Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадокс литературы




Литература – явление парадоксальное, поскольку сотворение лите­ратурного произведения – это одновременно обращение к устоявшимся формулам, то есть создание текста, внешне напоминающего сонет или отвечающего традиционным характеристикам романа, и преодо­ление границ, выход за их пределы. Литература функционирует путём выявления и нарушения собственных границ. Писатель пытается про­верить, что произойдёт, если он попробует писать по-другому. Поэтому литература предполагает и следование общепринятым представлениям («луна» рифмуется с «одна» и «нежна», девы прекрасны, рыцари от­важны), и отрицание любых границ, причём от читателя требуется уси­лие, чтобы отыскать в тексте какой-либо смысл, как, например, в неко­торых пассажах «Поминок по Финнегану» Джойса.

Как я уже отмечал, вопрос «Что такое литература?» возникает не оттого, что люди опасаются спутать историческую хронику с романом или предсказание судьбы на упаковке печенья – со стихотворением. Этот вопрос возникает потому, что критики и теоретики надеются, будто ответ на этот вопрос будет способствовать выявлению наиболее адек­ватных методов анализа литературных произведений и дискредита­ции методов, не учитывающих фундаментальных свойств литературы. В контексте современной теории вопрос «Что такое литература?» сто­ит особенно остро, так как теория выявила литературность текстов всех типов. Чтобы решить вопрос о природе литературы, нам необхо­димо соблюдать различные читательские обязанности: не требовать понятности с первого взгляда, размышлять о средствах выражения, о том, как возникает смысл и порождается удовольствие.

 

Глава 3

Литература и культурология

Преподаватели французского языка пишут книги о курении или навязчивом страхе американцев перед ожирением; шекспироведы обращаются к анализу феномена бисексуальности; специалисты по реализму обращают самое пристальное внимание на серийных убийц. Что же происходит?

А очень просто: имеют место «исследования культуры», главное занятие гуманитариев в 1990-е годы. Профессора литературы вместо Мильтона могли заняться Мадонной, вместо Шекспира – «мыльными операми», вообще забросив изучение литературы. Какое отношение эти процессы имеют к теории литературы?

Теория неслыханно обогатилась, а изучение литературных произ­ведений активизировалось, но, как я отмечал в главе 1, теория – это не то же самое, что теория литературы. Если нужно указать, теорией чего является «теория», ответ будет примерно таким: теория – это «сигни­фикативная практика», воспроизведение и представление опыта, фор­мирование человеческих личностей; короче говоря, что-то вроде культуры в самом широком смысле. Поражает, что область культуроло­гии приобрела столь же обманчиво междисциплинарный характер, как и «теория» как таковая, и её столь же трудно определить. Можно предположить, что эти понятия неотделимы друг от друга: «теория» – это теория, а культурология – практика. Культурология – это практичес­кое применение того, что мы для краткости называем «теорией». Некоторые культурологи-практики жалуются на «высокую теорию», но этот факт указывает лишь на вполне понятное желание не нести ответственность за бесконечный и внушающий страх корпус теоретических исследований. Изучение культуры во многом зависит от теоре­тических дискуссий о смысле, идентичности, изображении и структуре – о тех понятиях, которые я и обсуждаю в этой книге.

Но в чём заключается взаимосвязь между литературоведением и культурологией? В широте концепции, в использовании культуроло­гических исследований для осмысления функционирования культу­ры, особенно в современном мире. Как «работают» продукты культуры, какова структурная организация культурных особенностей индивидуумов и сообществ в мире разнообразия и смешанных общественных групп, власти государства, информационной индустрии и международных корпораций? В принципе, если рассматривать литературу как особую область культуры в целом, то придётся признать, что культурология включает в себя литературоведение. Но каков характер этого типа отношений? Здесь есть о чём поговорить. Является ли изучение культуры масштабным проектом, в рамках которого литературоведение обретает дополнительную значимость и глубину? Или же культурология поглощает литературоведение и нивелирует его значение? Чтобы ответить на эти вопросы, нам придётся несколько отступить назад и рассмотреть историю развития культурологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.