Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макс Вебер Вернер Зомбарт




в) Новейшая историческая школа: Макс Вебер (1864 – 1920), Вернер

Зомбарт (1863 – 1941)..

Макс Вебер – рассмотрел влияние религиозных воззрений и религиозной морали на экономику. Основная работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

По мнению Вебера решающую роль в переходе от традиционного к современному западному индустриальному обществу с рыночной экономикой сыграла «протестантская этика», созданная в ходе Реформации XVII века и ставшая идеологией капитализма. Католицизм, как и православие и ислам осуждали ростовщичество. Но без отдачи денег под проценты невозможно банковское дело, невозможен капитализм. Не случайно первыми банкирами в Европе были евреи, религия которых

разрешала ростовщичество.

Суть протестантской этики в том, что Бог заранее определил людей к спасению или к погибели. Если люди преуспевают, набожны, трудолюбивы – значит, они угодны Богу. Поэтому надо целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, копить каждый грош, быть бережливым хозяином, презирать наслаждения и расточительство. Если человек имеет возможность получить доход и не использует ее – он совершает грех перед Богом. Согласно М. Веберу именно протестантская этика стала идеологией первоначального накопления.

Традиционный человек Протестант
Работает, чтобы жить Живёт, чтобы работать
Профессия — бремя Профессия — форма существования
Стратегия: минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда
Принцип коммерции: «не обманешь — не продашь» Принцип коммерции: «честность — лучшая гарантия»

В. Зомбарт. «Современный капитализм» (1902). Ученик Шмоллера. В то же время, на его взгляды влияние оказал марксизм. Называл себя последователем Маркса. Однако отказывался от идеи революции и «диктатуры пролетариата». Считал, что надо идти путем реформ. В 1930-е гг. становится активным последователем идей Гитлера. Возвеличивал роль «национальной психологии». Немцы – «нация героев», англичане – «нация торговцев».Особую роль в становлении капитализма отводил евреям В отличие от христианства и ислама их религия (иудаизм) не только разрешала, но и поощряла ростовщичество, но лишь по отношению к неевреям.Первые банки и ростовщические конторы принадлежали евреям. Постепенно они подчинили себе экономику Европы.

Учение о «социальном плюрализме». По мере развития общества число сосуществующих хозяйственных форм растет – старые формы не исчезают, а сосуществуют с новыми. В современной Европе: 1) капитализм; 2)кооперативное хозяйство; 3) общественное (государственное) хозяйство; 4) натуральное хозяйство; 5) ремесло; 6) крестьянское хозяйство. Эти идеи легли в основу идей смешанной экономики.

 

2.

Идеи исторической школы получили широкое распространение в России. Термин «русская историческая школа» объединяет экономистов по методологическому признаку, не обращая внимания на их партийную принадлежность. К тому же, признание роли государства в экономике в большей или меньшей степени характерно для представителей всех направлений российской политической мысли. Начавшийся промышленный переворот сопровождался резким обострением социальных противоречий. Естественно ставился вопрос о роли государства в смягчении этих противоречий.

В формировании русской экономической науки важную роль сыграли ученые немецкого происхождения. В 1801 г. впервые в России в Московском университете курс политической экономии начал читать молодой профессор Христиан Август Шлецер. Он подготовил и издал первый на русском языке учебник политической экономии «Начальные основания государственного хозяйства или наука о богатстве». Шлецер употреблял термины «политическая экономия» и «государственное хозяйство» как синонимы. Экономическая наука, по его мнению, должна служить основой для принятия решений в области экономической политики на государственном уровне, а для этого она должна быть реалистичной, учитывать специфику страны.

Александр Иванович Чупров (1842 – 1908) в своих научных исследованиях опирался на положения социально-этического направления исторической школы. В «Курсе политической экономики» (1887) он писал о необходимости соединения преимуществ частного предпринимательства с развитием государственного (общественного) сектора, особенно там, где это необходимо дл общества, но не может быть обеспечено частным капиталом. К этим двум началам А.И. Чупров добавлял частную благотворительность.

В курсе «История политической экономии» А.И. Чупров попытался сформулировать взгляды сторонников исторической школы, которая по его мнению, «почти повсюду вытеснила сторонников прежнего смитовского направления.

1. В противоположность смитовскому воззрению на общество, как на простую сумму отдельных индивидуумов, историческая школа признает, что хозяйство каждого народа есть единое целое, которого части находятся между собой в постоянном взаимодействии: жизнь этого целого управляется своими особыми законами, помимо тех, которым подчиняется индивидуум.

2. Более полный анализ природы индивидуализма привел историческую школу к убеждению, что хозяйственная деятельность человека не может быть объяснена одним стремлением к богатству и выгоде...Кроме желания богатства, в духе человека существуют и действиями его управляют многие другие мотивы, наряду с эгоизмом в человеке живет чувство общественности, симпатии.

3. Хозяйство есть лишь одна из сторон народной жизни, которая стоит в тесной связи с прочими сторонами и может быть познаваема и обсуждаема лишь в зависимости от прочих проявлений народного духа…(разнообразные научные, моральные, религиозные и политические воззрения и учреждения).… Поэтому, невозможно понять и объяснить хозяйственное положение общества, не принимая в расчет других факторов социальной жизни.

4. Народное хозяйство находится в процессе постоянного изменения. Потребности человека, его умственный и нравственный склад, его отношение к вещам и другим людям, а особенно его общественные учреждения различаются по местностям и изменяются в истории. Всякий исторический строй хозяйства, в том числе и современный, есть лишь переходная ступень в развитии человечества.

5. В глазах исторической школы политическая экономия не есть система естественных непреложных законов хозяйства, в том смысле, как понимали ее крайние последователи А. Смита. Политическая экономия имеет дело не столько с законами природы, сколько с законами социальными, зависящими от данного состояния воззрений, нравов и учреждений общества и изменяющимися с изменением последних… Каждое отдельное явление народного хозяйства должно изучаться в связи со всеми реальными условиями, которыми оно обставлено в действительности…

6. Из взглядов исторической школы особенно характерно ее сомнение в способности конкуренции осуществлять гармонию интересов. Без планомерного воздействия общественного разума и общественной власти в хозяйственном обществе, как и в мире животных, сильнейший всегда будет побивать слабейших. Отсюда выходит неверие исторической школы в учение о невмешательстве государства и убеждение в необходимости разумного воздействия государственной власти на хозяйственную жизнь.

Александр Николаевич Миклашевский (1864 – 1911). Профессор Юрьевского (Тартуского) университета. Резко критиковал представителей классической школы политической экономии, отвергавших вмешательство государства в экономическую жизнь. «Жизнь представлялась им в виде безбрежного моря, по которому каждый должен приплыть к собственному счастью и добиваться своей доли богатства под парусом личной энергии, знания «искусства». Он писал о необходимости учета в экономическом анализе роли «религиозных, нравственных и умственных стремлений в жизни народа.

Сергей Юрьевич Витте (1849 – 1915) – выдающийся государственный и общественный деятель России. Был министром финансов России. Автор программы реформ, положивших начало российской модернизации. По оценке современников активно насаждал «государственный С.Ю.Витте капитализм». Считал себя последователем идей исторической школы. В книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» обосновал программу ускоренной индустриализации страны, быстрейшего преодоления отставания от главнейших иностранных государств.

Витте обрушивается на тех ученых – проповедников, которые облеклись в тогу «попугайской учености» механически воспроизводили теории, заимствованные из западных учебников политической экономии. Он писал: «требовать лечения всех экономических недугов страны по рецептам космополитической экономии так же бессмысленно, как, например, требовать устройства какого-либо двигателя по формулам аналитической механики, без принятия во внимание качества материалов, условий сопротивления и атмосферных влияний». Отвергая доктринерство и игнорирование национальных особенностей, Витте считал, что классическая политическая экономия для применения в национальной жизни «должна преобразовываться в национальную экономику, подобно тому, как аналитическая механика должна преобразовываться в практическую».

Вывод: таким образом, специфика русской исторической школы в том, что ее последователи, не отрицая значимость теоретического анализа, пытались соединить теоретический и абстрактный методы познания экономических процессов.

Тема 4. Экономические теории критиков капитализма.

1. Представители «экономического романтизма» (П.Ж. Прудон, С. де Сисмонди).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.