Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях




1 Установление истины по уголовным делам, разрешение граждан­ско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмо­циональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки Некоторые психические, эмоциональные состояния, чув­ства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уго­ловной ответственности, при назначении наказания, при изучении мо-тивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения

Более того, в некоторых статьях Уголовного кодекса РФ необычные состояния психики признаются квалифицирующим признаком некото­рых преступлении, например внезапно возникшее сильное душевное вол­нение (аффект), вызванное насилием, издевательством или тяжким ос­корблением, либо иными противоправными или аморальными действия­ми (бездействием), а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст 107, 113 УК РФ) Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учитываться судом в качестве обстоятельства, смягчаю­щего наказание, — закон не запрещает этого (ст 61 УК РФ)

При разрешении гражданско-правовых споров в ряде случаев сле­дует также оценивать влияние различных эмоциональных состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях

Все это, безусловно, требует понимания данного класса психичес­ких явлений, профессионально грамотной их оценки юристами при изу­чении поведения субъектов различных правоотношений, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах с различными участниками процесса

2 К наиболее простой форме рассматриваемых эмоциональных про­явлений психики относятся эмоции (в буквальном переводе с латинско­го emoveo — потрясаю, волную)

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему Эмоции имеют отчет­ливо выраженный ситуативный характер, т е выражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным си­туациям1 Причем на возникновение эмоций существенное влияние ока­зывают необычность, новизна этих ситуаций Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенный тон

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворени­ем каких-либо важных для человека потребностей Появлению эмоций также могут способствовать избыточная нереализованная мотивация субьекта, недостаток информации о каких-то значимых для него явле­ниях См Выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают силь­ное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, не­редко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье Иногда эмо­циональные реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния2.

В результате этого человек может переживать целый комплекс эмо­ций, обусловленных не только удовлетворением физиологически важ­ных для него потребностей, но и различными обстоятельствами, связан­ными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвра­щение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, ле­жащее в основе агрессивного противоправного поведения

Доминирование в мотивационной сфере личности подобных эмоций по-разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учетом, разумеется, и других факторов, вероятность совер­шения насильственных действий

См Леонтьев А Н Потребности мотивы и эмоции Конспект лекции М Изд-во МГУ,^1971 С 37

" См Рейковский Я Экспериментальная психология эмоции М, 1979 С 22, 96

3. Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства, которые так же, как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отно­шение человека к окружающему миру. Однако если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историчес­кими условиями, влияющими на формирование личности, характеризу­ются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью пережи­ваний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патри­отизма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.

Воспитание чувств является важной задачей в формировании лич­ности современного человека.

4. Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутрен­не противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом опреде­ляющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашиваю­щее продолжительное время психические процессы, определяющее на­правленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, со­бытиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущи­ми, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьез­но влиять на формирование характера.

В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализи­руют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свиде­тельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях. Иногда эмоция выступает в качестве признака какого-либо заболева­ния, которое она сопровождает'. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. «Давно из­вестно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характер­на тенденция интерпретировать замечания других как критические. Ис­пуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженного» зрения). У разгневанного человека появляются лишь «сер­дитые мысли»2.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на созна­ние, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а ка­чеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что

1 См.: Рейковский Я Указ. соч С 85

2 ИзардК Е Эмоции человека М, 1980. С 21—22

иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Воз­буждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от осо­бенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, про­тиворечивый характер, субъект может испытывать двойственные (ам­бивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такое психическое состояние может переживать, напри­мер, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувст­во вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопро­вождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершенному преступлению.

Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрица­тельно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, ли­шает подозреваемого возможности обдуманно противодействовать уси­лиям следователя. Именно на это рассчитывал известный персонаж ро­мана Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следователь Пор-фирий Петрович, умышленно оставлявший в этом состоянии Расколь-никова, не желая его, как он говорил, «психологически определять и ус­покаивать».

О переживании человеком сильных эмоциональных состояний сви­детельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндо­кринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомо­торика. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влия­ющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных со­кращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность пото­отделения и т.д.

Экспрессивная сторона эмоциональных состояний нередко бывает наполнена смысловым содержанием, что выражается в различных фор­мах общения людей. Например, следователю приходится сталкиваться с таким довольно распространенным явлением, когда некоторые заподо­зренные лица умышленно, чтобы не проявить свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить в своей непричастности к пре­ступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью мимики, жестов и т.п.

5. Эмоции, чувства оказывают большое влияние на эффективность правоохранительной деятельности юриста. Велика роль эмоциональных состояний в развитии межличностных отношений следователя, проку­рора, судьи, защитника с различными участниками уголовного, граж­данского процесса, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания.

Владение языком эмоций и чувств — профессионально важное уме­ние юриста. С одной стороны, оно выражается в способности распозна­вать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять си-

мулятивныи характер демонстрируемых ими чувств и эмоции, с другой — это умение проявляется в правильном выборе наиболее выразительных форм реагирования, в демонстрации юристом своего эмоционального со­стояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации.

Таким образом, эмоции, чувства, эмоциональные состояния явля­ются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности.

Руководители правоохранительных органов должны заботиться о том, чтобы их подчиненные имели деловое, приподнятое настороение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, и всячески поддерживать положительные психические состояния, к числу которых следует прежде всего отнести состояние деловой, позна­вательной активности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.