Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические идеи М.Лютера




 

Идейным вдохновителем и крупнейшим идеологом Реформации стал немецкий теолог, бывший монах августинского ордена Мартин Лютер (1483 – 1546). Сын саксонского горного мастера, рано переживший разочарование в жизни (из - за осознания непреодолимой греховности человека) и ушедший после этого в доминиканский монастырь. Впоследствии курфюрст саксонский Фридрих Мудрый пригласил его на должность профессора созданного им в г. Виттенберге университета. Его заслуга состоит в формулировке религиозных и политических лозунгов, которые сплотили сторонников Реформации на первом ее этапе. Собственно Реформация началась с того, что Лютер (в ответ на решение папы Римского продать в Германии очередную партию индульгенций для строительства собора св. Петра в Риме) прикрепил к воду к одной из церквей города Виттенберга свои знаменитые «95 тезисов» (в которой он осудил несовместимые с духом христианства папские индульгенции, и прежде всего – порядки и нравы римской курии), и той реакции, которую они вызвали. При этом политические позиции самого Лютера менялись – так, первоначально он обращался к недовольному существующими порядками рыцарству с призывом созвать собор, лишить папу светской власти и провести реформу церкви, защищал земледельцев против купцов («Всякий, кто владеет сотней гульденов, может ежегодно сожрать одного мужика, сидя за печкой и угощаясь пирогом»). Однако, получив поддержку от светских князей, в ситуации разгоревшейся Великой крестьянской войны Лютер в своих посланиях призывает убивать восставших как бешеных собак. Лютеровская программа реформы церкви получила закрепление в т.н. Аугсбургском вероисповедании (1555), ставшем своеобразным компромиссом между сторонниками и противниками Реформации. Собственно политическое сочинение у Лютера одно – «О светской власти», но политические идеи широко присутствуют практически во всех его трудах («Разговор об отпущениях и милости», «К дворянству германской нации», и др.) и многочисленных посланиях.

Основные моменты религиозно - политического учения Мартина Лютера:

1) Спасение человека от вечных мук достигается только верой - т.е. каждый верующий оправдывается лично перед Богом и не нуждается для этого в услугах католической церкви (т.н. идея «всеобщего священства»: «благодаря крещению все посвящены в священники»);

2) Люди обязаны рабски повиноваться и служить только Богу, и никто из людей не имеет превосходства над себе подобными (т.е. священники ничем не лучше мирян, а деление на сословия бессмысленно) – в такой своеобразной форме Лютер высказал идею о правовом равенстве людей;

3) Человек может искупить свой грех и отдать свой долг Богу не служа и вверяя себя церкви, а оставаясь мирянином и хорошо выполняя свою работу (немецкое «Беруф» – одновременно профессия и призвание);

4) Светские власти и используемое ими насилие необходимы, поскольку человек в силу своей испорченности грехом не может сам вести христианский образ жизни и соблюдать законы: т.о, задача церкви – снискать людям спасение, задача светской власти – поддерживать общий правопорядок;

5) Государство одновременно опирается на естественное и божественное право: естественное право (т.е. обычные законы) позволят государству управлять поведением и имуществом людей, а божественное (т.е. воля и установления Бога) требуют предоставить каждому человеку свободу в делах веры (ибо «Нелепо и невозможно принудить верить так, а не иначе» - тем самым утверждается принцип «свободы совести»);

6) В сфере естественного права светской власти следует руководствоваться принципами эффективности и целесообразности (raison d/Etat), опираясь на разумное насилие – действовать «мечом и спомощью принудительных законов» (т.е. Лютер выделяет политику в отдельную сферу жизни и оправдывает государственное насилие);

7) Государи должны владеть законодательством не хуже, чем мечом, и одновременно помнить, что законы не всесильны;

8) Власть монарха или князя – не привилегия, а наложенная Богом обязанность служить интересам своих подданных (т.е. монарх выступает как глава национальной церкви);

9) Социальное неравенство неизбежно из - за греховности людей, а обязанность подданых состоит в безропотном служении своему государю.

Таким образом, применительно к своей собственной эпохи М.Лютер отказывается от какого – либо радикального переустройства германской государственности, его идеал – свободная от церковных ограничений светская княжеская власть (т.н. княжеский абсолютизм, установленный Аугсбургским миром на основе принципа «чья земля – того и вера», де – юре упразднивший «Священную Римскую империю» и на долгое время закрепивший раздробленность Германии). При этом на перспективу его доктрина Новизна его учения состоит в пропаганде принципов автономии (самостоятельности) светской власти, свободы совести и правого равенства граждан (плюс культ государственности). Это умеренно – буржуазная по своему духу идеология, те идеи, которые будут далее развиты и воплощены в ходе развития капитализма и буржуазных революций.

После развертывания крестьянской войны Лютер отказался от своего радикализма, призывал восставшие низы слоить оружие, обещая небесые кары.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.