КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины и понятия организации местного самоуправления в России
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) содержит ряд основных терминов и понятий, связанных с организацией местного самоуправления в России. К этим основным терминам и понятиям относятся: • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; • городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; • поселение — городское или сельское поселение; • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется, в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
• внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; • муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; • межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений; - вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах...» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; • вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно; • органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; • депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения; • должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
• выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; • член выборного органа местногосамоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах; • муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер; • административный центр сельского поселениямуниципального района — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. Тема 2: Муниципально-правовые нормы и отношения. 1. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности и виды. 2. Муниципально-правовые отношения: понятие, структура и виды. 1. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности и виды. Как и любая другая норма права, муниципальная норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права.
Нормам муниципального права присущи черты, которые характерны для всех видов правовых норм. Вместе с тем данные нормы имеют свои собственные особенности. Основной особенностью муниципально-правовых норм является то, что они регулируют общественные отношения в сфере организации и регулирования местного самоуправления. Другой особенностью является то, что муниципальные нормы складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой стороны, из правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления (которые не входят в систему государственных органов) в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне. Специфика муниципально-правовых норм также заключается в том, что эти нормы как бы распределены «по двум адресам». Это означает, что муниципальные нормы одновременно относятся к двум отраслям права —. отрасли муниципального права и основной отрасли — конституционному, административному, финансовому праву и др. В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм и уяснения их содержания эти нормы классифицируются по видам. Классификаций муниципально-правовых норм множество, приведем основные из них. Нормы муниципального права бывают материальными и процессуальными. Материальные характеризуются тем, что закрепляют полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, права и обязанности граждан, других субъектов в сфере муниципального права. Процессуальные нормы определяют различного рода процедуры, связанные с местным самоуправлением (порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления и т.д.). Кроме того, нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. По этому основанию они делятся на регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного самоуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непосредственного отправления населением муниципальных функций.
По характеру предписаний рассматриваемые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие или дозволительные нормы. Дозволительные нормы закрепляют правовые возможности участников муниципальных отношений путем установления их полномочий и прав. Это нормы-разрешения, которые устанавливают, что можно делать. Таковы например, правила, закрепляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Обязывающие нормы предписывают совершать гражданами, органами, организациями определенные действия в сфере местного самоуправления, например, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий, то есть устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодательством предусмотрено, например, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных образований не допускается. По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными и местными. Федеральные нормы действуют на всей территории России, а местные лишь в пределах конкретного муниципального образования. Более того, нормы муниципального права подразделяются по методам правового регулирования, в частности: • императивные — т.е. содержащие властные предписания (например, нормы, которые устанавливают порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина требующие их официального опубликования (обнародования); • диспозитивные — это те нормы, которые дают свободу действия, то есть предоставляют субъектам муниципально-правовых отношений право на самостоятельный выбор своего поведения; • поощрительные — нормы, стимулирующие социально полезное поведение субъектов муниципального права; • рекомендательные — нормы, предлагающие наиболее приемлемый для государства, муниципальных образований и общества вариант поведения субъектов муниципально-правовых отношений. По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах. 2. Муниципально-правовые отношения: понятие, структура и виды. Муниципально-празовое отношение — это урегулированное муниципально-правовыми нормами общественное отношение, которое возникает в процессе организации и функционирования местного самоуправления в муниципальных образованиях с учетом исторических и местных традиций. Рассматриваемые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов (событий, действий и бездействий). Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правовых - отношений и обладают всеми признаками, характерными для любых правоотношений, поэтому они складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений. Субъекты муниципально-правовых отношений — это физические лица и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъектных прав и юридических обязанностей. К субъектам муниципалъно-правовых отношений относятся: • муниципальные образования; • органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления; • депутаты представительных органов местного самоуправления; члены, других выборных органом местного самоуправления; • граждане (отдельные физические лица или группа лиц), вступающие в правоотношения с органами местного самоуправления, • собрание (сход) граждан; • население муниципальных образований, осуществляющее публичную власть путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, собраниях; • ассоциации и союзы муниципальных образований, общественные объединения; • государственные органы Российской Федерации и субъектов России; • различного рода коммерческие организации; • муниципальные предприятия, учреждения и иные организации. Объектом муниципально-правовых отношений является то, по поводу чего взаимодействуют субъекты данных правоотношений на основе своих прав, обязанностей и полномочий. К числу объектов муниципального права относятся, например, муниципальная собственность, территория муниципального образования, муниципально-правовые акты, поведение муниципальных служащих и т.д. Содержание муниципальных правоотношений составляют права, обязанности и полномочия субъектом (участников) этих правоотношений. Данные права, обязанности и полномочия возникают непосредственно в сфере осуществления функций местного самоуправления. Это, например, право жителей на создание муниципальных образований. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты муниципальных правоотношений, заключается в том, что они возникают и складываются в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Отсюда вытекают и иные особенности рассматриваемых отношений, которые обусловлены, прежде всего, природой местного самоуправления, возникающие как в области осуществления муниципальной публичной власти (в областях муниципального управления, государственного административного управления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), так и в области общественного самоуправления при осуществлении собственных инициатив граждан по вопросам местного значения. Муниципально-правовые отношения по своей природе основываются как на нормах материального права, так и процессуального права. Так, например, тот факт, что избиратели осуществляют свое избирательное право на муниципальных выборах имеет материальную природу, а порядок реализации этого права определяется нормамипроцессуального права. Рассматриваемые отношения имеют различные классификации, одной из основных является деление по их содержанию, которое можно подразделить на три группы. К первой группе относятся отношения, связанные с организацией местного самоуправления, в частности, с созданием, объединением, совершенствованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ, утверждением собственной символики, а также с определением структуры и наименования, с формированием, контролем над их деятельностью, установлением мер ответственности. Вторую группу данной классификации составляют отношения, которые возникают в процессе принятий решений жителями муниципального образования по вопросам жизнедеятельности населения и обеспечения социально-экономического развития данного муниципального образования (например-, вопросы формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, управления муниципальной собственностью, организации в границах муниципального образования электр-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, планировки и застройки территорий, содержания автомобильных дорог местного значения, организации и развития муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, вопросы создания условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания). В третью группу входят отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации государство наделяет органы местного самоуправления конкретными государственными полномочиями и одновременно устанавливает условия, порядок контроля за осуществлением данных полномочий; Следует отметить, что муниципально-правовые отношения можно классифицировать и по другим основаниям, например, в зависимости от. их субъектов (участников). Исходя из этого муниципальные правоотношения подразделяются на три вида: 1) правоотношения, в которых обязательно одним из субъектов выступает муниципальное образование; 2) отношения, в которых одной из сторон выступает население (граждане) муниципального образования; 3) отношения, в которых одной из сторон является орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления. Тема 3: Местное самоуправление в системе народовластия.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |