КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа 5
Распределите районы города Омска в порядке убывания факторов, благоприятных для занятий спортом и отдыха. Выводы по занятию сформулируйте в виде ответов на вопросы: 1. Какое значение для человека имеет познание экосистемной среды обитания? 2. Как связаны между собой виды в экосистеме? 3. В качестве кого может включаться человек в биотические связи? 4. Какое значение для человека имеет сохранение устойчивости и разнообразия экосистем? Тема 14. ОРГАНИЗМ В ЭКОСИСТЕМЕ Цели занятия: • уметь охарактеризовать особенности организменного уровня жизни; • знать классификацию экологических факторов; • понимать зависимость организма от комплекса этих факторов; • уметь оценить значение абиотических факторов в жизни организма. Организм является начальной, основной единицей обмена веществ. Именно с организма начинается цепь взаимоотношений с живой природой, и эту цепь нельзя прерывать ни на одном из уровней ее организации. Развитие и процветание организмов определяется комплексом экологических факторов, к каждому из которых у этих организмов существует определенный диапазон толерантности - выносливости. Независимо от вида фактора недостаток любого из них может оказать на организм отрицательное влияние, выступая в роли лимитирующего. Причем, лимитирующим может быть не только недостаток, но и избыток факторов. Отсюда следует, что развитие организма управляется либо веществом, находящимся в минимуме (закон Либиха), либо его минимальными и максимальными значениями, в пределах которых только и может существовать организм (закон Шелфорда). Лимитирующим для живых организмов может быть недостаток или избыток таких факторов, как тепло, свет, вода. Изучение их общего воздействия на живые системы и ставится целью настоящего занятия. Изучение темы необходимо, так как позволяет охарактеризовать адаптивные возможности организмов в условиях воздействия лимитирующих факторов и имеет прямое.отношение к вопросам нормы и патологии, изучаемым на сопряженных дисциплинах (анатомия, физиология, спортивная медицина и др.). Задание для самоподготовки: Изучить материал по теме и уметь отвечать на следующие вопросы. 1. В чем заключается необходимость связи организма с внешней средой? 2. Что такое экологический фактор? 3. Как классифицируются экологические факторы, почему трудно выделить влияние каждого отдельного фактора на организм? 4. Сущность законов Либиха и Шелфорда. 5. На основе каких факторов формируется климат? 6. Температура, свет, вода - как экологические факторы. 7. Ионизирующее излучение, барометрическое давление - как абиотические факторы. Аудиторная работа Содержание. 1. В ыполнение заданий. 2. Решение ситуационных задач. 3. Ответы на вопросы тестов.
Тема 15. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ Цели занятия: • иметь представления о влияниях абиотических факторов окружающей среды на людей на организменном уровне; • иметь представления о влиянии на людей абиотических факторов среды на популяционном уровне; • знать биогеографическую характеристику разных типов среды обитания людей. Процесс становления человека протекал благодаря изменчивости наших предков, наследованию новых признаков следующими поколениями и действию естественного отбора - т.е. гибели одних или выживанию и успешному размножению других в определенных условиях среды. Одна из генерализованных адаптаций человека - увеличение роста, что можно считать и причиной, и следствием приспособленности человека к окружающей среде. Увеличение размеров тела обусловило уменьшение относительных энергетических затрат, возможность расширения источников питания, подвижность. Становясь наземным существом в своем индивидуальном развитии (в утробе матери плод развивается в водной среде), человек адаптируется к более высоким требованиям внешней среды. Значительное по продолжительности времени индивидуальное развитие привело к замедлению темпов размножения, усилению общественных отношений в связи с занятостью матери заботами о потомстве. Использование источников пищи, доступность которых ограничена в пространстве и во времени, длительная забота о потомстве, необходимость узнавать родственников - примеры сложного социального поведения человека. Человек сохранил от предков способность адаптироваться к среде. Адаптация человека и животных - это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает устойчивость к определенным факторам окружающей среды возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые. Общность адаптационных процессов состоит в том, что на первом этапе адаптации к любому новому фактору организм близок к максимуму своих возможностей, но решает возникшую задачу далеко не совершенно. Однако по прошествии некоторого времени, если человек не погибает, а фактор, требующий адаптации, продолжает действовать, возможности живой системы возрастают - на смену экстремальной, или срочной, стадии процесса приходит стадия эффективной и устойчивой адаптации. Чрезмерная стресс-реакция может способствовать возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний, которые современная медицина еще не умеет предотвращать и лечить. Задание для самоподготовки. Цели самоподготовки: знать основные абиотические и биотические факторы среды обитания человека; уметь объективно оценивать изменения параметров жизнедеятельности человека под влиянием экологических факторов; понимать необходимость экологических знаний для сохранения и окружающей среды, и собственного здоровья. На основании изучения материала лекции и рекомендованной литературы уметь ответить на вопросы: 1. Предмет экологии человека. 2. Особенности среды обитания человека 3. Основные абиотические и биотические факторы среды обитания человека. 4. Биологическая изменчивость людей. 5. Экологическая дифференцировка человечества, адаптивные типы людей. 6. Почему верно утверждение о том, что здоровье есть норма реакции на окружающую среду? 7. Как можно связать понятия "состояние окружающей среды" и "здоровый образ жизни"? 8. Понятие социоэкосистемы.
Задача 1. Известно, что в процессе адаптации к жизни в условиях Крайнего Севера, Забайкалья и ряда других областей у человека выявляется так называемый фетальный (эмбриональный) гемоглобин, отсутствовавший в норме у взрослых. Наиболее высокие цифры характерны для начальных периодов адаптации. Спустя 3-5 лет они снижаются и через 15 лет держатся на низком уровне (исчезают). В условиях средней полосы фетальный гемоглобин обнаруживается у взрослых при злокачественных опухолях некоторых органов. Врач, работающий в Забайкалье, обнаружил у спортсменов высокое содержание фетального гемоглобина. Должен ли врач в первую очередь думать о новообразовании, если спортсмен проживает здесь только последние полгода? Задача 2. В условиях Заполярья основным источником энергии человека становятся не углеводы, а жиры. Углеводный обмен тормозится: уровень инсулина снижается, уровень сахара в крови по сравнению с жителями средних широт повышается. Врач, исследуя у спортсмена функцию поджелудочной железы после сахарной нагрузки, обнаружил резкое повышение уровня сахара в крови и поставил диагноз сахарного диабета. Однако последующие наблюдения показали, что пациент здоров. Что не учел врач? В каких районах нашей страны это могло иметь место? Задача 3. У одного из спортсменов, проживающих в высокогорном поселке, анализ крови показал резко увеличенное количество эритроцитов, в связи с чем ему был поставлен диагноз - нарушение процессов кроветворения. Правильный ли диагноз поставлен спортсмену? Выводы по занятию сформулируйте в процессе заключительной беседы в виде ответов на вопросы. 1. В чем проявляются биологические аспекты адаптации человека к условиям среды? 2. Каковы социально-биологические аспекты сохранения здоровья человека? 3. Как связан спорт с состоянием окружающей среды? Тема 16. АНТРОПОГЕНЕЗ Цели занятия: • определить место человека в системе животного мира; • вскрыть биологические и социальные факторы антропогенеза; • доказать существование одного вида Человек разумный, представленного разными расами; • знать этапы антропогенеза; • знать движущие факторы и направления эволюции человека. Общий план строения и сходство человека и животных, особенно млекопитающих, с давних пор привлекали внимание людей. Желание разобраться в своем прошлом, возможно, появились у человека одновременно с появлением научного знания вообще. Там, где нет фактов, возникают околонаучные домыслы. Антропология в ряду наук об эволюции живого, пожалуй, относится к одной из немногих дисциплин, обладающих относительно достаточным количеством научных доказательств существования человекообразных на Земле, ископаемые останки которых дают основание выстроить родословную человека. В ней много белых пятен, недостающих звеньев, но эти существа на Земле жили, оставили следы своего существования, которыми пренебрегать мы не имеем права. Знания, доказательств животного происхождения человека, степени его родства с представителями различных классов позвоночных и, в частности, с приматами способствует развитию материалистических представлений о месте человека в природе и системе органического мира. Это необходимо для формирования базы, на основе которой строятся все понятия о здоровье и болезнях, о соотношениях биологического и социального и видовом единстве человечества. Знание закономерностей формирования рас людей убеждает в их равноценности и несостоятельности теорий расизма. Изучая вопросы антропогенеза, мы получаем возможность понять свою связь с природой и зависимость от неё, историческое предназначение сохранить эту природу. Развитие мозга, интеллекта вывели человека из мира диких предков, но и поставили его на грань экологической катастрофы. Людей на Земле только один вид! Задание для самоподготовки Цель самоподготовки: на основании изучения материала лекции и рекомендованной литературы уметь ответить на вопросы: 1. Какие территории Земли считают прародиной человечества и почему? 2.Какие доказательства происхождения человека от животного известны современной науке? 3.Как применить биогенетический закон Э. Геккеля для подтверлсдения таких доказательств? 4. Какие исторические этапы прошел человек в своей эволюции? 5.Каково соотношение биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза? 6. Какими были предпосылки выхода человека в социальную среду?
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |