КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения личности в юридической психологии
V. У L Структура и содержание личности I ' Креч Д., Кратчфилд П., Ливсон Н. Элементы психологии: Учебник. Нью-Йорк, 1974. Цитируется по: Психологическое самообразование. Читая зарубежные учебники. Проблемы психологии личности. М., 1992. С. 5. - Там же. С. 8. Какому из этих подходов отдать предпочтение? Думается, все они могут быть полезны в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь. Одно дело, если разрабатывается собственно теория личности, и несколько иное, если решаются какие-то частные вопросы сугубо практического характера. Если исследователь придерживается биологического подхода, то для него, очевидно, приоритетом в изучении личности являются генетические, наследственные факторы, оценка их роли в развитии и становлении личности. Такого взгляда придерживаются многие психоаналитики, начиная с 3. Фрейда и К. Юнга. Напротив, адепты жесткого социального детерминизма, в частности представители марксистской школы, сущность личности человека целиком сводят к совокупности общественных отношений, которые проявляются в ней, решительно отодвигая в сторону биологические, психофизиологические факторы, наследственно обусловленные особенности психики, хотя эти факторы, очевидно для каждого, не стоят в стороне от процесса формирования личности. Чтобы избежать ненужных крайностей, следует придерживаться целостного подхода к определению данного феномена, рассматривая личность в качестве такого сочетания многообразных признаков, в котором неразрывно слились все реальности: и биологическая, и психологическая, и, разумеется, социальная, характеризующие в своей совокупности каждого конкретного человека в его отношениях с обществом и поэтому помогающие выделить его среди других. В основе понимания личности в качестве единого целого (биологического, психического и социального) лежит положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому внешние причины, социальный опыт человека действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание. «При объяснении любых психических явлений, — писал он, — личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия»1. Данная формула — «внешнее действует через внутреннее», раскрывающая характер воздействия на психику внешних, социальных причин, преобразующее влияние личности на социальные процессы, дополняется формулой, предложенной другим известным отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: «внутреннее... действует через внешнее и этим само себя изменяет»2. Взятые вместе оба эти подхода диалектически дополняют друг ДРУга, достаточно полно отражают развитие психики, процесс формирования личности. «В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Поэтому понятно, что изменение физиологических параметров изменяет и характер протекания психических процессов, что может сказываться на формировании сложных Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 308. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 181. психических образований, включая и личность человека»1. Поэтому наиболее взвешенным выглядит утверждение о том, что в человеческой личности нельзя все сводить только либо к социальному, либо к биологическому. Иначе невозможно будет объяснить, почему человек сам для себя выбирает ту или иную, отвечающую его устремлениям, потребностям, внутренним побуждениям и влечениям деятельность, а в последующем и социальную среду, круг общения, образ жизни, которые в еще большей мере оттачивают его личность, заостряя те или иные его психофизиологические особенности и которые в конечном итоге определяют его дальнейшее развитие2. На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный процесс формирования его личности под влиянием социальной среды и воспитания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздействиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целенаправленное отношение к окружающему миру выражается прежде всего в поступках, поведении человека, в том числе, к сожалению, и антиобщественного характера. Поскольку в современном обществе имеют место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оценки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление. Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. «Индивидуальность, — пишет А.В. Петровский, — проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности»3. И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к другу, тем не менее они не тождественны. Употребляя термин «индивидуальность» по отношению к кому-либо, мы подразумеваем человека яркого, т.е. выделяющегося среди других определенным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является еще и личностью, это означает нечто большее. «Личностью в специфическом смысле этого слова, — пишет С.Л. Рубинштейн, — является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы». И далее: «глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми... Личностью является лишь человек, который относит- 1 Братусь Б С. Аномалии личности. М., 1988. С. 77 2 См.: Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 161. 3 Петровский А.В Введение в психологию. М., 1995. С. 388. ся определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе»1. Аналогичного взгляда на личность придерживается и Л.И. Божо-вич, которая в личности видит также человека, достигшего «определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, — пишет Л.И. Божович, — заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой»2. Именно отсутствие или недоразвитость этих личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может «в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими»3 либо действует «по легкомыслию» (ст. 26 УК РФ). Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Именно в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек право- и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д. И это следует иметь в виду, когда мы используем в юридической психологии, в правовой науке понятие личности. Методологически правильный подход к раскрытию понятия личности, ее структуры и содержания, выбор объективных критериев их оценки для более точного описания личности того или иного субъекта позволяют ответить и на ряд других вопросов, которые должны разрабатываться юридической психологией. А именно: каким требованиям должна отвечать личность юриста? Иначе говоря, кто по своим личностным качествам способен освоить юридическую профессию, успешно заниматься ею, а кого с учетом индивидуально-психологических особенностей личности не следует допускать к работе в сфере правоохранитель- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 241—242. Божович Л.И Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Избр. психол. труды. М... 1995. С. 56. Данная формулировка из ст. 21 и 22 УК РФ. К сожалению, законодатель не ввел в уголовный закон четкий психоло(ическии критерии ограниченной вменяемости, вместо этого предоставив возможность самим судам субъективно оценивать степень вины право-наРушителя с недоразвитой, инфантильной личностью, признавая либо отвергая в его Действиях «легкомыслие». ной деятельности. Об этой проблеме подробно пойдет речь в главе 11 нашего учебника. Процесс формирования личности. Каким образом происходит формирование личности? Где истоки личностного начала в человеке и когда появляется личность? Какие признаки помимо включенности индивида в систему межличностных, общественных отношений могут.свидетельствовать о состоявшейся личности, каковы критерии этого? Вот те вопросы, которые не могут нас не интересовать. От того, насколько правильно ответим на них, во многом будет зависеть психолого-правовая оценка противоправных действий, понимание психологических критериев вменяемости и невменяемости, определение меры наказания не только с учетом содеянного, но и особенностей личности виновного, как того требует законодатель. Попытаемся ответить на поставленные вопросы. Специалисты в области детской психологии отмечают, что уже к четвертому месяцу жизни ребенка появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему извне сигналы в виде положительных (улыбка) либо отрицательных (выражение тревожности) реакций при восприятии им людей. Данное обстоятельство свидетельствует о самой ранней, начальной организации первого опыта общения индивида, о появлении у него начавшей формироваться способности к различению. Уже в эти первые месяцы ребенок неосознанно начинает руководствоваться принципом реальности, и в его подсознании начинают проявляться первые проблески его Я. В возрасте 8—9 месяцев у ребенка отмечают такой хорошо известный эмоциональный феномен, как страх перед незнакомыми людьми, что вызывает у него аффективно окрашенные формы реагирования. В этот же период у него формируются собственные телесные ощущения, зрительные, тактильные и проприоцептивные виды восприятия, т.е. начинается процесс разграничения себя и среды, себя и ближайшего окружения. Наблюдая за поведением ребенка в начале второго года, у него можно заметить пробуждающийся интерес к новым, незнакомым людям, элементы подражания. А уже приблизительно с трех лет происходит активное формирование его Я. В это же время начинается известный многим по наблюдениям за детьми очень важный с точки зрения развития личности период негативизма, когда ребенок противится всякому давлению извне, как бы желая все, о чем ему говорят, делать наоборот, поступая так только ради того, чтобы показать свой характер, утвердить себя и, не побоимся сказать, проявить первые едва заметные ростки своей пробуждающейся личности. По существу, это своего рода первое опробование своего собственного Я в качестве субъекта межличностных (обычно семейных) отношений с теми, кто его непосредственно окружает. Но это еще, понятно, далеко не личность. Хорошо известны наиболее заметные периоды в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формировании его личности (ранний детский возраст, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), а также главные жизненные кризисы, связанные с переходом от одного возраста к другому1. Критерии оценки личности. Наблюдая за развитием человека, мЫ используем определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности. Каковы эти критерии? Один из них, отмеченный выше, это ощущение своего Я, которое лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем,' чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного Я, образа самого себя, который по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К Роджерса, становится «реальным Я» человека или его Я-образом. Таким образом, Я-образ представляет собой динамическое образование личности индивида. В жизни у человека периодически происходит смена множества его образов самого себя. Все это является результатом весьма продолжительного и очень важного процесса самопознания, который предполагает развитие у человека определенных познавательных способностей, интеллекта. Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, «всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим»2. Поэтому всякое продвижение к самопознанию человека, закрепленное в его Я-образе, представляет весьма значимый шаг в его развитии, в построении им своей собственной системы взаимоотношений, прежде всего с самим собой, а также взаимодействия с другими людьми. Напротив, неадекватный, искаженный «образ самого себя» может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, о его сниженной критичности, задержке психического, личностного развития, что немаловажно учитывать при оценке личности виновного, потерпевшего(ей), особенно когда с первого взгляда бывают непонятны до конца мотивы поведения. Кстати, иногда стремление человека отстоять собственный Я-образ может выступать в качестве побудительной силы (мотива), толкающей его на те или иные поступки, в том числе и противоправного характера. Разрыв переживаемых эмоций, их избыточность, связанные с ощущениями человеком своего Я-образа, утрата (даже частичная!) этого Я нередко свидетельствуют о начавшемся процессе личностной дезинтеграции и даже о возможном распаде личности, обусловленном какими-то серьезными расстройствами психики3. 1 Подробнее см • Петровский А.В. Введение в психологию. С. 423—431; Годфруа *■ Что такое психология. В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 43—45. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. С. 302. 3 См ■ Мейли Р Структура личности / / Экспериментальная психология / Под ред. П- Фресс и Ж. Пиаже. М, 1975. Вып. V. С. 271—274. Одним из важнейших элементов Я-образа является такое личностное образование как «мое». Это не только само тело человека и его части, но и любые другие объекты, при утрате которых он чувствует себя лишенным чего-то очень важного для него. Размытые границы между «мое» и «не мое» могут говорить о еще далеко не завершившемся процессе формирования личности, сниженной критичности, о личностной незрелости человека или, как говорят, инфантилизме личности — явлении, чаще встречаемом при рассмотрении в судах правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодыми людьми. Наряду с реальным Я в сознании человека может присутствовать и его идеальное Я, т.е. тот образ, в котором он склонен представлять, видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я реальное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаимодействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном Я со своим идеальным Я-образом, с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному Я»1. Наличие или отсутствие гармонии между этими двумя образами является важным критерием оценки личности. Слишком большое их несоответствие может стать причиной серьезных трудностей, переживаемых человеком, его нервно-психической неуравновешенности, повышенной тревоги, неадаптивных форм поведения, что также чаще всего служит показателем личностной незрелости, отставания субъекта в психическом развитии, его социальной неадаптивности. Близким, но не тождественным по содержанию с Я-образом является понятие «сила Я» (фактор С по 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла), с помощью которого определяется сбалансированность реального Я и Я-образа субъекта. Понятие «сила Я» отражает внутреннее равновесие личности, ее цельность, развитые адаптивные качества. Высокое значение фактора С свидетельствует об отсутствии инфантильности в структуре личности субъекта, его эмоциональной стабильности, зрелости. Такие люди смело смотрят фактам в лицо, уверены в себе, постоянны в своих планах, желаниях, не поддаются случайным колебаниям настроения, хорошо осознают требования действительности, видят и правильно оценивают свои недостатки, легко адаптируются к новым условиям2. Все это имеет не последнее значение при оценке личности кандидатов, отбираемых на учебу в юридические вузы, на службу в органы юстиции. Следующим важным критерием оценки уровня развития личности субъекта является сформированность его самооценки. Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего 1 Годфруа Ж. Указ. соч. С. 39—40. 2 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 33. места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей сформировавшейся личности. Так, слишком завышенная самооценка может говорить не только о незавершившемся процессе формирования личности (равно как и об отсутствии должного воспитания), но и о серьезных отклонениях от психической нормы. Известно, например, что больные шизофренией чаще оценивают себя более высоко, чем психически нормальные люди. Человек с завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее признание, на более высокий социальный статус. Все это в еще большей мере усугубляет характер межличностных отношений, способствует свертыванию контактов с окружающими людьми, самоизоляции субъекта, развитию у него таких отрицательных личностных качеств, как излишняя подозрительность, повышенная обидчивость, чрезмерная мнительность, нарочитое высокомерие, отчуждение, замкнутость (аутизм). Заниженная самооценка также оказывает негативное влияние на формирование личности только в ином направлении, способствуя формированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге — появлению комплекса неполноценности. Для объективной оценки личности субъекта помимо его самооценки необходимо также учитывать действительную оценку личности группой. Установлено, что значительное повышение самооценки личности сопряжено со снижением ожидаемой ее оценки группой. А повышение оценки, которую дает субъект окружающим, ведет к повышению и реальной оценки его личности со стороны окружающих. Напротив, субъект с высокой самооценкой, с низкой оценкой его окружающими и низкой ожидаемой оценкой группы представляет тип конфликтной личности, склонной приписывать себе достоинства, а окружающим недостатки. Стоит представить такого человека в роли руководителя, к примеру органа прокуратуры, и уже можно будет прогнозировать, сколь неблагоприятный психологический микроклимат установится в коллективе, который он возглавит. Соотношение этих трех оценок определяет психическое самочувствие субъекта в группе, влияет на успешность его профессиональной деятельности, на социальный статус. Человек «должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интерио-ризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно Действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами»1. К этой проблеме мы еще вернемся при рассмотрении вопросов, относящихся к психологическим закономерностям профессионального общения юриста. Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта является уровень его притязаний, тесно связанный с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой—желаемый уровень самооценки личности (уровень Я-образа). Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала Установление субъектом оптимального уровня притязаний во многом определяется зрелостью его личности, объективно взвешенной оценкой своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств. Вот почему человек, принимающий важные решения и в то же время значительно переоценивающий эти факторы, нередко демонстрирует свою личностную незрелость, выглядит беспочвенным прожектером, на которого нельзя полагаться в серьезных делах. С другой стороны, тот, кто существенно занижает собственный уровень притязаний, выглядит малоактивным, безынициативным, от которого чаще всего не приходится ожидать больших успехов в деятельности. Изучение уровня притязаний людей помогает оценивать их личность, понимать мотивы поведения. Тесную связь с Я-образом, самооценкой, уровнем притязания личности имеет самоуважение человека, в котором отражается соотношение его собственных притязаний и реальных достижений. Чем выше успех, достигаемый субъектом, и ниже уровень его притязаний, тем в большей мере возрастает его самоуважение, являющееся наряду с другими отмеченными выше факторами важным критерием оценки сфор-мированности и зрелости его личности. Процесс развития личности, как справедливо подмечено, предполагает постоянную трансформацию Я-образа, самооценки, самоуважения человека, в конечном итоге, — динамику его самосознания. Таковы основные критерии оценки уровня развития и сформированное™ личностной зрелости человека, которыми не исчерпывается еще в полной мере само определение личности, о чем речь пойдет впереди. Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных с практической точки зрения способов ее исследования и описания. Петровский А В Введение в психологию С. 412—413. В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному описанию личности: описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (так называемый факторный анализ личности); описание личности в зависимости от ее типа (так называемое типологическое описание личности). Черты, качества, факторы личности. Первоначально наиболее активно развивалось направление, в котором исследовались отдельные черты или качества личности. Последние рассматривались как независимые друг от друга признаки, например: умный, общительный, настойчивый и т.д. При таком подходе в понятие качество личности вкладывается определенная, длительно существующая, отдельно взятая, стабильная характеристика конкретного человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. Обычно то или иное качество, черта бывают выражены в большей или меньшей степени либо они могут вообще не проявляться. С помощью специально разработанных методик отдельные качества (или свойства) личности могут быть не только выявлены, но и благодаря тому, что они поддаются измерению, сопоставляться, подвергаться ранжированию. Это позволяет сравнивать людей по выраженности у них того или иного качества. Изучая определенное качество, черту, мы как бы соотносим его с границами выраженности данного качества у других лиц и в соответствии с этим даем им различную оценку по этому качеству Понятно, что качественные характеристики у людей встречаются самые разнообразные. Они могут быть связаны с их интеллектом, темпераментом, способностями, интересами, социальными отношениями, особенностями характера и т.д Поэтому, чтобы удобнее было пользоваться ими при описании личности того или иного человека, наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества сводятся воедино в какой-то один общий для них фактор. С помощью факторного анализа значительно упрощается описание большого количества однородных черт личности интересующего нас субъекта, легче отыскиваются связи между свойствами его характера и поступками, точнее составляется прогноз относительно его дальнейшего поведения, в том числе и в критических, экстремальных ситуациях. Такое описание свойств личности с помощью факторного анализа, например, имело место при составлении словаря терминов на английском языке, используемых при описании личности. С этой целью было проанализировано около 18 000 слов, из которых отобрали примерно 4500 слов, обозначающих черты личности, а также наиболее важные устойчивые характеристики поведения человека, которые были сведены в синонимичные группы. В последующем эта работа легла в основу широко применяемого до настоящего времени созданного в 1946 г. Р.Б. Кеттеллом 16-факторного личностного опросника. Р.Б. Кеттелл еще более сократил (до 171 признака) список черт личности и в итоге получил набор из 36 биполярных различных личностных признаков (например, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, настойчивость — покорность, беспечность — озабоченность и т.д.). Каждой биполярной паре характеристик им были даны развернутые определения1. Тип личности. В дальнейшем указанное выше направление было дополнено введением понятия тип личности {личностный тип) Личностные типы — это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации Такой подход позволяет дать в наиболее общем виде психологический портрет человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства, организующего вокруг себя ряд других качеств. В любом случае, понятие «личностный тип» предполагает существование определенной связи, корреляции между отдельными чертами личности, совокупность которых и характеризует тот или иной тип. Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер — смотря под каким углом зрения его рассматривать. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любая типология дает весьма обобщенный психологический профиль личности, очерчивает лишь некие общие границы, в которые может быть помещен индивид, даже не представляющий собой «чистый» в соответствии с принятой классификацией тип личности. В этих случаях говорят, что он «похож» на данный тип личности, находится ближе всего к нему. Как тонко подмечено, каждый чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого. И все же, при всей относительности данного подхода, определение типологической принадлежности человека имеет большое значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен. Остановимся кратко на некоторых из наиболее известных типологических характеристиках личности, оказавших влияние на современные представления о личности. К одной из наиболее ранних относится известная типология древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н.э), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрении на роль крови, желчи, различных гормональных выделений и т.п в жизнедеятельности организма, классификация людей по этим четырем типам темперамента до сих пор нередко используется, особенно в научно-популярной литературе1. Следующая попытка вывести психологическую типологию была предпринята в начале 20-х гг. нашего века немецким врачом-психиатром, психологом Э. Кречмером (1888—1964), опубликовавшим в 1921 г. свой широко известный труд «Строение тела и характер», в котором проблема «соотношения души и тела», психического и физического была центральной. Ученый обратил внимание, что два наиболее распространенных психических заболевания _— шизофрения и маниакально-депрессивный психоз чаще наблюдаются у людей с определенным типом телосложения В дальнейшем он перенес эту, с его точки зрения, закономерность и на психически здоровых людей. Так, наблюдая за больными с различными психическими расстройствами, Кречмер заметил, что среди них чаще встречаются лица, имеющие «три постоянно повторяющихся главных строения тела»: пикническое, астеническое и атлетическое (рис. 2.1). Причем эти морфологические типы ученый видел и в популяции психически здоровых людей. Подробнее см главу 3 Рис. 2 1 Конституциональные типы по Э Кречмеру а — пикнический, б — астенический, в — атлетический У лиц, больных шизофренией, по мнению Кречмера, чаще наблюдается астеническое (или лептосомное — буквально узкотелое) телосложение (см. рис. 2.1,6). Они худощавы, узкоплечи. У них сравнительно с общими размерами тела длинная узкая плоская грудь, неразвитая мышечная и жировая ткани с явным отставанием веса от длины тела Причем такой тип телосложения наблюдается не только среди больных, страдающих шизофренией, но и у психически здоровых людей, которых Кречмер назвал шизоидами (или шизотимиками) за их внешнее сходство с больными шизофренией и за ярко выраженные черты «шизоидного» характера. Такими наиболее выраженными чертами характера шизоидов, с его точки зрения, являются: замкнутость, эмоциональная холодность, отчужденность, сдержанность в проявлении эмоций, несмотря на то, что у них тонко чувствующая натура. Они полностью погружены в мир 1 Подробнее см главу 6 учебника собственных переживаний, застенчивы, внутренне отгорожены от окружающих. Страдающие маниакально-депрессивным психозом чаще имеют так называемый пикнический склад телосложения. У них средний рост, плотная фигура, более развитая по отношению к телу грудь, крупная голова, широкое с мягкими чертами лицо, выступающий живот. Такой #тип людей, по мнению Кречмера, имеет «циклоидный» характер. Они общительные и добросердечные, веселые и остроумные, беспечные, любят жизнь, прагматики. У них часто меняется настроение. Их чувства открыты и понятны окружающим. С ними легко общаться. К этим двум главным конституциональным типам Кречмер добавил атлетический и диспластический типы, имеющие не столь характерные черты, чтобы связывать их с определенными психическими характеристиками, как это было сделано им при описании астеников и пикников. Так, к атлетическому типу Кречмером были отнесены люди среднего или высокого роста, с развитой грудной клеткой, мускулатурой, широкоплечие, статные с сужающейся книзу формой туловища и т.д.'. Завершая краткое изложение взглядов Кречмера, следует отметить, что в психической норме корреляция между приведенными выше типами личности и строением тела не была выражена столь заметно, как в клинике. Хотя в целом, в весьма обобщенной форме, можно говорить о том, что «пикники», как правило, действительно имеют «циклотимичес-кий» характер, «астеники» (лептосомы) чаще наделены чертами «шизоидного» (шизотимического) характера. Значение популярной в свое время теории Кречмера состоит в том, что она сыграла роль своеобразного стимула для проведения последующих исследований в поисках связей между телосложением человека и структурой его личности. В 1927 г. была предложена типология личности американским психологом Шелдоном, который также обозначил три соматических типа, два из которых весьма напоминают циклотимиков и шизотимиков Кречмера, и предложил свою систему определения людей в соответствии с разработанными им шкалами с использованием «трех психофизиологических компонентов личности», или, как он их называл, темпераментов. Среди других известных типологий личности следует назвать классификацию, предложенную в 1923 г. швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом (1875—1961), делившим людей на интровертов и экстравертов. В психологии интроверсия — экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир, то экстравертированный тип — на внешние обстоятельства, окружающие его объекты. Такая внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему. ' Подробнее см Кречмер Э Строение тела и характер М, 1995 С 353, 354, 362, 450, 517 Таким образом, говоря в общих чертах, интроверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интересы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, созданным его воображением, к своей внутренней духовной жизни. Это — чувствительный, малообщительный, внешне сдержанный, скрытный, безучастный или просто неуверенный в себе, порой необоснованно застенчивый индивид. Экстраверт, напротив, ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Это деятельный, активный, прагматичный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Такое обобщенное деление людей на экстравертов и интровертов вошло в обыденное сознание. Однако «чистые» интровертированные или экстравертированные типы (так же, как и «чистые» сангвиники, холерики и пр.) встречаются намного реже, чем смешанные с преобладанием той или иной направленности. Впрочем, и сам Юнг отмечал, что каждый индивид в той или иной мере обладает «механизмами» как ин-троверсии, так и экстраверсии. «Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда, естественно, происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой...»' Дополнительно к этим двум установкам Юнгом были выделены еще четыре психологические функции, а именно- мышление, эмоции, ощущения, интуиция. Как писал Юнг, «если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отношению к объекту»2. Используя классификацию Юнга, перейдем к более подробному описанию выделенных им восьми личностных типов. Экстравертированный мыслительный тип личности. Лица, принадлежащие к данному типу, свои решения, поступки ставят в зависимость от своих интеллектуальных выводов. Причем их интеллектуальные оценки, точка зрения нередко становятся догматически застывшими, а иные, чуждые им взгляды отвергаются либо отодвигаются на задний план Эмоции, переживания занимают у них второстепенное место, а иногда и просто подавляются. Среди этих лиц можно встретить крупных реформаторов, государственных, общественных деятелей, активных, деятельных людей, фанатично преданных какой-либо собственной идее. Юнг К Г Психологические типы М, 1992 С. 6—7. 1 Юнг К Г. Указ соч С 7 Экстравертированный эмоциональный тип личности. Данный тип, в отличие от предыдущего, наиболее распространен среди женщин. У лиц этой группы эмоциональная сфера доминирует над мышлением, которое по отношению к чувствам играет вспомогательную роль. Поэтому их чувства отличаются пылкостью, сниженной рационалистичностью, в большей мере демонстративностью, чем глубиной переживаний. Оба описанных выше типа названы Юнгом рациональными, поскольку жизнь этих людей в значительной мере подвержена разуму, сознательно-волевому контролю. В отличие от них два последующих типа личности отнесены автором рассматриваемой классификации к иррациональным типам, поскольку они основывают свои действия «не на суждениях разума, а на абсолютной силе восприятия»1. К ним относятся: Экстравертированный сенсорный тип личности. Для лиц данной группы характерной чертой является ориентация на получение новых ощущений, наслаждений от жизни в различных ее проявлениях. Экстравертированный интуитивный тип личности. У лиц данного типа мышление и чувствование уступают интуитивному восприятию различных новых жизненных обстоятельств. У них «тонкое чутье» к зарождающимся явлениям. Часто эти люди воодушевляют своими идеями других, но сами никогда не доводят их до конца. Под воздействием «симптома навязчивости» они легко увлекаются, нередко разбрасываются в своих начинаниях и в силу этого непостоянны. Среди них, как считает Юнг, много предпринимателей, политиков. Более распространен данный тип личности, по его мнению, среди женщин. Интровертированный мыслительный тип личности. Юнг пишет, что как Дарвина можно было бы отнести к экстравертированному мыслительному типу, так Канта — к противоположному интровертированному мыслительному типу. Если первый из них оперирует фактами, стремится к расширению сферы познания, то второй в своем поведении, в высказываемых суждениях основывается на субъективном факторе, критическом подходе ко всевозможным явлениям, к углублению познания. Суждения последнего кажутся холодными, негибкими, с оттенком превосходства над другими, особенно над теми, кто не принимает их, отчего многими он не понимается и отвергается, что в конечном итоге приводит человека ин-тровертированного мыслительного типа к самоизоляции. Интровертированный эмоциональный тип личности. Как замечает Юнг, сказанное о предыдущем типе можно отнести и к данному типу личности — только в этом случае все, что «там продумывалось», «здесь прочувствуется». Люди данного типа в большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, меланхоличны. Мотивы их поступков нередко скрыты. В общении они сдержаны, холодны, эгоистичны, индифферентны до равнодушия к несчастию или благополучию других. Среди них можно встретить людей, отличающихся мнительным честолюбием, злобной жестокостью. Юнг/С Г. Указ. соч. С. 57. Интровертированные мыслительный и эмоциональный типы личности Юнгом относятся к рациональным, поскольку в основе поведения людей, принадлежащих к данным типам, лежат «разумные суждения», основанные как на объективных, так и на субъективных факторах. Интровертированный сенсорный тип. Это иррациональный тип личности, поскольку определяющим в поведении таких людей являются не объективное видение происходящего, а субъективные ощущения, в основе которых лежат первоначально сформированные, нередко искаженные образы и представления, возникшие в результате «бессознательной деятельности фантазии». Вследствие этого воспринимаемые ими объекты часто недооцениваются, а происходящие явления искажаются. Вследствие искаженного восприятия такой тип личности с трудом понимается окружающими. Он отдален от них, поскольку находится во власти своих искаженных, субъективных восприятий, возникших образов и фантазий. Интровертированный интуитивный тип, как и предыдущий, относится к иррациональному типу личности. Развитая интуиция еще больше отдаляет его мышление от того, что он видит, а его самого от реальной действительности, окружающих его людей. Вследствие этого такие люди выглядят мало приспособленными к жизни. Мы не случайно столь подробно остановились на концепции Юнга. В свое время разработанная им типология была положительно воспринята многими учеными и послужила научной базой для проведения дальнейших исследований проблемы личности, а введенные им в научный оборот термины, выражающие такой важный личностный фактор, как «экстраверсия — интроверсия» используются и поныне. Кроме того, типологическая модель личности Юнга помогает человеку лучше понять себя, окружающих его людей, увидеть трудности, которые возникают у него в процессе межличностного общения, т.е. служит своеобразным инструментом для психологической ориентации в обществе1. Среди продолживших разработку типологических моделей личности Юнга следует назвать известного английского психолога Г.Ю. Айзенка (род. в 1916 г.), создавшего несколько отличающуюся модель личности, основанную также на факторе «экстраверсия — интроверсия», но дополненную им таким важным элементом, как «личностная адаптация» в виде эмоционально-волевой «стабильности — нестабильности». В последующем данная характеристика получила название фактора невротизма. По схеме Айзенка на одном полюсе находится тип личности, отличающийся нервно-психической устойчивостью, эмоциональной зрелостью, прекрасной адаптивностью. На другом •— эмоционально неустойчивый личностный тип с низким уровнем адаптации к социальным условиям. Данная характеристика (фактор невротизма) стала рассматриваться Айзенком наряду с фактором «экстраверсии — интроверсии» в виде оси Подробнее см.. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Воронеж, 1994. второго двумерного личностного пространства. Таким образом, по Г.Ю. Айзенку, каждому индивиду соответствует какая-то одна точка в этой системе координат, пользуясь которой можно выделить четыре типологические модели личности: а) интровертированный — стабильный, б) интровертированный — нестабильный, в) экстравертированный — стабильный, г) экстравертированный — нестабильный. ' Так, ведущими свойствами экстравертированной нестабильной личности являются: эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, агрессивным формам реагирования. Напротив, интровертированный нестабильный тип выделяется своей избыточной стеснительностью, замкнутостью, неуверенностью в своих действиях и поступках. Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Первоначальное развитие взглядов на природу личности на рубеже конца XIX — начала XX вв. происходило в рамках философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Существенный вклад в этот процесс внесли П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие ученые. Понятие «личностного» тогда нередко выступало в таких категориях, как «целостность», «гармоничность», «свобода», «сознание», «душа», «воля». В этот период стали формироваться психологические концепции личности, сочетающие философские и конкретно-психологические взгляды на человека. В 1915 г. А.Ф. Лазурским (1874—1917) была предложена первая в России классификация личности. Он полагал, что такая классификация должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, «запас его нервно-психической энергии», его психической активности1 «В то время как бедно одаренные индивидуумы, — писал Лазурский, — обычно всецело подчиняются влияниям среды, ограничиваясь в лучшем случае чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям»2, т.е. он полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он их называл, экзо- и эндоп-сихикой. Поэтому главным принципом, положенным в основу созданной им классификации личностных типов на две большие группы, было 1 Мы еще вернемся к этому очень важному принципу «активного приспособления к окружающей среде» при рассмотрении понятия стресса, его влияния на поведение человека, при изложении типологии личности преступника и увидим, насколько плодотворными были взгляды русского ученого. 2 Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. М, 1997. С. 8 деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими. Идея отношения к среде в понимании личности была важным шагом вперед по сравнению с прежним взглядом на личность как на совокупность только лишь психических функций. По мнению Лазурского, эндоп-сихические отношения личности выражают «как бы внутренний механизм человеческой личности». Это так называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную одаренность человека, его способности к восприятию, память, мышление, воображение, внимание, эмоционально-волевую устойчивость, психомоторику и т.п. Экзопсихические проявления личности по своему содержанию определяются отношениями субъекта к окружающей его среде, происходящим вокруг него явлениям, духовным благам, т.е. отражают систему отношений личности к окружающему миру. Создавая свою классификацию личностных типов, Лазурский в ее основу кладет степень выраженности, интенсивности вышеупомянутых проявлений, относя человеческие личности на разные (от высшего к низшему) уровни психического развития. Отношения личности и окружающей среды, а следовательно, и отношения между эндо- и экзопсихическими проявлениями на разных уровнях неодинаковы. На низшем уровне психического развития личности влияние внешней среды является преобладающим. «Подчиняя себе слабую, разрозненную психику малоодаренного человека, — пишет А.Ф. Лазурский, — среда накладывает на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям... В результате личность часто не дает и того немногого, что она могла бы дать при более самостоятельном и независимом отношении к окружающему. Общая приспособленность ее к окружающей среде оказывается настолько неполной и нестойкой, общий вес и ценность ее в социальной жизни настолько незначительными, что представителей низшего уровня можно в общем охарактеризовать как недостаточно приспособленных». В противоположность этому люди, находящиеся на среднем психическом уровне, обладают гораздо большей способностью адаптироваться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее в своих целях. «Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают себе род занятий, соответствующий их склонностям и задаткам, работают продуктивно и с интересом и в конце концов, будучи полезными обществу, успевают в то же время обеспечить себе не только материальное благосостояние, но и некоторый комфорт, физический и духовный. Их можно назвать поэтому приспособившимися»1. Кроме того, к третьему высшему личностному типу Лазурский относит людей в еще большей степени талантливых, творческих, одаренных, которые не только прекрасно приспосабливаются к окружающей среде, но и подчиняют ее себе, видоизменяют «сообразно своим собственным влечениям и потребностям»2. ' Лазурский А.Ф. Указ. соч. С. 18. Там же С 18. На низшем уровне психического развития личности, в зависимости от преобладания интеллектуальных, эмоциональных либо волевых процессов, Лазурский выделяет следующие личностные типы: рассудочные — склонные к бесплодному резонерству, обстоятельному обсуждению поступков, мотивов их совершения, их последствий с преобладанием формы над содержанием; „ аффективные — подвижные, чувственные с преобладанием органических влечений и потребностей, мечтатели; активные — энергичные низшего порядка, характеризующиеся импульсивностью и беспорядочностью своих действий, покорно-деятельные, упрямые, аффективно-извращенные, активно-извращенные (насильники), жестокие. В основе деления людей на среднем уровне психического развития лежит доминирующее развитие психических процессов. Благодаря этому, по мнению Лазурского, для данного типа лиц важнее не то, что они делают, а сам процесс их деятельности, то, как они ею занимаются. К подобным личностным типам он относит: непрактичные — теоретики-идеалисты, ученые, люди творческого труда, религиозные деятели и пр.; практики-реалисты — общественные деятели, лица, стремящиеся к власти, хозяйственники и т.п. Наконец, высший уровень психического развития личности, при котором полностью доминирует ее «экзопсихическая сторона», а эндопси-хика составляет лишь естественную ее подоснову. Необходимым признаком представителей данного высшего уровня является осознанная творческая направленность их бытия. Завершая свою типологию, Лазурский дает развернутую программу эмпирических исследований характерологических особенностей личности, которая оказала существенное влияние на последующие работы психологов, посвященные характерологии. Серьезное влияние оказали исследования Лазурского также и на учение о личности преступника, на создание классификации преступных типов в трудах отечественных криминологов (СВ. Познышев и др.). Широко известна типологическая модель личности, в основу которой положено учение И.П. Павлова (1849—1936) о соотношении свойств нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика. В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера (К. Леонгард, А.Е. Личкои др.)1. Различные личностные типы можно увидеть и при рассмотрении более частных задач, связанных с исследованием личности в результате применения психологом той или иной психодиагностической методики, позволяющей выявить те или иные характерные особенности личности, например направленность ее мотивации, уровень самооценки, притязаний и т.д. Психологическая структура личности. Первым у нас в стране к разработке структуры личности подошел С.Л. Рубинштейн (1889— 1960), который в 1940 г. писал о том, что «в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности»2. В последующем в теорию личности свой вклад внесли известные советские психологи Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и другие. Несмотря на несколько различные подходы к этому вопросу, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структуры социальных факторов, ее связей с обществом, включенность субъекта в межличностные, общественные отношения. Как писал Б.Г. Ананьев (1907—1972), структура личности складывается постепенно в процессе социального развития индивида, являясь своеобразным продуктом этого развития. Структура личности, по его мнению, включает наиболее общие и актуальные для жизнедеятельности и поведения человека комплексы его органических свойств, многократно опосредованные социальными условиями. Наиболее важный из этих комплексов — интеллектуальный, служащий показателем умственного развития субъекта, сформированности у него вербального и невербального (абстрактно-логического) интеллекта, внимания, способности к обучению. В реальном развитии человека его социальные функции, общественное поведение, мотивация, подчеркивал он, всегда связаны с процессом отражения им окружающего мира, познанием общества, других людей и самого себя3. Другой известный психолог А.Г. Ковалев полагал, что развитие структуры личности идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям: направленности, способностям, характеру4. К этим сложным структурным элементам Ковалев относит и темперамент, который он называет «структурой природных свойств». Все они, по его мнению, составляют своеобразный духовный облик и характер человека. Наибольший интерес для изучающих юридическую психологию может представлять близкая к приведенным выше взглядам концепция 1 Более подробно вопросы, имеющие отношение к темпераменту, характеру, рассматриваются в главе 6 учебника. " Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 102. 5 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды В 2 т. М., 1980. Т. I. С. 150—152. 4 Ковалев А.Г. Психология личности. Л., 1963. С. 38. К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности в виде ее четырех составных компонентов или подструктур. Его концепция удобна в практическом отношении при изучении личности преступника, различных участников процесса, при составлении психологической характеристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы. Она проста и понятна для юриста-практика и поэтому стоит на ней остановиться. Итак, согласно данной концепции, структура личности включает в себя следующие основные подструктуры1. Подструктура направленности. Она представлена совокупностью наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: его мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентации, интересов, идеалов. Все эти качества социально обусловлены. Они представляют собой преломление социального в сознании человека и формируются главным образом в процессе воспитания. Направленность личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права. Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, уровень его нравственного развития, ведущие мотивы, желания, нравственные чувства. Знание направленности личности позволяет во многом прогнозировать поступки и поведение человека. Подструктура опыта. Данная подструктура включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также в значительной мере формируется под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе образования двигательных навыков, и т.п. Через данную структуру личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. Обычно эту подструктуру называют индивидуальной культурой (или подготовленностью), формирующейся в процессе обучения. Успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется способностями человека. Большую роль в приобретении знаний, опыта играют направленность личности, мотивация. Подструктура психических форм отражения. Она объединяет индивидуальные особенности психических процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления. И хотя указанные процессы развиваются в ходе овладения человеком знаниями и навыками, тем не менее они в значительной мере обусловлены биологическими, наследственными факторами. Сюда же относятся и такие формы отражения, как эмоции, чувства, которые проявляются в психических состояниях, переживаемых человеком в процессе какой-либо деятельности. Платонов К.К. Структура и формирование личности. М., 1986 Психические познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными признаками, особенностями нервной системы индивида и зависят от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга. Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности, которые более подробно рассматриваются в последующих главах учебника. Все эти вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Теперь после того как мы раскрыли содержание личности, ее основные структурные компоненты, необходимо показать, каким образом, с помощью каких методов проводится измерение, оценка личностных качеств и в целом — личности субъекта при решении задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности юриста. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое личность? 2. Основные научные подходы к изучению личности человека 3. Раскройте правовое значение понятия личности. 4. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека? 5. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности? 6. Что представляют собой черта, фактор, тип личности? 7. Раскройте психологическую структуру личности. Глава 3 Методы изучения личности, применяемые юристами в правоохранительной деятельности Методы психологической диагностики, требования, предъявляемые к ним Классификация наиболее распространенных психологических методов, используемых психологами в правоохранительной деятельности, возможности этих методов
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |