Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста




I

критически оценивать показания любого свидетеля, какими бы убеди­тельными они ни казались.

Образы-представления могут возникать не только у свидетеля, но и у следователя, например во время осмотра места происшествия. Иска­женно трансформируясь в результате интеллектуальной переработки следователем, такие представления иной раз могут увести его далеко в сторону от истины.

• Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с от­рицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наобо­рот, вообще вытесняться из сознания. Однако эмоциональная память иг­рает не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

Запоминание всегда связано с действиями человека, его целевой ус­тановкой, которой они сопровождались. Этим во многом объясняется избирательный характер мнемической деятельности. Хорошо запомина­ется то, что включено в целенаправленную деятельность. Опыты отече­ственных психологов П.И. Зинченко, А.А. Смирнова убедительно дока­зали существование этой закономерности памяти: непроизвольно запо­минается лучше то, что имеет прямое отношение к достижению постав­ленной цели, к решению конкретной задачи, что особенно связано с преодолением препятствий на пути к достижению этой цели. Включе­ние новой деятельности также положительно влияет на запоминание. Среди различных действий лучше запоминаются те промежуточные действия, которые находятся в русле целенаправленной, мотивирован­ной деятельности.

Исследования памяти этими учеными подтвердили плодотворность деятельностного подхода, суть которого состоит в том, что психические явления (в данном случае память) необходимо рассматривать под углом зрения структуры, последовательности, предметного содержания дея­тельности. Более того, и сами психические явления, в частности па­мять, также становятся видами деятельности со своими мотивами, со­путствующими им целями. Это дает ключ к пониманию психологии сви­детельских показаний, лежащего в их основе преднамеренного или, что чаще бывает, непреднамеренного запоминания важных для дела обсто­ятельств. Вот почему «некоторые из показаний людей, бывших случай­ными свидетелями происшествия, оказываются так бедны, а иногда и недостаточно достоверны»1.

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопыт­ное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость за­поминания от эмоционально-мотивационной сферы. Общий вывод, к ко­торому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные дей-

1 Лурия А Р. Внимание и память С. 81.

ствия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле­ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой­кие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его заня­тий, личных дел.

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретить­ся с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и пос­ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, не­сколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последую­щие называется проактивным («вперед действующим») торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретро­активным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в па­мяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавши­ми из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.

Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с не­произвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па­мять. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необхо­димость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками раследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д. должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество за­поминания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

□ смысловая (семантическая) организация материала с выделени­ем в нем основных опорных пунктов, слов;

□ составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выясне­нию; при запоминании сложного материала смысловая группировка ма­териала проводится по различным основаниям: по интересующим сле­дователя лицам, по расследуемым эпизодам;

□ составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отра­жением связей между различными элементами схемы, с фиксацией вре­менных и пространственных координат исследуемого события;

□ сравнение сходных явлений, фактов, например выявление обще­го и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других ис­точниках доказательств;

□ классификация, систематизация материала; неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судеб­ной практики, текущего законодательства и других нормативных мате­риалов.

Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем созна­нии образа. Существуют разные уровни узнавания. Наиболее элемен­тарный из них — ощущение знакомости, которое возникает при воспри­ятии какого-либо объекта. Однако отождествить его на данном уровне невозможно.

Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъяв­ления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что ему известно по дглу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании. Разно­видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из­влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъ­явленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел. Примером комбинированного вида воспроизведения может слу­жить выход обвиняемого на место преступления с одновременным пояс­нением подробностей своего пребывания там.

Особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых свя­зей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественным психологом Б.П. Красилыциковым исследования выявили реминисцен­цию в 40,5% опытов. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучше­ние качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием силь­ного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают

восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидете­лей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последователь­ность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимае­мым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий. Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспри­нятой реальности.

Английский психолог Ф.Ч. Бартлетт установил закономерности, влияющие на искажение воспринятых образов при передаче перцептив­ной информации людьми друг другу в процессе их общения между собой. Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тен­денцию опускать испытуемыми побочные детали. В процессе добросо­вестного воспроизведения выявлялось большое количество неточнос­тей относительно расположения предметов, происходило их смещение к центру. Наблюдалась большая путаница и забывание качественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы. При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок. Это позволило сделать вывод, что запоминание с воспроизведением являет­ся в большей степени реконструкцией, чем точным повторением1. Дан­ная закономерность воспроизведения является одной из причин появле­ния слухов, формирования ошибочных мнений, добросовестных за­блуждений свидетелей.

Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, от его интересов, интеллекта, возраста, жизненного опыта.

У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление со­знательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти обра­зы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершен­нолетних, особенно у малолетних свидетелей. Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чу­жому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям.

Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: обстановка, в которой проходит допрос, форму­лировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.

Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохране­нию. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использу­ется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, перенапряже­ние нервно-психической деятельности, употребление алкоголя, недо-

См.. Бартлетт Ф.Ч. Человек запоминает: Хрестоматия по общей психологии М 1979. С. 96—102.

статок сна. Также влияет на забывание проактивное и ретроактивное торможение.

В процессе расследования преступлений следователю приходится допрашивать людей с нарушениями памяти (амнезия). Чаще наблюда­ются нарушения памяти на текущие события у людей преклонного воз­раста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые сохраняют хоро­шую профессиональную память.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывают травмы головного мозга, например при автомобильных авариях Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшест­вовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих работ А.Р. Лурия описывает случай с мотоциклис­том, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его па­мяти выпали все воспоминания начиная с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была 60 км в час, то получается, что травма при­вела к потере следов в памяти, возникших за 10—15 мин до аварии. На этом основании ученый приходит к важному для следственной практики выводу: «человеку нужно 10—15 мин, чтобы следы памяти прочно закре­пились, или, как принято говорить в психологии, «консолидировались»1.

Последующие эксперименты, при проведении которых в качестве раздражителя использовалась резкая световая вспышка, подтвердили эту закономерность, т.е. необходимость определенного времени на за­крепление следов в памяти Со всей очевидностью проявилось также разрушающее воздействие на процесс запоминания сильных, травмиру­ющих память раздражителей, что, безусловно, надо учитывать при про­ведении допросов потерпевших.

Приемы активизации памяти участников уголовного и гражданского процессов. Зная закономерности запоминания, вос­произведения и забывания, особенности различных видов памяти, про­курор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участ­ников процесса в целях установления истины по делу. К приемам акти­визации памяти можно отнести:

а создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно ок­рашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженнос­ти; этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;

□ обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроиз­ведением; характерным примером такого приема является допрос сви-

1 Лурия А Р. Внимание и память С 50

детеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса не­обходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;

□ использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше либо который является у него доминирующим в конкретной си­туации, например эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров иссле­дуемого события и т.д.;

□ установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в про­странстве, по сходству, по контрасту;

п оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интере­сующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;

□ проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценцию.

Мышление и его роль в деятельности юриста. Среди различ­ных познавательных процессов, представляющих собой отражение в со­знании человека объективной реальности, высшим и наиболее слож­ным процессом является мышление, которое активно влияет на форми­рование личности.

Мышлениеэто опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира. Среди других психических процессов мышле­ние является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущ­ность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы судим о предметах, явлениях по их внешним проявлениям. Например, не зная еще о том, кто совершил пре­ступление, следователь при осмотре места происшествия по результа­там преступной деятельности опосредованно составляет мнение о воз­можных свойствах личности преступника, определяет круг возможно причастных к совершенному преступлению лиц.

Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, зада­чу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не ис­ключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопре­деленность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределен­ности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуж­дает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты реше­ний, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творчес­кое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

Виды мышления. В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное) и вербально-логическое (дискурсив­ное).

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретен­ные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные ре­шения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мыш­ления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совер­шает человек, получивший определенный социальный и профессио­нальный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыс­кивающего с помощью различных технических средств криминалисти­ки следы на месте происшествия.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важ­ную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным яв­ляется вербально-логическое мышление, «посредством которого чело­век, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пре­делы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отра­жать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выво­ды и решать сложные теоретические задачи»1.

Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-ло­гическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, кото­рые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим сло­вом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцени­ваем уровень развития его мышления в целом.

Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвле­ченные понятия, обобщенные категории. Путем рассуждений, постро­ения различных логических операций выявляем закономерности изуча­емых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее

' Лурия А.Р. Речь и мышление. С. 19.

развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредствен­ного, чувственного познания мира.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении при­чин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Одним из проявлений дискурсивного мышления в следственной практике являются рефлексивные рассуждения, основанные на анали­зе следователем собственных мыслей и сопровождаемые имитацией рассуждений и действий обвиняемого, подозреваемого, свидетеля. «Так, следователь отражает в динамической модели конфликтной си­туации и себя самого, и подследственного, имитирует ход его мыслей и его поведение и, оперируя этой моделью, принимает решение. При этом он должен представить не только самого себя с точки зрения подслед­ственного, но и представления самого подследственного о себе в пони­мании следователя»1. Преимущество в ходе рефлексивных рассужде­ний позволяет следователю управлять процессом принятия своих реше­ний и решений подследственного. При этом не следует забывать, что к рефлексивным размышлениям прибегает не только следователь, но и обвиняемый. Поэтому следователь с помощью своего дискурсивного мышления должен превзойти его в ранге рефлексии.

Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых спо­ров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных ва­риантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономернос­ти и свойства явлений, предметов. В настоящее время появилось само­стоятельное направление в науке — эвристика как совокупность зна­ний о творческих способностях человека, помогающих ему находить ис­тину не путем простого перебора различных вариантов решения, а дви­гаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

Например, расследуется преступление в ситуации обнаружения трупа со следами насильственной смерти. При минимальной исходной информации можно заподозрить в причастности к убийству достаточно большое количество лиц и после долгих поисков путем их проверки выйти на того, кто совершил преступление. Однако это время можно значительно сократить, наиболее рационально определив последова­тельность проведения следственно-розыскных действий.

1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970. С. 189.

Исследования Н.Л. Гранат и Д.П Котова показали, что опытные следователи значительно сокращают путь к истине, не прибегая подоб­но ЭВМ к механическому перебору всех возможных вариантов1.

Как пишет А.В. Петровский, «мышление никогда не работает по способу такого слепого, случайного, механического перебора всех или. некоторых возможных вариантов решения. По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рас­сматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. Ос­тальные же свойства просто не замечаются и исчезают из поля зрения... Следовательно, хотя бы минимальное, самое приблизительное и совсем предварительное предвосхищение неизвестного в процессе его поисков делает излишним слепой, механический перебор всех подряд или мно­гих свойств рассматриваемого объекта»2.

Аналогичную мысль в отношении следственного мышления выска­зывает и А.Р. Ратинов. «Концепция механического перебора вариантов по методу «проб и ошибок» не оправдывает себя, — считает он, — ибо полный перебор всех возможностей в сложных случаях неосуществим, неэффективен и не соответствует реальному процессу решения мысли­тельных задач человеком... Исследование методом перебора применимо лишь в процессе ориентировки в ходе первоначальных следственных действий при чрезвычайно ограниченном объеме информации»3. И это тем более оправдано, если у следователя имеется достаточно знаний и профессионального опыта.

В этом проявляется способность человеческого разума к свертыва­нию мыслительных операций, когда длинная цепь рассуждений заменя­ется одной обобщающей операцией, которую характеризуют направлен­ность, избирательность, детерминированность мышления.

Как считают некоторые ученые, мысль исследователя в процессе познания должна не только углубляться в предмет познания, но и как бы скользить по его поверхности, задерживаясь не только на нем, но и около него. В подобных случаях, по аналогии с «боковым» зрением, го­ворят о так называемом боковом мышлении как о разновидности твор­ческого мышления. Такое мышление освобождает нас от привычных, ранее усвоенных суждений, принявших догматические формы, извле­кая из нашей памяти различные ассоциации, которые ведут нашу мысль в совершенно ином направлении, неожиданно подсказывая нужное ре­шение. «Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, стать доминантной»4. Только

1 См • Гранат НЛ. О механизмах следственного мышления // Вопросы судебной психологии- Материалы Всесоюзной конференции по судебной психологии М, 1971 С. 79—81

2 Петровский А В Введение в психологию С 213

3 Ратинов А.Р Судебная психология для следователей С. 120.

4 Лук А.Н. Психология творчества М, 1978 С 13.

тогда, когда мысль о нераскрытом преступлении и возможных путях ус­тановления истины будет в сознании следователя постоянно активизи­ровать его мыслительную деятельность, только тогда можно рассчиты­вать на продуктивность такого мышления.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет ин­туиция, т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя в проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска. Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной си­туации возникает задача, не имеющая готового решения. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу Чтобы мышление активизи­ровать, необходима соответствующая мотивация мыслительной дея­тельности. И чем она сильнее, тем более продуктивно мышление.

Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определен­ная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит ре­шить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.

Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) ха­рактер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изу­чения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время строятся гипотети­ческие суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего со­бытия, о возможно причастных к нему лицах и т.д Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются.

Определение путей, средств и методов решения задачи. На дан­ном этапе определяется направления поисков, а также способы реше­ния частных задач, что обычно отражается в развернутом плане рассле­дования по уголовному делу.

Решение задачи. Решение познавательных задач по делу продол­жается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему ин­формацию. Применительно к различным следственным ситуациям сле­дователь использует те или иные тактические комбинации, своеобраз­ную программу деятельности в виде определенной совокупности следст­венно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления.

Сопоставление полученных результатов с исходными условия­ми задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным

условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыс­лительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствую­щий поставленной задаче.

В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, ин­дукция, дедукция и др.

* Характеристика мыслительной деятельности юриста (следо­вателя, прокурора, судьи). Многие вопросы, в разрешении которых при­нимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер. Все это, безусловно, не может не оказывать определенного влияния на характер мышления юриста. Перечислим основные качества, которыми оно должно характеризоваться.

Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проана­лизировав различные варианты объяснения данного явления.

Познавательная активность мышления следователя проявляется также в способности к «сцеплению» идей — свойстве мышления объ­единять различные, порой ничем внешне не связанные сведения и на этой основе находить новые объяснения происшедшего.

Глубина, широта мышления. Эти качества дополняют друг друга. Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Напротив, широта мышления характеризуется ох­ватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним облас­тей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изуче­ние отдельных, частных вопросов, можно упустить главное

Прогностичность, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. При­нимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит пос­ледствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участни­ков процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказать­ся, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. То есть спо­собность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнару­жить его новые свойства, предназначение, способность своевременно переключаться с одного изучаемого явления на другое В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления связана с функциональной фикси-

рованностью, при которой субъект познания в изучаемом объекте упор­но видит только какие-то одни признаки, не замечая других. Такая фик-сированность, например, нередко препятствует качественному осмотру места происшествия, иногда приводит к ошибочным оценкам личности заподозренного в преступлении, заставляет следователя длительное время заниматься проверкой бесплодных версий. Напротив, юрист, на­деленный живостью, гибкостью, критичностью мышления, в состоянии своевременно разглядеть допущенные ошибки и быстро перестроиться в своей поисковой деятельности, отказавшись от прежних стереотипов мышления.

Самостоятельность мышления. Данное качество мышления про­является в самостоятельном, критическом отношении юриста к различ­ным явлениям, в его умении невзирая на чужие мнения заметить в про­цессе расследования (рассмотрения любого дела в суде) неисследован­ные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им со­ответствующую правовую оценку.

Напротив, склонность в своих суждениях и поступках не отличать­ся от других, боязнь показаться «белой вороной», недостаточно квали­фицированным специалистом, вызвать негативное к себе отношение из-за своих взглядов, а также повышенная тревожность — качества, суще­ственно снижающие эффективность мыслительной деятельности юрис­та, свидетельствующие о конформности его мышления.

Способы активизации мыслительной деятельности юриста. Кратко остановимся на некоторых из них.

Стимуляция мотивов мыслительной деятельности. В любой де­ятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное же­лание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть до­стигнута цель, что поставленная субъектом задача должна быть решена, является важным стимулом мыслительного процесса. Например, полу­чив сложное уголовное дело, следователь своим эмоционально-волевым настроем должен сформировать в своем сознании установку — раскрыть преступление. Осознанию этой необходимости придается личностный смысл, вербализируемый примерно в таких словах: «Я должен раскрыть данное преступление, я не имею права не выполнить поставленную зада­чу..». Переходя затем в подсознание, данная установка становится важ­ным стимулом, сильным побудительным мотивом, своего рода доминантой мыслительной деятельности, направленной на раскрытие преступления.

Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмо­ции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.

Начинающему следователю, получившему материалы сложного уголовного дела, можно рекомендовать: активно включайтесь в рассле­дование, не откладывайте дело даже под самыми благовидными предло­гами «на потом». Необходимо приступать к выполнению следственных

 

действий, какими бы трудоемкими они ни казались. После этого посте­пенно начнут вырисовываться и первые контуры отдельных фактов, по­явятся какие-то новые детали, придут и первые успехи. А это, в свою очередь, принесет удовлетворение работой, станет положительным фактором, активизирующим мышление.

Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядо­чением информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскры­вают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний о ней. Этому также помогают классификация, систематизация получен­ной информации.

Метод проигрывания ролей. Данный метод применяется в целях раскрытия преступления, лучшего понимания поведения лиц, участво­вавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается по­нять мотивы и поведение преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой работник проку­ратуры в качестве собеседника. Данному методу сопутствуют рефлек­сивные рассуждения. Метод проигрывания ролей помогает также про­гнозировать процесс рассмотрения любого спора в суде.

Отсрочка. В процессе познания истины возникают ситуации, при которых, несмотря на большие усилия, задача все же остается нерешен­ной. В подобных случаях бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. Иногда просто рекомендуется на время отвлечься, побывать в гостях, в театре, на выставке, посмотреть спортивные соревнования и т.п. Подсознатель­но мысли сами начнут возвращаться к предмету познания, неожиданно появятся и новые подходы к проблеме, нестандартные решения.

Метод группового стимулирования мыслительных процессов. Хотя обычно следователь самостоятельно расследует уголовное дело, в сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесо­образно передать дело для изучения другому, более опытному работни­ку прокуратуры, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу со следователем, в производстве которого находится это уголовное дело.

В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие прокурорские работники, оно может принять коллективный характер. Эффективность такого подхода во многом зависит от методики проведе­ния обсуждения. Важно, чтобы стиль обсуждения способствовал раскре­пощению мыслительной деятельности всех его участников, чтобы опыт­ные работники своим тоном, манерой поведения не подавляли, не сковы­вали своих более молодых коллег, а наоборот, вовлекали их в дискуссию.

В литературе описан так называемый метод мозговой атаки, при­меняющийся при решении сложных проблем. Основные правила его сводятся к исключению категорических суждений, чем поощряется сво­бодное ассоциирование идей во время дискуссии всех ее участников. В

этих случаях допускаются любые предложения. Чтобы эти правила со­блюдались, участники обсуждения делятся на две независимые друг от друга группы: группа генерации идей и группа их оценки. Если участни­ки первой группы только предлагают идеи, то участники второй прово­дят после выдвижения идей их критический отбор. При этом руководи­тель обсуждения должен играть роль доброжелательного собеседника, одинаково проявляющего интерес к суждениям каждого участника не­зависимо от его служебного положения и опыта.

Конечно, речь не идет о полном копировании этой методики в рабо­те юристов, хотя некоторые ее приемы были бы полезны, особенно при групповом (бригадном) методе расследования, разрешении какой-либо сложной конфликтной ситуации правового характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.