Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в психологической и правовой науке




ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ

О Й

О

Д Е Л

Уголовное право

Гражданское право

Криминалистика

Семейное право

Криминология

Судебная психиатрия

Трудовое право

Рис 1 2 Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что составляет предмет юридической психологии'

2 Назовите составные части юридической психологии

3 Какие задачи призвана решать юридическая психология'

4 Какие этапы развития прошла юридическая психология'

5 Каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине XIX в оказали влияние на формирование судебной психологии'

6 Назовите имена известных ученых, юристов, общественных деятелей, внесших свои вклад в развитие юридической психологии у нас в стране и за рубежом

7 Перечислите основные принципы научного познания используемые в юридической психологии

8 Какое место занимает юридическая психология в системе общенаучных знании, какие у нее существуют междисциплинарные связи с другими отраслями психологической и правовой науки'

9 В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и граждан ским процессом уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией' Покажите это с помощью психолого правового анализа отдельных норм права

Глава 2

Понятие личности в психологии и юриспруденции. Правовое зна­чение данного понятия. Индивид, личность, субъект правоохрани­тельной деятельности Процесс формирования личности, крите­рии ее оценки. Черты, качества, факторы, тип личности. Фактор­ный и типологический анализ личности. Психологическая струк­тура и содержание личности.

Индивид, личность, субъект деятельности. Личность — фун­даментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансфор­мируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных пра­воотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек. Эту особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентировать­ся во всех этих терминах изучающим юридическую психологию, кото­рая, с одной стороны, опирается на фундаментальные, принятые в пси­хологии понятия, а с другой — должна учитывать терминологию зако­нодательных актов, подзаконных источников права.

Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, рас­пространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского про­цесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием.

Стоит взглянуть на целый ряд законодательных актов, чтобы убе­диться в этом. Например, одним из основополагающих принципов уго­ловного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности» (ст. 11 УПК РСФСР). Или: при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но

и «личность виновного» (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Термин «личность виновно­го» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуж­дением (ч. 2 ст. 73 УК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности».

Аналогичная картина имеет место и в гражданском праве, когда речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причи­нения ему неправомерными действиями морального вреда, нравствен­ных страданий (см., например, ст. 150—152, 1099—1101 ГКРФ).

Анализируя подобные формулировки, содержащиеся в законода­тельных актах, различных литературных источниках психологического и правового характера, невольно задаешься вопросом: что же представ­ляет собой личность, каковы ее признаки, критерии и содержание? По­пытаемся ответить на все эти вопросы.

Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индиви-де — представителе вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбеж­ному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. То есть происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится1. С этой точки зрения по сравнению с понятием инди­вид понятие личность — качественно более новое образование, появ­ляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отно­шения с окружающими его людьми2.

Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.) или маска, в которой актер выступал на сцене древне­греческого, а потом древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям опреде­ленной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности теат­рального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, те­атральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуаль­ности сохранилось и стало использоваться в определении личности, че­ловека, выступающего в той или иной социальной роли.

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» — на связь человека с обществом, со­циальной средой. Поэтому в настоящее время понятие «личность» уже не рассматривается вне зависимости от внешнего социального окружения человека, от того, как он воспринимается со стороны, как проявляет себя

См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. II. С 245; Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.

С 235.

См.: Гиппенрейтер Ю.Б Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988.

в обществе, каков его индивидуальный стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге — в какой мере он включен в обще­ственные отношения. Вот, к примеру, одно из таких определений: «лич­ность есть внешнее проявление индивидуальности — как человек вос­принимается окружающими и как он на них воздействует»'. В данном оп­ределении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы многих авторов к раскрытию по­нятия личности. А определений личности, кстати, очень много. Амери­канский психолог Г. Олпорт насчитал их порядка пятидесяти в психоло­гии, философии, социологии, теологии, в юриспруденции, что лишний раз подтверждает интерес к этому понятию, многогранность самой феноме­нологии личности и уникальность ее организации.

Как справедливо пишут исследователи данной проблемы, психоло­гический феномен личности следует рассматривать исходя из различ­ных предпосылок. Поэтому ни одно определение личности не может дать исчерпывающего представления о ней, но каждое из них освещает определенные стороны данного явления. Использование множества раз­нообразных определений расширяет и углубляет наше понимание лич­ности, дает новую информацию, позволяя приблизиться к пониманию глубины и содержания данного явления2. Такого подхода к понятию личности придерживаются многие психологи.

Так, при описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

биологический — личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного разви­тия, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития инди­вида, бюблагодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содер­жание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный ха­рактер;

экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельнос­ти человека, их роли в поведении в различных ситуациях;

социальный — изучается социальная среда, социальные роли, об­щественно-исторические, культурные условия, воздействующие на фор­мирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;

гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.