Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности допроса несовершеннолетних




1. В отечественной психологической науке на основе обобщения громадного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совер­шеннолетия:

младенческий возраст (от рождения до одного года);

раннее детство (от года до трех лет);

дошкольный возраст (от трех до шести—семи лет);

младший школьный возраст (от шести—семи до 11 —12 лет);

подростковый возраст (от 11 —12 до 14—15 лет);

ранний юношеский возраст (от 14—15 до 17—18 лет)1.

Переход от одного возрастного периода к следующему сопровожда­ется известными «кризисами» развития, обусловленными возникающи­ми противоречиями между новыми потребностями и условиями их удов­летворения, которые уже не устраивают подростка.

Каждому возрастному периоду развития подростка присущи раз­ный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, цен­ностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно вли­яют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуре допроса, что, безусловно, необходимо учиты­вать независимо от того, в какой бы процессуальной роли не выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он не проходил по делу: свидетелем, потерпевшим или обвиняемым, его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастны­ми, интеллектуальными, психическими особенностями его личности.

2. Рассмотрим подробнее, как эти обстоятельства должны учиты­ваться следователем, судьей во время допроса несовершеннолетнего, какие правила и процедуры психологического характера в этих целях предусмотрены в законе.

Понятно, что содержание, форма, достоверность свидетельских по­казаний несовершеннолетних во многом зависят от уровня развития их психики, от индивидуально-психологических особенностей личности. Известно, что дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к вос­приятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особен­но отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном

1 См.: Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы воз­растной психологии: Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 18; см. также: Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учебное пособие. М., 1981. С. 12, 14.

опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наи­более характерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Однако выделение этих действий происходит у детей не по их объектив­ной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам1.

Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибе­гает к сравнениям. Однако эти сравнения бывают весьма не точны и относительны. Это подтверждается тем, что, воспроизводя детали како­го-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обыч­но прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой — ма­ленький, старый — молодой, далеко — близко и т.п.).

Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей до­школьного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассив­ный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их. Причем, обращают внимание М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а в соответствии с влияющими на них семейными традициями. И это нельзя игнориро­вать, допрашивая ребенка.

Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом дошкольном возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле — опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Дети данной возрастной группы (от 3 до 7 лет) плохо разбираются в причин­ных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе своих собственных пред­ставлений, возникших в том числе под влиянием фантазии, роль кото­рой все же не следует преувеличивать.

На протяжении последних десятилетий сложилась традиция припи­сывать детям дошкольного возраста повышенную склонность к фанта­зированию и исключительно богатое воображение. Однако, как счита­ют М.М. Коченов и Н.Р. Осипова. специально исследовавшие данный вопрос под углом зрения задач, стоящих перед судопроизводством, по­вышенная склонность к фантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж и часто. Поскольку содержание и продуктив­ность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, который следует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния на них воображения малолетнего свидетеля.

Кроме того, следует также помнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы. В контексте рассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны, склонность подрост­ка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников) и, с другой, — податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие. Однако, рассказы о

См.: Коченов ММ., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984. С. 8—14.

28-37

 

том, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными, схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению кого-то, следует поинтересоваться: понятно ли то, о чем он говорит, и тогда сразу же обнаружится вымысел.

В период между 7—10 годами у детей происходят глубокие измене­ния в их сознании, мышлении и речи, заметно обогащается словарный состав, появляется способность с учетом приобретенного опыта объяс­нения происходящих событий, формируются навыки последовательно­го, логически стройного их изложения с большей детализацией. Увели­чивается объем восприятия. Воображение становится богаче и реалис­тичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или ус­лышанное, хотя все еще подростки до 14 лет не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. И тем не менее в этом возрасте, примерно с 8—10 лет, в разговоре с ними можно апеллиро­вать к их чувству долга, к осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым1.

У детей подростковой группы (от 11 до 14—15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремле­ние к самостоятельности, самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.).

По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого че­ловека становится очевидной общественная опасность таких преступ­лений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжес­ти вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Поэтому с этого возрас­та несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.

К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согла­сия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд граж­данско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специ­ально предусмотренных случаях (п. 2, 3 ст. 26 ГК РФ).

В этой связи совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16—17-летнего возраста, целесообразно проводить «в основ­ном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуют­ся при допросе взрослых»2.

1 См.: Коченов ММ., Осипова Н.П. Указ. соч. С. 19.

2 Васильев А.Н., Карнеева ЛМ. Тактика допроса при расследовании преступлений. С. 168.

3. Общие правила допроса несовершеннолетнего свидетеля (потер­певшего) изложены в ст. 156, 159, 282, 285 УПК РСФСР, ст. 173 ГПК РСФСР, допроса несовершеннолетнего обвиняемого — в ст. 395, 397, 399—401 УПК РСФСР. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологических закономерностей поведения лиц данной категории.

Прежде всего вызов на допрос свидетеля, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несо­вершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, а также при до­просе обвиняемого старшего 16 лет, если он признан умственно отста­лым. В случае необходимости вызываются также и законные представи­тели несовершеннолетнего или его близкие родственники.

Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответст­венности за отказ от цачи показаний и за дачу заведомо ложных пока­заний.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, когда этого требу­ют интересы установления истины, может быть по определению (поста­новлению) суда проведен и в отсутствие подсудимого. Свидетель, не до­стигший 16 лет, должен быть удален из зала заседания по окончании его допроса, кроме случаев, когда суд признает необходимым дальней­шее присутствие этого свидетеля.

Аналогичный порядок, направленный на то, чтобы как можно мень­ше нанести вреда психике несовершеннолетнего подсудимого, предус­мотрен и во время исследования в суде обстоятельств, могущих отрица­тельно повлиять на него (ст. 401 УПК РСФСР).

С соблюдением тех же правил проводится допрос несовершенно­летних свидетелей и при судебном рассмотрении гражданских дел (ст. 169, 173 ГПК РСФСР).

4. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить следующие сведения о нем1:

□ в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается ре­бенок (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т.д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреж­дения;

о характеристика интеллектуального развития подростка, уровень владения им речью, круг его интересов, любимые занятия, увлечения, способы проведения им досуга, занимаются ли с ним родители, его по­ложительные качества;

а насколько наблюдателен, сообразителен ребенок, как учится, с какими трудностями в учебе он сталкивается, насколько адаптивен к

1 Рекомендации разработаны ММ. Коченовым и Н.Р. Осиповой. Указ. соч С 21—22.

28»

школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (с учетом содержания дела и цели предполагаемого допроса);

□ не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напит­ков, наркотических средств, в совершении каких-либо неблаговидных поступков;

□ ведущие черты его характера, уровень эмоциональной устойчи­вости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями;

□ физическое развитие ребенка, не страдает ли он какими-либо де­фектами, расстройствами, заболеваниями, их характер и происхожде­ние;

п состояние, в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий, принимал ли он сам в них участие, с чем это было связано;

п чем занимался, как проводил время подросток после происшед­шего события, с кем общался в этот период;

□ рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполага­ется его о допрашивать, что именно говорил;

□ обсуждались ли взрослыми (родителями и т.п.) эти события в присутствии ребенка.

5. Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка дополнительного волнения, излишнего пси­хического напряжения и было привычным для него.

Чтобы несовершеннолетний свидетель мог лучше освоиться с новой для него обстановкой, быстрее привыкнуть к незнакомым людям, разго­вор следует начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, посте­пенно вовлекая в него и ребенка, как бы уточняя то, что говорится о нем (М.М. Коченов, Н.Р. Осипова). Вести себя следует естественно, добро­желательно. Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстанов­кой, можно спросить его о том, понятно ли ему где он находится, зачем его сюда привели, что интересует следователя.

Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допра­шиваемого интерес к предстоящему разговору, мотивацию дачи показа­ний. При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи, что она крайне необходима. Однако вести себя в подобной ситуации следу­ет достаточно гибко и осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие. Тем более не прибегая к постановке наводящих вопросов, которые играют особенно негатив­ную роль при допросе несовершеннолетнего свидетеля, оставляя тому возможность отвечать либо «да», либо «нет». Поэтому совершенно не­допустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком. Например:

— Это ты должен помнить...

— Надо вспомнить...

— Ты не мог забыть о том, что...

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний сви­детель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы заслужить одобрение взрослых, участвующих в допросе.

Психологи, исследовавшие данную проблему, отмечают, что у детей, в особенности дошкольного возраста, относительно слабо выра­жена способность к распределению внимания. В каждый отдельный мо­мент ребенок может заниматься только каким-то одним делом. Поэтому когда, например, требуется, чтобы он показал что-то на схеме, фотогра­фии, не следует одновременно предъявлять наглядный материал и объ­яснять задание. Целесообразнее в зависимости от конкретной ситуации вначале объяснить ребенку задание, а уже потом показывать изображе­ние или, наоборот, вначале дать ребенку возможность ознакомиться с наглядным материалом, а уже потом давать задание'.

При допросе малолетних свидетелей, особенно потерпевших, во­просы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный ком­плекс, следует чередовать с нейтральными вопросами либо вызывающи­ми у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и вни­мание по отношению к ребенку. Прежде всего об этом следует помнить при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посяга­тельствам, наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей и т.п.

Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно мало­летних свидетелей, потерпевших должна определяться не только зада­чами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых. По мнению М.М. Коченова и Н.Р. Осиповой, продук­тивно могут давать показания: дети 3—5 лет около 15—20 мин; дети 5—7 лет — в пределах 20—25 мин; дети 7—10 лет — от 25 до 35 мин. Если за это время не все удалось выяснить, обязательно следует сде­лать перерыв в допросе.

На этом мы завершили изложение наиболее общих социально-пси­хологических закономерностей профессионального общения юриста, его одной из характерных разновидностей — допроса. Теперь перейдем к рассмотрению следующей — организационно-управленческой под­структуры правоохранительной деятельности юриста.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите наиболее общие социально-психологические условия ведения допроса.

2. Какие виды вопросов ставятся перед допрашиваемыми лицами? В чем сущность этих вопросов?

3. Чем отличается напоминающий вопрос от наводящего? Почему недопустимо зада­вать допрашиваемому наводящие вопросы?

4. Какие психологические особенности потерпевшего влияют на его поведение во время допроса?

5. Перечислите основные психологические приемы и методы допроса в бесконфликт­ной ситуации.

6. Что представляет собой с психологической точки зрения ложь, какие виды лжесви­детельства встречаются?

7. Раскройте структуру ложного высказывания.

См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. соч. С. 27.

8. Какие поведенческие признаки могут свидетельствовать о стремлении допрашива­емого лица к лжесвидетельству?

9. Перечислите основные психологические приемы и методы разоблачения лжи, крат­ко охарактеризуйте их.

10. В чем состоит назначение метода развертывания лжи, как он используется во время допроса?

11. Какие существуют приемы создания искаженного представления у лжесвидетеля о преувеличенной осведомленности следователя?

12. В чем состоит сущность метода постановки «косвенных вопросов» во время до­проса лиц, дающих ложные показания?

13. Дайте психологическую характеристику метода группового допроса.

14. В чем состоят психологические особенности ведения допроса на очной ставке?

15. Назовите принятую в психологии возрастную периодизацию несовершеннолет­них. Каким образом их возраст влияет на продолжительность допроса?

16. Какое влияние оказывают возрастные особенности на поведение несовершенно­летних свидетелей во время допроса?

Глава 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.