Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология изучения курса




В мировой экономической науке существует два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура–поведение–результат» и подход с точки зрения теории цен (рис. 3). Первый подход был предложен в 50-е годы Эдвардом Мейсоном и Джоем Бейном и впоследствии получил название «structure–conduct–performance» (SCP). Второй подход использует микроэкономические модели для объяснения поведения фирм и структуры рынков.

В рамках первой парадигмы (эта концепция еще носит название Гарвардской школы) функционирование отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое определяется структурой рынка, а последняя в свою очередь зависит от таких условий, как технология и спрос на продукт. Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей (например, небольшое количество продавцов) оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках (например, высокие цены).

 

 

Рис. 3. Методология изучения отраслевой организации рынков

При подходе «структура рынка – поведение фирм – результат» анализ эффективности и прибыльности фирм начинается с рассмотрения структуры отрасли и того, как эта отрасль связана с различными типами рынков. Далее делается утверждение, что управление фирмами, или их поведение, в сфере ценообразования и других областях определяется природой отраслевой структуры. Затем, зная способ поведения фирм, можно проанализировать результативность их деятельности.

Совершенная конкуренция может рассматриваться как пример заданной отраслевой структуры. Она определяет некоторое количество фирм, природу продукта, уровень барьеров входа в отрасль и т. п. В зависимости от природы этой структуры мы получаем определенное поведение, т.е. узнаем, как ведут себя фирмы. Это включает ценообразование, рекламу и т.п. В зависимости от этого поведения фирмы получают определенные конечные результаты их деятельности, с точки зрения того, в какой степени фирмы способны создавать прибыль, насколько они затратно-эффективны и насколько эффективно они размещают свои ресурсы.

Однако монополия имеет другую структуру, и, следовательно, фирмы тоже ведут себя по-другому. Меняется ценовая политика, рекламная деятельность и т.д. Столь отличное поведение фирм ведет к изменению их конечных результатов, как с точки зрения прибыльности, так и с позиции того, насколько эффективно размещение ресурсов в отрасли.

Основные отношения рыночных структур с точки зрения подхода «структура–поведение–результат» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношения рыночных структур

Структура Поведение Результат
  Совершенная конкуренция Максимизация прибыли Эффективное распределение ресурсов
Деятельность без рекламы
  Монополистическая конкуренция Максимизация прибыли Неэффективное распределение ресурсов
Реклама
    Олигополия По возможности максимизация прибыли Неэффективное распределение ресурсов
Реклама и другая неценовая конкуренция
    Монополия По возможности максимизация прибыли   Неэффективное распределение ресурсов
Использование рекламы в небольших объемах

 

Подход SCP заключается в рассмотрении следующих элементов структуры отрасли:

- Концентрация продавцов. Много или мало фирм существует на рынке?

- Концентрация покупателей. Сколько фирм или потребителей покупают продукт?

- Дифференциация продукта. Выпускают ли фирмы идентичный продукт или же они выпускают продукт, который отличается от продукта, выпускаемого другими фирмами?

- Барьеры входа. Легко или трудно новым фирмам войти на рынок?

- Структуры затрат. Какова природа отношений между производимой продукцией и издержками? Имеет ли место существенная экономия от масштаба производства?

- Вертикальная интеграция. Контролируют ли фирмы выпуск продукции в отрасли, начиная от сырьевых материалов и заканчивая конечными потребителями?

- Уровень конгломерации. Сосредотачиваются ли фирмы на выпуске всего лишь одного вида продукции или же целого набора товаров?

На основе вышеперечисленных элементов структуры отрасли можно предсказать поведение или стратегию фирм, используя следующие переменные:

- Ценообразование. Каким образом фирмы устанавливают цены на свою продукцию?

- Товарная стратегия. Сосредотачиваются ли фирмы на выпуске узкого набора товаров или же они готовы осуществить диверсификацию в новые производственные сферы?

- Исследования и инновации. Можем ли мы ожидать, что изменение структуры приведет к определенному уровню исследований и разработок, что в конечном итоге повысит перспективы экономического роста?

- Реклама. Какие факторы определяют уровень затрат, идущих на рекламу?

Если структура отрасли повлияла на поведение фирмы, то, согласно подходу SCP, конечные результаты деятельности этой фирмы зависят от поведения:

- Прибыльность (доходность). Насколько прибыльны фирмы, зависит в основном от их ценовой политики.

- Эффективность. Насколько затратно-эффективны фирмы и насколько эффективно фирмы размещают ресурсы, зависит отчасти от их ценовой политики и других аспектов поведения.

- Экономический рост. То, насколько успешно фирмы могут наращивать во времени реальный объем производства, зависит от решения ими различных стратегических задач, таких, как проведение научных исследований и внедрение инноваций.

- Полная занятость. Облегчают ли различные типы рыночного поведения достижение цели полной занятости?

- Справедливость. Ведет ли изменение рыночной структуры к изменению распределения доходов?

Подход SCP дает возможность исследовать отношения между ключевыми переменными для понимания функционирования фирм и отраслей. Парадигма SCP придает системность анализу заданной отрасли. Отрасль характеризуется структурой (например, насколько велика ее концентрация), поведением (т.е. поведением фирм, действующих в отрасли) и эффективностью (рыночная власть, эффективность распределения ресурсов). Кроме того, парадигма SCP предполагает причинно-следственную связь между структурой, поведением и эффективностью. Структура влияет на поведение, а вместе структура и поведение влияют на эффективность.

Вторая парадигма анализа поведения фирм на рынке – теория цен (Чикагская школа) исследует проблему экономического выбора, с которым сталкиваются производящие и потребляющие экономические агенты. Отправной точкой анализа служат не объективные характеристики отраслей, а закономерности принятия оптимизационных решений. Самым известным представителем этой школы является Милтон Фридман.

Одним из первых исследователей, применивших микроэкономическую теорию к анализу рынков, был Джордж Стиглер. Он считал, что микроэкономическая теория, используя эмпирические данные о рынках, должна ответить на вопросы относительно причин и последствий государственной промышленной политики.

Одной из наиболее актуальных проблем, рассматриваемых в рамках второй парадигмы, является функционирование и результативность квазимонопольных рынков. Квазимонопольными называются рынки, на которых монопольная власть существует, несмотря на относительно низкую концентрацию продавцов. Особенности квазимонопольных рынков описываются двумя важными теоретическими концепциями: теорией трансакционных издержек и теорией квазиконкурентных рынков.

Трансакционные издержки, связанные с заключением контрактов и с обеспечением их соответствующего выполнения, ослабляют возможности ценовой конкуренции между агентами рынка. На основании различия уровня и преобладающего типа трансакционных издержек объясняются различия в структуре отрасли, поведении фирм и функционировании рынков. Чем выше уровень трансакционных издержек, тем медленнее осуществляется перераспределение рынка между фирмами, тем более устойчива рыночная структура. Этот подход направлен на выявление наборов субъективных и объективных факторов, которые могли бы объяснить политику фирм как по отношению к рынкам, так и в области внутренней структуры.

Теория квазиконкурентных рынков, развитая Демзецом, Баумолем, Панзаром и Виллигом, исследует влияние барьеров входа на поведение фирм в отрасли. Отрасль с небольшим числом фирм также может быть конкурентной, если существует угроза входа в отрасль новых фирм. Рынки, на которых действуют несколько фирм, но существует реальная угроза входа потенциальных конкурентов, называются квазиконкурентными. Наличие необратимых затрат, обусловленных входом нового потенциального конкурента на рынок, создают барьеры на его пути и препятствуют распределению прибыли в долгосрочном периоде, поэтому рынок с высокими необратимыми затратами входа характеризуется более высокой степенью монопольной власти.

Экономика отраслевых рынков имеет взаимосвязь с другими экономическими дисциплинами. Микроэкономика является необходимой базой для изучения данного курса, углубляя микроэкономический анализ. Важным инструментом современного анализа рынков служит теория игр, которая моделирует конкуренцию среди фирм как взаимодействие стратегий, описывает, каким образом фирмы формируют свои стратегии и каким образом эти стратегии определяют уровень прибыли фирмы. Существует связь экономики отраслевых рынков с маркетингом, экономикой предприятия, менеджментом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.