Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворяет. Более того. 7 страница




Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного су-
ществования, точно так же как и от неизбежного утомления,
вызванного настойчивым стремлением к совершенству.
Иными словами, большинству людей в равной мере не нра-
вится и отсутствие стресса и избыток его. Поэтому (внима-
ние, читатель! - А. Г.) каждый должен тщательно изучить
самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чув-
ствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни
избрал, кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистрес-
са, вызванного отсутствием стоящего дела, либо постоянной
чрезмерной перегрузкой»2.

' Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.-С. 8.
2 Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. Понять, противостоять
и управлять им. - СПб., 1994. - С. 342.

592

Таким образом, переходный возраст ставит перед муж-
чиной совершенно конкретную проблему проявления собст-
венной эмоциональной силы в осуществлении родительской
роли - какую концепцию правильной жизни предложит он
подрастающим детям, как сам сумеет осуществить ее - это
очень конкретно, это очень буднично, это очень трудно и
очень просто как формула о необходимости любви к ближне-
му. В осуществлении этой любви и будет проявляться соци-
альная сила мужчины - его умение общаться с другими людь-
ми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих
высоких целей. Реализовать свою социальную силу мужчине
очень непросто, так как она приходит, на первый взгляд, в
противоречие с пресловутым мужским эгоизмом (потом при-
дется подобное говорить и о старческом эгоизме). Но мне
близка идея Г.Селье о том, что все живые существа имеют
эгоистическую природу (индивидуальность, нетождествен-
ность другим подобным же существам).

На деле же ситуация выглядит так, что чем больше мужчи-
на утверждает свой эгоизм, то есть становится индивидуаль-
ностью, тем больше возрастает его социальная сила - он ста-
новится незаменимым. Незаменимость - нужность другим
людям - это и есть проявление социальной силы. То, что он
может и умеет делать для других, то, что только он может и
умеет делать для других, создает переживание собственной
социальной силы.

Увы, но банальная, фантомная идея о том, что незамени-
мых нет, отравляет сознание людей уже не одно поколение.
Как бы хотелось найти ей противоядие, чтобы особенно у
сильной половины человечества возросла ответственность за
собственное Я, тысячами нитей вплетенное в жизнь других
людей - ближних.

Социальная сила человека невозможна без его материаль-
ной силы, проявляющейся в умении владеть материальными
предметами - уметь делать, уметь устраивать жизнь, не раз-
рушая ее, она естественно соединяется с проявлениями духов-
ной силы - отношении к жизни в целом.

Переживание собственной силы и ее проявлений для муж-
чины в переходном возрасте связано и с важнейшим пережи-
ванием последствий применения своей силы - своего воздей-
ствия на другого человека. Думаю, что момент личностного
развития для мужчины проявляется в это время в том, что он
переживает независимость от себя жизни другого человека
как проявление его свободы. Другими словами, он восприни-
мает как реальные границы своего влияния на другую жизнь

593


(я говорю в первую очередь о жизни в собственной семье).
Границы своего влияния на другого человека предполагают
перераспределение ответственности за течение жизни, за раз-
ные ее проявления.

Степень свободы, степень ответственности, если хотите,
степень неучастия отца и мужа в жизни всей семьи и каж-
дого из ее членов - это решение мужчиной задачи своего
личностного развития, так как за этим стоит смена оценок,
привязанностей и переосмысление принятых обязательств.
Если хотите, то это пересмотр собственной Я-концепции на
основе обновленной концепции жизни. Это отказ от собст-
венного влияния на жизнь людей, порожденных тобой
(дети), это отношение к собственному эгоизму как реаль-
ности. Это трудно.

Вчитаемся еще раз вместе в строки книги Дж. и Р. Байярд:

«У каждого из нас есть своего рода внутренний сигнальщик,
внутреннее я, постоянно посылающее нам сокровенные и
дерзкие мысли:

Я чувствую...
Я хочу...
Я желаю...
Я могу...
Я намерен (а)...
Я собираюсь...

В идеале существует сильная позитивная связь между вами
и этим внутренним сигнальщиком. Вы слышите его, уважаете
его, заботитесь о нем, доверяете ему руководить вашими дей-
ствиями, и в свою очередь он вполне заслуживает такого рода
отношения и доверия. Вашу главную задачу в жизни можно
рассматривать как осуществление, реализацию этого вашего
внутреннего я.

Однако многие из нас еще в очень раннем возрасте науча-
ются игнорировать этот внутренний голос и даже бояться его.
Мы доходим до того, что даже не слышим его и вместо этого
вырабатываем у себя привычку концентрировать внимание на
информации, поступающей к нам извне, чтобы с ее помощью
руководить своим поведением...

Игнорирование своего внутреннего голоса настолько об-
щепринято, что входит в привычку, и человек становится
способным слышать и заботиться о том, что нужно другим
людям, но не слышит и не обращает внимания на собственные
нужды и потребности»'.

•Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. -С. 82.
594

К этим словам стоит прислушаться, так как они описы-
вают ситуацию отсутствия диалогичности сознания - одну
из психологических ловушек переходного периода, в кото-
рую легко попасть, если мужчина не доверяет своему собст-
венному мышлению, не может рефлексировать над содержа-
нием собственной мысли. Мне хотелось специально обратить
внимание читателя на существование этой возможности
именно в переходном возрасте, так как в нем есть много
объективных (даже уже упоминавшихся физиологических
особенностей) причин для появления переживаний неодно-
значности своего Я.

Некоторые авторы' это связывают с объективными огра-
ничениями активности взрослого человека, которые убав-
ляют оптимизма молодости. В этой позиции есть свой смысл,
но мне она кажется несколько упрощенной - и молодость
далеко не всегда оптимистична, и «объективные ограниче-
ния активности» на деле могут оказаться просто фантомами
сознания...

В переходном возрасте условиями, способствующими раз-
витию рефлексии мужчины на содержание собственного
мышления, по-моему, являются:

- смена оценок близких людей за счет появления в психо-
логическом пространстве большего числа чужих людей;

- необходимость осуществлять по отношению к подрас-
тающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни;

- необходимость выстраивать отношения с собственным
меняющимся телом и его свойствами;

- необходимость оценивать пройденный жизненный путь
как его возможную половину (возможное несоответствие пе-
реживаний психологического и физического возраста).

Это обостряет чувствительность к жизни собственного Я,
думаю, что мужской вариант этой чувствительности связан с
появлением нового отношения к собственному мышлению.
Крайние проявления этого: полное доверие к собственной
мысли (рефлексивность, диалогичность, обобщенность на
новом уровне и тому подобное) или отказ от собственного
мышления, подмена его фантомами мысли (переживание за-
вершенности собственного развития, отсутствие стремления к
новым знаниям и тому подобное).

Думаю, что примером полного доверия к собственному
мышлению, а значит, к собственной способности действовать

' См., например: Толстых А. В. Наедине со всеми: О психологии обще-
ния. - Мн., 1990;Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

595


ответственно, этически правильно, может быть Данте, напи-
савший в 33 года «Божественную комедию». Недаром древние
греки называли этот возраст и сопутствующие ему психоло-
гические изменения порой «акмэ», что означало вершину,
высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент
наиболее полного расцвета человека.

Подчеркнутое отношение к этому возрасту есть и в рус-
ских былинах и, конечно, в Библии. Переходный возраст,
пережитый мужчиной как решение жизненных задач, пере-
оценки изменившихся обстоятельств и условий осуществле-
ния его индивидуальной судьбы, делает его практическим
философом. Он не только отвечает перед собой за содержа-
ние своей жизни, он чувствует в себе силы и возможности
для воздействия на людей. Воздействие это обосновывается
результатами собственного мышления, где критерий истины
так же доступен для рефлексивной оценки, как и процесс
собственного мышления.

Мне бы не хотелось как-то с оттенком фатализма отно-
ситься к этому периоду в жизни мужчины, но похоже на то,
что именно в это время жизнь дает ему шанс стать хозяином
своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда сво-
бода и ответственность как качества человеческой экзистен-
ции практически тождественны. Свобода быть самим собой и
ответственность таковым стать.

Если для женщины эта ситуация в большей степени раз-
вивается в области чувств, то для мужчины она выражена в
интеллектуальной сфере. В свое время меня поразил факт,
что именно на этот период жизни человека приходится
время манифестации шизофрении, до того никак о себе не
заявлявшей. Может быть, нет больших оснований прово-
дить аналогии, но решение мужчиной жизненных задач,
связанных с переоценкой значимости других людей, приня-
тых семейных обязательств - это сугубо интеллектуальная
деятельность, которая может (и должна) вызвать измене-
ния в сознании. Без напряжения изменения в сознании не
происходят.

Существенное значение для мужчины, переживающего пе-
реходный возраст, приобретают дружеские связи, дружеские
отношения. Это потребность в осуществлении диалогичности
мышления, потребность в экстериоризации внутреннего диа-
лога Я. Формула: «Ты меня уважаешь?» приобретает в этот
период особое значение, так как друг необходим для того
вида общения, которое психологи обычно называют интим-
но-личностным. Темой такого общения становится динамика

596

собственного Я, трагедия начинается там, где она обращена в
прошлое, где ностальгия по пережитому и изжитому превы-
шает интерес к настоящему и будущему. Это именно трагедия,
так как именно она говорит о наступающей отстраненности
от возможности ответственного и свободного осуществления
своей судьбы. Бытовым симптомом такой отстраненности
можно считать появление в отношении с взрослеющими деть-
ми формулы нотации: «Я в твои годы...» Вместо того чтобы
понимать и анализировать настоящее отношение с собствен-
ным ребенком, мужчина обрушивает на него ношу своего
прошлого, в котором просто не было его детей.

Друзьями мужчины потенциально могут стать члены его
семьи - самые близкие ему люди, если... Если они сумеют най-
ти необходимые темы для интимно-личностного общения
друг с другом. С огромным сожалением приходится конста-
тировать, что это бывает далеко не всегда, а тип отца, кото-
рого нет дома, является весьма и весьма распространенным,
как распространены и мужские компании, объединенные да-
леко не романтическим образом чаши с вином.

Конечно, однозначную причину алкоголизации мужчин
найти весьма сложно, может быть, ее и нет, но, думаю, что
одна из них связана с явлениями подросткового возраста и
возраста переходного, которые едины в переживании своего
одиночества. Это переживание вызвано необходимостью
вести диалог с собственным Я, диалог, который обеспечива-
ет само существование Я, вот тут-то и появляется та тоска
по экзистенциальности, которую не каждый человек может
выдержать, если он остается один, без поддержки другого
человека.

Подростку нужен взрослый друг, мужчине в переходном
возрасте нужен друг - ученик, у которого можно учиться,
обучая его самому. Это рождает чувство собственной нуж-
ности, значимости, включенности в полную жизнь, чувство
причастности ко всем проявлениям своей жизни... Есть мно-
го слов, чтобы выразить это состояние человека, но я ду-
маю, что его можно было бы назвать одним словом - чувст-
вовать себя живущим.

Тогда не надо масок фантомного мира, тогда не надо бо-
яться реальности, тогда творчество своей жизни переживается
как осуществимое вместе с другими людьми, тогда жизнь ста-
новится радостной не потому, что она дарит радость, а пото-
му, что она сама радость. Может быть, это путь, по которому
приходит мудрость. Наверное, об этом можно сказать слова-
ми М.Волошина:


Замер дух - стыдливый и суровый,

Знаньем новой истины объят...

Стал я ближе плоти, больше людям брач

Я познал сегодня ночью новый

Грех... И строже стала тишина -

Тишина души в провалах сна...

Чрез желанье, слабость и склоненье,

Чрез принятье жизненных вериг -

Я к земле доверчивей приник.

Есть в грехе великое смиренье:

Гордый дух да не осудит плоть!
Через грех взыскует тварь Господь.

Глава av

О ЗРЕЛОСТИ
(36-50 ЛЕТ)


Разве можно быть долго знакомым с людьми?

И хотелось бы, да невозможно!

Все в людских отношеньях тревожно:

то подумай не так, то не этак пойми!..
Я к чужому всегда подходил всей душой:

откровенно, порывно, надежно.

И кончалось всегда неизбежно

это тем, что чужим оставался чужой.

Если малый собрат мне утонченно льстит,

Затаенно его презираю.

Но несноснее группа вторая:

наносящих, по тупости, много обид.
И обижен-то я не на них: с них-то что
и спросить, большей частью ничтожных?!
Я терзаюсь в сомнениях ложных:

Разуверить в себе их не может никто!

И останется каждый по-своему прав,

для меня безвозвратно потерян,

Я людей не бегу, но уверен,

что с людьми не встречаются, их не теряв...

И.Северянин

Факт состоит в том, что само понятие зрелой личности
появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной
психологии оно практически не применяется, а если и исполь-
зуется, то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапев-
тического анализа индивидуальной судьбы человека.

Думаю, что в этом проявляется восприятие человека как
нормального. Восприятие, обусловленное культурой, в ко-
торой живет конкретный человек и люди, его восприни-
мающие. Мне кажется, что актуальность понятия зрелой
личности в психологии возрастала параллельно появлению
в анализе современного человека таких социально-психоло-
гических понятий, как массовый человек (Х.Ортега-и-Гассет),
как бегство от свободы и отчуждение (Э.Фромм), как экзи-
стенциальный вакуум (В.Франкл), то есть понятий, отра-
жающих деструктивные тенденции в сознании человека, ли-
шающих его радости жизни.

Понятие зрелой личности оказалось нетождественным
понятию юридической ответственности человека, так как
детство современного человека как социальная беспомощ-
ность длится очень долго, гораздо дольше физического воз-
раста, с которого начинается эта ответственность (в нашей
стране с 14 лет).

Если с деструктивными тенденциями в сознании человека
работают психиатры и психотерапевты, то философы и ан-

600

тропологи, писатели, психологи работают с понятием нормы,
нормального человека, где вопрос о возможности быть нор-
мальным связан с пониманием развития.

Становление наук о человеке и развитие практики профес-
сионального воздействия на его сознание сделало актуальным
и вопрос о зрелости. В нем потенциально содержится необхо-
димость понимания (и исследования) отношения человека к
жизни в целом, во всех ее проявлениях.

Факты исследования деструктивных тенденций в созна-
нии человека с очевидностью ставили перед наукой и
практикой вопросы о неудовлетворенности человека жиз-
нью как источнике его болезней. Помочь, вылечить можно
было только в тех случаях, если эта неудовлетворенность
(в той или иной форме) преодолевалась с помощью самого
человека. Фактически получалось, что вылечить можно
было того, кто хотел отвечать за изменение своего созна-
ния. По-моему, очень четко именно об этом сказано у
К.Хорни', когда она пишет о том, что психоаналитик мо-
жет быть поражен тем, что, несмотря на большую проде-
ланную работу, в пациенте ничего не меняется, хотя было
достигнуто весьма значительное продвижение в осознании
его переживаний. Человек активно сопротивляется измене-
ниям, которые могли бы привести к большей ответствен-
ности за его жизнь, способствовали бы росту заинтересо-
ванности в себе. Понятие сопротивления является одним из
главных в понимании и анализе процесса взаимодействия
психоаналитика (или представителя другого направления
психотерапии) и его пациента.

Думаю, что в интересующих меня целях его можно интер-
претировать как проявление явно негативного отношения
человека к его собственной зрелости, переживаемой в разных
формах как ответственность за собственную жизнь.

Общая инфантилизация взрослого населения, которую от-
мечают многие отечественные исследователи, заставляет об-
ращать особое внимание на понятие нормальности, которое
на уровне бытового сознания зачастую воспринимается как
тождественное зрелости и ее уровням.

Понятие о том, что является нормальным, меняется очень
быстро, может быть, это одна из самых изменчивых харак-
теристик человека, особенно современного, особенно в тех
случаях, когда она дается ему его же современниками. На-

' Хорни К
М„ 1993.

Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.

601


пример, как отмечает К.Хорни, «в наше время, если зрелая и
независимая женщина сочла бы себя "падшей", "недостой-
ной любви со стороны порядочного человека" только пото-
му, что ранее вступала в сексуальные отношения, окружаю-
щие сочли бы ее не вполне здоровой. Примерно сорок лет
тому назад такое чувство вины считалось бы нормальным...
Проявление сверхозабоченности и страха перед прибли-
жающейся старостью для сорокалетней женщины является
"нормальным", в то время как мужчина в аналогичной си-
туации будет считаться невротиком...»'

Естественно, что представления о нормальности обуслов-
лены культурой настоящего времени, теми одобренными
стандартами поведения (мышления, проявления чувств, силы
воли и тому подобного), которые существуют в конкретных
группах, видоизменяющихся во времени и социальном и пси-
хологическом пространстве.

Для моих задач описания и анализа важно, что понятие
зрелости, зрелой личности связано с исследованием отно-
шения человека к собственной жизни среди людей; не только
к себе самому, к своему Я, но к более широкому контексту
осуществления жизни, я бы сказала, к максимально широ-
кому - космическому - контексту его жизни во всех прояв-
лениях. •,

Кто оценивает уровень зрелости человека?'Конечно, пре-
жде всего он сам и люди, которые его непосредственно ок-
ружают-. Именно они через систему своих ожиданий поддер-
живают в человеке переживание его собственной динамич-
ности, изменчивости. По-моему, взрослый человек в период
зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны
воспринимать его как неменяющегося, то есть статичного,
как бы неживого, тогда как он таковым не является. Созда-
ется противоречие самовосприятия (собственной изменчиво-
сти) и восприятия человека окружающими. Это противоре-
чие разрешается продуктивно в тех случаях, если взрослый
человек сумеет отнестись к дискретности, законченности,
частностям своей жизни с точки зрения ее общих законо-
мерностей, то есть будет осуществлять свою ежедневную
активность в свете собственной миссии (индивидуальной
реализации своей сущности).

Если же этого не происходит в той или иной форме, то у
взрослого человека наблюдается состояние, которое в свое
время Гегель называл «ипохондрией». Он говорил, и очень

I X о р н и К. Цит. соч. - С. 13.

справедливо, что жизнь взрослого человека есть по преиму-
ществу практическая жизнь, которая неизбежно связана с
разными житейскими мелочами и частностями. Занятие ими
может восприниматься человеком достаточно болезненно, а
невозможность осуществления идеалов способна вызвать
уныние - ипохондрию.

Современные психологи описывают эти переживания
взрослого человека как кризис идентичности, проявляющийся
в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в
переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии
ощущения полноты жизни.

Точную возрастную дату таких переживаний обозначить
сложно, но она приходится на период зрелости, когда, каза-
лось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное
социальное и профессиональное место, достиг профессио-
нальной вершины мастерства, но тем не менее...

Похоже, что начинают давать о себе знать несколько
важных, на мой взгляд, групп и факторов, которые требуют
к себе отношения с точки зрения концепции жизни._Это -
измен^ния-в-фйзиологической активности организма, в его
соматических свойствах (появление явных(!) признаков ста-
рения) и резкое изменение социального и психологического
пространства жизни человека, связанного с тем, что вырос-
шие дети покидают дом, обзаводятся собственными семьями
и вместе с их уходом из семьи одновременно в пространстве
жизни появляется много чужих людей (новые родственники).
Это качественно новая ситуация не только освоения новых
социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови,
тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной
жизни, так и к жизни вообще.

В связи с этим вспоминается 43-летний дед, который с не-
скрываемым удивлением рассматривал своего первого вну-
ка, восклицая: «Откуда ты взялся? Я что, уже дед, я уже дед?!
Какой я дед?»

Во весь рост встает проблема определения своего нового
места в системе социальных отношений, в изменившемся пси-
хологическом пространстве своей семьи, для этого требуются
силы - энергия.

Что может быть источником энергии в зрелом возрасте?
Ответ, который мне по душе, это - философия, осознанная
концепция жизни, осознанная концепция Человека, осознан-
ная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни,
которые не могут (не должны) заслонить в ней главное - ра-
дость от самой жизни.

603


В переживании этой радости и рождается энергия для
осуществления жизни, в переживании этой радости появля-
ются силы для принятия изменений, для восприятия нового,
для реагирования на новое в жизни как на естественное ее
проявление.

Думаю, что именно осознанная философия жизни позволя-
ет человеку отнестись к результатам своего труда, своих уси-
лий как к преходящим - видеть в них не только абсолютную,
но и относительную ценность в историческом времени.
, Период зрелости, в предлагаемом читателю описании,
/ самы?~цлител1ьнЫй в жизни современного'чтаевека^-За этим
стоит не только объективно увеличившееся время его физи-
ческой жизни, но и изменения, связанные с увеличением
времени для достижения социальной зрелости, того, что в
психологии принято называть социализацией, и объектив-
ная же возможность влияния индивидуальной судьбы чело-
века на жизнь общества. Именно в^ зрелом возрасте человек
может (и должен) ощущать свою~принадлежность~к общест-
ву в полной мере. Источником- энергии в э-тдм-вдзрасте ста-
/ новится разум человека, обращенный к проявлениям Я как к
свойствам целой жизни.

Может быть, я преувеличиваю значение осознанной кон-
цепции жизни для периода зрелости, но такое количество
жизненных фактов убеждает меня в этом, что хочется обоб-
щить их ссылкой на русскую народную пословицу, утвер-
ждающую, что «в сорок лет ума нет и не жди - не будет...».
Относится она прежде всего к сильной половине человечества,
хотя, думаю, женщины не являются исключением.

Итак^перяед зрелости^период постепендога. физического
увядания, период изменения жизненного пространства за
счет появления S нём новых чужих людей, которые будут в
нем не случайными гостями, а спутниками жизни. Период
зрелости, о котором человеку напоминают прежде всего
окружающие, ожидая от него мудрости, понимания своего
дела, если хотите, то совершенства, и в то же время склон-
ные к оценке его как «предка», как человека устаревающего,
отстающего от времени... «Я сорокалетний человеколом», -
поет известный певец.

Что же происходит с людьми в этом периоде, какие психо-
логические задачи стоят перед ними и как они их решают?

Прежде всего, что происходит в семье, где дети уже вы-
растают и покидают дом? Обращаюсь снова к графику раз-
вития кризисов в семейных отношениях: его кривая резко
начинает ползти вниз после 17-го года совместной жизни

604

супругов. Бесстрастная статистика констатирует возраста-
ние числа разводов у людей, достигших середины возраста
зрелости - сорока - сорокапятилетних. Браки не выдержи-
вают испытание вторым кризисным периодом, который, по
мнению многих исследователей, менее глубок, чем первый, и
может продолжаться год или несколько лет. «Его возникно-
вение часто совпадает с приближением периода инволюции,
с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами,
появлением различных соматических жалоб, возникновени-
ем чувства одиночества, связанного с уходом детей, усили-
вающейся эмоциональной зависимостью жены, ее пережива-
ниями по поводу быстрого старения, а также возможного
стремления мужа сексуально проявить себя на стороне,
"пока не поздно"»'.

Как протекает период зрелости для женщины? Как она
справляется со всеми его проблемами? Поговорим об этом
подробнее. Прежде всего, это возраст начинающегося физио-
логического увядания; помните, по старой пословице: «Бабий
век - сорок лет, в сорок пять - баба ягодка опять». Запас фи-
зиологической прочности организма мощно дает о себе знать
именно в "этом возрасте прежде всего эмоциональной окра-
ской жизни, того, что еще называют жизненным тонусом,
оптимизмом, жизнерадостностью и другими словами, харак-
теризующими силу человека.

Физдологмнаское увядание женщины происходит посте-
пенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную
силу о,коло_47 лет. Это время - перехода от половой зрело-
сти к угасанию половой функции - называется климакте-
рическим периодом. Точно так же как нет резких границ
между процессом полового созревания и наступлением
половой зрелости, так нет и резкой границы между полной
половой зрелостью и пожилым возрастом. У различных
женщин климакс наступает по-разному, одним из призна-
ков его является прекращение менструаций. До сорокалет-
него возраста менструации прекращаются весьма редко,
примерно у 3% женщин, живущих в средней полосе Евро-
пейской части СНГ. От 40 до 45 лет - у 20%, от 46 до 50 лет -
у 45%, от 51 года до 55 лет - у 30%, а позже 55 лет только у
2% женщин.

Врачи считают, что прекращение менструаций не является
главным моментом в переходном возрасте женщины, а тяго-

' Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
М., 1991.-С. 245.

605


стные явления этого периода нет смысла рассматривать как
прямое следствие прекращения менструаций. В медицинской
литературе описано достаточное число фактов, говорящих о
том, что даже после 3-4 лет прекращения менструаций жен-
щина может сохранять работоспособность и чувствовать себя
хорошо. В то же время описаны многочисленные факты, ко-
гда при сохранившейся менструации женщина этого возраста
чувствует себя плохо, у нее падает работоспособность, насту-
пают головные боли, приливы к лицу и прочие симптомы
осложненного климакса.

Исследования показывают, что и после прекращения мен-
струаций в женском организме сохраняются половые гормо-
ны, хотя в течение этого периода функция яичников ослабева-
ет и почти совсем прекращается.

Грозным симптомом физического неблагополучия в этом
возрасте являются беспорядочные кровотечения, на которые
многие женщины не обращают внимания, считая их естест-
венным проявлением этого периода или даже воспринимают
их как обновление и омоложение организма. К сожалению;

это не так, в этих явлениях может таиться трудноизлечимая
опухоль матки и яичников. Болевой порог у этих опухолей
очень высокий, отношение же женщины к своему организму
(так же как и мужчины - об этом речь далее) часто основано'
на прошлых переживаниях, которые притупляют чувство
реального самоощущения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.