Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фридрих Лист




а) Основателем немецкой исторической школы был Фридрих Лист (1789 – 1846), автор книги «Национальная система политэкономии» (1841). Эта книга была реакцией на теорию А. Смита и Д. Рикардо.

Основная идея книги – универсальная экономическая теория непригодна для практического использования. Экономическая система должна опираться на конкретные факты, разъяснять истинные национальные интересы.

Проповедь свободы торговли отвечает интересам Англии. Англия закупает сырье и продает готовые изделия. При отсутствии запретительных пошлин это подрывает неокрепшую промышленность Германии.

 

Основные положения:

1. Рост общественного богатства достигается не только через индивидуальную деятельность людей, связанных лишь разделением труда и обменом. Людей объединяет нация. Она представляет единое целое. Она результат предшествующего развития – открытий традиций, опыта, знаний. Нация является производительной в зависимости от того, насколько она сумела усвоить наследие прежних поколений, и приумножить его задача политика – объединить людей, обеспечить воспитание нации. Это создает условия для экономического подъема, который «начинается» с отдельной фабрики, а затем распространяется до национальной ассоциации».

Мануфактура и индустрия – не только результат труда и сбережения. Нужно поддерживать мануфактуру, пока она не окрепнет и не перестанет бояться иностранной конкуренции.

2. Теория стадий производства

Выделяет следующие стадии:

1. Дикость

2. Пастушеский быт

3. Земледельческая

4. Земледельческо-ремесленная

5. Земледельческо-мануфактурная и коммерческая

Каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развития производительных сил нации. Универсальных рецептов, пригодных для каждой стадии нет.

3. Активная экономическая политика государства. Государство объединяет нацию. Нельзя понять народное хозяйство, как органическое целое, если исключить роль государства. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

«Следует учиться на примере России, которая достигла высшей степени благосостояния, гигантски продвигается по пути национального богатства и могущества».

Основные идеи Ф. Листа носили развитие в работах Вильгельма Рошара (1817 – 1894), Бруно Гильдебрандта (1812 – 1878) и Карла Книсса (1821 – 1898), представителей старой исторической школы.

В. Рошар – в книге «Начала народного хозяйства с позиций исторического метода» отмечал, что природные различия стран, особенности развития отдельных народов, исключают возможность существования однотипных хозяйственных систем для разных наций. Общей для всего мира экономической теории быть не может.

Он определяет основные принципы исторического метода:

1. Показывать о чем думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и что они добились в области хозяйственной деятельности.

2. Не ограничиваться наблюдением лишь современных экономических отношений.

3. Исследовать и сравнивать экономические явления и процессы у всех народов, особенно древних. Поскольку их история уже закончилась и предстает в своей завершенности.

4. Не ругать и не хвалить экономические учреждения, т.к. из них лишь немногие полезны или вредны для всех народов одновременно.

5. Стараться выяснить, каким образом и почему целесообразное часто превращается в нелепое, а благодеяния оборачиваются бедствиями.

Б. Гильдебрандт «Политическая экономия настоящего и будущего».

Надо дополнить общую экономическую теорию историей экономического развития. Необходимо изучать народное хозяйство в его исторической реальности, учитывать многообразие и сложность конкретных отношений в обществе. Главное – не теоретическое рассуждения и схемы, а конкретные факты.

Б. Гильдебрандт предложил трехфазовую схему экономического развития человечества.

Первая фаза – натуральное хозяйство. Обмена продуктов либо вообще нет, либо он осуществляется без денег.

Вторая фаза - денежное хозяйство. Деньги становятся необходимым посредством обмена.

Третья фаза – кредитное хозяйство. Обмен без участия денег, на основе кредита. Высший тип хозяйства. Открывает возможности для активных людей, не обладающих капиталом, стать предпринимателем.

К. Книсс «Политическая экономия, рассматриваемая с точки зрения исторического метода».

В этой книге он отвергал саму возможность существования единой экономической теории. Не может быть общих экономических законов. Они возникают там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Но развитие каждого народа настолько специфично, что ни о какой повторяемости речи быть не может.

б) Новая историческая школа. Густав Шмоллер (1838 – 1917), Карл Бюхер (1847 – 1930).

Не отрицали существования единых экономических законов, но считали, что они должны создаваться на основе накопления и обобщения статистического материала. Необходимо изучать историю народного хозяйства от отдельных экономических учреждений до истории стран и народов и до мирового хозяйства. Историки новой экономической школы уделяли большое внимание влиянию на хозяйственную жизнь внеэкономических факторов – этики, психологии и др. (т.к. социально-этическое направление).

Г. Шмоллер «Основы общего учения о народном хозяйстве» - считал, что производство, разделение труда, обмен товаров – категории не только экономические, но и этикопсихологические. Политическая экономия – собирательное понятие, отображающее совокупность общественных наук – политику, право, религию, этику.

Государство стоит над классами. Государственно-правовое регулирование – необходимое условие существования народного хозяйства, как единого целого.

К. Бюхер – предложил свою схему хозяйства. В основе – длина пути, который продукция проходит от производителя к потребителю.

1. Домашнее хозяйство. Продукты потребляются там же, где производятся.

2. Городское хозяйство – непосредственный обмен «производитель – потребитель».

3. Народное хозяйство – производитель работает на рынке. Решающую роль играет денежный капитал. Под власть ссудного капитала постепенно попадают предприниматели, земельные собственники, рабочие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.