Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И гражданском процессах




Их роль и значение в уголовном

Состояния эмоциональной напряженности,

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятель­ности, следует прежде всего отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности — фрустрации, аффект, а также страдания. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдается в указан­ной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие стоогого и четкого правового ре­гулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (либо, напро­тив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них по­требностей материального, социального, нравственного и т.п. характе­ра. Более того, конфликтные ситуации, в которые вовлечены участвую­щие в них лица, нередко усугубляются опасностью для их жизни, здо­ровья, материального благополучия, неопределенной перспективой раз­вития событий при отсутствии ясного осознания путей устранения воз­никшей опасности — существует ли она реально или имеет чисто субъ­ективный характер. Рассмотрим данный класс психических явлений более подробно.

Состояние тревоги. Состояние тревоги (тревога, тревож-^ ность)особое эмоциональное состояние психической напряжен-,, ности человека, возникающее в результате предчувствия им нео­пределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближаю­щейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресур­сов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое со­бытие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации1.

Тревога (состояние тревожности) нередко рассматривается в каче­стве эмоциональной реакции тревожного ожидания, несоразмерной

опасности, в ряде случаев как реакция на воображаемую угрозу, воз­можную неудачу. То есть состояние тревожности часто бывает обуслов­лено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает зна­чение и какой смысл вкладывает в нее.

Поэтому роль субъективного фактора при оценке влияния состоя­ния тревожности на поведение того или иного участника процесса ис­ключительно велика. Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких эмоций, а для другого — с учетом его индивидуально-психологических особеннос­тей — явится источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода иррациональный характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их порой внутренне противоречивые, необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки, неадекватные формы поведения.

Весьма важная особенность данного эмоционального состояния психики объясняется еще и тем, что оно не лежит на поверхности в мо-тивационной сфере личности. Более того, состояние тревоги может даже и не осознаваться самим субъектом, что требует от суда еще боль­шей проницательности на пути установления истины. Как метко подме­тила известная современная американская исследовательница личнос­ти К. Хорни, «тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной нами». Вследствие этого «многие затруднения, — продолжает она, — обычно приписывае­мые чрезмерной работе, вызываются в действительности не самой рабо­той, а порой тревогой, которая связана с работой или отношением к коллегам»1.

В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций пси­хоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». А поскольку это состояние в значительной мере связано с особенностями психики людей, отличающихся от других по складу своего характера большей чувствительностью, боязливостью, пессимизмом, нежели с объектив­ными обстоятельствами, он называл тревожность «невротическим стра­хом» (в отличие от «реального страха»)2.

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмо­ции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выражен­ные опасения, беспредметный страх по самым различным поводам.

О переживании субъектом состояния тревоги обычно свидетельст­вуют различные физиологические, а также определенные внешне на­блюдаемые поведенческие признаки (напряженное выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко проявляемые

См.: Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1992. Т. II. С. 125.

1 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 34—35, 37, 45. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 250—252.

Рис. 5.1. Из серии«Самоубийство» (X. Бидструп)

в неадекватной оценке угрожаю­щей обстановки в сторону ее еще большего усложнения, в несоот­ветствующих реальным услови­ям принимаемых решениях, вплоть до принятия решений су­ицидального характера. Весьма образно состояние глубочайшей тревоги, предрасполагающей к самоубийству, передал извест­ный датский художник Х.Бид­струп (рис. 5.1).

Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащен­ное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, удушье, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере — чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть на­столько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом1.

Человек, переживающий тревогу, ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащит­ность перед надвигающейся опасностью. При этом состояние тревоги нередко усиливается в ситуации мотивационного конфликта, когда субъект, пытающийся найти правильное решение, находится под воз­действием взаимоисключающих мотивов достижения и одновременно мотивов избегания (боязни) неудачи, что еще более отрицательно воз­действует на его активность, а порой и парализует ее вовсе.

Поэтому сильную тревогу вполне обоснованно некоторые психоло­ги называют самым неопределенным и поэтому самым мучительным со­стоянием эмоциональной напряженности, вызывающим у человека страдания2. Чрезмерное эмоциональное возбуждение, прежде всего тревоги, считают другие, — может привести к патологическим наруше­ниям, вплоть до появления симптомов некоторых психических рас­стройств и заболеваний3. «Интенсивная тревога является одним из самых мучительных аффектов, которые мы можем испытывать... Неко­торые составляющие аффекта тревоги могут быть особенно непереноси­мыми для человека. Одной из них является беспомощность. Можно быть активным и храбрым перед лицом большой опасности. Но в состо­янии тревоги чувствуешь себя — и на самом деле являешься — беспо­мощным»4.

' См.: Хорни К. Указ. соч. — С. 33, 39—40.

2 См.: Собчак Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования лич­ности. М., 1990. С. 44.

3 См.: Рейковский Я Указ. соч. С. 100.

4 Хорни К. Указ. соч. — С. 37.

Все это, представляется, нужно учитывать при оценке психическо­го состояния виновного по уголовным делам в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, тем более что законодатель не исключает такой возможности (см., например, п. «е» ч. 1, ч. 2 ст. 61 УК РФ), при расследовании уголовных дел, связанных с самоубийствами, а также при разрешении гражданско-правовых споров, связанных с компенса­цией морального вреда гражданину, перенесшему нравственные и физи­ческие страдания (ст. 151,1101 ГК РФ).

Кроме того, говоря о состоянии тревоги как о факторе, вызывающем страдания у потерпевшего, следует обратить внимание на содержание ст. 117 УК РФ, предусматривающей уголовное наказание за истязание. Как видно из этой статьи уголовного закона, одним из составных эле­ментов истязаний законодатель признает «психические страдания», которые в свою очередь могут быть обусловлены состоянием тревоги, являющейся следствием различных насильственных действий, в том числе и психического характера, например в виде угроз совершить убийство, похитить ребенка и т.п. Поэтому установление того факта, что потерпевший в результате этих действий подсудимого пережил со­стояние сильной тревоги, послужившей причиной его психических страданий, может служить одним из доказательств виновности послед­него по ст. 117 УК РФ.

Равнозначными по смыслу и значению с понятиями тревоги, тре­вожности в психологии являются термины «волнение», «беспокойст­во», которые (особенно последнее) нередко употребляются либо как со­ставные элементы состояния тревоги, либо в качестве синонимов в кон­тексте с неблагоприятно развивающимися для субъекта или его близ­ких событиями, хотя в этих терминах предусматриваются и некоторые смысловые оттенки. Так, если состояние тревоги (тревожность) имеет некоторый пессимистический оттенок, обусловленный ожиданием воз­можной опасности, то состояние волнения может связываться не толь­ко с негативными обстоятельствами, но и с ожиданием чего-то приятно­го, радостного.

Некоторые отличия имеются и между состояниями тревоги и беспо­койства. В психологической литературе первое из них обычно употреб­ляется в контексте с угрозой собственной личности, второе — в связи с переживаниями за других лиц.

Таким образом, состояние тревоги (тревожность) чаще бывает свя­зано с ожиданием возможной опасности, неудачи. Оно сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе и в этом смысле играет важную роль своеобразного «сторожа», побуждающего нас к целенаправленному по­ведению, поиску источников опасности и путей ее преодоления. С этой точки зрения тревога как вполне нормальное психическое состояние (если она не «зашкаливает») имеет положительное значение.

С другой точки зрения, состояние тревоги, как отмечалось выше, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигаю­щейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощнос­ти, неуверенности в своих силах. Это приводит к дезорганизации целе-

направленного поведения, свертыванию активности, снижению продук­тивности деятельности, к появлению неврозов. В этом проявляется от­рицательная роль состояния тревожности (тревоги).

Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги за­висит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию трево­ги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продол­жающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на ра­циональное мышление и поведение субъекта. Поэтому оценка судом со­стояния тревожности у того или иного участника процесса должна про­водиться с учетом личности субъекта, его социального статуса, само­оценки, ценностных ориентации, уровня интеллектуального развития, приобретенного опыта и т.п.

Известно, например, что некоторые люди вообще не склонны остро переживать состояние тревоги. Она как бы неведома им, не проявляет­ся у них даже в минуты реальной опасности. У таких лиц отсутствует должная осторожность и предусмотрительность в поведении, значи­тельно снижен уровень самоконтроля. В большей мере это свойственно молодым, беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, к тому же не имеющим достаточного жизненного опыта, а иногда и про­сто со сниженным уровнем интеллекта, с неразвитыми когнитивными, прогностическими способностями. Нередко эти качества отражаются на их легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам. При определенных условиях все это может способствовать совершению та­кими лицами противоправных действий по неосторожности. Такой оце­ночный подход не исключается содержанием ст. 26 УК РФ.

Кроме того, сниженный уровень тревожности у субъекта может благоприятствовать формированию так называемого виктимного пове­дения1 потерпевших в ситуациях возможных сексуальных посяга­тельств на них. Установлено, что трагическая развязка в подобного рода криминальных ситуациях в значительной мере бывает связана с так называемым «способствующим поведением» потерпевшей, состав­ными элементами которого являются: легкое вступление будущей жер­твы в контакт с незнакомыми людьми, легкомысленное, некритическое принятие ею различных знаков внимания от посторонних лиц, риско­ванность поведения в незнакомой обстановке и т.п.2 И все это в значи­тельной мере объясняется неразвитостью у потерпевшей тревожности, ее неспособностью ощущать тревогу в опасных для себя ситуациях, что говорит о ее потенциальной психической беспомощности перед лицом неожиданно возникающей опасности.

Именно поэтому отсутствие тревожности (наряду со сниженным интеллектом, с некоторыми другими особенностями личности) точно так же, как и высокий, значительно превышающий норму показатель тревожности, парализующий волю, активность потерпевшей, следует рассматривать в качестве одного из составляющих элементов психоло­гического содержания такого уголовно-правового понятия, как «беспо­мощное состояние потерпевшей» (см. ст. 131, 132 УК РФ).

Опасность в случае тревоги обычно усиливается психологическими факторами, а беспомощность еще более усугубляется собственным от­ношением к ней человека. Эту закономерность важно учитывать при расследовании указанных выше преступлений, когда с точки зрения здравого смысла, житейской психологии невозможно объяснить поведе­ние потерпевшей, а также когда требуется юридически грамотно оце­нить действия лица, находившегося в ситуации превышения необходи­мой обороны, крайней необходимости, а также в каких-либо иных экс­тремальных условиях деятельности.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревож­ность (ЛТ) в качестве константного, устойчивого свойства индивида и ситуативную тревожность (СТ) как временное состояние психики в виде реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и ис­чезает вместе с ней.

Личностная тревога в отличие от ситуативной определяется в пер­вую очередь особенностями, свойствами характера, темперамента субъ­екта и отражает внутренний динамический конфликт его личности. Подмечено, что чем беззащитнее человек, тем большей представляется ему возникающая опасность, тем тревожнее он чувствует себя, тем шире круг ситуаций, которые переживаются им как угрожающие и вы­зывающие состояние тревоги.

Лица с высоким уровнем ЛТ проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем. Они более склонны к застреванию на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди из-за своей избыточной тревожности часто бывают нерешительными, неуверенны­ми в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Они постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых, принимают излишние меры предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными средовым воздействиям, имеют сни­женный порог сопротивляемости к стрессу1.

J Виктимология — учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, потенци­ально обладающем способностью стать жертвой преступного посягательства.

2 Подробнее см.: Конышева Л П. Судебно-психологическая экспертиза психическо­го состояния несовершеннолетней жертвы изнасилования: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 1988. С. 17.

' См.: Мельников В.М, Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психоло­гию личности. М., 1985. С 38; Собчак Л.Н. Указ. соч. С. 42—45: Березин Ф.Б., Мирош-ников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994. С. 72—79.

Таким образом, если СТ — это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то ЛТ в отличие от СТ — постоянное свойство характера, черта личности, проявляю­щаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на выра­ботку им тактики поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъектом поведенческая диспозиция, побуждаю­щая его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в качестве угрожающих и реагировать на них повышением тре­вожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности'.

Повышенный уровень ЛТ свидетельствует также о сниженной эмо­циональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптив­ных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в до­стижении успехов, что представляет несомненный интерес, когда про­водится профессионально-психологический отбор на службу в право­охранительные органы.

Личностная тревожность развивается из ситуативной, особенно если последняя часто переживается человеком. В результате этого пе­риодически повторяющееся состояние тревоги постепенно переходит в новое качество личности — свойство характера. Примером такой лич­ности является небезызвестный персонаж рассказа А.П. Чехова «Чело­век в футляре» учитель Беликов, который угнетал всех своей «осторож­ностью, мнительностью, своими чисто футлярными соображениями» по всякому поводу, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло».

Таким образом, личностная тревожность в свою очередь проявляется через ситуативную, которая дает для нее как бы выход в конкретных об­стоятельствах. Поэтому, чтобы оценить уровень личностной тревожнос­ти человека, следует выявить у него ситуативные проявления тревоги.

Именно такой подход использован при конструировании целого ряда личностных опросных диагностических методик, о которых шла речь в главе 3 (MMPI, 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла и др.), позволяющих вы­являть и оценивать личностную тревожность как черту, свойство, осо­бенность характера (низкое значение фактора F по 16-ФЛО; пик 2-й, 7-й шкалы в пределах нормативного профиля личности по MMPI) и одновременно как временное психическое эмоциональное состояние в виде ситуативной тревожности, например высокое значение фактора О по 16-ФЛО на момент обследования испытуемого.

Тревожность оказывает влияние на формирование личности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Периодически переживае­мое субъектом чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии поведения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации в условиях конфликтного выбора принимаемых решений, в том числе криминального характера. Последнее, безусловно, нельзя не учитывать

при оценке мотивов совершенного преступления, квалификации соде­янного, индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчаю­щих ответственность виновного.

Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоция­ми, психическими состояниями, такими, например, как страх, состоя­ние психической напряженности (стресс) и с некоторыми другими, часто предшествуя их появлению, являясь их своеобразной прелюдией.

Состояние (эмоция) страха. Весьма близкой по характеру свое­го происхождения к состоянию тревожности является эмоция страха. Как и тревога, страх также во многом связан с прогнозированием, ожи­данием субъектом надвигающейся опасности. Однако в отличие от тре­воги страх в большей мере является эмоциональной реакцией на кон­кретную, чаще объективно существующую, реальную угрозу. Как писал С.Л. Рубинштейн, «человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то...»1.

3. Фрейд придавал большое значение страху, видя в нем проявле­ние инстинкта самосохранения, «узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайну, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь»2.

Страх, по мнению известного исследователя эмоциональных состо­яний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций3. Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться по­ставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощу­щения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая ин­тенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом.

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктом воздей­ствия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее ин­теллектуальной переработки.

Наиболее общими причинами появления страха считаются следую­щие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Установление указанных факторов в суде при рассмотрении уголов­ных дел о преступлениях, содержащих угрозу, запугивание, при разре­шении гражданско-правовых споров о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием угрозы, заблуждения, когда лицо не было способно на должном когнитивном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, может явиться, на наш взгляд, убе­дительным доказательством того, что субъект (потерпевший, граждан-

1 См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986. Т. I. С. 247.

' Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 167. 2 Фрейд 3. Указ. соч. С. 251.

Изард К.Е. Указ. соч. С. 313.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.