Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма в теории отраслевых рынков




Фирма – это один из основных институтов современной экономической системы и представляет собой обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, конкуренты, государство, природные условия и общество в целом.

Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов состоят в следующем:

1. Фирма представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу;

2. Фирма является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом;

3. Фирма выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг;

4. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками, т.е. прибыли.

Современная фирма, рассматриваемая как организация, воплощает компромиссное единство интересов многих участников (групп людей): собственников (акционеров), менеджеров, персонала и других. Целью акционеров является отдача на вложенный акционерный капитал, и их интерес состоит в увеличении либо дивидендов, либо курсовой цены акций. Эта цель (интерес) не совпадает с целями менеджеров, которые обычно стремятся к максимизации темпов роста фирмы, связанной с увеличением продаж, или максимизацией общей выручки. Самостоятельные цели имеются и у других групп людей, обеспечивающих эффективное функционирование фирмы: у персонала, владельцев других ценных бумаг, кроме акций, у ее крупных кредиторов и т.д. Преобладание интересов какой-либо группы соответствующим образом сказывается на рыночном поведении фирмы. В этой связи «альтернативные цели фирмы» (самостоятельные цели отдельных групп) определяются как факторы, воздействующие на ее базовую цель и ограничивающие возможность реализации последней.

Существует три основных подхода к определению фирмы (основные концепции фирмы):

1.Технологическая концепция.

Технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков, т.к. роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Технология, используемая в отрасли, определяет все аспекты внутриотраслевых экономических процессов.

Выделим три основные характеристики технологической концепции:

а) Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы.

Минимально эффективный выпуск (МЭВ) – наименьший объем выпуска, при котором фирма способна работать при минимуме средних издержек. МЭВ измеряется в долях рыночного объема.

б) Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного товара (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).

Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства), с другой.

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, т.е. субаддитивностью издержек: издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм:

,

где – совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств; – совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.

Если рассматривается производство одного товара, то имеют в виду простой положительный эффект масштаба – сокращение средних издержек выпуска товаров при увеличении его количества; если рассматривается производство нескольких товаров, то речь идет о положительном эффекте разнообразия – сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы.

в) Субаддитивность издержек определяет и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки.

Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства будут меньше, чем при их покупке:

,

где – продукты последовательных стадий переработки.

Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы, ограничивает ее вертикальный рост.

Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выделить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.

2. Контрактная концепция – фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, существуют свои правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов.

Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» – сделка, операция, контракт) и издержки контроля.

Трансакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов; к ним относятся затраты на совершение деловых операций, затраты на поиск делового партнера, ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.

Издержки контроля связаны с внутренними контрактами и включают в себя расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а так же потери в результате некачественного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляет собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок можно понимать как сеть внешних контрактов, а фирму как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может произвести товар сама, используя внутренние контракты с работниками. Выбор между внешними и внутренними контрактами зависит от соотношения издержек их использования. Чем выше трансакционные издержки по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производится фирмой, а не рынком.

Трансакционные издержки особенно высоки по сравнению с издержками контроля в ситуациях:

- производство уникального товара;

- динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен;

- асимметрия информации на рынке.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и M-форму.

U-форма (от английского слова unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная форма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру. Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля: одно подразделение контролирует и контролируется только одним же другим подразделением. Такая форма характерна только для малых и средних фирм. Небольшие размеры фирм, в свою очередь, приводят к высоким издержкам на выполнение внешних контрактов. Таким образом, U-форма порождает сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких трансакционных издержек.

M-форма (от английского слова multiproduct) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру. Центральное руководство контролирует потребление и рынок для всех продуктов, а не отдельные продуктовые или производственные подразделения, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах. Трансакционные издержки понимаются, поскольку многие промежуточные продукты производятся внутри фирмы. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля.

3. Стратегическая концепция. Цель жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается как сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Формируя стратегию, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурентов, а также спрос и действия правительства. Фирма активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения. Фирма воздействует на правительство, добиваясь желаемого регулирования налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них. Фирма становится активным участником формирования отраслевой, микроэкономической и макроэкономической политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы – цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками – выступают как факторы стратегического поведения фирмы, с помощью которых она реализует свои цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.