КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статьи 74—112
Г в основу выкупных платежей были положены не ценность земли, а прежние феодальные повинности и степень доходности крестьянского хозяйства. Глава четвертая О РАЗМЕРАХ ВЫКУПНОЙ ССУДЫ И О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ОНОЙ Статьи 64—73 Статьи определяют исчисление размеров выкупной ссуды и регламентируют процедуру выдачи выкупных сумм владельцам имений. Статья 64 ориентирует на добровольное соглашение с помещиками о размерах выкупных платежей. При отсутствии такого соглашения в силу вступали регламентирующие размеры выкупных платежей правила, изложенные в ст. 65—66. Статья 65 прямо указывает на то, что в основу размеров выкупных платежей за надельную землю положена не ее рыночная стоимость, а феодальные повинности (оброк). Вместе с тем учитывается и сам размер надела: при уменьшении его ниже тех норм, которые установлены местными положениями, уменьшается и размер выкупных платежей за этот надел. Данный момент явился определяющим мотивом согласия крестьян (при переходе на выкуп) на некоторое сокращение надела ради уменьшения размеров выкупа, особенно там, где размеры выкупа значительно превышали ценность земли и доходность с нее. Статья 66 устанавливает принцип исчисления выкупной суммы за надел и выкупной ссуды, т. е. той части выкупной суммы, выплату которой помещикам гарантировала казна. Суть капитализации оброка, о чем говорится в статье, заключалась в том, что ежегодно уплачиваемый крестьянами оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычисление этого капитала, т. е. умножение размера оброка на 16 и 2/3 и означало определение выкупной суммы. Например, если крестьянин уплачивал за душевой надел оброк в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел должна была составить 166 руб. 67 коп. Статья 66 определяет и размеры выплачиваемой помещикам части выкупной суммы — 80% выкупной суммы за полный надел и 75% за уменьшенный. Под полным наделом в данном случае имелся в виду не высший размер надела, установленный для данной местности, а тот его размер, который был зафиксирован в уставной грамоте. Остальные 20—25% выкупной суммы, как уже говорилось, составляли так называемый дополнительный платеж, который крестьяне вносили непосредственно помещику. Примечание к ст. 66 рассчитано на поощрение крестьян вносить в момент заключения выкупной сделки часть выкупной суммы правительству, казне, соответственно внесенной сумме понижались и выкупные платежи. Здесь 75—80% выкупной суммы, уплату которой казна гарантировала помещикам, рассматриваются как ссуда крестьянам. Эта ссуда обошлась крестьянам чрезвычайно дорого: они обязаны были в течение Длительного времени (в течение 49 лет по заключении выкуп- Положение о выкупе Документы крестьянской реформы ПСЗ 2-е, т. XXXVII, № 38262. 29 См.; Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе, с. 62. ной сделки, но не с 1861 года, как принято считать в литературе) не только погашать ее, но платить завышенные проценты, оплачивать и все расходы по проведению выкупной операции. Статья 67 применялась лишь в тех случаях, когда перевод крестьян на выкуп состоялся по их добровольному соглашению с помещиками. Согласно этой статье, если дореформенный оброк был ниже установленного положениями, то помещики получали все 100% выкупной суммы непосредственно от казны, но при условии добровольных сделок с крестьянами. В целях стимулирования помещиков к заключению выкупных сделок 20 мая 1862 г. был издан закон, по которому во изменение данной статьи о выкупе предоставлялось право владельцам тех имений, где оброк был ниже установленной местным положением нормы, на получение 100% выкупной суммы, даже если сделки совершались по одностороннему требованию помещика28. Статья 68 фиксирует условия, на основе которых помещик имел право на получение дополнительного платежа с крестьян за выкупаемый ими надел. Согласно ее п. 1, такое право предоставлялось лишь при условии, что выкуп состоялся по обоюдному соглашению крестьян с помещиком. В этом случае, как гласит п. 2, вознаграждение помещика крестьянами сверх выкупной суммы не ограничивается никаким определенным размером и предоставляется усмотрению договаривающихся сторон, хотя по смыслу ст. 66 помещик мог требовать от крестьян уплаты дополнительного платежа и свыше 20 или 25% от общей выкупной суммы. Пункт 2 ст. 68 предусматривает выплату крестьянами дополнительного платежа в размере одной пятнадцатой части от общей выкупной суммы даже в случае предоставления им неполного надела, а также при одностороннем требовании помещика при переводе крестьян на выкуп (но в данном случае при условии предоставления им полного надела). Но эта, пятнадцатая, часть от выкупной суммы вносится крестьянами уже не помещику, а казне. Тем самым выкупной платеж крестьян казне еще более увеличивался. Пункт 3 ст. 68 предусматривает в ряде случаев внесение крестьянами в казну при переходе их на выкуп в виде дополнительного платежа от одной четвертой до одной трети выкупной суммы. Пункт 2 ст. 68, лишавший помещиков права на дополнительный платеж в случае перевода крестьян на выкуп по одностороннему требованию помещика, вызвал протесты со стороны дворянства. В 1864 году дворянство Петербургской губернии обратилось к правительству с ходатайством разрешить выдачу выкупных ссуд в размере полной выкупной оценки даже в том случае, когда выкуп происходил без согласия крестьян. Однако требования петербургского дворянства были отклонены29. Официальная статистика не учитывала реальные размеры дополнительных по выкупу платежей крестьян, но сами выкупные сделки содержат богатый и разнообразный материал о размерах, характере и условиях выплаты этих платежей в каждом отдельном случае. Дополнительные платежи взимались сразу, но чаще всего в рассрочку, как деньгами, так и в виде отработок. Приведем данные П. А. Зайончковского по ряду уездов. В Старорусском уезде Новгородской губернии из 34 выкупных сделок, заключенных по добровольному соглашению крестьян с помещиками, по 33 сделкам предусматривался дополнительный платеж, при этом сразу он должен был быть внесен по пяти сделкам, в рассрочку на 2 года — по двум, на 5 лет — по двум, на 6 лет — по одной сделке, на 10 лет — по двадцати сделкам и на 20 лет — по трем сделкам. В Краснинском уезде Смоленской губернии из 287 сделок, заключенных по добровольному соглашению, дополнительный платеж устанавливался по 277 сделкам, из них деньгами — по 259 сделкам (сразу и в рассрочку), работой — по 6 сделкам и по особым условиям — по 12 сделкам. В Нежинском уезде Черниговской губернии из заключенных по добровольному соглашению 95 сделок в 64 предусматривался дополнительный платеж, из них деньгами (в рассрочку) __по 55 сделкам, работой — по 8 сделкам, частью деньгами и частью работой — по одной сделке30. Как в черноземных, так и в нечерноземных губерниях преобладала денежная форма дополнительного платежа, вносимого обычно в рассрочку, причем иногда и с уплатой процентов. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему получения дореформенных долгов с помещиков. К 1859 году в различных кредитных учреждениях было заложено 44 166 помещичьих имений, в которых числилось 7 107 184 души м. п. крестьян, или 66% общего числа всех крепостных крестьян. В ряде губерний (Калужской, Казанской, Орловской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Симбирской, Тамбовской, Тверской) в залоге находилось от 70 до 85% крепостных крестьян31. Указом 16 апреля 1859 г. было постановлено приостано- 32 /"■ вить выдачу ссуд под залог крепостных крестьян. (^умма долга помещиков кредитным установлениям к 1859 году превысила 425 млн. руб. серебром, она в два раза превосходила годовой приход в государственном бюджете. Этот долг был вычтен из выкупных сумм, выплачиваемых казной помещикам. Пункты 1—3 ст. 69 определяют условия вычета этого долга из выкупной ссуды. В значительной степени эта мера освободила помещиков от прежних долгов. Правда, в ряде случаев размеры помещичьего долга превосходили размеры выкупной суммы, следуемой помещику. В этом случае казна переводила оставшуюся часть долга на земли помещиков, а также погашала ее, целиком или частично, за счет дополнительного платежа крестьян помещику. Эта мера правительства существенно подорвала материальное положение владельцев имений, которые находились в залоге. В середине 60-х годов дворянство Нижегородской, Орловской, Петербургской, Смоленской и Тамбовской губерний обратилось к правительству с ходатайством не вычитать из выкупной суммы банковский долг. В Главном комитете, куда в 1866 году поступило это ходатайство, оно было поддержано министрами внутренних дел П. А. Валуевым и государственных имуществ А. А. Зеленым, а также начальником III отделения Положение о выкупе 30 См.: Зайончков- ский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г., с. 318, 320 и 347. См.: Скребицкий А. Крестьянское дело в царствование императора Александра 11, т. IV. Бонн-на-Рейне, 1868, с. 1246—1249. ПСЗ 2-е, т. XXXIV, № 34379. Документы крестьянской реформы Выкупной договор крестьян д Баркиной Нижегородской губернии помещика А С Ершова См Дружинин Н М Указ соч, с 62 П. А. Шуваловым. Однако финансовое положение страны было настолько напряженным, что министру финансов М. X. Рейтер-ну удалось убедить большинство членов Главного комитета в необоснованности и опасности притязаний помещиков, и их ходатайство было отклонено33. Статья 70 определяет порядок выдачи помещикам выкупных ссуд. Казна для предотвращения наплыва в обращение большого количества банковых билетов, что могло резко понизить их курс, производила выдачу выкупных сумм частично этими билетами, а частично выкупными свидетельствами. Последние не могли быть, подобно банковым билетам, обменены на наличные деньги и не имели свободного хождения. Выкупные свидетельства, как особый род ценных бумаг, можно было принимать в залог по различным обязательствам с казной. Как и банковские билеты, они приносили 5% годового дохода и в течение 15 лет (по одной трети их каждые пять лет) могли быть обменены на банковские билеты. Держатели банковских билетов получали 5%-ный доход с них, выплачиваемый в виде тиражей в течение 49 лет, но банковские билеты могли обмениваться в государственных кредитных учреждениях по их нарицательной стоимости — рубль на рубль. Статья 71 предусматривает возможность покрытия казенных и прочих долгов помещиков, штрафов, взысканий и пр. (помимо долгов кредитным учреждениям под залог крепостных душ, о чем говорится в ст. 69), либо за счет дополнительных платежей с крестьян, либо, за отсутствием таковых или за их недостаточностью, за счет выдаваемых помещикам выкупных сумм в виде банковских билетов и выкупных свидетельств. Таким образом, за счет выкупной операции производилось взыскание и этого рода долгов с помещиков. Статья 72 устанавливает тот же, что и ст. 71, порядок погашения долгов помещика частным лицам. Статья 73 устанавливает порядок удовлетворения за счет выкупных платежей денежных исков и претензий к помещикам по суду. Выкупная операция, как видим, служила весьма эффективным инструментом и для взыскания казенных и частных долгов, лежавших на помещиках. Разумеется, расплачиваться за все эти долги помещиков в конечном счете обязаны были крестьяне своими выкупными платежами. Глава пятая О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЫКУПНЫХ СДЕЛОК Статьи подробно регламентируют форму и содержание выкупных договоров, порядок их составления, рассмотрения и утверждения в соответствующих инстанциях, а также порядок их исполнения. Документы крестьянской реформы 34 Дружинин Н. М. Процесс заключения выкупных сделок растянулся более чем на два десятилетия. Он проходил неравномерно в различные периоды и в различных регионах страны. На первом этапе (1862—1864) он шел еще медленно и преобладал в центральных черноземных губерниях, в Поволжье и Заволжье. Эти регионы отличались высоким плодородием почвы, широко развитым еще в крепостное время производством помещичьего хлеба на продажу и благоприятными условиями сбыта его в центрально-промышленные губернии и в Петербург по волжской водной системе. Здесь, как отмечает Н. М. Дружинин, «непроизводительная, иногда убыточная барщина должна была стимулировать стремление помещиков поскорее развязаться с крестьянами и завести новое вольнонаемное хозяйство; именно тут помещики более всего были заинтересованы в том, чтобы посредством выкупа получить денежные средства от правительства, приобрести живой и мертвый инвентарь и наличные средства для найма рабочих». В регионах, где «преобладала оброчная система, а наличие мелких промыслов и отхода на заработки обеспечивало более исправную уплату оброка, помещики были менее заинтересованы в переводе временнообязанных крестьян на выкуп»34. Во второе трехлетие (1865— 1867), по данным Н. М. Дружинина, темпы перевода Укаа. соч., с. 66—67. крестьян на выкуп заметно возросли, и здесь опять-таки лидировали указанные земледельческие регионы. В третьем и четвертом трехлетиях (1868—1873) наблюдалось обратное явление: нечерноземные губернии начинают перегонять в темпах перевода временнообязанных крестьян на выкуп земледельческие губернии. Здесь в силу вступил другой фактор. «К этому времени, — пишет далее Н. М. Дружинин, — для крестьян уже выяснилась непосильность выкупных платежей, а помещики черноземных районов стали все больше практиковать отработочную систему; в то же время крупные земельные собственники черноземного края, ожидая предстоящей переоброчки, предпочитали перевести крестьян на оброк и задержать переход к выкупу. Наоборот, в оброчных нечерноземных губерниях в обстановке усиливающегося развития торговли и промышленности помещики тяготились накоплением оброчных недоимок и стремились развязаться с временнообязанными крестьянами, получив выкупную ссуду и немедленно пустив ее в 35 оборот»35. Пятое трехлетие (1874—1876) показывает замет- Там же. ное уменьшение выкупных сделок. В шестом и седьмом трехле- тиях (1877—1882) в связи с усиливавшимся обеднением бывшей помещичьей деревни, вызванным обострением малоземелья, неурожаями, разорением в годы русско-турецкой войны (1877—1878), а также ростом недоимочности крестьян по выкупным платежам, темпы перехода временнообязанных крестьян на выкуп резко сократились, а к началу 80-х годов перевод крестьян на выкуп практически приостановился. Отсюда принятие правительством в конце 1881 года законодательной меры к обязательному переводу оставшихся на временнообязанном положении крестьян на выкуп. Глава шестая О ВЫКУПНЫХ ПЛАТЕЖАХ
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |