Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хотялчера




мы оо этом,

и условились^

а б

Рис. 3.4. Примеры межличностных конфликтных ситуаций,

вызывающих фрустрацию (из теста С. Розенцвейга): а — ситуация «обвинения», б — ситуация «препятствия».

стве виновника происходящего, либо нейтральных по своему содержа­нию и форме выражения.

С этой точки зрения реакции по направленности делятся на: экстра-пунитивные (внешнеобвиняющие), инропунитивные (самообвиняю­щие) и импунитивные (малозначащие, нейтральные).

По типу реакции подразделяются на: реакции с «фиксацией на пре­пятствии», с «фиксацией на самозащите» и с «фиксацией на удовлетво­рении потребности».

Из сочетания этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Типы реакций обозначаются различными символами. В соответствии с ними каждый ответ испытуе­мого записывается на специальном бланке в ту или иную графу.

В ситуациях «препятствия» (см. рис. 3.4) реакция субъекта обычно направлена на «фрустрирующую личность». В ситуациях «обвинения» реакция испытуемого чаще является выражением протеста, отверже­ния обвинения или упрека и выступает в качестве настойчивого само­оправдания.

После того как все ответы подсчитаны и проанализированы, опреде­ляется показатель, названный «степенью социальной адаптации», кото­рый затем переводится в проценты1. Количественная величина социаль­ной адаптивности рассматривается в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Каждому чело­веку присущ определенный «профиль фрустрационных реакций», оце­нивая который можно прогнозировать наиболее вероятное поведение испытуемого в стрессогенных условиях.

1 Система подсчета и оценки фрустрационных реакций проводится таблице «стандартных ответов».

по специальной

По данным Н.В. Тарабриной, лица, отличающиеся высокой степе­нью социальной адаптации, например летчики, имеют среднее значение данного показателя на уровне 60—65% (для сравнения, невротики — 48% и ниже). У лиц со сниженным уровнем социальной адаптации в конфликтных ситуациях доминируют реакции экстрапунитивной (внешнеобвиняющей) направленности с «фиксацией на препятствии», что свидетельствует об отсутствии у них способности адекватно оцени­вать окружающую обстановку, их повышенной требовательности к ок­ружающим по сравнению со сниженной требовательностью к себе, о не­умении в целом разрешать конфликты.

Результаты применения данной методики могут быть особенно по­лезны при проведении судебно-психологической экспертизы в ходе рас­следования преступлений против жизни и здоровья, чести и достоин­ства граждан, поскольку помогают лучше понять причины неадекватно агрессивного поведения человека, мотивы его необъяснимого с точки зрения здравого смысла жестокого поведения.

Методика незаконченных предложений. Данная методика также широко применяется в экспертной практике по уголовным делам, по­скольку позволяет исследовать мотивационную сферу личности, от­дельные свойства, установки, ценностные ориентации испытуемого, уровень его притязаний и другие особенности в зависимости от того, какие слова или незавершенные предложения включены в методику.

Незавершенные предложения формулируются таким образом, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Методика считается достаточно информативной, поскольку допускает большое разнообразие ответов. В экспертной прак­тике встречаются различные варианты данной методики. Так, широко применяется методика из 60 незавершенных предложений, которые рас­пределяются на 15 групп, каждая из которых включает четыре незакон­ченных предложения, предназначенных для выяснения отношений испы­туемого к родителям, лицам противоположного пола, к окружающим людям и т.д. Например: «Думаю, что мой отец редко...», «Если все против меня...», «Если бы я занимал руководящий пост...», «Знаю, что глупо, но боюсь...», «Когда мне начинает не везти, я...» и т.д. Результаты тестиро­вания, полученные с помощью данной методики, доступны не только ка­чественному, но и количественному анализу.

Безусловно, приведенные выше тестовые методики не исчерпывают все их многообразие. Однако они дают представление о характере рабо­ты судебного психолога, привлекаемого к исследованию тех или иных вопросов психологического характера, без которых невозможно квали­фицированно принять решение по делу.

Таким образом, мы кратко рассмотрели основные, наиболее распро­страненные психодиагностические тестовые методики, которые встре­чаются в экспертной практике, показали возможности отдельных мето­дик, о которых необходимо иметь представление юристу, когда прихо­дится оценивать результаты работы специалистов в области судебной психологии, привлекаемых в уголовный или гражданский процессы для

решения тех или иных вопросов психологического характера, о чем пой­дет речь в последующих главах учебника.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной дея­тельности.

2. Раскройте содержание понятия «психодиагностика», что она дает юристу?

3. Что такое тест, каким требованиям он должен отвечать?

4. Какие Вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы?

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.