Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические основы формирования трезвого образа жизни школьников




Механизм формирования трезвого образа жизни школьников. Начальной ступенью формирования трезвого образа жизни, соответствующей интеллектуальному уровню школьника, явля­ется приобретение научных трезвенных знании о составе и свойствах алкоголя: о производстве, реализации и потреблении людьми алкогольных изделий: о причинах и условиях возникно­вения и развития алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, пьянства, алкоголизма и трезвого образа жизни; о влиянии пьянства, алкоголизма и трезвого образа жизни на политику, экономику, здоровье, образование и поведение лю­дей: о мерах борьбы против алкогольных предрассудков, пьян­ства и алкоголизма, за утверждение трезвого образа жизни: об истории алкогольной и трезвенной политики государств мира и нашей страны.

Следующей ступенью формирования трезвого образа жизни, соответствующей нравственному уровню, является превращение научных трезвенных знаний в трезвенные убеждения, в активную трезвенную позицию, проявляющуюся в принципиальной непри­миримости не только по отношению к алкоголю как яду, но и к людям, употребляющим его, к стереотипам алкогольного пове­дения, а в позитивном отношении - в отстаивании трезвого образа жизни. Трезвенные убеждения - это основанная на научных трезвенных знаниях и личном опыте уверенность в несостоятельности алкогольного поведения и в объективной, социальной необходимости осознанной полной трезвости и активного участия их в антиалкогольных мероприятиях.

Конечной ступенью формирования трезвого образа жизни, соответствующей поведенческому уровню, является активная трезвенная деятельность, ставшая потребностью. Для школьни­ков она проявляется в осознанной трезвости, в самостоятельном овладении научными трезвенными знаниями; в изготовлении соответствующих средств наглядности; в пропаганде идей трезвого образа жизни; в проведении исследовательской работы по данной проблеме; в выявлении учащихся, склонных к употреблению алкогольных изделий, и в проведении с ними индивидуальной профилактической работы; в обсуждении проблем формирования трезвого образа жизни в коллективе учащихся.

Совокупность научных трезвенных знаний, трезвенных убеждений и трезвенной деятельности, если она свойственна личности школьника, свидетельствует о высоком уровне сфор­мированности трезвого образа жизни.

Критерии оценки сформированности трезвого образа жизни школьников. Повышение эффективности формирования трезвого образа жизни школьников невозможно без контроля за этим процессом и его результатами. Критериями оценки сформированности трезвого образа жизни школьников являются:

- качество усвоения научных трезвенных знаний (адекватность, объективность, общность, наглядность, системность, прочность и осмысленность);

- качество развития трезвенных убеждений (то есть выработки субъективного отношения к научным трезвенным знаниям);

- качество освоения трезвенной деятельности и трезвенного поведения.

Организация антиалкогольного мероприятия включает следующие стадии: а) предварительная работа (изучение сформированности трезвого образа жизни у школьников, зна­ние целей и задач, поставленных обществом и сформулирован­ных в решениях правительства о необходимости соблюдать и утверждать трезвость, владение педагогом комплексом разно­образных элементов содержания, методов, приемов и органи­зационных форм антиалкогольного воспитания и др.); б) плани­рование; в) подготовка мероприятия: г) проведение его; д) под­ведение итогов; е) ближайшие последствия.

Примерная структура плана работы общеобразовательной школы по формированию трезвого образа жизни: 1) анализ работы школы по формированию трезвого образа жизни за истекший учебный год и задачи на новый учебный год; 2) ор­ганизационная работа; 3) педагогическое руководство форми­рованием трезвого образа жизни; 4) методическая работа с педагогами; 5) формирование трезвого образа жизни учащих­ся; 6) единство и взаимосвязь школы, семьи, общественности, государственных учреждений и трудовых коллективов в форми­ровании трезвого образа жизни учащихся; 7) внутришкольный контроль за процессом формирования трезвого образа жизни; 8) работа с родителями; 9) учет результатов работы школы по формированию трезвого образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Маюров А. Н. Об Уставе ИОГТ // Эйфория – 2000 – № 24 (70) – с. 16-17.

Маюров А. Н. Исторический опыт антиалкогольного воспитания в России. / Россия: вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-2. – М.-СПб.: Миф, 1998-1999, с. 120-126.

Маюров А. Н. Роль семьи в антиалкогольном воспитании подростков / Россия: вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-2. – М.-СПб.: Миф, 1998-1999, с. 150-154.

Маюров А. Н. Наука и молодежное трезвенническое движение. / Здоровый образ жизни и трезвость – стратегия будущего республики Беларусь. Материалы Международной конференции 1-4 ноября 1997 года. – Минск, 1998. – с. 92-93.

Маюров А. Н. Трезвенническое воспитание: показатели. / XXI век – без наркотиков. Первая региональная научно-практическая конференция, г. Елец, 27 марта 2000 г. – Елец: ЕГПИ, 2000. – с. 62-65.

Маюров А. Н. Нижний Новгород – духовное и физическое возрождение. / XXI век: здоровый образ жизни. – Елец: Госуд. университет, 2001, с. 37-41.

Маюров А. Н. Модели решения проблем наркотизма. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород-Севастополь: МАФР, 2001, с. 43-48.


Глава XIV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.