодействующие меры. Но это лишь начало. В итоге контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей ко­торых является повышение ответственности каждого отдельного ра­ботника.

Системный подход в контроллинге позволяет эффективно уп­равлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современ­ное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контрол­линга.

В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, конт­ролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

В ближайшее время и в России контроллинг должен занять дос­тойное место в системе управления предприятием. Этому реально дол­жна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ори­ентирована на реформирование организации. Стратегия реформирова­ния, антикризисного управления предполагает внедрение в реформи­руемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного пла­нирования с системой контроллинга.

Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой про­дукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются служ­бами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.

Уже сегодня можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.

Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнес-пла­нированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным ме­неджментом.

При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина «контроллинг».

Данный термин рожден от английского глагола «to control». На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономи­ческом аспекте означает «управление» и «наблюдение». Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

В современной экономической литературе приводится достаточ­но много разнообразных определений контроллинга.

Контроллинг —руководящая концепция эффективного управ­ления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования.

Э. Майер «Контроллинг — система управления».

Э. Майер, Р. Манн Контроллинг — функция в поддержку менеджмента.

Р. Герсне Контроллинг — управление прибылью. Контроллинг — функция, организованная в поддержку руко­водству.

П. Хорват

Контроллинг нельзя отождествлять с функцией контроля, т.к. последняя выполняет лишь незначительную частную функцию контрол­линга.

Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки сис­темы менеджмента и занимается:

• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стра­тегий);

• сбором, анализом внутренней и внешней информации;

• целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Контроллинг призван создать систему эффективного управле­ния фирмой, направленную на поступательное, эффективное, экономич­ное и рентабельное ее развитие.

В последние годы усиливается акцент определения контроллин­га как системы информационного обеспечения для системы эффек­тивного управления фирмой.

Такое разнообразие подходов объясняется историческими, эко­номическими и национальными особенностями развития систем кон­троллинга.

Сегодня не вызывает споров и сомнений, что контроллинг — важнейшая функция управления и поддержки управления.

Целью контроллинга является реализация глобальных и локаль­ных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из выше­сказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга — произ­водная от целей самого предприятия.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следу­ющим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и про­гнозирования;

• регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

управление (проведение мероприятий по подготовке, корректиров­ке стратегий и задач).

Концепция контроллинга ориентирована на «узкие места».

Узкое место — наиболее слабое звено предприятия. «Узким местом» может быть рынок сбыта, производство, ликвидность и др.

«Узкие места» на практике являются сдерживающими фактора­ми поступательного развития предприятия. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами «узких мест».

Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, которые целесообразно сформировать в единый интегрированный банк технико-экономических данных.

Следует заметить, что среди специалистов по контроллингу нет единства во мнениях по вопросам целей и ориен­тации на результат.

Х.-Ю. Кюппер считает целью контроллинга координацию сис­темы управления предприятия. Контроллинг в соответствии с позици­ей автора ориентирован на систему целей.

Д. Шнайдер выступает за ограничение функций контроллинга (разработка и координация отдельных планов; внутрипроизводствен­ный учет и контроль).

Т. Райхман поддерживает позицию экономистов по ориентации контроллинга на результат. В соответствии с этой концепцией выделя­ет в качестве главной задачи сбор, обработку информации, координа­цию и контроль за выполнением планов.

И. Вербер, поддерживая концепции П. Хорвата и Х.-Ю. Кюппе-ра, считает, что контроллинг должен выполнять функции поддержки руководства.

И. Вербер и Х.-Ю. Кюппер считают, что контроллинг не должен быть связан с процессом постановки цели.

Обилие подходов говорит о том, что контроллинг как система имеет ряд школ, ряд различающихся по многим параметрам концеп­ций. В этой связи имеют право на существование и российские концеп­ции, которые учитывали бы ряд особенностей в учете, анализе и управле­нии в нашей стране. В данной книге описана одна из таких концепций.

В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

По немецкой концепции центральные задачи контроллинга вклю­чают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:

• документальной;

• плановой;

• контрольной.

В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немец­кой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля.

По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллин­га может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом га­рантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделя­ется задача реализации функций информационного обеспечения, ори­ентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей произ­водственного и финансового учета.

Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга:

1. Пользовательские задачи:

• планирование и контроль на предприятии (планово-контрольные рас­четы):

• планирование и контроль целей;

• стратегические планирование и контроль;

• оперативные планирование и контроль;

• координация всех частных планов;

• учет и отчетность;

• информация:

• формирование внутренней отчетности для различных групп за­интересованных пользователей;

2. Организационные задачи:

• принятие решений;

• участие в принятии решений.

В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следу­ющую систему разграничения задач контроллинга:

Рис.6. Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану)

 

Приведенная на рис. 6. система разграничения задач контрол­линга может быть адаптирована и к американской концепции, и к россий­ской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведен­ных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

Классификация задач контроллинга

1. Генеральное целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней среды;

• выработка альтернативных локальных целей и стратегий;

• многовариантное планирование;

• система показателей системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое планирование:

• портфельные матрицы;

• инвестиционные планы и проекты;

• инновационные планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый и управленческий учет:

• анализ эффективности производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

6. Ревизия и другие штабные функции:

• планирование и контроль по местам возникновения затрат;

• внутренний аудит.

 

Для решения поставленных задач в экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг.

Таким образом, можно привести следующую градацию плани­рования и контроллинга:

• генеральное целевое;

• стратегическое;

• оперативное.

В соответствии с этим можно выделить следующую группиров­ку задач и инструментов контроллинга (за основу взяты разработки Д. Хана) (рис. 7):

 

 

Задачи Инструменты
1. Анализ и прогнозирование   • Система показателей планирования и контроллинга; • бенгмаркетинг (анализ и сравнение с конкурентами); • контроллинг внешней и внутрен­ней Среды; • контроллинг жизненного цикла продукции; • система раннего предупреждения; • разработка сценариев.  
2. Планирование простоев. Планирование продукта t   • Техника сетевого планирования; • функционально-стоимостный анализ; • анализ затрат и результатов; • калькуляция проектов и продукции; • определение целевых и предельных издержек; • анализ эффективности; • учет затрат по местам их возникно­вения; • break-even-analis; • одноступенчатый и многоступенча­тый анализ покрытия издержек.  
3. Планирование функциональных областей деятельности   • Анализ накладных расходов; • бюджетирование; • анализ затрат и результатов; • анализ эффективности; • калькулирование; • учет затрат по местам их возникно­вения.  
4. Планирование производст­венной программы   • Портфельный анализ; • анализ безубыточности; ' • анализ эффективности; • ступенчатый расчет суммы покры­тия; • имитационное моделирование; • линейное программирование.  

 

Рис. 7. Задачи и инструменты контроллинга.

 

Все приведенные инструменты контроллинга должны быть дос­таточно гибкими, способными адаптироваться к конкретным услови­ям, регионам, производствам.

На основе вышеописанного можно сделать следующий важный вывод: под системой контроллинга следует понимать совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.