КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юридическая психология
И Предмет, содержание, задачи юридической психологии ПСИХОЛОГИЮ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ВВЕДЕНИЕ Р в ы и З д е л Глава 1 ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как прикладной отрасли психологической науки Правовая, судебная, •криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии Задачи, решаемые юридической психологией Краткий экскурс в историю развития и становления юридической психологии Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии Ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки Предмет юридической психологии. Известно. ^что психол огия *\ (от греч psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о законо-"" J мерностях развития и функционирования психики как особой формы / жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с I окружающимит его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в^/ целом Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развиваются, весьма обширны И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики1 Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время педагогическую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психологию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и т д Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология2 Что является предметом юридической психологии, какова его природа' Что она должна изучать5 Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и правоведения, отмечает А Р Ратинов, не абстрактно академические, а являются важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследовании, пригодность научных реко- мендаций, организация и содержание профессиональной подготовки специалистов»' Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знании2 Поскольку «материнской» для юридической психологии является психологическая наука, то юридическую психологию есть все основания отнести в разряд естественно-научных отраслей знания Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и длительное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими научными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, криминалистика и криминология и некоторые другие С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета Именно поэтому, как тонко подметил А М Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука3 Это одна сторона вопроса И вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные категории, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии Такими категориями, которые рассматриваются в каждой прикладной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются понятие «личность субъекта» — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключением Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин Таким образом, личность и деятельность, деятельность и личность — неважно в какой последовательности — вот то главное, принципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психологии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве 1 См Ратинов А Р Судебная психология для следователей М, 1967 С 9 2 См Ярошевский М Г История психологии 2-е изд М, 1976 С 424—428 1 Ратинов А Р Методологические вопросы юридической психологии / / Психоло гическии журнал 1983 Т 4, № 4 С 108 См Ратинов А Р Юридическая психология и проблемы бооьбы с преступностью //Вопросы борьбы с преступностью М, 1983 Вып 38 С 40 3 Стогяренко AM Проблемы и пути развития юридической психологии // Пси хологическии журнал 1988 Т 9, К> 5 С 77 учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций»'. Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юридической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право». Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юридической психологии, можно дать следующее определение: Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психологической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предмете объем юридической психологии как научной отрасли знания, безусловно, шире объема материала, охватываемого юридической психологией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изучение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной наукой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука2. Если же говорить о содержании юридической психологии как отрасли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологи- 1 Дулов А.В Введение в судебную психологию М., 1970. С. 57; см. также Шахри-маньян И.К. К вопросу о предмете и структуре советской юридической психологии // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 6. С 112 2 Ратинов А.Р. О предмете юридической психологии / / Вопросы борьбы с преступностью 1977 № 26 С 88. ческого обеспечения применения норм права, правотворчества, к правовому сознанию «как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения»'. Психологические аспекты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и являются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов. Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам. Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах. С этой точки зрения в содержательной структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее старая часть юридической психологии, некогда до оформления последней существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде —■ психология профессиональной деятельности юриста. Одним из центральных разделов юридической психологии является раздел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности: не только юристов в том или ином процессуальном положении, но и многих других субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов. Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэтому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической психологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности преступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправного поведения, в том числе членов различных преступных групп, организованных преступных формирований. Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юридическая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые, 1 Ратинов А.Р Методологические вопросы юридической психологии // Психологический журнал, 1983. Т 4, № 4. С. 110—111 г„„нйц, несомненно, самостоятельные направления. Уточнение их гРани 03НИКающих' будет способствовать более четкому решению постоян ^ ^ содержа. вопросов относительно системы юридической псиХ0Л"' ческой психо-ния. Схематически в наиболее общем виде система юри^ логии представлена на рис. 1.1. Общие вопросы: предмет, система, содержание, задачи, методы, междисциплинарные связи юридической психологии с другими науками Правовая психология: психология нормативно-правовой регуляции, правотворчества, правосознания, психологическое обеспечение приме нения норм права Психология профессиональной деятельности юриста: судебная, оперативно-розыскная, исправи-тельно-профи-лактическая и пр Психология личности субъектов правоприменительной деятельности: психические процессы, состояния, психологические особенности, свойства личности и т.Д Криминальная психология: психология преступления, личности преступника, преступной группы, группового преступного поведения Рис. 1 1 Система юридической психологии OTIO,,TRe учебной дисципли- Структура юридической психологии в качес1ве *нная в учебни-ны, или, как еще говорят, учебного предмета, преде• ^ рекомендо-ке, разработана в основном в соответствии с npoip^ объеДинения ванной Советом по правоведению Учебно-методиче ^^ нтир0_ университетов Российской Федерации1. Данная про к о.следст. вана в первую очередь на подготовку юристов по щ ^шт использо-венной, судебной специализации. Она также можеу будущИХ юрис-ься с небольшими дополнениями и при подгото катской деятель-ориентированных в дальнейшем заниматься аде ваться с тов ностью по уголовным и гражданским делам. качестве учебной Итак, Программа по юридической ПСИХ0Л0ГИИ оВНЫХ раздела2. дисциплины включает в себя следующие четыре 0LH в нег0 Раздел I. Введение в юридическую псяхоло ^ ^ ^ ВХОДЯт общие вопросы: предмет, содержание, задачи, JJ ыми науками, дической психологии с другими естественными и up идеятельнОс-Раздел II. Личность в сфере правоохраяителгической ^ ^_ ти. Раздел включает в себя: понятие личности в пс"лихзакономерности, вовой науке; психические познавательные процессы, Цягть 1И Уголовно-правовой 1 Программы спецкурсов юридических Дисциплин, част цикл М.- Изд-во Юридического колледжа МГУ, 199b. к.. *" 1 См Приложение к настоящему учебнику проявляемые в деятельности юристов; эмоции, чувства, психические состояния, воздействие их на человека в его значимом с правовой точки зрения поведении; индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в своей юридической деятельности. Завершает данный раздел тема, посвященная судебно-психологической экспертизе, ее возможностям в уголовном и гражданском процессе при изучении личности различных участников процесса. Раздел III. Криминальная психология. Раздел состоит из трех основных тем: психологии преступного поведения (преступления), психологии личности преступника и психологии группового преступного поведения (психология преступной группы)1. Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста. В данном разделе рассматриваются социально-психологические особенности правоохранительной деятельности юристов, ее про-фессиограмма, психограмма личности юриста, дается структурный анализ их труда. Применительно к следственным, судебным действиям даются практические рекомендации психологического характера, направленные на повышение их эффективности и качества, оценка получаемых с их помощью доказательств. Отдельные вопросы, составляющие содержание правовой психологии, излагаются в разделах, в которых рассматриваются проблемы, связанные с правовым сознанием различных участников процесса, т.е. там, где об этом идет речь, например, когда говорится о правосознании юриста и др., с психологическим обеспечением применения норм права, с психологией нормативно-правовой регуляции отношений сторон. Представленная выше типовая учебная программа юридической психологии, разумеется, не может рассматриваться в качестве окончательного варианта, не подлежащего никаким изменениям и дополнениям. Понятно, что с развитием самой юридической психологии будет происходить и соответствующая трансформация программы обучения по ней будущих юристов. Кроме того, как уже отмечалось, многое зависит от специализации обучаемых, от той будущей профессиональной деятельности, к которой их готовят, наконец, от учебного времени, выделяемого на изучение предмета в том или ином вузе, — факторе тоже немаловажном. В свое время на это справедливо обращал внимание И.К. Шахрима-ньян, писавший о том, что необходимо разрабатывать соответствующие учебные дисциплины по юридической психологии для различных юридических вузов и средних специальных учебных заведений с учетом их максимальной специализации и характера будущей профессиональной деятельности выпускников2. Например, для тех, кто, получив юридичес- Данный раздел в типовом варианте Программы имел иное название Тема, посвященная личности преступника, в нем отсутствовала. С учетом обоснованных замечании раздел пришлось переструктурировать, объединив в нем традиционную криминальную проблематику с тем, чтобы обучаемые воспринимали этот блок проблем как единое целое. 2 См: Шахриманьян И.К К вопросу о предмете и структуре юридической психологии // Психологический журнал. 1983 Т. 4, № 6, С. 114—117. кое образование, направляется служить в исправительно-трудовые учреждения, курс юридической психологии, разумеется, будет существенно отличаться по своему содержанию и по своей профессиональной направленности. И это хорошо понимают те, кто готовит кадры юристов для этих учреждений. Аналогичный подход, очевидно, имеет место и при подготовке юристов для использования их в органах обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции и т.п. Задачи юридической психологии. Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые реша-' ют юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяется ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной компетенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основные задачи, которые стоят перед ней: □ разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя объективно принять то или иное правовое решение, затрагивающее интересы и права граждан; □ психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; одним из направлений является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического отбора на службу в правоохранительные органы; { а исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям; .' □ изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п.; □ совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления; в русле данной проблематики разработка психологических критериев «вменяемости — невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психические аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, к социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особенно субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным направлением в проведении комплексных исследований судебных психологов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость — невменяемость» является разработка психологических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда психофизиологические качества последнего оказались несоответствующими требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ); □ изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью; □ исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан; а дальнейшее развитие института судебно-психологической (комплексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей, разработка новых направлений ее исследований; □ совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране. Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достижение главной цели — оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |