При переходе к новым формам общественных отношений, где возникла необходимость овладения теоретическими зна- ниями (пусть первоначально и очень простыми), структура психических процессов существенно изменилась. Основное направление изменений связано с появлением не только воз- можности действовать на основе заданной ситуации, но и выходить за ее пределы. Появляется новое планирование своих действий, новые цели и новые побуждения к действию. Люди с элементарным образованием еще не владели расши- ренным значение^ обобщенных слов. Они обобщали только
по какому-то четкому признаку, но это уже не было ситуативное обобщение, как у неграмотных крестьян.
В исследуемых условиях непосредственная практическая деятельность людей является важнейшей, определяющей их психическое развитие. В этом случае формально-логические операции, на основе которых осуществляется подведение предметов под определенную логическую категорию, не счи- тались существенными. Наибольшее значение имели операции анализа свойств предмета при введении его в практическую, наглядную, конкретную ситуацию.
Слово, язык в ситуации мышления выступает как средство, позволяющее увидеть в предметах те или иные свойства. И не просто увидеть, а увидеть через призму знаний, обобщений, стоящих за словом. Слово, его значение являются определенной мерой, эталоном, нормой обобщения. При освоении этой нормы человек приобретает и определенный способ мышления.
Останавливаясь на различии в мышлении грамотных и не- грамотных узбеков, А.Р.Лурия характеризует использование в мышлении слов следующим образом: «Слово, осуществ- ляющее в теоретическом мышлении функции абстрагирова- ния и координирования предметов в понятии системы, служит средством воспроизведения наглядно-действенных ситуаций и установлению связи между предметами, входящими в нагляд- но-действенную ситуацию»'.
Эта же закономерность проявляется и в восприятии фор- мы: в незнакомых предметах мы пытаемся увидеть знакомые геометрические фигуры или известные предметы. Облака по- хожи на замки и верблюдов именно потому, что мы знаем, пусть и отдаленно, очертания этих предметов.
Даже в области воображения можно найти нормы – правила построения воображаемых образов. Самое простое из них - агглютинация. Она предполагает «склеивание» различных, в обычных условиях несоединимых частей, качеств, свойств (русалка, кентавр, избушка на курьих ножках). Или другое правило - гиперболизация, то есть сознательное преувеличе- ние или преуменьшение каких-либо свойств предмета, или изменение количества его частей, или их совмещение: многорукие богини, драконы с семью головами, мальчик-с-пальчик, Бибигон и человек-гора, собаки с глазами как мельничные жернова и тому подобное. Заострение, подчеркивание какой-либо черты - тоже правило построения образа воображения.
' См.Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М., 1976. 304
1 Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.-С. 105.
305
Так появляются карикатуры, метко выделяющие какую-то черту человека или предмета.
А вот если человек нашел, выделил и использует только черты сходства, то можно говорить о схематизации и типиза- ции - новом правиле построения образов воображения. Оно наиболее ярко проявляется в литературе и искусстве, когда в конкретном факте, образе, действии воплощаются существен- ные или всеобщие черты явления, человека, предмета, всего космоса, всей природы.
Естественно, что человек усваивает те нормы и правила, которых придерживаются люди - люди из его группы. Естест- венно, что такая группа только относительно изолирована от других групп, от всего человечества. Но у каждой группы есть свои нормы и правила, отличающие ее от других. Именно существование этих правил делает жизнь группы возможной и непохожей на жизнь других групп, именно эти правила обеспечивают взаимопонимание, облегчают устанавливание кон- тактов в совместной деятельности, позволяют достичь общей цели. Однако отношение человека к нормам, существующим в его группе, должно предполагать и наличие других норм, которые могут и не совпадать с теми, что присутствуют в его референтной (наиболее значимой) группе. Мы оказываемся в смешных ситуациях, когда оцениваем других людей подобно героям Карела Чапека:
«Воробей:
- Чтобы жаворонок был прав? Исключено. Правда одна, и она - воробьиная. Крапива:
- Сад пришел в запустение? Я бы не сказала. Карп:
- Ни одно живое существо не может жить, погруженное в воздух».
Нормы пронизывают наше поведение. Но кроме организации последнего они выполняют еще одну функцию - функцию контроля. Отчасти поэтому так неуютно чувствует себя человек в мнимом одиночестве сурдокамер, когда за ним неотступно наблюдает глаз исследователя. Контроль, когда он внешний, когда он присутствующий, не тебе самому принадлежащий, отчасти похож на дамоклов меч. Тяжело и неуютно чувствует себя человек, когда его постоянно одергивают, бесконечно поправляют и поучают. Такой же дискомфорт испытывает человек под постоянным давлением «надо», «надо», «надо». Неда- ром это один из источников неврозов, разрушающих представ- ление человека о себе и своих возможностях.
306
Осваивая мир, человек моделирует его во внутренней мо- дели своего психологического пространства, которое органи- зовано конкретными условиями жизни, предметами, которые человек присвоил, сделал своей утварью. Как происходит такое присвоение? Это один из интереснейших и мало изучен- ных в психологии вопросов.
Известно, и мы уже отмечали это, что нормы общекуль- турного поведения начинают определять процесс познания человеком как своего внутреннего мира, так и мира внешнего. Надо сказать, что порой очень трудно провести грань между внутренним и внешним мирами. Они как бы перетекают один в другой, не имея четких границ. Так, например, при воспри- ятии предмета трудно отделить видимое в предмете и знаемое о нем - то знаемое, которое влияет на видение.
Психологи установили, что нормы, осваиваемые челове- ком, свернуты в его внутреннем мире, обобщены. Они вос- производят существенное в предмете познания, позволяют обобщить и сообщить в слове основное, закономерное, сде- лать это закономерное предметом своей мысли.
Кроме функции организации познавательной деятельности у внутренних моделей человека - в его психологическом про- странстве - есть еще одна важная функция: они обеспечивают протекание во времени всех психических процессов, причем во всех возможных измерениях времени - в прошлом (организуют память), в настоящем (обеспечивают усвоение) и в будущем (способствуют предвидению, предвосхищению).
Когда человек обращается к этой функции внутренних мо- делей, он часто не отдает себе отчет о тех механизмах, кото- рые помогают ему вспомнить, спланировать, поставить перед собой цель. В большинстве случаев модели автоматизированы и «срабатывают» в силу их организации извне. Так, ребенку купили груши, а он вспоминает, что видел груши на дереве в саду у бабушки. Воспоминание организовано встречей с ре- альным предметом во внешнем мире, во внешнем пространст- ве, тогда более вероятна встреча с ним в пространстве психо- логическом. Однако не менее вероятны ситуации, когда пси- хологическое пространство и его организация становятся предметом самонаблюдения. Очень часто это выражается в предстартовых состояниях спортсменов, когда нужно моби- лизовать силы для воспроизведения отработанной в прошлом модели действия, когда нужно сообщить этой модели ускоре- ние и охранить от возможных внутренних и внешних помех.
Психологическое пространство человека и внутренние моДели различных действий, присутствующие в нем, передаются
307
человеку вместе с передачей знания. Однако психологическое пространство и внутренние модели отличаются от породив. шей их реальности. Они, возникнув, обладают свойствами обеспечивающими их передачу и самостоятельное (без внещ них опор) существование. Такое свойство психологического пространства и внутренних моделей исследовано и описано в работах Ф.Горбова, который показал, что эта реальность передается через неконтролируемые человеком средства воз- действия на другого человека, да и на самого себя.
Если вы и не болельщик, то наверняка вам приходилось на- блюдать болельщиков и видеть, как случайно пришедшие на стадион люди заражаются их состоянием. Это пример не только образования внутренней модели, но и переноса ее на других людей. В данном случае перенос осуществляется без контроля без оценки модели воспринимающим ее человеком. Интересны в этом смысле факты внушения и самовнушения как вынужден- ные действия, как действия, в которых внутреннее оппонирова- ние, критическое отношение к модели действия отсутствуют.
Думается, что эти факты - известные как факты поведения в состоянии гипноза - могут быть проанализированы с точки зрения наличия или отсутствия в психологическом простран- стве человека характеристик, связанных с его энергетически- ми проявлениями. Когда мы говорим, что некто силен или слаб духом, то наличие энергетических возможностей челове- ка связывается не с силой его мускулов, а с другими парамет- рами, которые не всегда можно дифференцировать. Опишем их в обобщенном виде как свойства моделей быть устойчи- выми или изменчивыми, как организацию психологического пространства с ориентацией на меру устойчивости и изменчи- вости. Вопрос о происхождении меры - один из самых инте- ресных и практически не исследованных в психологии. Он предполагает понимание и переживание ценности индивиду- альности человека как воплощения в этой индивидуальности универсальной человеческой сущности - той сущности, кото- рая открывает человеку в сознании универсальность его мира через устанавливание метафорического подобия всего со всем. В этом состоит свойство каждого из нас быть подобным всему живому и в то же время не повторять никого и ничто. Трудно об этом говорить прозой, обратимся к поэзии, ибо именно в ней человеку открывается его универсальность и его неповто- римость. Наверное, поэтому поэзия не может быть буднич- ной, она требует для рождения и восприятия ее особого на- пряжения, связующего универсальное и единичное в единое целое - поэтический текст:
308
О, небо, небо, ты мне будешь сниться! Не может быть, чтоб ты совсем ослепло, И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
О. Мандельштам, 1911
Человеку достаточно сложно согласиться с мыслью о том, что он сам ответствен за свое развитие, за свое осуществление как универсального, неповторимого существа. Трудно, навер- ное, потому, что века жесткого управления человеком - кроме периодов демократии - ограничивали в нем эту возможность. Великий Инквизитор, управляющий и критикующий, обесце- нивающий силой своей власти все проявления универсальности в человеке, жив и поныне. Он только меняет свой облик, оста- ваясь по сути дела тем же страхом перед собственно человече- ской сущностью, которая может осуществляться только в усло- виях свобод, но одновременно и бежит от свободы как ответст- венности, как необходимости осуществления, как затрат энер- гии по преодолению хаоса и неопределенности. Вот и прибегает человек ко множеству приемов, облегчающих ему самоотказ от собственных возможностей, обесценивая собственную сущ- ность как универсальность, заменяя ее какими-то частичными свойствами и смиряясь с ними как с неизбежностью.
«Я не шибко счастлив», «Я - невезучий», «Я бездарный», «Я не всегда внимательный, стесняюсь незнакомых людей», «Не хватает силы воли, настойчивости, терпения» и тому по- добное. Это не только констатация фактов, но программа возможного изменения себя, но это только потенциальная программа, которая может и не осуществиться. Когда она становится программой для воздействия на самого себя? Ко- гда человек обретает возможность обязательного изменения? Думаю, что ответы на эти вопросы сегодня ищут все и осо- бенно активно - практические психологи.
В какой плоскости лежит ответ? Думаю, что вариантов от- вета столько, сколько используется в практике работы с чело- веком теоретических представлений о его сущности. Мне хо- телось бы остановиться на одном из них, естественно, не от- рицая и другие варианты. Наиболее привлекательным мне кажется представление о том, что с собственной индивидуали- зированной сущностью человек встречается в особых соци- альных условиях, которые востребуют именно его индивиду- альность. Очевидно, что одной из наиболее типичных ситуа- ций является ситуация обучения, когда учат всех, но каждый обучается так, как может, хочет и умеет. Именно эта социаль-
309
ная ситуация может поставить вопрос об индивидуальности человека, а может и видеть его, ориентируясь на усредненное представление о его сущности, предполагающее как обяза- тельный момент развития похожесть на других. Кроме того, есть еще ситуация юридической ответственности перед зако- ном, который, уравнивая всех, предполагает и индивидуаль- ные отклонения от обязательного, то есть это та ситуация, которая ориентирует человека как в его сущностных характе- ристиках, так и в индивидуальных проявлениях этой сущно- сти. Так, ребенок, не соответствующий в своем развитии воз- расту, отвечает иначе перед законом, чем его полноценно развитый сверстник.
Индивидуальность человека буквально требуется в ситуа- циях принятия решения, которое можно было бы охарактери- зовать как ответственное, оригинальное решение - это ситуа- ции рождения лидера в любой продуктивной, социально зна- чимой деятельности. Лидерами становятся по-разному в раз- ных сферах деятельности, но всех их отличает одно сущест- венное качество - они обладают высокой продуктивностью, говоря проще, они могут придумывать, могут делать это так, что в своих замыслах воплощают сущностно человеческое, индивидуализируя его в своих действиях. Это продуктивные деятельности типа мастерских, когда Мастер - лидер - проду- цирует идею, образ, способ действия, а его ученики, его школа развивают эти идеи, конкретизируя их в собственной индиви- дуальности. Глубина идей может быть различна, то есть они могут отражать как обобщенные в той или иной степени осо- бенности человека, так и его сущность. Наверное, это один из критериев, позволяющий узнать, почему одни Мастера живут тысячелетия, а другие - десятилетия. Воплощающие сущность человека практически бессмертны, как бессмертны Пушкин, Чайковский, Эйнштейн, а воплощающие, те, кто содержат обобщенные свойства человека своего времени, забываются вместе с уходом времени. Не хотелось бы называть фамилии, но думаю, что каждый на протяжении своей жизни может вспомнить смену кумиров как своего поколения, так и стар- шего, а тем более младшего.
Есть еще одна сфера деятельности человека, где встреча его с собственной индивидуальностью неминуема. Это сфера духовных исканий человека, сфера поиска смысла жизни как для себя, так и для всего человечества. Много об этом сказано и написано, я бы хотела процитировать несколько строчек из Л.Н.Толстого: «Истинная любовь всегда имеет в своей основе отречение от блага личности и возникающее от этого благо-
310
рдение к людям. Только такая любовь дает истинное благо жизни и разрешает кажущееся противоречие животного и разумного существования»'.
В своих духовных исканиях человек приходит к вопросу о необходимости совершенствования своей природы, находит цель этого совершенствования, которая выражается в краткой формуле-альтернативе: «Быть или иметь».
Что иметь? Каким быть? Ответы на эти вопросы при всей их конкретности требуют понимания своей сущности, своих потенциальных возможностей, раскрывающихся через нее или в ней же исчезающих, когда они не востребуются ни самим человеком, ни другими.
Часто, чтобы заметить в себе эти возможности, человеку достаточно даже случайной встречи с соответствующим зна- нием, информацией, которые подтолкнут процессы индиви- дуализации своей человеческой сущности. Это может быть, в частности, встреча с узнаваемым психологическим знанием, тем знанием, о котором можно сказать, что оно по мне. Хоте- лось бы показать несколько видов психологической обоб- щенной информации, которая окажется узнаваема и поможет в работе над индивидуальностью.
Когда мы не можем сосредоточиться на выполнении рабо- ты, легко отвлекаемся, быстро утомляемся, допускаем неле- пые ошибки, мы говорим об отсутствии внимания. Соответ- ственно, наличие внимания - это наличие направленности и сосредоточенности на предмете деятельности. Как стать более внимательным? Сосредоточенность как проявление внимания возникает в нескольких, принципиально разных ситуациях:
первая из них характеризуется тем, что внимание возникает как бы само собой под влиянием резко изменившейся ситуа- ции: резкая боль, внезапный громкий звук, яркая вспышка света и так далее. Когда человек оценит изменившуюся ситуа- цию, направленность его активности меняется. Можно ска- зать, что в этом случае человек действовал по плану, диктуе- мому ситуацией, следовал за изменениями, которые в ней происходят. Чем менее человек знает ситуацию своего дейст- вия, тем больше у него вероятность зависеть от ее внезапно меняющихся свойств. Такое внимание непроизвольно; чело- век, в известном смысле, его раб.
Другая ситуация, в которой можно наблюдать организо- ванную активность, - это созидание планов и осуществление их. Задумывая нечто и выполняя задуманное, человек контро-
' Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. - М., 1992.-С.48. 311
лирует направленность своей активности, организует ее, осоз- нает последовательность и необходимость своих действий. Такие ситуации называются ситуациями произвольного вни- мания. Их основное качество состоит в том, что человек мо- жет контролировать свою активность. Для того чтобы быть внимательным, надо четко знать, какого результата мы доби- ваемся, по какому плану будем действовать, какими средст- вами этот план осуществляется. Такое знание составляет ос- нову контроля за собственной деятельностью, основу сопос- тавления реальных результатов с предполагаемым образцом.
Сколько действий у человека, столько и планов - про- стых, коротких и более сложных, длительных во времени. Это и есть проявление внимания - произвольного внимания. Произвольное внимание всегда связано с определенным напряжением - человеку надо удерживать цель, к которой он стремится, соотносить с целью свои действия, осуществляя преобразования по плану.
Есть еще один вид внимания. Его называют послепроиз- вольным вниманием. Уже само название говорит о том, что оно возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него. Особенность его в том, что напряжение, которое бывает при произвольном внимании, исчезает. Каждый из нас переживал такие ситуации, они описываются общей формулой: «Было неинтересно - стало интересно». Когда это бывает? Чаще всего в тех ситуациях, когда человек с усилием начинает какое-то дело, а потом само дело захватывает его так, что он не замечает требующихся усилий. Например, не хотели читать обязатель- ную книгу, а потом оторваться не могли; не хотели делать за- рядку, а втянулись и без труда делаете ее каждое утро... Враба- тываемость, снятие напряжения, появление интереса - все это факты, говорящие о появлении нового вида контроля за собст- венной активностью. Чем лучше человек умеет что-то делать, тем больше вероятность того, что у него в этом виде деятельно- сти появится послепроизвольное внимание.
Получается, что быть внимательным - это значит знать содержание своих действий, уметь планировать и контроли- ровать их. Это важнейшие человеческие способности, общие для всех людей. Их развитие позволяет управлять собственной активностью.
Эффективно управлять своей активностью мы можем лишь в том случае, если ориентируемся не только на свои свойства, но и на свойства окружающего мира, учитываем эти свойства, их закономерности в своей целенаправленной деятельности. Умение преодолеть эгоцентризм - субъективное, односторон-
312
нее понимание мира вещей, явлений, мира других людей и себя - это основа развития мышления человека.
Мышление невозможно без способности человека вставать на точку зрения другого человека, на точку зрения, отличную от его собственного видения ситуации. Мышление предпола- гает умение видеть ситуацию даже с противоположной точки зрения. Это своего рода привычка спрашивать себя: «Что будет, если предположить обратное?»
Самостоятельность, самокритичность мышления пред- ставляет собой возможность встать на позицию оценки своих собственных действий. Умение грамотно спорить с самим собой рождается из умения полемизировать с другим челове- ком, которого ты считаешь равным себе. Искусство спора, диалога, а не пустого пререкания, открывает безграничные возможности совершенствования мышления. Полемика с са- мим собой, без реальной внешней критики другого человека - это признак высокой культуры ума.
Верным помощником на пути самостоятельного формиро- вания культуры мышления является изучение истории фило- софии, истории развития классической и современной мысли.
Давно отмечено, что на недостатки собственного ума люди жалуются редко. Чаще всего это скрывается за словами непо- нимания, недоумения, разочарования и другими проявления- ми неблагополучных взаимоотношений с миром людей, ве- щей, да и с самим собой. На память же жалуются легко и даже охотно. Видимо, не так уж она «существенна» для установле- ния нормальных человеческих отношений. Забывчивость прощается в очень широких пределах, даже в тех случаях, когда она граничит с безответственностью и бесчувственно- стью. Зато как мы радуемся, когда о событиях, важных для нас самих, помнит еще кто-то, если помнят о вашем дне рож- дения, о первой встрече с вами, помнят, что и как вы говори- ли, во что были одеты... И совсем по-другому воспринимаем мы человека, который помнит о нас только плохое. Да и что тут говорить! У каждого из нас есть такие воспоминания, от которых хотелось бы отделаться поскорее, а не получается...
У памяти свои законы, и не все они подвластны человеку. Но есть и такие закономерности, которыми человек может управлять сам, если знает о них. Может быть, в том, о чем пойдет речь, вы узнаете и собственные свойства памяти, и это поможет вам усовершенствовать ее.
Каждый, кто хоть отчасти способен наблюдать собственный внутренний мир, знает, что не все виды запоминаемого материа- ла даются ему с одинаковым усилием. Одному легче запомнить
313
словесно представленный материал, другому надо обязательно его записать, а третьему легче запомнить, если он представит материал в виде образа или, как говорят, картинки. В легкости запоминания дает о себе знать зависимость памяти от индиви- дуальных особенностей восприятия человека, от преобладания в процессе восприятия того или иного анализатора - зрительного слухового, моторного, тактильного, вкусового, а то и нескольких анализаторов сразу. Выделив свойства своей памяти, их можно использовать для запоминания материала, который требует больших усилий. Для этого, например, можно словесно предъяв- ляемый материал специальным волевым усилием представить в виде образов, сопровождая их моторными действиями. Основная идея состоит в том, чтобы найти свои пути сопоставления легко запоминаемого материала с тем, что запоминается труднее. Для это существует множество специальных мнемотехнических прие- мов, многократно описанных в литературе. Надо сказать, что о памяти написано, наверное, больше всего психологических тек- стов, но, как и все великие тайны, она остается неразгаданной.
Забывание наиболее интенсивно протекает сразу после за- учивания, а затем замедляется. Отсюда необходимость в по- вторении материала. Само забывание носит избирательный характер: не забывается тот материал, который определяет жизнь личности, ее отношения с другими людьми и с самим собой. Не забывается материал, выражающий основные зако- номерности и наиболее важные положения. Обычно непроиз- вольно запоминается то содержание, которое важно, значимо, интересно для человека. Остальное человек запоминает про- извольно, ставя перед собой цель - запомнить. То, что требует не только запоминания, но и понимания, сохраняется лучше.
Работая с любым материалом, человек основывается на данных органов чувств, то есть на данных ощущения и вос- приятия. В ощущении он выделяет отдельные свойства пред- метов, а с помощью восприятия - весь предмет в целом. Вос- приятие как бы продолжает понимание за пределы непосред- ственно данного органа чувств. Все органы чувств человека совершенствуются в обучении. Такое совершенствование про- является в том, что человек научается выделять все более сложные и дифференцированные свойства предметов окру- жающего мира, например, учится различать оттенки цвета, разную тональность звука и так далее.
В восприятии человека отражается его знание о предмете, о его отдельных свойствах, назначении, о его положении среди других предметов и тому подобное. Данные восприятия позво- ляют представить результаты наших действий еще до их осуще-
314
ствления, то есть позволяют увидеть перспективу. Эта перспек- тива возникает как при практических действиях с предметами, так и через освоение понятий, раскрывающих закономерные свойства мира. Тогда можно сказать, что чем больше мы знаем о мире, тем больше мы в нем видим. Так сливается воедино в жизни человека мир эстетических и этических отношений, мир разума и чувства, мир восприятия и мышления.
Особенно остро это свойство восприятия проявляется в восприятии человека человеком, когда мы попадаем в плен нашего знания о людях вообще и знания о конкретно воспри- нимаемом человеке. Знание о людях вообще может заслонить собой понимание отдельного человека, когда мы начинаем приписывать ему возможные качества и не замечаем реально- го поведения. Но таково свойство восприятия, в нем всегда есть опора на знание, а не только на видимое, на непосредст- венно присутствующее в ситуации. Чтобы избежать, по воз- можности, ошибок в восприятии, надо знать о существовании в нем шаблонов и стереотипов прошлого знания, прошлого опыта и уметь их оценивать, не впадая в иллюзии и не подме- няя данное уже известным.
Развитие восприятия у взрослого человека являет собой путь к его индивидуальности. Это путь к самому себе, к своим чувствам и мыслям по поводу увиденного и узнанного. И такой путь невозможно пройти без воображения. Почему? Воображе- ние - специфически человеческое явление, его нет у других жи- вых существ. В том виде, как это свойственно человеку, в вооб- ражении последний строит свой собственный мир, используя для такого строительства знание об окружающем мире. Вооб- ражение предполагает выделение желаний, их конкретизацию в виде образа. Так желаемое обретает черты реальности - реаль- ности того человека, который создал этот образ. Воображение позволяет связывать единой нитью прошлое, настоящее и бу- дущее, оно как бы цементирует судьбу человека и его индивиду- альный жизненный путь. Можно ли развить воображение? Нуж- но ли его развивать? Думаю, вы сами ответите на эти вопросы.
Воображение непосредственно опирается на устойчивые чувства человека или, как говорят психологи, на репертуар характерных, устойчиво преобладающих эмоций. Такие эмо- ции возникают легко, а значит, наиболее часто; они ярче всего выражены в поведении. Как же узнать свой репертуар эмоций?
Для этого можно воспользоваться простейшими дневнико- выми записями, которые следует вести ежедневно. В дневнике нужно кратко отмечать свое эмоциональное состояние в виде четырех основных эмоций (радость, гнев, страх, печаль) и
315
оттенки в их выражении, например в виде баллов (5 баллов ~ эмоция наиболее выражена, 0 баллов - выражена минималь- но). Анализируя дневник в целом, можно проследить типич- ное для вас состояние и затем сопоставить его с мнением хо- рошо знающих вас людей.
Высокоэмоциональный тип людей - это те, кто пережива- ют все основные эмоции. У малоэмоциональных людей эмо- ции вообще редки. Есть люди, у которых одна эмоция (например, радость) преобладает над другими; также встре- чаются типы сочетания первичных эмоций: радость-гнев, радость-страх, страх-гнев.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление