Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа 5




Распределите районы города Омска в порядке убывания факторов, благоприятных для занятий спортом и отдыха.

Выводы по занятию сформулируйте в виде ответов на вопросы:

1. Какое значение для человека имеет познание экосистемной среды обитания?

2. Как связаны между собой виды в экосистеме?

3. В качестве кого может включаться человек в биотические связи?

4. Какое значение для человека имеет сохранение устойчивости и разнообразия экосистем?

Тема 14. ОРГАНИЗМ В ЭКОСИСТЕМЕ Цели занятия:

• уметь охарактеризовать особенности организменного уровня жизни;

• знать классификацию экологических факторов;

• понимать зависимость организма от комплекса этих факторов;

• уметь оценить значение абиотических факторов в жизни организма.

Организм является начальной, основной единицей обмена веществ. Именно с организма начинается цепь взаимоотношений с живой природой, и эту цепь нельзя прерывать ни на одном из уровней ее организации.

Развитие и процветание организмов определяется комплексом экологических факторов, к каждому из которых у этих организмов существует определенный диапазон толерантности - выносливости.

Независимо от вида фактора недостаток любого из них может оказать на организм отрицательное влияние, выступая в роли лимитирующего. Причем, лимитирующим может быть не только недостаток, но и избыток

факторов. Отсюда следует, что развитие организма управляется либо веществом, находящимся в минимуме (закон Либиха), либо его минимальными и максимальными значениями, в пределах которых только и может существовать организм (закон Шелфорда).

Лимитирующим для живых организмов может быть недостаток или избыток таких факторов, как тепло, свет, вода.

Изучение их общего воздействия на живые системы и ставится целью настоящего занятия. Изучение темы необходимо, так как позволяет охарактеризовать адаптивные возможности организмов в условиях воздействия лимитирующих факторов и имеет прямое.отношение к вопросам нормы и патологии, изучаемым на сопряженных дисциплинах (анатомия, физиология, спортивная медицина и др.).

Задание для самоподготовки:

Изучить материал по теме и уметь отвечать на следующие вопросы.

1. В чем заключается необходимость связи организма с внешней средой?

2. Что такое экологический фактор?

3. Как классифицируются экологические факторы, почему трудно выделить влияние каждого отдельного фактора на организм?

4. Сущность законов Либиха и Шелфорда.

5. На основе каких факторов формируется климат?

6. Температура, свет, вода - как экологические факторы.

7. Ионизирующее излучение, барометрическое давление - как абиотические факторы.

Аудиторная работа Содержание.

1. В ыполнение заданий.

2. Решение ситуационных задач.

3. Ответы на вопросы тестов.

 

Тема 15. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ Цели занятия:

• иметь представления о влияниях абиотических факторов окружающей среды на людей на организменном уровне;

• иметь представления о влиянии на людей абиотических факторов среды на популяционном уровне;

• знать биогеографическую характеристику разных типов среды обитания людей.

Процесс становления человека протекал благодаря изменчивости наших предков, наследованию новых признаков следующими поколениями и действию естественного отбора - т.е. гибели одних или выживанию и успешному размножению других в определенных условиях среды.

Одна из генерализованных адаптаций человека - увеличение роста, что можно считать и причиной, и следствием приспособленности человека к окружающей среде.

Увеличение размеров тела обусловило уменьшение относительных энергетических затрат, возможность расширения источников питания, подвижность. Становясь наземным существом в своем индивидуальном развитии (в утробе матери плод развивается в водной среде), человек адаптируется к более высоким требованиям внешней среды.

Значительное по продолжительности времени индивидуальное развитие привело к замедлению темпов размножения, усилению общественных отношений в связи с занятостью матери заботами о

потомстве. Использование источников пищи, доступность которых ограничена в пространстве и во времени, длительная забота о потомстве, необходимость узнавать родственников - примеры сложного социального поведения человека.

Человек сохранил от предков способность адаптироваться к среде. Адаптация человека и животных - это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает устойчивость к определенным факторам окружающей среды возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые.

Общность адаптационных процессов состоит в том, что на первом этапе адаптации к любому новому фактору организм близок к максимуму своих возможностей, но решает возникшую задачу далеко не совершенно. Однако по прошествии некоторого времени, если человек не погибает, а фактор, требующий адаптации, продолжает действовать, возможности живой системы возрастают - на смену экстремальной, или срочной, стадии процесса приходит стадия эффективной и устойчивой адаптации.

Чрезмерная стресс-реакция может способствовать возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний, которые современная медицина еще не умеет предотвращать и лечить.

Задание для самоподготовки.

Цели самоподготовки:

знать основные абиотические и биотические факторы среды обитания человека;

уметь объективно оценивать изменения параметров жизнедеятельности человека под влиянием экологических факторов;

понимать необходимость экологических знаний для сохранения и окружающей среды, и собственного здоровья.

На основании изучения материала лекции и рекомендованной литературы уметь ответить на вопросы:

1. Предмет экологии человека.

2. Особенности среды обитания человека

3. Основные абиотические и биотические факторы среды обитания человека.

4. Биологическая изменчивость людей.

5. Экологическая дифференцировка человечества, адаптивные типы людей.

6. Почему верно утверждение о том, что здоровье есть норма реакции на окружающую среду?

7. Как можно связать понятия "состояние окружающей среды" и "здоровый образ жизни"?

8. Понятие социоэкосистемы.

 

Задача 1.

Известно, что в процессе адаптации к жизни в условиях Крайнего Севера, Забайкалья и ряда других областей у человека выявляется так называемый фетальный (эмбриональный) гемоглобин, отсутствовавший в норме у взрослых. Наиболее высокие цифры характерны для начальных периодов адаптации. Спустя 3-5 лет они снижаются и через 15 лет держатся на низком уровне (исчезают). В условиях средней полосы фетальный гемоглобин обнаруживается у взрослых при злокачественных опухолях некоторых органов.

Врач, работающий в Забайкалье, обнаружил у спортсменов высокое содержание фетального гемоглобина. Должен ли врач в первую очередь думать о новообразовании, если спортсмен проживает здесь только последние полгода?

Задача 2.

В условиях Заполярья основным источником энергии человека становятся не углеводы, а жиры. Углеводный обмен тормозится: уровень инсулина снижается, уровень сахара в крови по сравнению с жителями средних широт повышается.

Врач, исследуя у спортсмена функцию поджелудочной железы после сахарной нагрузки, обнаружил резкое повышение уровня сахара в крови и поставил диагноз сахарного диабета. Однако последующие наблюдения показали, что пациент здоров. Что не учел врач? В каких районах нашей страны это могло иметь место?

Задача 3.

У одного из спортсменов, проживающих в высокогорном поселке, анализ крови показал резко увеличенное количество эритроцитов, в связи с чем ему был поставлен диагноз - нарушение процессов кроветворения. Правильный ли диагноз поставлен спортсмену?

Выводы по занятию сформулируйте в процессе заключительной беседы в виде ответов на вопросы.

1. В чем проявляются биологические аспекты адаптации человека к условиям среды?

2. Каковы социально-биологические аспекты сохранения здоровья человека?

3. Как связан спорт с состоянием окружающей среды?

Тема 16. АНТРОПОГЕНЕЗ Цели занятия:

• определить место человека в системе животного мира;

• вскрыть биологические и социальные факторы антропогенеза;

• доказать существование одного вида Человек разумный, представленного разными расами;

• знать этапы антропогенеза;

• знать движущие факторы и направления эволюции человека.

Общий план строения и сходство человека и животных, особенно млекопитающих, с давних пор привлекали внимание людей. Желание разобраться в своем прошлом, возможно, появились у человека одновременно с появлением научного знания вообще.

Там, где нет фактов, возникают околонаучные домыслы. Антропология в ряду наук об эволюции живого, пожалуй, относится к одной из немногих дисциплин, обладающих относительно достаточным количеством научных доказательств существования человекообразных на Земле, ископаемые останки которых дают основание выстроить родословную человека. В ней много белых пятен, недостающих звеньев, но эти существа на Земле жили, оставили следы своего существования, которыми пренебрегать мы не имеем права.

Знания, доказательств животного происхождения человека, степени его родства с представителями различных классов позвоночных и, в частности, с приматами способствует развитию материалистических представлений о месте человека в природе и системе органического мира. Это необходимо для формирования базы, на основе которой строятся все понятия о здоровье и болезнях, о соотношениях биологического и социального и видовом единстве человечества. Знание закономерностей формирования рас людей убеждает в их равноценности и несостоятельности теорий расизма.

Изучая вопросы антропогенеза, мы получаем возможность понять свою связь с природой и зависимость от неё, историческое предназначение сохранить эту природу. Развитие мозга, интеллекта вывели человека из мира диких предков, но и поставили его на грань экологической катастрофы. Людей на Земле только один вид!

Задание для самоподготовки Цель самоподготовки:

на основании изучения материала лекции и рекомендованной литературы уметь ответить на вопросы:

1. Какие территории Земли считают прародиной человечества и почему?

2.Какие доказательства происхождения человека от животного известны современной науке?

3.Как применить биогенетический закон Э. Геккеля для подтверлсдения таких доказательств?

4. Какие исторические этапы прошел человек в своей эволюции?

5.Каково соотношение биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза?

6. Какими были предпосылки выхода человека в социальную среду?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.