КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое учение Н.Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) выдающийся итальянский политический мыслитель, политик и дипломат. Выходец из обедневшей дворянской семьи, он, тем не менее, сумел получить качественное юридическое образование, знал языки (латынь, и, судя по всему, греческий). В течение 14 лет был секретарем Совета 10 Флорентийской республики, и в качестве посланника побывал при дворах папы римского Юлия Второго, германского императора Максимилиана, французского короля Людовика 12, знаменитого правителя области Романья Чезаре Борджа. После свержения республики и утверждения во Флоренции правления династии Медичи попал в опалу, по подозрению в заговоре был повергнут пыткам, а впоследствии сослан под арест в свое имение. По убеждениям – республиканец, но понимая, что объединить и защитить Италию может только сильный монарх он прославил в своих трудах монархическую власть. Основные политические сочинения: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание – 1532). Самое известное сочинение – «Государь», в котором изложены основные представления Макиавелли об устройстве государства, предназначении политики, наилучшем стиле управления и требованиях к образцовому правителю. Сочинение посвящено Лоренцо Медичи, которого Макиавелли убеждает стать тем образцовым монархом, который объединит Италию и спасет ее от «варваров» (французов и испанцев).
Основные моменты политического учения Макиавелли:
1) Политика – это прежде всего искусство завоевания и удержания власти, для которого хороши все средства; поэтому политическая жизнь должна быть освобождена от религиозных и моральных оценок; 2) Политик – государь должен быть гибким реалистом, принимать решения и действия в зависимости от существующих обстоятельств (fortuna), одновременно проявляя силу и доблесть (virtu); 3) Поскольку люди по своей природе дурны, заставить их подчиняться государственному порядку возможно только с помощью насилия (Макиавелли прямо пишет: «О людях можно сказать, то они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива»); 4) Государство как аппарат насилия и управления концентрирует в своих руках всю публичную власть (imperio, potesta, autorite) и должно быть хорошо организовано; 5) Выделяются три основных вида государства в зависимости от числа правящих и способов правления – единовластное государство, республика (аристократическая либо основанная на вседозволенности – licenza) и теократическое государство; 6) С точки зрения интересов централизации лучшей формой правления является монархия (Макиавелли отдает предпочтение тем единоличным государствам, «где государь правит в окужении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством»); с точки зрения воспитания гражданских добродетелей – республика. Это, в свою очередь, означает, что для установления прочного политического порядка требуется fondotore (учредитель, устроитель, реформатор) – но далее нужно передать власть народу, поскольку «Масса умнее и постоянее, чем князь»; 7) Главной опорой государства являеся армия и иная вооруженная сила, без которых не будет действовать даже самый лучший закон (т.е. закон – не цель, а средство осуществления власти); 8) Обязанность государя – поддерживать мир и спокойствие в городе или стране, защищать подданых и обеспечивать правосудие, покровительствовать ремеслу, земледелию и торговле; 9) Правитель – государь в интересах укрепления и сохранения государственной власти может быть коварным, грешным, хитрым и жестоким, не ограничивать себя клятвой моралью или договором (поскольку о действиях государей заключают по их результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу»), но жестокость ради жестокости является неразумной; 10) При том он дожен стремится показывать воим подданым только лучшие качества, стараясь вызвать любовь и не вызвать ненависти (при этом опора правителя на страх прочнее, чем опора на любовь), и пресекая заговоры; 11) Правитель должен сочетать в себе черты льва (т.е. силу и доблесть) и лисицы (т.е. хитрость): льва – чтобы поразить противника в открытом бою, лисицы – чтобы перехитрить его; 12) Политическая жизнь представляет собой постоянную борьбу правящей элиты и народа: знать стремится крепче держать власть и усилить угнетение народа, а народ – не быть теснимым властью и уменьшить ее власть. Такое положение дел делает невозможной республику: ибо народ и знать, желая достичь собственных целей, выдвигают единоличного правителя в качестве своего защитника. Иначе говоря, народ хочет жить по закону, а знать править по своему произволу. Т.о, обобщая, заслуга Макиавелли состоит в том, что он освободил политику от излишнего морализаторства и показал, что главное в ней – эффективность, а не следование нравственным нормам, сформулировал современные принципы политической науки, заложил основы современной теории государства, политического лидерства и элиты. Кроме того, он по праву считается основоположником т.н. макиавеллизма – т.е. направления политической мысли, представители которого ставили своей целью выработку эффективных технологий, позволяющих правящей элите сохранить свои качества и привилегированные позиции в споре с желающими их упразднить массами, отмечали неустойчивость демократии перед лицом бонапартистских заговоров (к этому направлению относятся Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, К.Малапарте, Р.Миллс, П.Бирнбаум, Р. – Ж. Шварценберг и др.).
Глава 17. Политические и правовые идеи Реформации По общему определению, Реформация – это развернувшееся в странах Западной и Центральной Европы широкое общественное движение, направленное в социально – политической сфере против феодализма, а в сфере идеологии – против учения католической церкви. Целями этого движения являлись исправление официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации (в сторону упрощения обряда), пересмотр взаимоотношений церкви и государства. Главным очагом Реформации стала Германия. Сторонники Реформации подразделялись на два основных направления – умеренное и радикальное. Умеренное направление составляли представители низшего дворянства (т.н. имперские рыцари, идеологами которых были У.фон Гуттен и Г.фон Зиккинген), бюргерство и часть светских князей, рассчитывавших использовать движение для конфискации церковных земель и получения большей самостоятельности от Священной Римской империи Германской нации (именно они незадолго до выступления Лютера отправили в Рим знаменитые «Сто обид немецкой нации»). Эти слои выступали за умеренные и ограниченные по масштабу реформы – формирование дешевой национальной церкви, упразднение влияния Ватикана, укрепление светской власти (общеимперской или княжеской). К радикальному направлению (или крылу) Реформации относились крестьяне и плебейские слои города, выдвигавшие радикальные требования о полном упразднении феодальных отношений и учреждении социального равенства. Общими для обоих направлений Реформации было признание принципа «оправдания верой», предпочтение Священного Писания перед Священным Преданием (история церкви, подвигов ее святых и других благих деяний, которые обеспечивают ей авторитет), а также права мирян «оправдываться верой» без посредничества священников.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |