КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.12.Общие принципы контроллинга как современной концепции экономического управления предприятием
Контроллинг — это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимально возможного общего положительного смысле контроллинг, как наука об успешном управлении предприятием, является инструментарием рыночной экономики, которой снижается необходимость в централизованном администрировании. На первой стадии внедрения системы контроллинга его инструментарий своевременно сигнализирует о том, возникают ли негативные отклонения, чтобы своевременно принять противодействующие меры. Но это лишь начало. В итоге контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей которых является повышение ответственности каждого отдельного работника. Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.
В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности. В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга. Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП. Уже сегодня можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах. Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнес-планированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина «контроллинг». Данный термин рожден от английского глагола «to control». На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает «управление» и «наблюдение». Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга. Контроллинг —руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. Э. Майер «Контроллинг — система управления». Э. Майер, Р. Манн Контроллинг — функция в поддержку менеджмента. Р. Герсне Контроллинг — управление прибылью. Контроллинг — функция, организованная в поддержку руководству. П. Хорват Контроллинг нельзя отождествлять с функцией контроля, т.к. последняя выполняет лишь незначительную частную функцию контроллинга. Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается: • планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий); • сбором, анализом внутренней и внешней информации; • целенаправленным управлением, координацией и контролем. Контроллинг призван создать систему эффективного управления фирмой, направленную на поступательное, эффективное, экономичное и рентабельное ее развитие. В последние годы усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения для системы эффективного управления фирмой. Такое разнообразие подходов объясняется историческими, экономическими и национальными особенностями развития систем контроллинга. Сегодня не вызывает споров и сомнений, что контроллинг — важнейшая функция управления и поддержки управления. Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга — производная от целей самого предприятия. Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом: • информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования; • регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
• выполнение функции интеграции, системной организации и координации; • планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное); • контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков); управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач). Концепция контроллинга ориентирована на «узкие места». Узкое место — наиболее слабое звено предприятия. «Узким местом» может быть рынок сбыта, производство, ликвидность и др. «Узкие места» на практике являются сдерживающими факторами поступательного развития предприятия. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами «узких мест». Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, которые целесообразно сформировать в единый интегрированный банк технико-экономических данных. Следует заметить, что среди специалистов по контроллингу нет единства во мнениях по вопросам целей и ориентации на результат. Х.-Ю. Кюппер считает целью контроллинга координацию системы управления предприятия. Контроллинг в соответствии с позицией автора ориентирован на систему целей. Д. Шнайдер выступает за ограничение функций контроллинга (разработка и координация отдельных планов; внутрипроизводственный учет и контроль). Т. Райхман поддерживает позицию экономистов по ориентации контроллинга на результат. В соответствии с этой концепцией выделяет в качестве главной задачи сбор, обработку информации, координацию и контроль за выполнением планов. И. Вербер, поддерживая концепции П. Хорвата и Х.-Ю. Кюппе-ра, считает, что контроллинг должен выполнять функции поддержки руководства. И. Вербер и Х.-Ю. Кюппер считают, что контроллинг не должен быть связан с процессом постановки цели. Обилие подходов говорит о том, что контроллинг как система имеет ряд школ, ряд различающихся по многим параметрам концепций. В этой связи имеют право на существование и российские концепции, которые учитывали бы ряд особенностей в учете, анализе и управлении в нашей стране. В данной книге описана одна из таких концепций.
В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах: • документальной; • плановой; • контрольной. В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки. Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего учета, планирования, контроля. По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета. Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга: 1. Пользовательские задачи: • планирование и контроль на предприятии (планово-контрольные расчеты): • планирование и контроль целей; • стратегические планирование и контроль; • оперативные планирование и контроль; • координация всех частных планов; • учет и отчетность; • информация: • формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей; 2. Организационные задачи: • принятие решений; • участие в принятии решений. В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга: Рис.6. Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану)
Приведенная на рис. 6. система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга: Классификация задач контроллинга 1. Генеральное целевое планирование: • анализ и контроль внутренней и внешней среды; • выработка альтернативных локальных целей и стратегий; • многовариантное планирование; • система показателей системы планирования и контроллинга. 2. Оперативное планирование: • планирование и контроль программы; • имитационное моделирование; • реинжиниринг бизнеса. 3. Стратегическое планирование: • портфельные матрицы; • инвестиционные планы и проекты; • инновационные планы; • расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа); • анализ и контроль внешней и внутренней среды; • разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий; 4. Финансовый и управленческий учет: • анализ эффективности производства; • анализ платежеспособности; • анализ рентабельности; • анализ ROI; • анализ производственного результата. 5. Сбыт. Производство. Снабжение: • реинжиниринг; • функционально-стоимостный анализ; • покрытие издержек; • управление ассортиментной политикой; • анализ безубыточности. 6. Ревизия и другие штабные функции: • планирование и контроль по местам возникновения затрат; • внутренний аудит.
Для решения поставленных задач в экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг. Таким образом, можно привести следующую градацию планирования и контроллинга: • генеральное целевое; • стратегическое; • оперативное. В соответствии с этим можно выделить следующую группировку задач и инструментов контроллинга (за основу взяты разработки Д. Хана) (рис. 7):
Рис. 7. Задачи и инструменты контроллинга.
Все приведенные инструменты контроллинга должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к конкретным условиям, регионам, производствам. На основе вышеописанного можно сделать следующий важный вывод: под системой контроллинга следует понимать совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |