Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матеря- ми, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Конкретных фактов так много, что я ограничусь толь- ко несколькими.
Любящая сына и ревнующая его ко всем женщинам на све- те мать находит тысячи способов, чтобы скомпрометировать в глазах сына любую другую женщину, которая появляется рядом с ним. Авторитету матери противостоять непросто, выбирать между ними невозможно. Пятидесятилетний сын и семидесятилетняя мать живут в одной квартире, давно и явно
646
ненавидя (любя) друг друга. Типичность этой истории, безжа- лостность поведения стареющей женщины бывает потрясаю- щей - думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь.
Дочь привязать к себе еще проще, имея в руках такие ар- гументы, как слабое здоровье, беспомощность. Превратить дочь в сиделку и опекуна нетрудно.
Недаром про тещу придумано множество всяких анекдо- тов и пословиц. Отношение к мужчине - вчера чужому, а се- годня родному - задача непростая, особенно в старости. Же- лание вмешаться в отношения весьма велико. Как правило, у сорокалетних браки разваливаются и с помощью стареющих родителей, которые могут далеко не безобидно влиять на отношения в семьях детей. Воспользуюсь для прояснения си- туации словами М.Вислоцкой: «Удивительная вещь: эти хи- лые и хрупкие создания, страдающие всю жизнь тысячами самых разных болезней и требующие постоянной опеки, чаще всего живут до девяноста и дольше: но, к сожалению, не могут жить вечно, и в конце концов наступает время, когда они ос- тавляют одинокого и несчастливого человека в возрасте око- ло шестидесяти и начисто изолированного от всех и уже не имеющего никаких шансов устроить свою жизнь».
Увеличение зависимости от других людей - психологиче- ская задача, требующая решения. Решения, которое не толка- ло бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддержива- ло в нем чувство собственной значимости. Достойные вари- анты решения такой задачи существуют, далеко не всегда их можно увидеть - они скрыты от любопытных глаз стенами домов. Но ясные, спокойные глаза стариков говорят о их су- ществовании красноречивее многих научных фактов.
Побольше бы среди нас было таких стариков, какие живут на Кавказе, где долгожительство существует как нормальное бытовое явление в многообразной картине жизни. Есть боль- шая книга американки Полы Гарб «Долгожители» (М., «Про- гресс», 1986), материалами которой я воспользуюсь, чтобы описать секреты долголетия. Эта книга написана по материа- лам этнографической экспедиции в Абхазию. В книге много фотографий: Тимур Ванага (117 лет), Ольга Лагвилава (99 лет), Тарас Джопуа (106 лет) и другие.
Как они решают свою жизненную задачу - стареть? Я не буду останавливаться подробно на теориях долгожительства и разнообразных гипотезах, а выделю только те факторы, которые считаю важными.
647
Пол Гарб использует в своей работе данные Г.В.Старо- войтовой и своих собственных исследований. Мое внимание привлекли следующие явления:
- старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно бесе- дуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель большей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками - получить совет по важным вопросам повседнев- ной жизни;
- старики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь ярко выраженное чувство собственного достоинства;
- стремление быть здоровым, отсутствие привычки жало- ваться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно, что самооценка возможностей собственной кончины является порождением депрессии или другими эмоциональными ос- ложнениями);
- у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто яв- ляющейся причиной старческого маразма;
- старики Абхазии не испытывают одиночества - они еже- дневно чувствуют заботу со стороны родственников и сосе- дей. Все убеждены, что лучшее лекарство - любовь и забота окружающих;
- многообразие интересов, желание жить полной жизнью;
- это люди с особым чувством юмора, стремлением быть всегда в окружении других людей;
- о стариках заботятся, это естественное проявление фило- софии жизни;
- дружелюбное и гостеприимное отношение к людям дру- гих национальностей;
- долгожители склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких- то внешних сил; это относится к возможности преодолевать жизненные стрессы. Долгожители чаще всего являются лично- стями, берущими на себя ответственность за все, что с ними происходит, чувствующие себя хозяевами своей судьбы;
- в Абхазии ни один старик не отозвался о старости явно и резко отрицательно. В Абхазии устойчивы традиции уваже- ния к старости, там просто невозможно преступление против нее, как невозможно представить в роли преступника старика.
Вот и выстраиваются, словно в зеркальном отражении, факты и факты, в разное время больно задевшие сердце:
- «Спасибо» старой женщине за то, что я с ней поговорила (я - случайный человек, попутчица в недолгой дороге до ее
648
дома). Это «спасибо» дополнено было одной только фразой:
«Дома-то и поговорить не с кем, телевизор да кот с козой».
- Многочисленные и почти обязательные реплики в утрен- нем транспорте о бабке, которая «прет», вместо того чтобы искать место на кладбище, оставлю без комментария.
- Бесконечные разговоры о болезнях, даже не старых лю- дей: «У кого что болит, тот о том и говорит».
- Жалобы стариков на забытость и ненужность никому - ни государству, ни детям, ни самим себе - депрессия, которая начинается еще перед выходом на пенсию.
- Сознательное ограничение стариками круга своих инте- ресов ссылками на свою отсталость и бестолковость.
Больше не хочу об этом писать, так как глубоко уверена в том, что еще в начале XX века такого отношения к старости не было. Меня в этом убеждают все этнографические материалы' и сама жизнь, где еще сохранилась гуманистическая философия, где еще живут доступной им полной жизнью наши, бывшие советские, старики, о которых когда-то писал М.Светлов:
...Ни нарочно, ни по ошибке, Ни в начале и ни в конце Не замерзнет ручей улыбки На весеннем твоем лице!
Кровь нисколько не отстучала, Я с течением лет узнал Утверждающее начало, Отрицающее финал.
Как мы людям необходимы! Как мы каждой душе близки!.. Мы с рождения непобедимы, Мы - советские старики!
I960
Может быть, читателя покоробит ненужный пафос и полная неуместность цитаты. Старики, просящие милосты- ню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в нищете и одиночестве, забытые всеми... Трагедия нашей куль- туры началась там, где бодро начали разрушать «старый мир», провозгласив критерием истины силу разрушения. «Сила есть - ума не надо» - это правило жизни известно давно. Ум - философия жизни - рождается не только в дей- ствии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диало-
' См., например: Поликарпов B.C. История нравов России. - Ростов- на-Дону, 1995; Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
649
Психоанализ детского возраста/Под ред. И.Д.Ермакова - М, 1923. 650
так много, и это столь общеизвестно... С особой яркостью это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях, существует два таких ряда: «посредственность - гений - по- средственность» или «гений - посредственность - гений». В настоящее время эта закономерность достаточно хорошо обоснована фактически.
Для внука может стать предметом глубочайшего интереса личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший пример - пьянство...
Можно совершенно спокойно решиться на обобщение и сказать, что все члены семейной группы (от брата до деда и от сестры до тетки) играют исключительно роли заместите- лей в первоначальной троице, образуемой отцом, матерью и ребенком».
Старики могут и, думаю, должны для растущего человека быть источником жизненной философии - не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание об осуществи- мости жизни в любом возрасте, о жизни как явлении беско- нечном. Это очень хорошо умели выразить гениальные ста- рики человечества, спокойно беседуя с вечностью.
Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни, делая это открыто, используя тот вид творчества, которым они занимались всю жизнь. Это не только решение важней- шей психологической задачи старости - подведения жизнен- ных итогов, но и диалог с временем. О чем говорили гении? Они пытались смотреть на свое творческое наследие не толь- ко своими глазами, но и глазами других людей. Оценка своего труда беспощадна, в ней обязательно присутствует нравст- венная основа - совесть.
Последние годы великих людей как раз больше, чем что- либо другое, опровергают представления о старости как о творческом упадке, сплошном сне духа, неумолимо прибли- жающемся маразме, физическом разрушении'. Н.В.Гонча- ренко удивительно точно описал те изменения, которые пере- живали великие люди, подводя итоги своей жизни: «Кажется, что все продумано, все известные его времени философские системы уяснены, что-то удалось решить самому. Но удивле- ние перед грандиозностью неведомого, чувство однократно-
' См. подробно: Гончаренко Н.В. Гении в наукеи искусстве. - М., 1991. 651
сти, скоротечности индивидуального бытия остается. Больше всего мучает то, что не удалось существенно изменить то, к изменению чего стремился всю жизнь...
Нелегким прессом на душу ложится и сознание неисправи- мости своего прошлого... Выражаясь философским языком, в старости люди больше погружаются в познание категории покоя, чем категории движения, становясь философами не по профессии, а по складу ума и характера».
Среди гениев было много верующих людей, в том числе и среди ученых естествоиспытателей. Многие верили в священ- ное высшее. Те, кто не верили в Бога, верили в благо такой веры. В общефилософском плане вера означала признание разумности и гармонии бытия. Гении вообще много размыш- ляли о религии.
Абсолютный императив смерти еще не удалось победить никому. Многие великие писали о смерти, при желании чита- тель сам прочтет и Монтеня, и Спинозу, и Гегеля, и Л.Н.Тол- стого, и Гёте, и Достоевского, и...
Гении своей жизнью учили людей одному - жить при жиз- ни. Этому учат нас и сейчас люди, живущие полной жизнью, сумевшие осуществить переход из царства иллюзий, фантомов в мир реальной творческой жизни. Они могут не быть при- знанными гениями, они великие люди в своей собственной жизни, так как ею ежедневно доказывают, что жизнь - это не ожидание смерти, а она сама.
Смерть человека - трагическое событие для его близких. Смерть гения - разрыв важнейших связей культуры, тех ее про- явлений, которые непосредственно направлялись его идеями, личными действиями, авторитетом. Гении незаменимы, как незаменимы все люди, живущие полной жизнью, так как они персонифицируют в себе ее целостность, ее возможность быть, ее возможность осуществиться.
Гений - символ воплощенной полноты жизни. Человек, живущий так, являет собой саму жизнь, которая порождает гениев. Именно живущие, а не существующие, могут исполь- зовать идеи гениев и развивать их дальше, именно живущие, а не существующие, открыты к диалогу с наследием культуры, они и есть та нить, которая связывает поколения.
Что будет, если ее прервать, прерывать? Последствия не заставят себя ждать - великое наследие гениев опошлится и обесценится как бесполезный старый мир. Если сегодня воз- рождают здание Храма Спасителя в Москве, это еще не зна- чит, что вместе с ним вернется идея, мысль, дух, породивший его. Это будет что-то другое - другая жизнь.
652
Гений живет полной жизнью. Доступна ли такая жизнь другим людям? Думаю, что полнота жизни доступна и осуще- ствима в конкретной форме для многих людей. Условие здесь только одно - надо им быть. Как быть человеком в старости? Я опишу то, что знаю, а выводы читатель сделает сам.
Решение индивидуальной задачи - подведение жизненных итогов - пришло к этому семидесятилетнему человеку в виде идеи написать свои размышления о прошлом. Начал писать и понял, что пишется в рифму, которой никогда не владел. Ме- сяцы упорной кропотливой работы - и вот передо мной ре- зультат литературного труда, несколько строчек из которого я процитирую, не указывая автора по его просьбе:
Раздумья о прошлом
Наберитеся терпения Прочитать мои труды - Не великие творенья, Чувства доброго плоды. По рассказам, по заметкам Пропишу свои стихи, Как согласно, мирно жили Наши деды - старики. Все у них в почете было - Лес, земля, луга и скот. В деревнях порядок строгий. В каждом поле - огород. Господа у нас не жили, Был мужик хозяин сам - Землю в поле всю делили Без обид - по едокам... Волость за сто километров. Край народом был богат! Писарь,староста, урядник - Вот и весь вам «аппарат»... Не поэт я, не писатель, От томительной тоски, Извините, что нескладно, Написал про жизнь стихи. Ничего я не прибавил, Жизнь в ту пору так и шла. Небылицей не украсил - Правда сущая была.
Умные люди живут дольше, так доказывал в свое время известный ученый Г.Фриденталь, основываясь на регулятор- ных возможностях мозга. Думаю, что в этом есть своя истина -
653
умный человек знает силу своей мысли, ее возможности в со- четании с «Я хочу» (волей) могут открыть горизонты творче- ства жизни в любом возрасте, и старость здесь не помеха. Недаром все гении отличались разносторонностью интересов, это же относится ко всем людям, живущим полной жизнью. Им интересно все: и новый сорт малины, который можно вы- писать по почте и попробовать вырастить в своем саду, и проект трансконтинентальной шоссейной дороги, о котором срочно сообщается внуку, и безумное количество партий, претендующих на место в парламенте, воспринимается серь- езно и ответственно (о каждой (!) собираются сведения, запи- сываются в таблицу, осмысливаются в свете собственных по- нимании перспективы страны, и т.д.).
Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они, нормальные живые люди (эта книга о них) трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая прось- ба, и намек, и юмор, и нерастраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество - супруги становятся внешне похожими друг на дру- га. Вот уж истинно «Друг друга отражают зеркала...»
Именно об этих, нормальных, живых людях писал и Андре Моруа в своих «Письмах к незнакомке». Я процитирую его:
«Самое трудное в браке - уметь перейти от любви к дружбе, не жертвуя при этом любовью. Тут нет ничего невозможного... В таком супружестве царит взаимное доверие, тем более пол- ное, что оно зиждется на доскональном знании спутника жизни и такой прочной привязанности, что она позволяет заранее угадывать все душевные движения любимого существа.
Таким супругам скука не страшна. Муж предпочитает об- щество жены обществу более молодой и красивой женщины, и это обоюдно. Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадается. В одно и то же время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый физически страдает из-за нравственных переживаний другого.
Какое чудо встретить мужчину (или женщину), который ни разу в жизни не разочаровал и не обманул вас!..
Нет ничего чудеснее безмятежности этих брачных союзов. И лишь мысль о смерти омрачает гармонию любви. В страст- ной привязанности друг к другу заложен высокий смысл, но она чревата опасностью, ибо, когда речь идет о жизни доро-
654
гого вам существа, все становится на карту. А ведь человек так хрупок! Но даже смерть бессильна перед большой любо- вью. Сладостным утешением наполняются часы скорби и одиночества, когда в памяти встают ничем не замутненные воспоминания. Более того, пожилые супружеские пары, кото- рые счастливо прожили свой век, еще долго живут в памяти тех, кто их знал, любил и восхищался ими». Мне нечего доба- вить к этим добрым словам.
Об уставших друг от друга супругах, об опостылевших брачных узах написано изрядно, но все равно мне бы хотелось напомнить читателю одну, конечно, известную ему фразу:
«Они прожили долгую жизнь, всю жизнь любили друг друга и умерли в один день».
Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей - это их жизненная задача, решение которой будет скрашивать соответствующи- ми чувствами дни и дни. Печально услышать из уст стариков слова о напрасно прожитой жизни, о ее бессмысленности и трудности.-»Именно с этими словами о напрасно прожитой жизни умер в середине войны мой дед, получивший похорон- ки на двоих сыновей. Умер в возрасте, так далеком от старос- ти, что даже больно об этом вспоминать.
Перенести смерть близкого человека, пережить ее - са- мый мощный стрессовый фактор жизни. К нему нельзя под- готовиться заранее, пережить его многим людям помогает только вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, она дается в полной мере не каждому человеку. Сегодня извест- но и подробно описано много феноменов, связанных со смертью и после...' К ним каждый относится по-своему, но, думаю, неслучайно великие люди верили в загробную жизнь. Это помогало не склоняться перед ужасом неотвратимых и неизбежных событий.
Умение перенести смерть близких людей поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они, другие люди, по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горе потери. Открытость другим людям, организованная через соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе человека дели- мым на всех - это снижает его остроту.
Если же человек замыкается в своих горестных пережива- ниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это при-
' См, например Форд А Жизнь после смерти, Моуди Р Жизнь по- сле жизни, Калиновскии П Смерть и после-СПб, 1994
)55
водит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе со- стояние стресса, и ранит окружающих людей.
В любом обществе существуют традиционные способы поддержания памяти о близких и способы проявления для окружающих своего горя. Это обеспечивает человеку чувство связи с другими людьми. Так, поминальный обряд у русских включал конкретное решение множества вопросов, в том чис- ле связанных с отношением к окружающим'.
Кто и когда готовил поминальную еду (родственники, со- седи или специально приглашались стряпухи)? Получали ли они вознаграждение? Кто приходит на поминки (состав уча- стников)? Кто и каким образом встречал приехавших с клад- бища? Приглашалось ли духовенство на поминки? Кого сажа- ли за первый стол? Существовал ли строгий порядок рассажи- вания за столом? Приносили ли гости с собой продукты, день- ги на поминки или это делалось заранее? Как полагалось вес- ти себя на поминках (сдержанно или, напротив, шумно, о чем говорили)? Замещал ли душу умершего живой человек? Кто? Как он себя вел? В чем выражался траур семьи: кто из родст- венников покойного должен был соблюдать траур? в течение какого времени? как полагалось вести себя во время траура (вдове, дочери, сыну, мужу)? Не запрещалось ли участие в праздниках, свадьбах, гуляньях вне дома? и тому подобное.
При этом в разных районах нашей страны ответ на эти во- просы имеет свои особенности в зависимости от религиозных убеждений той или иной группы людей.
В старину в деревнях считалось, что умирать легче всего на полу, там стелили солому, а позже - полотно. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему. Громко разговаривать было нельзя. Если человек сильно му- чился, то старались помочь душе отлететь - открывали дверь, окно, печную трубу, просто поднимали верхнюю стреху на крыше дома.
Только когда наступала смерть, родственники начинали громко плакать и причитать. Это было не только проявление горя, но и обычай. Оплаканная душа, как считалось, легче прощается с домом и не будет беспокоить живых в думах, видениях,снах.
Чувствуя приближение смерти, человек составлял завеща- ние, приводил в порядок свои дела, отдавал долги, распреде- лял состояние. Повсеместно, среди всех слоев населения при-
' Русские: семейный и общественный быт. - М, 1989, В круге жизни. - Пермь, 1993
656
нято было перед смертью делать какие-нибудь добрые дела:
раздавать милостыню, выделять деньги на богоугодные дела и тому подобное. Обязательно было прощание со всем семей- ством и благословение каждого образом.
Организация поведения для человека, переживающего горе потери близкого человека, через соблюдение обрядов и ри- туалов выполняет важнейшую психотерапевтическую задачу - задачу связи его с окружающими людьми, с миром своей культуры, возвращает к переживанию чувства «мы», объеди- няет с историей своего народа, открывает дорогу к сопережи- ванию другим людям.
Знание правил общественного поведения, следование им не только «регламентирует» проявление горя, но и позволяет установить новые отношения с окружающими людьми, да и с самим собой тоже.
К этой жизненной задаче в старческом возрасте добавляет- ся и еще одна задача - ожидание собственной смерти. Ее ре- шение предполагает умение сказать «прощай» всему, что бы- ло в жизни. Это умение далеко не очевидное, старость челове- ка может продлиться от одного года до пятидесяти лет (пусть у каждого она будет долгой и светлой), не каждый может ощутить отпущенный ему срок с точностью до года и доде- лать с честью все земные дела. Как говорят, возможны вари- анты... Расскажу о нескольких из известных мне: первый ва- риант длился примерно тридцать лет и приобрел форму се- ,мейного ритуала, когда старушка с точностью до жеста и слова демонстрировала ежесубботне (перед баней) всем при- сутствовавшим домашним свой погребальный наряд, кото- рый с годами пришлось обновить. Делалось это без надрыва, спокойно и обстоятельно, домашними воспринималось как естественное и привычное дело - «бабушкины причуды».
Другая бабуля уже в пожилом возрасте устраивала домаш- ним истерические сцены на тему «Вы все смерти моей желае- те,..». Сюжет (без развития) повторялся несколько лет, в конеч- ном счете все даже перестали реагировать на ее слезы и другие сильные средства эмоционального воздействия. Выросший за десятилетие истерик внук попытался однажды возразить, что все умрут и даже он, но, естественно, не был услышан.
Люди умирают по-разному... В свое время Сенека говорил о том, что страх смерти преодолевается благом нравственного достоинства. Может быть, это одна из самых трудных жизнен- ных задач - сказать жизни «прощай». Человеку обычно очень трудно сформулировать, чего он так боится в умирании? Уми- рание - это не болезнь, оно даже неощутимо. Телесное страда-
ние присуще болезни, а не смерти. Если были боли, то при уми- рании они исчезают, как исчезают все симптомы болезни.
Человека страшит неизвестное, угрожающее и неотврати- мое. Может быть, он боится пустоты, небытия, чего-то как сон без пробуждения. Но сон человеку известен и нестрашен сам по себе. Может быть, он боится чего-то другого?
Теперь ведь известно, что при переходе в загробный мир сознание чаще всего не теряется, а если теряется, то только на мгновение. Умерший продолжает чувствовать и мыслить, как и раньше, без перерыва. Это доказывает множество фактов.
Умирающий человек испытывает горе потери близких лю- дей, всех и все, что он любил на земле, но горе - это тоже дру- гое чувство, неравное страху смерти.
Теперь известно, что переход в мир иной не страшен и что начало жизни в нем тоже не страшно. Одиночества там нет, а есть даже помощь. Но собственная судьба долго остается не- определенной... Подсознательно человек чувствует, что после смерти с ним произойдет нечто и он будет не способен изме- нить это. Подсознательно, боясь смерти, человек подводит нравственный итог своей жизни, так как дела человека идут в мир иной вслед за ним.
Не все боятся смерти. Вся история религиозных учений го- ворит о том, что смерть праведников и смерть грешников протекает по-разному. Праведник, у которого есть вера, на- дежда и любовь к Богу, готов к смерти, он даже не умирает, а как бы засыпает и отходит, как говорят, с миром. Смерть грешников окрашена ужасом, малодушием и отчаянием.
Получается так, что люди хорошей жизни, трудившиеся и заботившиеся о других, умирают мирно, чувствуя приближе- ние смерти, не боятся, а принимают ее спокойно. Академик И.П.Павлов до последней минуты жизни вел строгое наблюде- ние за состоянием своего организма, фиксируя и комментируя все, что в нем происходило. Петрарка, гуманист, книжник, со- биратель древних рукописей, умер с пером в руке, за работой. Умерли, отдыхая после работы, Маркс, Фарадей, Бор.
Даже у самых великих грешников в последние минуты жиз- ни смертный ужас, который охватывает их, переживается как мольба к Богу о прощении. Это рука спасения, которую в ми- нуты смерти протягивает Господь человеку, чтобы он понял весь ужас плохо прожитой жизни и сказал ей не только «про- щай», но и «прости». Мольба о прощении облегчает участь умирающего, участь его измученной скверной жизнью души.
В моей собственной жизни я не раз видела, как люди об- ращаются к Богу, переживая этот смертный ужас. Несмотря
658
на годы официального атеизма, ни из массового, ни из инди- видуального сознания образ Господа не был вытеснен, как бы ни старались работавшие на это перья, ручки, пишущие и типографские машины. Нельзя уничтожить неуничтожимое. Я рада писать об этом, рада возможности сказать читателю, что все светлые люди верили в Бога, это давало им силы жить во мраке любых времен. Не буду называть их имена, у каждого свой ряд таких людей, которые воплощают для него понятие достойной жизни, хорошей жизни.
Умение сказать жизни «прощай» без отчаяния и ужаса, с чувством законченного дела - это еще одна встреча человека с его собственной экзистенциальностью, встреча, которая есть великое таинство.
Мне бы хотелось сказать словами С.Н.Булгакова: «То, что мучает и мучается в человеке, есть ведь его же собственная самость; это не есть нечто такое, от чего он отказался, что вдавило бы его лишь неизгладимостью своей. Ибо прошлое неизгладимо, а существующее может быть сделано несущест- вующим - на этом основана действенность прощения, в этом тайна помилования благоразумного разбойника. Адские муки происходят от нехотения истины, ставшей уже законом жиз- ни; не-любовь к Богу - такова их основа. Хотеть "тьмы кро- мешной", ничто, лишь бы не хотеть Бога, это - предельное безумие зла, которое никак не может быть мотивировано и оправдано, это явная нелепость, бессильная судорога зла... Но это безумие есть вместе с тем и бессилие, фанатизм свободы. В человеческой свободе, с которой связано существование ада, нет ничего непреложного и неизменного. В то же время мы не имеем и возможности утверждать, чтобы создание Божие, как бы ни было омрачено и извращено оно злом, оказалось непо- правимо радикально, онтологически извращено, - это значи- ло бы приписать злу субстанциональность, творческую само- бытность, которой он не имеет. Сердцевина бытия остается не затронута злом, которое владеет только модальностью. По- этому и дьявол в бытийственной основе своей есть все-таки ангел, но глубоко и всесторонне извративший природу свою. Поэтому и для его спасения не утрачена онтологическая осно- ва, и является вопросом факта, возможно ли для него покая- ние, вне которого вообще нет спасения...»'
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление