Он считал, что личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части. Есть в ка- ждом возрасте центральное новообразование, вокруг кото- рого группируются другие частичные новообразования. Для Л.С.Выготского важно не переносить на исследование пси- хического развития понятие среды из биологических наук. Он предлагает говорить о качественном своеобразии, един- ственном и неповторимом отношении ребенка с социальной действительностью. Это отношение он называл социальной ситуацией развития в данном возрасте. Она - исходный мо- мент в развитии личности ребенка. Перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание крити- ческих возрастов.
Для меня представляется важным, что Л.С.Выготский го- ворил о том, что психическая жизнь человека на разных эта- пах ее развития определяется социальной ситуацией развития, что возрастные новообразования перестраивают и внешнюю и внутреннюю жизнь ребенка.
Думаю, что для Л.С.Выготского нормальный человек пред- ставлялся зависимым от содержания социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают. Перестройка сознания ребенка к концу какого-то периода меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отношение к самому себе, он, ребенок, чувствовал себя изменившимся, изменяющимся. Похоже, что это переживание и отличает для Л.С.Выготского нормального человека. Переживание своей динамичности, изменчивости, возможность отнестись к ней - это главное переживание нормального человека, которое обо- стряется в кризисные периоды и воспринимается как естест- венное качество жизни в периоды стабильные.
В отечественной психологии автором одной из наиболее раз- витых периодизаций психического развития является Д.Б.Эль- конин. Во время его научной деятельности существенные из- менения претерпевала педагогическая периодизация, сложив- шаяся как отражение организации системы дошкольного и школьного обучения. Появилось много реальных проблем, связанных с пересмотром сроков начала обучения в школе,
340
длительности и обязательности разных видов обучения (это были 60-е годы). К тому времени были накоплены факты о возможных особенностях детей, в контексте науки существо- вали изложенные выше периодизации, самим Д.Б.Элькони- ным был накоплен большой материал по антропологии и этнографии игры, проведены исследования по историческому возникновению ролевой игры.
В основу периодизации Д.Б.Эльконина положена идея ис- торической обусловленности психической жизни человека. Он считает, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития разделяется на два относительно независимых потока, которые могут гипертро- фированно развиваться. Это активность ребенка в системе «ребенок - общественный предмет» и в системе «ребенок - общественный взрослый».
В первой системе ребенку открывается человеческий смысл предметных действий, а во второй - усвоение задач и мотивов человеческой деятельности.
Систематизация Д.Б.Элькониным основных форм актив- ности ребенка, с точки зрения их содержания, привела к по- строению такого последовательного ряда форм активности, которые объединяются в две уже названные выше группы: 1 - «ребенок - общественный взрослый»; 2 - «ребенок - общест- венный предмет»:
непосредственное эмоциональное общение - 1 предметно-манипулятивная деятельность - 2 ролевая игра - 1 учебная деятельность - 2 интимно-личное общение - 1 учебно-профессиональная деятельность - 2
В детстве ребенка можно выделить периоды, отличающие- ся содержанием освоения. Это легло в основу гипотезы Д.Б.Эльконина о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
Анализ содержания критических периодов детства (кризис трех лет) и кризиса перехода от младшего школьного возрас- та к подростковому («кризис полового созревания») позволил Д.Б.Эльконину говорить о их сходстве. В том и другом про- является стремление ребенка к самостоятельности и негатив- ные проявления, связанные с отношениями со взрослыми.
Фактический материал и его теоретическое осмысление позволили Д.Б.Эльконину сформулировать гипотезу о пе-
341
риодизации психического развития, где жизнь ребенка делит- ся на периоды, эпохи и фазы (см. схему).
Периодизация психического развития (гипотеза Д. Б. Эльконина)
Каждая эпоха состоит из закономерно связанных двух пе- риодов; первый из них связан с преимущественным освоением мотивов и норм человеческой деятельности и подготавливает переход ко второму периоду, где уже осваиваются преимущест- венно способы действия с предметами. Эпохи построены по одному принципу и состоят из закономерно связанных между собой периодов. Переход от эпохи к эпохе практически иссле- дован очень мало, в большей степени изучен переход от перио- да к периоду как описание содержания кризисов.
Гипотеза Д. Б. Эльконина о периодизации психического развития исходит из существования противоречий в самой психической жизни, относительно независимых от внешних воздействий. По-моему, это очень важный момент, позво- ляющий говорить о существовании качественных характери-
342
гтик психической реальности. Таким образом, нормальный человек для Д. Б. Эльконина - это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанно- стью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.
В более поздних работах отечественных психологов в пе- риодизацию психического развития проникли идеи А.Н.Ле- онтьева о ведущей деятельности, то есть той форме активно- сти, которая определяет развитие ребенка в конкретный пе- риод. На сегодня считается, что периодизация Д.Б.Эльконина и уточнение ее А.Н.Леонтьевым связаны с общей психологи- ческой концепцией Л.С.Выготского. Так, В.В.Давыдов счи- тает, что понятие о ведущей деятельности является конкрети- зацией понятия «социальная ситуация развития». Его введе- ние позволило четко определить разные функции смены дея- тельности и соответствующих психологических изменений в психическом развитии ребенка. Новый тип деятельности, лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван «ведущим».
Думаю, что понятие ведущей деятельности создает предпо- сылки для анализа психической жизни как однозначно детер- минированного процесса, а образ нормального человека не- вольно отождествляется с его параметрами активности. Это естественная трудность научного мышления, ставящего своей задачей познание целостного явления при встрече с текуче- стью феноменологических свойств изучаемой области. Труд- но уловить и описать переход от активной воспроизводящей деятельности ребенка, овладевающего исторически вырабо- танными способами ориентации в предметном мире и средст- вами его преобразования, к формам его самодеятельности.
Думаю, что все изложенные выше точки зрения имеют од- ну общую особенность - они представляют точку зрения на- блюдателя, который как бы извне, со своей научной, исследо- вательской позиции видит и пытается понять процесс психи- ческого развития.
В современной психологии есть и другая исследователь- ская позиция, я бы ее назвала позицией наблюдателя, нахо- дящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эрик- сона, она представлена в его периодизации жизненного цикла человека. Когда я познакомилась с ней первый раз, я была поражена самой возможностью анализировать всю(!) жизнь человека. При знакомстве с биографическими фактами про- фессиональной деятельности Э.Эриксона (он работал психо- терапевтом) стало понятно, почему именно эта реальность -
343
жизнь человека - стала ему доступной и необходимой для анализа. Позиция психотерапевта в понимании человека есте- ственно отличается от позиции ученого-исследователя, так как психотерапевт принимает на себя и переживает вместе с пациентом ответственность за его индивидуальную судьбу, за индивидуальную жизнь и ее содержание. Это, естественно предполагает и другие средства анализа психического. Ос- новное отличие их в том, что образ нормального человека должен осознаваться психотерапевтом как средство его соб- ственного профессионального мышления.
Э.Эриксон находит свойства нормального человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, кото- рые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать исто- ки ее организации на предшествующих стадиях ее жизни.
Зрелость личности Э.Эриксон понимает как ее идентич- ность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимае- мый человеком образ самого себя и соответствующую окру- жающему миру форму поведения.
Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности, то есть у человека есть уже упоминаемый нами хозяин в этом доме. Идентичность задает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызы- ваемые условиями. Условия эти всегда конкретны, историче- ски обусловлены, они отражают связь человека с конкретным временем и местом осуществления его психической жизни.
Э.Эриксон выдвигает положение о том, что в самой при- роде человека существует потребность в психосоциальной идентичности.
Индивидуальная идентичность человека определяется ис- торической идентичностью социальной группы, к которой принадлежит человек. Все диффузные переживания человека, вызываемые созреванием и изменением функционирования организма, входят в психологическую организацию личности и становятся компонентом ее психосоциальной идентичности лишь в результате их дифференциации и социальной марки- ровки обществом, насыщения их социальной значимостью.
Идентификация, по Э.Эриксону, интегративный центр лич- ности, определяющий ее целостность, систему ценностей, соци- альную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способ- ности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает меха- низмы психологической защиты, формирует самоконтроль.
344
Все компоненты идентичности, по его мнению, связывают- п единое целое идеологией, или мировоззрением, личности, дозволяющей человеку воспринимать себя с точки зрения ппугих людей и исторического времени. Именно общество передает человеку особый стиль и способ синтеза своих пере- живаний, способ общения с самим собой.
Среди качеств зрелой личности Э.Эриксон выделяет инди- видуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества, которые всегда определяются конкретными экономическо-культурными условиями. Воспи- тательный процесс совершается в соответствии с этическими идеалами конкретной социальной общности.
Эриксон широко пользовался данными и своих этногра- фических исследований индийских племен - сиу и юрок.
Свою концепцию психологического развития личности Э.Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического уче- ния о развитии. Из биологического содержания термина эпи- генез, то есть эмбрионального развития, определяемого внеш- ними факторами, Эриксон заимствует идею о последователь- ном формировании у человека психологических новообразо- ваний, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как прерывный процесс формиро- вания новых качеств, предполагающий наличие реальных свойств и свойств потенциальных, оказывающих свое влияние в избирательном воздействии на другие свойства личности. Эти потенциальные качества личности и «регулируют» воз- действия социальной среды, отбирая соответствующие воз- можностям ребенка или взрослого. При этом жажда социаль- ного признания - одна из важнейших характеристик активно- сти человека, она проявляется как механизм включения ре- бенка в систему общественных отношений.
Э.Эриксон в выделении стадий развития сохраняет назва- ния, соответствующие психоаналитической традиции, но на- полняет их другим содержанием. Сохранение названий позво- ляет ему зафиксировать изменение чувствительности челове- ческого организма (всей его сложной психофизиологической системы) к воздействиям, прежде всего социальным. Эти воз- действия учитывают потенциальные возможности организма, который, развиваясь, дает человеку возможность для все большего выбора средств, способов, возможностей для реше- ния социальных задач. От успешности или безуспешности решения этих задач и зависит качество личностных новообра-
345
зований. Каждое из этих новообразований выражает отноше- ние (уже сложившееся к этому времени) человека к обществу к другим людям, к себе, к миру труда.
Это сформировавшееся отношение становится центром лич- ностной целостности человека, которую он стремится сохра- нить при помощи защитных механизмов. Однако в результате созревания новой психофизиологической системы и с появле- нием новых жизненных задач она неизбежно разрушается, ста- новясь материалом для построения новой целостности.
Переход от одной личностной целостности к другой Э.Эрик- сон называет кризисами - временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфиче- ские возможности для реализации этой энергии.
Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития личности. На каждой из них человек должен осуществить выбор между воз- можными полярными отношениями к миру и к себе. Э.Эриксон называет свою периодизацию эпигенетической матрицей и поясняет ее появление следующим образом: эта схема только инструмент мышления для выделения интере- сующей автора шкалы развития. Эту шкалу он называет шка- лой психосоциального развития. Схема позволяет формали- зовать временную дифференциацию живого потока развития;
каждое из обсуждаемых действий как проявление кризиса требует интеграции всех остальных, существовавших на предшествующих стадиях.
Квадраты по диагонали означают последовательность ста- дий и постепенное развитие их составляющих частей. Схема показывает, что в принципе человеческая личность развивает- ся соразмерно с этапами, которые определяются готовностью человека узнавать новое и взаимодействовать во все более возрастающем социальном радиусе (расширяющемся психо- логическом пространстве). Общество, по мнению Э.Эриксона, в принципе имеет тенденцию к такому устройству, чтобы соот- ветствовать и поощрять последовательность потенциальных готовностей человека к взаимодействию с другими людьми, охранять и стимулировать должную скорость и правильную последовательность их развертывании.
На каждой стадии развития есть новый конфликт, кото- рый влияет на появление новых качеств личности, он дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником слабости личности.
346
В схеме ниже диагонали размещаются предшественники онфликтных разрешений, причем все они как бы начинают с начала. Выше диагонали- пространство для психологиче- ских достижений и их превращений в созревающей или уже зрелой личности. Диагональ схемы указывает последова- тельность стадий, но их темп и интенсивность могут быть различны. По мнению Э.Эриксона, ускорение или относи- тельная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяю- щее влияние на все позднейшие стадии.
Задача диаграммы - подсказать возможному исследователю целостность исследуемого предмета - человеческой жизни, по- буждает к осмыслению ее пустых квадратов. Что касается ста- дии Н (зрелость), то формирование личностной целостности, где складываются вера и надежда, по мысли Э.Эриксона, не предлагает конкретного ответа на вопрос о содержании веры и надежды. Они развиваются по своим собственным законам, до того как превратятся в свою наиболее зрелую форму - вер- ность. Именно ею овладевает умудренный жизнью человек.
Описанные Э.Эриксоном восемь стадий не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно про- тивостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей своей жизни.
Он описывает и перечень основных сильных качеств лич- ности, считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий:
Основополагающая вера против основополагающей без- надежности: энергичность и надежда. Автономность против стыда и сомнения: самоконтроль и сила воли.
Инициативность против вины: распорядительность и целе- устремленность.
Трудолюбие против неполноценности: методичность и умение (компетентность).
Личностная индивидуальность против ролевого смешения:
привязанность и верность.
Близость против одиночества: групповое объединение и любовь.
Производительность против застоя: производство и забота. Личностная целостность против отчаяния: самоотвержен- ность и мудрость.
Среди этих качеств есть основополагающие человеческие Добродетели: надежда, сила воли, целеустремленность, уме- ние, верность, любовь, забота, мудрость. Без этих качеств вес остальных теряет свою уместность.
347
Эпигенетическая матрица Э. Эриксона
н
зрелость
личностная целостность против отчаяния
G
взрослость
производи- тельность про- тив застоя
F ранняя юность
близость против одиночества
Е пубертатный и подро- стковый возраст
личностно-ин- дивидуальное против ролево- го смешения
Стадия А. Для Э.Эриксона связана с формированием пер- вого уровня идентичности и первых, самых глубинных, меха- низмов психологической защиты - механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции - «вбирания» внутрь внешних источников, осо- бенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двига- тельной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.
Стадия В. Ставит ребенка в условия выбора - обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отри- цательными оценками ребенка. Э.Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведе-
348
яия которые способствуют формированию психосоциаль- ной'идентичности.
Стадия С. Характерное поведение ребенка на этой стадии - активное вторжение в новое локомоцией, вопросами, дейст- вием. Действия начинают регулироваться идеальными целя- ми, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, формируются моральные чувства.
Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ре- бенку огромный психологический материал для идентифика- ции себя по половым признакам и соответствующего этим при- знакам поведения.
Стадия D. Связана с вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психоло- гической полноценности - адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «техноло- гический этнос культуры».
Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный лично- стью опыт собственной способности интегрировать все иден- тификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми соци- альными ролями. Чувство собственной идентичности, внутрен- ней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.
В поисках социальных ценностей, управляющих идентич- ностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.
Стадия F. На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, из- менение внешнего облика, что существенно меняет представ- ление человека о себе, перемещает его в другие демографиче- ские и социальные группы.
Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрос- лый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны об- щества, для того чтобы подняться на уровень самодетерми-
349
нации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.
Стадия G. На стадии взрослого, по мнению Э.Эриксона зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою зна^ чимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботит- ся и кем руководит. Для него понятие производительности свя- зано не только с количественными характеристиками жизни человека, но прежде всего с заботой о порождении и воспита- нии нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.
Стадия Н. Характерной чертой человека на этой стадии Э.Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповтори- мость, смелость быть самим собой.
Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей це- лостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.
Думаю, что Э.Эриксон один из немногих психологов, кто пытался понять нормального человека как человека, живущего целостной и одновременно противоречивой жизнью, где есть место не только освоению, овладению, но и сопротивлению, и разрушению, и потерям, и обретениям через преодоление.
Сам язык, каким описано психическое развитие, открывает те действительные стороны психической реальности, которые значительно шире эмоционально-волевых и познавательных процессов, или структур и систем. Вера, надежда, близость - это то, что есть в отношениях живых людей и буквально тре- бует своего изучения для преодоления пропасти между плю- рализмом науки и единством человека, той пропасти, которая часто делает современную психологию скучнейшей, а челове- ку, который нуждается в преодолении пропасти, остается только строить для этого мосты иллюзий, находя материал где угодно и как угодно.
Какой он, нормальный человек? Ответ на этот вопрос, как видно по биографическим данным Э.Эриксона, наибо- лее конкретно встает в тех видах профессиональной дея- тельности, где чужой человек - профессионал, своим присут- ствием вызывает в жизни человека существенные для ее ор- ганизации изменения.
В истории нашей науки эта ситуация стала складываться в последнее десятилетие, когда стала социально-значимой дея-
350
льность практических психологов и возникла проблема их т дофессиональной подготовки. Думаю, что в общем виде ее можно сформулировать так: какого человека считать нормаль- ным в наших конкретно-исторических условиях? Как научиться и научить мыслить о таком содержании нам, принадлежащим к этому времени? Какую позицию занять в поисках ответа на этот вопрос: исследовательскую, отстраненную, ориентирующуюся на закономерности и истину или позицию ответственного при- сутствия в жизни изучаемого (изучаемых) человека (людей)? Мо- жет быть, есть какая-то другая позиция, которую я сейчас не могу обозначить так, как эти две? Вопрос о позиции - это, думаю, и вопрос о гуманности науки, о ее соответствии своему предмету.
В этом смысле практический психолог может не углублять- ся в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жиз- ненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко сориентироваться в содер- жании его проблемы, учитывая соотношение проявления ин- дивидуальности и общей схемы жизненного развития.
Современная практическая психология в виде психотерапев- тической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический материал, который может быть представлен с точки зрения проблем человека на разных возрастных этапах. Наряду с этим есть возможность обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевти- ческую практику помощи современному человеку.
Привлекая данные многих авторов, Эгани Коуэн' построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы че- ловека. В ее первой колонке «жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «ключевые систе- мы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи раз- вития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимо- сти от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их реше-
' По переводу книги Айви А.Е., Айви М.Б. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. - Новосибирск, 19S/.
351
ния с физическим паспортным возрастом человека, анализиро. вать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса. Кроме того, эта схема содержит социально и индиви- дуально значимые возрастные особенности человека, связанные с изменением его места в системе культурных отношений, - появление своей семьи внутри родительской; взросление детей- пенсионный возраст, приближение смерти и тому подобное.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление