Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сейчас Бас




6 37

Il

5 37

Классификация психологических методов (тестов) исследования личности

В настоящее время известно большое число разнообразных тесто­вых методик, рассматривать которые в учебнике по юридической психо­логии нецелесообразно. Тем более что в судебной практике абсолютное большинство из них не применяется. Однако юристу важно иметь общее представление о тех тестах, которые чаще других используются психологами при проведении судебно-психологической экспертизы, при профессиональном отборе на службу в правоохранительные органы. Юристу необходимо понимать сам подход, выбираемый психологом при обследовании той или иной личности, принципы отбора психодиагнос­тических методик применительно к той задаче, которую ему предстоит решать по заданию юриста.

Условно существующие тесты и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты) психологи в сфере правоохранитель­ной деятельности, условно можно разбить на четыре большие группы.

Первая группа — психофизиологические методы диагнос­тики функциональных состояний индивида. С их помощью иссле­дуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека-оператора. К ним относятся электрофизио­логические показатели: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические изме­нения в организме при различных экстремальных состояниях психики. Например, в качестве информативных признаков при диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови и моче так называ­емых гормонов стресса — адреналина и норадреналина. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний, влия­ющих на психику человека, необходима специальная аппаратура, тесто­вые методики данной группы иногда называют аппаратурными метода­ми исследования '.

Указанные психофизиологические методы чаще применяются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации каких-либо сложных технических устройств, транспортных средств и т.п., когда решается вопрос о том, соответствовал ли по своим психофизиологическим качествам управ­лявший ими оператор экстремальным условиям деятельности или нерв­но-психическим перегрузкам, т.е., в конечном итоге, когда стоит вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда (см. ст. 28 УК РФ). Поэтому, подбирая эксперта-психолога для проведения судебно-психо­логической экспертизы по делам данной категории, необходимо предва­рительно выяснить, владеет ли он аппаратурными методами исследова­ния функциональных состояний человека.

Вторая группа — интеллектуальные психологические тесты, с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень раз­вития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяю­щие оценивать сформированность у испытуемого познавательных про­цессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности.

Интеллект (буквальный перевод с латинского intellectus — разуме­ние, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, отождествляемая со стилем его мышления, стратегией принимаемых решений в проблемных ситуаци-

Подробнее см.: Игнатов НА., Мишурин В.М. и др. Приборы и методики психо­физиологического обследования водителей автомобилей. М., 1978; Волохов В.Ф., Власов "п. Психологическая экспертиза операторов с некоторыми заболеваниями внутренних органов и нервной системы. М., 1979; Основы инженерной психологии- Учебник для техн. вузов / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1986.

ях, требующих от субъекта нестандартного подхода, высокого уровня познавательной активности1.

Исследование интеллекта, как уже отмечалось, связано с именем французского психолога А. Бине, создавшего для этих целей тестовые задачи различной степени трудности. Один из первых его тестов состо­ял из 30 таких задач, предназначенных для изучения рассудительности и понятливости ребенка. Эти качества ученый считал главными состав­ляющими интеллекта. В последующем для оценки интеллекта им было введено понятие умственного возраста.

Последняя редакция шкалы А. Бине (1911 г.) была доработана в США, где испытуемых начали классифицировать по степени умственно­го развития, используя в этих целях понятие intelligent quotient (IQ), переводимое как коэффициент умственного развития, с помощью которого стали оценивать отношение между умственным и хронологи­ческим возрастами. Это отношение (а не разницу между ними) назвали коэффициентом интеллекта, который является постоянной величиной. В последующем результаты обследования испытуемого стали сравни­вать со средним результатом его возрастной группы. Созданная методи­ка стала инструментом измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллек­туальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта2.

Среди различных тестовых методик, которые начали появляться и которые стали использовать IQ, следует прежде всего назвать тест аме­риканского клинического психолога Д. Векслера «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (WAIS). Тестовая батарея Векслера состоит из 11 различных заданий — субтестов, из которых первые шесть являются вербальными. Приведем кратко для общего представления эти субтесты в порядке их предъявления испытуемому по их названиям3.

«Общая осведомленность». Субтест включает 29 вопросов, ответы на которые требуют самых разнообразных знании, дающих представле­ние о способности субъекта сохранять их в долговременной памяти, о приобщении его к культуре, его общей образованности. Например: «При какой температуре кипит вода?», «Кто написал «Фауст»?» и т.д.

«Понятливость». Ответы на 14 вопросов данного субтеста характе­ризуют практическое мышление испытуемого, его жизненный и соци­альный опыт, здравый смысл. Например: «Почему закон не разрешает вступление в брак до определенного возраста?» Некоторые вопросы

1 Психология: Словарь / Под ред. А В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.,

1990 С. 142

2 См.: Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гу-

ревича. М., 1981. С. 52.

Содержание теста дается по следующим работам: Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М., 1983. С. 146—150; Практикум по психодиагностике, Конкретные психодиагностические мето­дики. М., 1989. С. 104—112.

требуют толкования пословиц. Ответы оцениваются в зависимости от полноты и степени обобщения.

«Арифметика». 14 заданий данного субтеста представляют арифме­тические задачи разной степени сложности, которые решаются устно в ограниченное время, что требует от испытуемого концентрации внима­ния, оперативной памяти,сообразительности.

«Сходства». Субтест состоит из 13 вопросов-заданий, выполняя ко­торые необходимо установить общность различных понятий, что требу­ет от испытуемого развитого вербального абстрактно-логического мыш­ления, определенного образовательного уровня.

«Повторение цифр». Задания на воспроизведение испытуемым воз­растающих рядов цифр сначала в прямой, а затем в обратной последо­вательности позволяют оценивать его способность концентрировать внимание, объем его кратковременной памяти.

«Словарь». Данный субтест содержит 40 слов разной степени труд­ности и частоты употребления, например «зима, ремонт, регулировать, тирада» и т.д. Он позволяет проверить понимание испытуемым содер­жания этих слов, выявляет его словарный запас, культуру речи, особен­ности мышления.

«Кодирование». Данный субтест и последующие задания являются невербальными. «Кодирование» (или «цифровые символы») состоит в том, что испытуемому предлагается образец, в котором каждой цифре по порядку соответствует определенный знак. После небольшой трени­ровки испытуемый должен, пользуясь образцом, подставить знаки в пустые клетки под цифрами, которые теперь уже даются в беспорядке. Субтест проверяет сохранность визуальной перцепции, скорость фор­мирования навыков, зрительную память, обучаемость, быстроту реак­ций и моторную активность испытуемого.

«Недостающие детали». Испытуемый должен заметить и указать от­сутствующую существенную деталь на предъявляемых ему рисунках. Субтест проверяет перцептивные способности субъекта, его умение ви­деть существенное.

«Узор из кубиков». Задания субтеста побуждают испытуемого в ог­раниченное время воспроизводить с помощью кубиков, стороны кото­рых окрашены в красный и белый цвета, геометрический узор, изобра­женный на листе бумаги. С помощью данного субтеста проверяется конструктивное мышление, аналитические способности испытуемого.

«Расположение картинок». Испытуемому предлагается набор кар­тинок расположить последовательно, следуя определенному сюжету. Субтест позволяет установить особенности мышления, способность ис­пытуемого анализировать, понимать причинно-следственные связи, ориентироваться в событиях.

«Складывание фигур». Испытуемый из отдельных фрагментов, час­тей должен собрать фигуру того или иного предмета. Выполнение зада­ния требует как конструктивного, так и эвристического мышления.

После выполнения всех заданий проводится подсчет и оценка ре­зультатов, которые поддаются как качественному, так и количественно-

му анализу. Тест позволяет оценить две важные стороны интеллекта: вербальное, абстрактно-логическое и невербальное предметно-образное мышление, дать суммарную оценку общего уровня интеллекта.

Другим хорошо известным тестом, позволяющим устанавливать ко­эффициент интеллекта, является Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. Тест разработан в Англии в 30—40-е гг. и получил широкое распространение благодаря тому, что не зависит от образовательного, культурного уровня испытуемых, их национальной принадлежности и т.п. Тест Равена предназначен для исследования интеллекта субъек­та, выявления его способности логически мыслить, находить сущест­венные связи между предметами и явлениями, для определения уровня умственной работоспособности.

Комплект методики, построенной на невербальном материале, со­стоит из 60 заданий — графических рисунков (матриц), разделенных на пять серий (от «А» до «Е») по 12 заданий в каждой из них, и регистра­ционного бланка, который заполняется обследуемым (рис. 3.1). Зада­ния усложняются последовательно от серии к серии. Матрица пред­ставляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур — вставок, одна из которых, если ее поместить в этот про­бел, восстанавливает логическую целостность изображения. При реше­нии задачи обследуемый должен указать на регистрационном бланке номер этой вставки.

©

©©

© ©

<ЗЕ>

 

Г) Г)

©)

Рис. 3.1. Образцы матриц теста Дж. Равена

При разработке теста был реализован принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий явля­ется своеобразной подготовкой обследуемого к выполнению последую­щих, благодаря чему происходит обучение выполнению более трудных

заданий.

Результаты, полученные с помощью данной методики, зависят от способности обследуемого логически мыслить, особенностей его вос-

приятия, пространственного воображения, умственной работоспособ­ности, умения концентрировать внимание, от сосредоточенности, сооб­разительности. Низкие результаты по методике позволяют выявлять лиц со сниженным интеллектом. С помощью ключа-шаблона подсчиты-вается число правильных ответов в каждой серии и по тесту в целом. Полученный результат (суммарный балл по методике) переводится в стандартные баллы коэффициента интеллектуального развития (IQ).

Результаты применения данного теста на прокурорских работни­ках, студентах и слушателях некоторых юридических вузов показали, что его можно успешно использовать в батарее с другими тестами при отборе кандидатов в правоохранительные органы, на должности руково­дящего состава, а также абитуриентов в юридические вузы.

Третья группа включает личностные, так называемые ан­кетные тесты в виде опросников, предназначенных для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов (типа верно — невер­но или да — нет — не уверен) на строго определенные вопросы-утверж­дения. Например: «я редко беспокоюсь о своем здоровье», «я никогда не нарушал закона» («да, верно» либо «нет, не верно»). В подобных случа­ях испытуемый лишен возможности давать произвольные ответы. Поэ­тому подобного рода опросники (вопросы) называются закрытыми. Выбор краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выра­женности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить свойства его ха­рактера, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, направ­ленность личности.

Среди данной группы методов исследования личности большое рас­пространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник MMPI в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л.Н. Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследо­вания личности Ф.Б. Березина), 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла (16-ФЛО), опросник Г. Айзенка (EPI), патохарактероло-гический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко и некоторые другие1.

Названные методики отличаются своей надежностью, практич­ностью, высоким уровнем достоверности. Поэтому их используют не

1 См.: Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области примене­ния). М., 1994; Бурлачук Л.Ф, Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989; Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983; Кулагин Б.В. Основы профессио­нальной психодиагностики М., 1984; Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экс­периментальную психологию личности. М., 1985; Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981; Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство. М., 1990.

только при проведении судебно-психологической экспертизы, но и при проведении профессионального психологического отбора в различных правоохранительных ведомствах, в ряде юридических вузов страны при приеме абитуриентов на учебу. Они хорошо зарекомендовали себя, до­полняют друг друга и нередко берутся в качестве базовых в одной бата­рее в сочетании с другими тестами.

• Указанные тесты удобны еще и тем, что могут применяться в ходе психологического обследования достаточно больших групп испытуе­мых, например при приеме абитуриентов на учебу, а результаты их тес­тирования быстро обрабатываться с помощью ЭВМ.

Ниже на примере использования двух из этих выше перечисленных тестов (16-ФЛО и СМИЛ) покажем, как это делается психологами и, самое главное, какую информацию из этого может получить юрист в своей профессиональной деятельности.

16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО) предназначен для диагностики широкого круга личностных характерис­тик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно оценить уровень интеллектуального развития, а также такие особенности личности, которые могут привести к социально дезадап-тивному поведению, алкоголизации, способствовать возникновению различного рода психических отклонений.

Методика Р.Б. Кеттелла предназначена для обследования психи­чески здоровых людей. Методика содержит 16 шкал — факторов, диа­гностирующих личностные особенности обследуемых. Размерность по­казателей каждой шкалы после обработки данных составляет от 1 до 10 баллов (стенов). Низкие значения по шкалам методики соответству­ют 3—4 стенам и ниже, высокая выраженность диагностируемых фак­торами качеств эквивалентна значениям 7—8 стенов и выше. Каждый фактор теста биполярен и позволяет судить о степени выраженности того или иного свойства личности.

Факторы методики позволяют получать представления о следую­щих личностных особенностях.

Фактор А. Высокие значения по фактору (А+) свидетельствуют о легкости общения обследуемого с людьми, гибкости, эмоциональной лабильности, высокой социальной адаптивности, приспособляемости, добросердечности, чуткости, доверчивости, беспечности, естественнос­ти и непринужденности поведения, готовности к сотрудничеству, богат­стве и яркости эмоциональных проявлений. Лица с высокими показате­лями по фактору А хорошо уживаются в коллективе, активны в установ­лении контактов, любят работать с людьми.

Низкие значения по фактору (А-) означают замкнутость, эмоцио­нальную холодность, скрытность, неразговорчивость, подозритель­ность, сдержанность, осторожность, слабость эмоциональных проявле­ний, эгоистичность. Люди с такими качествами формальны в контактах с окружающими, сторонятся их, не интересуются общественной жиз­нью, не идут на компромиссы, стараются работать одни, предпочитают

«общаться» с книгами. В делах они точны, обязательны, но в поведении недостаточно гибки.

Фактор В. Высокие значения по фактору (В+) свидетельствуют о развитом интеллекте, способности обследуемого к логическому ана­лизу, абстрактному мышлению, его умении быстро усваивать новый ма­териал, широких интеллектуальных интересах.

Низкие значения фактора (В—) являются показателем того, что у испытуемого невысокий уровень интеллектуального развития, снижены умственные способности.

Фактор С. Высокие показатели фактора (С+) отражают эмоцио­нальную устойчивость, зрелость, умение управлять своими эмоциями, настроением, постоянство интересов, уверенность в себе, реалистич­ность по отношению к жизни, настойчивость и упорство в достижении целей. Высокие оценки по фактору свойственны лицам, смело смотря­щим в лицо фактам, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На вещи такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо сознают требования действи­тельности, не скрывают от себя собственных недостатков, отличаются высоким уровнем социальной адаптации.

Низкие значения фактора (С-) диагностируют эмоциональную не­устойчивость, невротизм, ипохондричность, повышенную тревожность. Лица с (С-) неспособны контролировать свои эмоции, в особенности проявлять их в социально приемлемой форме, они переменчивы, неус­тойчивы в интересах и склонностях, легко расстраиваются, стремятся уклониться от ответственности, капризны, не доводят дело до конца. Чаще чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными спра­виться с жизненными трудностями.

Фактор Е. Высокие значения фактора (Е+) демонстрируют вы­раженную склонность к самостоятельности, доминированию, лидерст­ву, властность, независимость, смелость, самоуверенность. Люди с вы­сокими значениями по фактору Е действуют смело, энергично. Они иг­норируют социальные условности, живут по собственным законам, ак­тивно отстаивают свою самостоятельность.

Низкие значения фактора (Е-) означают конформность, зависи­мость, неуверенность в себе, робость, скромность, послушность, осто­рожность. Лица с низкими факторными оценками не стремятся отсто­ять свою точку зрения, следуют за более сильными, не верят в себя и в свои способности, пассивны

Фактор F. Высокий балл по фактору (F+) свидетельствует об ак­тивности, бодрости, беспечности, свободе поведения, жизнерадостнос­ти, общительности, энергичности субъекта. Лица, имеющие высокие показатели по данному фактору, обычно легко относятся к жизни, верят в удачу, не заботятся о будущем. Как правило, это оптимисты.

Низкие значения фактора (F-) демонстрируют у испытуемых оза­боченность, скованность, сдержанность, беспокойство о будущем. Люди с низкими значениями по данному фактору часто озабочены пос­ледствиями своих поступков, постоянно ожидают всевозможных неудач

и несчастий Поэтому они, как правило, тщательно планируют свои дей­ствия. Они апатичны и молчаливы, выглядят печальными, избегают об­щества, пессимистичны.

Фактор G. Высокие значения фактора (G+) выявляют у обсле­дованных лиц: дисциплинированность, обязательность, стремление к соблюдению нравственных норм и правил поведения в обществе, ответ­ственное отношение к делу, добросовестность. Такие люди точны и ак­куратны в делах, любят порядок, педантичны. Высокая добросовест­ность у них обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Низкий балл по фактору (G-) отражает недобросовестность, не­брежность, легкомысленность, безответственность. Лица с низкими по­казателями по данному фактору склонны к непостоянству, ленивы, эго­истичны, стараются не следовать общественным требованиям, негатив­но относятся к соблюдению моральных норм, способны на обман, могут вести себя нечестно.

Фактор Н. Высокий балл по фактору (Н+) свидетельствует о смелости, общительности, отзывчивости, дружелюбии, импульсивнос­ти, беззаботности. Лица с высокими оценками по данному фактору ре­шительны, невосприимчивы к угрозе. Они свободно вступают в контак­ты, не испытывают трудностей в общении, не теряются в неожиданных ситуациях. Такие люди часто становятся лидерами, особенно в случаях, когда деятельность группы связана с риском. Они легко овладевают профессиями, где необходимо хорошо ориентироваться в эмоционально напряженной обстановке.

Если испытуемый продемонстрировал низкий балл по фактору (Н-), это говорит о его робости, застенчивости, сдержанности, чувствитель­ности к угрозе, боязливости Такие люди не уверены в своих силах, воз­можностях, необоснованно терзаются чувством собственной неполно­ценности, сдержаны в проявлении своих эмоций, не любят работать в кол­лективе, обычно смущаются в присутствии лиц противоположного пола.

Фактор I. Высокие показатели фактора (1+) характеризуют ис­пытуемого как человека мягкого, сентиментального, эмоционального, чувствительного к внешним воздействиям, нежного, обладающего утон­ченным вкусом, образным, художественным восприятием мира, бога­тым воображением, романтическим складом характера. Высокие оцен­ки по фактору обычно имеют люди, склонные к художественной дея­тельности: артисты, музыканты, писатели и т.д.

Низкие значения фактора (I—), напротив, свидетельствуют о прак­тичности, жесткости, независимости, несентиментальности субъекта, присущем ему рациональном восприятии действительности. Такие лица, как правило, подчиняют чувства рассудку, эмоционально устой­чивы, к жизни подходят с расчетом, не доверяют первым ощущениям и интуиции

Фактор L. Высокий балл показателя (L+) означает излишнюю подозрительность, недоверчивость, раздражительность, завистливость, тревожность. Лица с высокими оценками по фактору L относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткро-

венны. В коллективе держатся обособленно, завидуют успехам других, не терпят конкуренции, не поддаются влиянию других людей, не склон­ны разделять групповые нормы и цели.

Низкие значения фактора (L-) говорят о доверчивости, бескорыс­тии, покладистости, уступчивости испытуемого. Люди с низкими оцен­ками по фактору откровенны с окружающими, легко уживаются в кол­лективе, веселы, независтливы, не стремятся к конкуренции, доминиро­ванию.

Фактор М. Испытуемые, получившие высокие оценки по факто­ру (М+), характеризуются мечтательностью, склонностью к фантазиро­ванию, непрактичностью, экстравагантностью, аутичностью, неуравно­вешенностью. Подобные оценки присущи лицам с богатым воображени­ем, ориентированным на свои желания, не обращающим внимания на повседневные дела и обязанности, интересующимся отвлеченными, аб­страктными проблемами. Высокие оценки по фактору обычно имеют представители творческих, художественных профессий.

Низкие оценки по фактору (М-) говорят о практичности, уравнове­шенности, зрелости субъектов. Такие оценки свойственны людям здра­вомыслящим, хорошо разбирающимся в житейских делах, трезво оце­нивающим происходящее, надежным в практических вопросах.

Фактор N. Высокие оценки по фактору (N+) диагностируют вы­раженность таких качеств субъекта, как проницательность, эмоцио­нальная сдержанность, расчетливость в поведении, способность оцени­вать мотивы поведения других людей, хитрость. Лица с высокими оцен­ками по фактору N обычно ведут себя холодно и рационально, не подда­ются эмоциональным порывам. Прежде чем предпринять что-либо, точно и хладнокровно оценивают возможные варианты, хитро и умело строят свои отношения, склонны к интригам, скептичны.

Лица, получившие низкие баллы по фактору (N—), отличаются на­ивностью, открытостью, прямотой, иногда доходящей до бестактности, непосредственностью, естественностью поведения. Подобные люди не умеют хитрить и ловчить, не вникают в мотивы поведения окружаю­щих, ведут себя просто, естественно, грубовато.

Фактор О. Высокие оценки по фактору (0+) свидетельствуют о переживаниях субъектом чувства вины, печали, о его озабоченности, беспокойстве, впечатлительности, напряженности, подверженности стрессу. Данный фактор оценивает скорее настроение и состояние че­ловека, нежели глубинные свойства его личности. Так, высокий балл по фактору диагностирует доминирующий тревожно-депрессивный фон настроения. Такие люди всегда подавлены, тяготятся дурными предчув­ствиями, склонны к необоснованным самоупрекам, недооценивают соб­ственные возможности, плохо справляются с жизненными неудачами, ипохондричны.

Лица с низкими оценками по фактору (О—) обычно уверены в себе, демонстрируют спокойствие, безмятежность настроения, жизнерадост­ность, бесстрашие, беззаботность, расслабленность. Низкие оценки ха-

рактерны для веселых, довольных жизнью людей, уверенных в собст­венном успехе и в своих силах.

Фактор Qi. Высокие значения показателя (Qi+) говорят о гиб­кости мышления испытуемого, радикализме его суждений и оценок. Лица с высокими оценками по данному фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, хорошо информированы, ничего не прини­мают на веру, не склонны к морализированию, недогматичны, легко вос­принимают новые идеи, отличаются критичностью мышления, никому не доверяют.

Низкие оценки по фактору (Qi~) выявляют ригидность установок, консерватизм взглядов. Такие люди не любят перемен, являются про­тивниками нововведений. Они догматичны, склонны к нравоучениям и наставлениям, следуют традициям и опыту авторитетов.

Фактор 0.2. Высокая оценка по фактору (0.2+) свидетельствует о том, что испытуемый отличается самостоятельностью, самодостаточ­ностью, независимостью от группы. Лица с подобными оценками по соб­ственной инициативе не ищут контактов с окружающими, предпочита­ют все делать самостоятельно, не нуждаются в поддержке и одобрении других людей, готовы пожертвовать любыми удобствами, лишь бы со­хранить свою независимость.

Низкий балл по фактору (Q2~) характеризует зависимость от груп­пы, несамостоятельность субъекта. Лица, получившие низкие оценки, ориентируются на групповое мнение, нуждаются в поддержке окружа­ющих, в совете, одобрении.

Фактор 0_з. Высокие значения фактора (0_з+) свидетельствуют о выраженном самоконтроле, волевых качествах субъекта. Подобные оценки говорят об его организованности, умении хорошо контролиро­вать свои эмоции и поведение. Такие люди хорошо осознают социаль­ные требования, стараются их аккуратно выполнять, заботятся о своей общественной репутации. Они действуют планомерно и упорядоченно, упорно преодолевают препятствия, стремятся довести начатое дело до конца.

Низкий балл (Qj-), напротив, диагностирует отсутствие должного самоконтроля, спонтанность, импульсивность. Деятельность лиц, имею­щих низкие оценки по данному фактору, неупорядоченна, хаотична. Они часто теряются, действуют бессистемно, не умеют организовать свое время, руководствуются своими импульсивными побуждениями, а не групповыми нормами, нередко игнорируя последние.

Фактор Q4. Высокий показатель (0.4+) означает, что у испытуе­мого выражены следующие особенности: сильное внутреннее напряже­ние, фрустрированность, возбужденность, раздражительность, эмоцио­нальная неустойчивость. Человек с высокой оценкой по фактору Qt бес­покоен, неусидчив, чувствует себя усталым, разбитым, но в то же время не может оставаться без дела даже во время отдыха.

Противоположное значение фактора (Qi~) отражает низкое внут­реннее напряжение, расслабленность, апатичность, спокойствие, мед­лительность, удовлетворенность, отсутствие сильных побуждений и

желаний у субъекта. Лица с низкими значениями по фактору чаще без­различны к удачам и неудачам, невозмутимы, не стремятся к достиже­ниям и переменам, довольны существующим положением дел1.

Во время тестирования с помощью 16-ФЛО Кеттелла испытуемому выдается регистрационный бланк и брошюра, содержащая 187 вопро­сов-утверждений. На каждый вопрос может быть только один из трех предложенных вариантов ответа, которые даны в брошюре (большинст­во из них: да — не уверен — нет).

«На выходе» программа позволяет получить графический профиль личности обследованного (в стенах) и текстовой материал с описанием характерных личностных особенностей, расшифровывающих график2.

Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). Методика представляет собой модифицированный Л.Н. Собчик вариант разработанного американскими психологами Дж. Маккинли и С. Хатуэ-ем теста ММР13.

Тест предназначен для количественной и качественной оценки структурных компонентов личности, характерологических особен­ностей, нервно-психической, эмоциональной устойчивости, особен­ностей мышления, межличностного поведения, ведущих потребнос­тей, мотивационной направленности, компенсаторных возможностей обследуемого, его психического состояния в момент тестирования. СМИЛ также позволяет прогнозировать уровень социальной, профес­сиональной адаптации личности, сформировать коррекционный подход к субъекту.

СМИЛ, как и 16-ФЛО Кеттелла, является многофакторным методом исследования личности. В отличие от других вариантов адаптации теста MMPI данная методика в большей степени ориентирована на изучение психически здоровых лиц. Существенным отличием СМИЛ от 16-ФЛО является наличие специальных показателей, выявляющих и количест­венно оценивающих установку обследуемого представить себя в «луч­шем свете», либо просто уклониться от откровенных ответов.

СМИЛ состоит из трех оценочных шкал (L, F, К), позволяющих оп­ределить степень надежности и достоверности полученных результа­тов, и десяти базисных шкал, раскрывающих структуру личности обсле­дуемого. Кроме того, методика допускает использование более 200 до­полнительных шкал.

1 Подробнее см.: Мельников В.М., Ямпольский J1.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 29—57.

Подробнее практические результаты использования 16-ФЛО приводятся в гл. 11 учебника

3 Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личнос­ти- Методическое руководство. М., 1990; Собчик Л Н., Лукьянова Н.Ф. Изучение пси­хологических особенностей летного состава стандартизированным методом исследования личности. М., 1978; см. также: Березин Ф Б, Мирошников М П., Соколова Е.Д. Мето­дика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, неко­торые области применения). М., 1994

Результаты тестирования с помощью СМИЛ представляются также в виде графического профиля личности. Показатели шкал даются в стандартных Т-баллах. Горизонтальная линия на графике, проходящая на уровне 50 Т-баллов, отражает усредненные данные. Подобным же об­разом на графике проведены линии на уровне 30 Т — 70 Т-баллов, что соответствует условным нижней и верней границам нормы1.

Шкала 1 (сверхконтроля) выявляет тенденцию к повышенному самоконтролю. С помощью данной шкалы измеряется близость испыту­емого к астено-невротическому типу личности.

Значительное повышение профиля по данной шкале выявляет избыточ­ный контроль над собственными высказываниями, поведением, повышен­ную осторожность. Крайняя степень выраженности такого самоконтроля иногда выливается в постоянную сосредоточенность на своем здоровье. Для лице высокими показателями по шкале 1 забота о нем нередко приобре­тает сверхценный характер, в результате чего снижается их активность, обедняются интересы. Такие люди становятся пассивными, безынициа­тивными, отличаются негибким, консервативным мышлением2.

Шкала 2 (депрессии) свидетельствует о том, насколько выражены у субъекта пессимизм, неудовлетворенность собой, пониженный фон настроения. Высокие значения шкалы наблюдаются у лиц чувствитель­ных, застенчивых, стеснительных, подверженных тревожному состоя­нию, частым колебаниям настроения, сомневающихся, неуверенных в себе. Они отличаются добросовестным отношением к делу, старатель­ны, обязательны, но с трудом принимают решения.

Шкала выявляет склонность субъекта к волнениям, его занижен­ную самооценку, скептицизм, фиксированность на своих неудачах, ра­зочарованиях, пассивность позиции. Высокие показатели по шкале 2 могут быть связаны с ситуацией резкого разочарования после пережи­той неудачи или в связи с заболеванием, нарушившим привычный ход жизни, личные планы. В случае подъема показателей шкалы (65—70 Т и выше) выявляются: склонность субъекта к острому переживанию не­успеха, обостренное чувство вины, неуверенности в себе, состояние депрессии.

Умеренное повышение показателей шкалы с наступлением зрелого возраста рассматривается как естественный «нажитой скептицизм» в противовес незрелому, беспечному отношению к проблемам лиц моло­дого возраста, у которых чаще встречаются низкие показатели шкалы 2 и высокие шкалы 9.

Шкала 3 (эмоциональной лабильности) выявляет склонность к быстрой смене переживаний, яркость эмоциональных проявлений при отсутствии их достаточной глубины, демонстративность поведения с тенденцией снискать признание и положительную оценку у окружаю­щих. Лица данного типа обычно очень чувствительны к реакциям дру-

' Подробнее см. § 3 главы 11 учебника.

2 Здесь и далее интерпретация шкал дается в соответствии с методическим руковод­ством Л.Н. Собчик.

гих людей, легко вживаются в различные роли. Умеренное повышение показателей шкалы в линейном профиле указывает на живость эмоций, мягкость и теплоту в общении с окружающими, гибкое поведение в группе, хорошую житейскую приспособляемость.

Высокие значения шкалы (выше 75 Т) свойственны лицам истеро-идного типа, склонным проявлять повышенную нервозность, избыточно демонстративным, драматизирующим события.

Шкала 4 (импульсивности) в пределах нормативного разброса по­казателей характеризует испытуемого как активного субъекта, наце­ленного на достижение поставленных целей, уверенного в себе, стремя­щегося к достижению успехов, с высоким уровнем притязаний, смело­го, решительного, самостоятельного, независимого.

С повышением показателей шкалы (70 Т и выше) активность субъ­екта может сопровождаться сниженным самоконтролем, раскованнос­тью, спонтанностью поведения, характеризоваться высоким уровнем побуждений к достижению целей с пренебрежением общепринятыми нормами поведения, отсутствием щепетильности в вопросах морали, эгоцентричностью позиции, стремлением к доминированию, эмоцио­нальной незрелостью. В любом случае высокие показатели шкалы 4 яв­ляются признаком плохой социальной адаптации с выраженной напря­женностью, неудовлетворенностью, доминированием в поведении аг­рессивных реакций.

Таким образом, значительное повышение показателей шкалы 4 (70 Т и выше) выявляет неконформность установок, эгоцентризм, сни­женный самоконтроль, агрессивность, легко ранимое честолюбие, стремление к завоеванию авторитета любой ценой, неумение использо­вать накопленный опыт, что особенно важно видеть, оценивая поступки испытуемого.

Шкала 5 (мужественности — женственности). Показатели данной шкалы интерпретируются различным образом в зависимости от пола испытуемых. Высокие показатели шкалы у мужчин выявляют оп­ределенную утонченность натуры, эстетическую направленность, чув­ствительность, впечатлительность, некоторую сентиментальность. Мужчины с высокими значениями данной шкалы «хорошо ладят с людь­ми, способны точно чувствовать оттенки межличностных отношений, правильно учитывать их в своем поведении, умеют эффективно изла­гать свои мысли, потому легко склоняют людей к своей точке зрения»1.

Низкие показатели шкалы 5 (50 Т и ниже) для мужчин свидетельст­вуют о простоте в общении, грубоватой манере поведения, высказыва­ний, отсутствии чувствительности, определенной черствости характера.

У женщин высокие значения шкалы 5 выявляют такие черты, как мужественность, решительность, стремление к самостоятельности, от­сутствие потребностей в глубокой дружеской привязанности, постоян­стве. Они наделены трезвым складом ума, самоуверенны, могут прояв­лять в общении агрессивность, невыдержанность. Напротив, женщины,

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Указ. соч. С. 91.

имеющие низкие показатели шкалы 5, отличатся мягким характером, свойствами, традиционно приписываемыми лицам женского пола.

Шкала 6 (ригидности) при высоких значениях отражает склон­ность субъекта к негибкой системе разрешения различных проблем с догматическим упорством. Таких лиц отличает большой эгоцентризм, самодовольство, чрезмерное самомнение. В интеллектуальной деятель­ности ригидность проявляется в недостаточной подвижности, замедлен­ном темпе мыслительных процессов, сопровождаемых излишней дета­лизацией, педантизмом суждений. Высокие значения шкалы 6 (более 70 Т) у обследуемых свидетельствуют о наличии у них повышенной по­дозрительности, необоснованной ревности, соперничестве, догматичес­кой приверженности какой-либо идее, которая руководит ими вопреки здравому смыслу, справедливому мнению окружающих. Поведение таких лиц характеризуется неистовым упорством, конфликтностью, го­товностью к аффективным реакциям в ответ на любое возражение, ре­альное или даже мнимое негативное действие по отношению к ним. «Кто не согласен с ними, кто думает иначе, по-своему, тот или глупый человек, или враг»1.

Поскольку такие лица активно насаждают свои взгляды, несмотря на справедливое критическое отношение к ним окружающих, у них не­редко складываются конфликтные отношения на работе, в семье. По своему характеру они агрессивны, злопамятны, безжалостны, мститель­ны, и в силу этого при высоких значениях шкалы 6 относятся к так на­зываемому паранойяльному типу личности, одержимому «сверхценны­ми» идеями.

В норме при умеренном повышении шкалы 6 у таких лиц наблюда­ется стремление преодолеть трудности с помощью продуманного плана, с использованием накопленного опыта, с разумным упорством и целена­правленностью. Они практичны, аккуратны в работе, упорны в дости­жении поставленной цели, устойчивы к стрессу, стремятся к лидерству и при развитом интеллекте могут проявить себя в качестве незаурядных руководителей.

Шкала 7 (тревожности) диагностирует лиц с чертами тревожно-мнительного характера. При высоких показателях шкалы 7 тревож­ность является устойчивой чертой характера. Лица данного типа отли­чаются неуверенностью в себе, определенной нерешительностью. Обычно ведущей у них является тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы. Они весьма обязательны и от­ветственны за порученное дело, ориентированы на мнение группы. У них развиты чувство долга, приверженность к общепринятым нормам. В поступках таких людей часто наблюдаются альтруистические побуж­дения, избыточно самокритичное отношение к себе. Поэтому они гораз­до труднее для самих себя, чем для других.

В норме повышение шкалы 7 свидетельствует о некоторой неуве­ренности, склонности к волнениям при стрессе (даже по не заслужива-

Мелъников В М., Ямпонъский Л Т. Указ. соч. С. 92.

ющим внимания причинам), о совестливом, чутком отношении к окру­жающим, повышенном чувстве вины.

Низкие показатели шкалы указывают на отсутствие осторожности в поступках, неосмотрительность, отсутствие щепетильности в вопро­сах чести и совести, эгоцентризм, грубость, жестокость.

Шкала 8 (индивидуалистичности) выявляет выраженность инди­видуального, субъективного начала в поведении, оригинальность, пара­доксальность мышления, причудливость эмоционального реагирования.

В нормативном профиле личности шкала 8 в качестве ведущей при хорошем интеллекте свидетельствует о творческой направленности, не­зависимых взглядах, суждениях человека.

Высокие показатели шкалы 8 (около 75 Т) свойственны людям, вы­сказывающим своеобразные суждения. Такие лица склонны к фантазиро­ванию, в большей мере ориентированы на собственное видение явлений.

Дальнейшее возрастание показателей шкалы 8 (выше 75 Т) связано с расплывчатостью, непродуктивностью мышления, сопровождаемого выхолощенным резонерством, которым нередко маскируется интеллек­туальная несостоятельность. Все это может свидетельствовать о шизоид­ных чертах характера и даже о возможном психическом расстройстве.

Низкие показатели шкалы 8 (ниже 50 Т) встречаются у лиц, ли­шенных фантазии, интуиции, мыслящих шаблонно, руководствующих­ся здравым смыслом.

Шкала 9 (оптимистичности, активности). Высокие показатели шкалы отражают оптимизм, жизнелюбие, активность, инициативность, энтузиазм, стремление субъекта быть в центре внимания, разговорчи­вость, легковесное отношение к различным проблемам, хвастливость, завышенную самооценку. При показателях выше 70 Т шкала 9 свиде­тельствует о беззастенчивости, ненадежности моральных установок личности, быстро вспыхивающем недружелюбии к окружающим при малейшем ограничении ее потребностей. Повышение профиля по шкале 9 усугубляет другие характеристики, свойственные высоким показате­лям шкал 3, 4, 6, 8.

Низкие показатели шкалы 9 (45 Т и ниже), особенно при высоких значениях шкал 2 и 7, связаны с пассивностью обследуемого, отсутст­вием у него уверенности в себе.

0 (нулевая) шкала (интроверсии — экстраверсии) определяет степень вовлеченности субъекта в социальную среду. Высокие показа­тели данной шкалы выявляют интроверсию, большую обращенность ис­пытуемого в мир собственных переживаний, замкнутость, неразговор­чивость, нежелание вступать в межличностные контакты с людьми. Большие значения данной шкалы могут также являться признаком внутренней дисгармоничности, стремления скрыть от окружающих своеобразие своего характера, неловкость, застенчивость. Если такие лица и создают впечатление общительных, то это дается им ценой зна­чительного напряжения.

Напротив, низкие показатели шкалы (40—45 Т) демонстрируют не только общительность, но и отсутствие застенчивости, а при значениях

ниже 40 Т отражают избыточное дружелюбие, неразборчивость в меж­личностных контактах.

Комплект теста СМИЛ, как и 16-ФЛО, состоит из брошюры-опрос­ника, содержащей 566 утверждений, и регистрационного бланка, раз­графленного на клетки в соответствии с числом этих утверждений. Каждое утверждение предполагает дихотомическую систему ответов: да, верно — нет, не верно (согласен — не согласен). Методика может также использоваться в компьютерном варианте. Она употребляется при индивидуальном и групповом обследовании.

Данная программа позволяет получить графический профиль лич­ности испытуемого, текстовой интерпретатор профиля, включающий описание ведущих личностных особенностей, оценку достоверности ре­зультатов тестирования, а также числовые значения дополнительных шкал в Т-баллах.

Общее правило оценки данных, получаемых с помощью СМИЛ, сводится прежде всего к тому, чтобы профиль личности интерпретиро­вался как единое целое в совокупности показателей всех шкал. Полу­ченные данные по каждой шкале справедливы лишь в том случае, если остальные шкалы профиля, в том числе и шкалы достоверности (L, F, К), подтверждают качество, выявляемое той или иной шкалой.

В норме показатели по всем шкалам профиля близки к средней линии на уровне 50—60 Т. Любое отклонение от средней линии выявляет сте­пень выраженности тех или иных характерологических особенностей. Нормальным повышением считается результат в пределах 60—70 Т. Вы­соким является показатель от 70 до 80 Т. Очень высоким, заслуживаю­щим пристального внимания, является показатель шкалы 80 Т и выше.

Любое значительное повышение профиля (выше 80 Т-баллов) тре­бует пристального внимания к личности обследуемого с возможным проведением консультации невропатолога и других специалистов (пси­хиатра, медицинского психолога)'.

Четвертая группа — проективные (прожективные) тесты, в основе построения которых лежит механизм проекции. В психо­логии проекция (буквальный перевод с латинского projectio — броса­ние от себя) — это психический процесс бессознательного перенесе­ния, приписывания субъектом другим людям своих собственных ка­честв, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, моти­вов, «значащих переживаний», «личностных смыслов». Проекция может также выражаться в неправильных, ошибочных умозаключени­ях, принимаемых решениях, обусловленных каким-то прежним, ранее усвоенным, иногда негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не от­ражаются в сознании человека, хотя их влияние на его поведение чрез­вычайно велико. Поэтому, чтобы глубоко разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними и его скрытые побуждения, импульсы, чувства, состояния

' Более подробно о применении СМИЛ см в главе 11 учебника

Этой цели служат различные проективные вербальные и невербаль­ные (рисуночные, цветовые) методы (тесты).

Как пишет Е.Т. Соколова, «проективные методики позволяют опос­редованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок». Эти методики выявляют не просто какую-то одну психическую функцию, а «своего рода модус лич­ности в ее взаимоотношениях с социальным окружением»1. Они харак­теризуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание психо­лога фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на из­мерении ее отдельных свойств, как это, например, имеет место при при­менении анкетных тестов.

В практике проведения судебно-психологических экспертиз по уго­ловным делам среди данной группы тестов наибольшее распростране­ние получили: тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика изу­чения фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чер­нильных пятен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие методики. Рассмотрим некоторые из них.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Данный тест явля­ется одним из распространенных невербальных проективных методов исследования личности.

В психологии апперцепция — это свойство, закономерность вос­приятия, проявляющееся в зависимости от прошлого опыта человека, его психической жизни, индивидуально-психологических особенностей личности.

Впервые ТАТ был описан в 1935 г. американским психологом-кли­ницистом Г Мерреем и применен для изучения фантазий. В настоящее время в юридической практике тест применяется чаще всего, когда перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, какими индивиду­ально-психологическими особенностями характеризуется личность об­виняемого (подсудимого и т.д.), о его мотивационной сфере, ведущих потребностях, побуждениях, толкнувших его на противоправный путь. С помощью ТАТ выявляются причины расстройств процессов смысло-образования, появления внутренних конфликтов, психосоматических заболеваний, неврозов, психотических расстройств.

Материалы ТАТ включают в себя 30 стандартных таблиц с изобра­жением на них достаточно неопределенных картин с человеческими фи­гурами. Причем чувства и действия этих персонажей выражены с раз­личной степенью ясности, что допускает большую свободу и разнообра­зие их интерпретаций. На некоторых таблицах имеются сюжеты, специ­ально рассчитанные на то, чтобы вызывать у испытуемого фантазии депрессивного, суицидального либо, напротив, агрессивного характера, выявлять сексуальные, семейные конфликты и т.д.

Тестирование с помощью ТАТ проводится в два приема с неболь­шим интервалом, но в один день. Сначала обследуемому лицу предъяв-

Соколова Е Т Проективные методы исследования личности М, 1980 С 9, 12.

ляются первые десять таблиц (все они пронумерованы). На втором се­ансе ему предъявляется еще десять таблиц, специально подобранных в зависимости от пола и возраста. Такой дифференцированный подход способствует наибольшей идентификации испытуемым себя в изобра­женных на картинках персонажах, поскольку все они близки ему по по­ловозрастным признакам1.

При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изображенной на них картинке придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи, чего они хотят, к чему стремятся, что привело их к тому, что изображено, и чем все это для них окончится. При этом психолог побуждает испытуемого дать волю своей фантазии. Процедура тестирования, ответы испытуе­мого, паузы, интонации, мимические и другие реакции испытуемого фиксируются.

Наибольшую сложность ТАТ представляет для интерпретации рас­сказов испытуемого. Поэтому психолог, проводящий тестирование, дол­жен иметь о нем необходимые сведения (семейное, социальное положе­ние, возраст, образование, профессия). Существуют различные принци­пы интерпретации, концептуальные подходы к анализу результатов тес­тирования с помощью ТАТ, которыми должен руководствоваться психо­лог (в учебнике по юридической психологии нет необходимости их рас­сматривать). Однако в любом случае юристу необходимо знать, что пси­холог, применяющий ТАТ, помимо знания психологии в объеме полу­ченного им высшего образования, должен еще иметь и соответствую­щую подготовку, опыт работы с данным методом. Кроме того, следует также иметь в виду, что данный тест целесообразно применять в сово­купности с другими методами, например из группы анкетных личност­ных методик (16-ФЛО, MMPI и др.).

В качестве иллюстрации того, какую помощь может оказать ТАТ экс­перту-психологу, проводящему судебно-психологическую экспертизу по уголовному делу, в конечном итоге — правоохранительным органам в ус­тановлении истины, можно привести один пример из следственной прак­тики. Некто С. с целью избавиться от своей семьи и от соответствующих алиментных обязательств совершил убийство жены, двоих детей и роди­телей жены. Будучи изобличенным в этом убийстве, С. заявил, что соде­янному им преступлению предшествовала ночная ссора с женой, во время которой та, якобы, обвиняла его в супружеской неверности, оскор­бляла словами, унижающими его мужское достоинство. Под воздействи­ем этих тяжких для него оскорблений, как пояснил С, он почувствовал признаки аффективного возбуждения, схватил топор и нанес им смер­тельные удары жене, затем ее спящим родителям и своим детям. Вот как объяснил происшедшее виновный:

...в постели между мной и женой по поводу наших интимных отноше­ний возникла ссора, перешедшая во взаимные оскорбления. Под воздейст-

1 См.: Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. С. 117.

вием ее оскорблений в свой адрес я вскочил с кровати в каком-то непонят­ном состоянии. В этот момент у меня выключилось из памяти, что я сде­лал, как схватил топор... Помню только, что стою с топором, а что-то крас­ное расползается вокруг головы Светланы. Я понял, что произошло что-то ужасное... Я был как в тумане. Не отдавая отчета, но руководствуясь воз­никшим страхом, я оказался в комнате тестя. Он не то сидел, не то вставал с постели. Я сходу нанес ему удар топором куда-то в область шеи. Сколько я нанес ему ударов, не помню. Работал как автомат. В таком же диком со­стоянии я вошел в комнату, где лежала теща... и т.д.1

Для того чтобы разоблачить надуманные преступником объясне­ния, досконально исследовать мотивационную сферу, характерологи­ческие особенности его личности, установить подлинные мотивы убий­ства и доказать его вину в полном объеме, по делу была проведена ком­плексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. В ходе об­следования обвиняемого экспертом-психологом использовались разно­образные психодиагностические тестовые методики, в том числе и те­матический апперцептивный тест. В этой связи уместно привести вы­держки из заключения комплексной судебной психолого-психиатричес­кой экспертизы из материалов уголовного дела С.2.

«По проективной личностной методике ТАТ у испытуемого выступают ориентированность на признание и успех, властолюбие, практицизм, высо­кий уровень притязаний. Благоприятное развитие и исход получают темы, связанные с работой, личными достижениями. В темах, связанных с меж­личностными отношениями семейного характера и особенно отношениями с противоположным полом, исход неопределенный или неблагоприятный,...отчетливо выступают конфликты и трудности, эгоцентрическая позиция испытуемого...»

Испытуемому были предъявлены таблицы (дается перечень предъявлен­ных таблиц и объяснения к ним С). Например:

«Таблица 13М (рис. 3.2). По мнению испытуемого, на ней изображен момент нервного расстройства, ревности, нервного возбуждения. Мужчина совершил преступление, насколько я понял, он задушил свою жену или лю­бовницу. Ну, теперь он осознал, что натворил, и переживает. Это видно по его отчаянной позе, состоянию... у испытуемого звучат темы вины, раская­ния. Однако депрессивный фон при этом у него не является по-настоящему глубоким, т.е. эти темы вызываются легко и носят несколько внешний и даже показной характер».

В качестве вывода по результатам применения ТАТ эксперты констати­ровали: «Таким образом, личность испытуемого выступает как внутренне дисгармоничная, с высокой тенденцией к самоутверждению, успеху, власто­любивая, агрессивная, с высоким, но недостаточным внешним социальным контролем, с зоной конфликтов в области межличностных отношений, осо­бенно с лицами противоположного пола. Его отношения с людьми холодно

Здесь и далее материалы уголовного дела цитируются без внесения каких-либо стилистических исправлений.

Авторами психологической части экспертизы являются: руководитель отдела ме­дицинской психологии Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева проф. И.М. Тонконогий, научный сотрудник И.Н. Гильяшева.

рационалистичны и лишены внутренней свободы и непосредственности, стиль их определяется жесткой авторитарностью и властностью».

Отмеченные в акте экспертизы особенности характера С. (замкну­тость, эмоциональная холодность, подозрительность, жесткая автори­тарность при внутренней эмоциональной нестабильности, неудовлетво­ренности с тенденцией в сложных конфликтных ситуациях обвинять других, эгоцентризм и эгоизм) во многом помогли суду понять психоло­гические причины совершенного им преступления, разобраться в его мотивационной сфере, исключить всякие сомнения относительно состо­яния аффекта у подсудимого при совершении убийства, что было осо­бенно важно по данному делу.

Методика чернильных пятен Роршаха. Тест создан швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 г. для диагностического исследования личности в целом. Он первым заметил связь между фантазиями и типом личности.

Материал данного проективного невербального теста состоит из де­сяти стандартных таблиц, выполненных в виде двусторонних симмет­рично расположенных пятен в серо-черных, черно-красных и пастель-

Рис 3 2 Таблица 1SM Тематического апперцептного теста

Рис. 3 3 Таблица III теста Г. Роршаха «Два человека»

ных тонах в результате складывания листа, на который попал краси­тель, пополам. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. Рассматривая пятно, испытуемый должен проинтерпретировать его изо­бражение как имеющее какое-то определенное содержание. На рис. 3.3 показана одна из таблиц теста Роршаха.

Экспериментируя, Г. Роршах выделил два основных типа испытуе­мых. Оказалось, что одни из них более склонны воспринимать пятна в виде образов людей, животных, предметов, находящихся как бы в движении (так называемый «дви­гательный» тип восприятия); дру­гие же испытуемые отмечают цве­товой аспект («цветовой» тип вос­приятия).

Тип восприятия или пережи­ваний воспринимаемых образов, по Г. Роршаху, помогает раскрыть особенности эмоциональной, по­знавательной, интеллектуальной сферы, стиль межличностных от­ношений человека. Одни характе­ризуются тем, что для них ведущи­ми побуждениями являются их внутренние стимулы, а не влияние окру­жающей среды. Напротив, у лиц, относимых к противоположному типу, в качестве ведущих стимулов их активности выступает внешняя среда.

Интерпретация результатов ответов испытуемого в ходе тестиро­вания с помощью теста Г. Роршаха является наиболее сложной проце­дурой, требующей специальной подготовки психолога, опыта примене­ния данного теста, знаний психологического смысла основных детер­минант теста.

Цветовой тест Люшера. Тест, разработанный швейцарским пси­хологом М. Люшером, относится также к классу проективных невер­бальных методик, предназначенных в первую очередь для изучения не­осознаваемых субъектом тенденций, личностных особенностей, мотива­ции, которые проявляются в работе испытуемого с предлагаемым ему слабо структурированным стимульным материалом1. Данная методика, как и выше описанные проективные тесты, исключает мотивационные искажения, влияние культурно-образовательных факторов на поведе­ние обследуемого во время тестирования.

При создании теста в его основу была положена теория восприятия цвета М. Люшера, согласно которой существует тесная ассоциативная взаимосвязь между цветовыми предпочтениями человека и его актуаль-

Собчик Л Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люше-а. Методическое руководство М, 1990

ным психическим состоянием, мотивационно-потребностной сферой, некоторыми характерологическими, личностными особенностями.

Данный тест также широко применяется в ходе проведения судеб-но-психологической экспертизы, при профессиональном психологичес­ком отборе в правоохранительных органах, для оценки актуального пси­хического состояния обследуемого в момент тестирования, его индиви­дуально-психологических особенностей. Сопоставление получаемых ре­зультатов с помощью цветового теста Люшера с данными по тестам СМИЛ и 16-ФЛО позволяет более глубоко и комплексно изучить лич­ностные особенности испытуемого, определить степень совпадения осознаваемых и неосознаваемых им тенденций, оценить уровень его во­левого самоконтроля во время обследования.

Поскольку в процессе обследования с помощью цветового теста встречается большое разнообразие сочетаний цветовых пар, группиро­вок цветов, размещенных на различных позициях, для интерпретации полученных результатов используются специальные таблицы.

Среди вербальных проективных психологических тестов, чаще дру­гих встречающихся в актах судебно-психологической экспертизы по уголовным делам, прежде всего можно назвать следующие.

Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Впервые она появилась в 1944 г. под названием теста рисуночной ассо­циации. Тест предназначался для измерения фрустрационной толерант­ности, т.е. способности человека переносить состояние психической на­пряженности, вызванное непреодолимыми трудностями на пути к до­стижению поставленной цели'.

Тест позволяет выявлять фрустрационную толерантность субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раз­дражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и бла­годаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека2.

Стимульным материалом теста являются 24 стандартные карточки со схематическими контурными рисунками двух-трех людей, один из которых обращается к другому (рис. 3.4). Испытуемому предлагается ответить на обращение одного из участников диалога первыми пришед­шими ему в голову словами.

Каждый ответ испытуемого оценивается по двум критериям: по на­правленности реакции отвечающего и типу его реагирования. Благода­ря этому ответы испытуемого выявляют устойчивые характеристики его фрустрационных реакций, направленных либо на окружающую его среду в виде различных требований к ней, либо на самого себя в каче-

1 Подробно понятие фрустрации рассматривается в главе 5 учебника.

2 Здесь и далее материал излагается по методическому пособию: Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Л., 1984; см. также: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Ино­странная психология. 1994. Т. 2, № 2(4). С. 68.

принять,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.