КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 1 страница. Статьи определяют статус крестьян-собственников: их земельные права, условия перехода из одного сельского общества в другое
I Статьи 156—179 О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ КРЕСТЬЯН-СОБСТВЕННИКОВ Статьи определяют статус крестьян-собственников: их земельные права, условия перехода из одного сельского общества в другое, а также условия перечисления в другие сословные группы. Прекращение всех обязательных поземельных отношений крестьян с помещиками, о чем говорится в статьях 156—158, окончательно отделяло крестьянское хозяйство от помещичьего. Однако переход крестьян на выкуп не менял их административно-правового статуса: крестьяне продолжали управляться тем же порядком и под наблюдением того же волостного и сельского начальства, как и до выкупа (ст. 157), продолжали нести, как и прежде, все казенные, мирские денежные и натуральные повинности (ст. 158). Даже выкупивший досрочно надел отдельный крестьянский двор, до тех пор пока он не выходил из общины, подчинялся тем же самым правилам. Примечание к ст. 157 допускало для части дворов в общине, которые приобрели в собственность земли, составить свое особое сельское общество. Хотя с момента перехода временнообязанных крестьян на выкуп они формально получали наименование крестьян-собственников, полными собственниками они становились тогда, когда вносили всю выкупную сумму и проценты по ней. Статьи 160—163 предоставляли крестьянам право немедленно выкупать свои наделы и сразу превращаться в полных собственников, освобожденных от дальнейшего внесения выкупных платежей и могущих свободно распоряжаться своими наделами, а ст. 165 давала такое же право отдельным крестьянам, которые могли сразу внести всю выкупную сумму и требовать от общины выдела земли в одном месте. Однако подавляющая масса крестьян была не в состоянии воспользоваться этим правом. Статьи 163, 164, 166—171 регламентируют условия распоряжения перешедших на выкуп крестьян своими наделами до прекращения уплаты ими выкупных платежей, т. е. в течение 49 лет со времени заключения выкупной сделки. Статья 165 стимулировала досрочный выкуп надела отдельными домохозяевами, предоставляя им право выхода из общины. Однако порядок выдачи данных на владение выкупленными досрочно в собственность наделами по ст. 165 еще не был определен. По этому поводу 23 февраля 1869 г. был издан разъяснительный циркуляр Министерства внутренних дел, а 8 марта 1871 г. утверждено мнение Государственного совета «О применении правил Положения о нотариальной части и выдаче «данных» на приобретение земли и о порядке ввода во владение этими зем- лями». Статьей 165 в первую очередь воспользовались богатые крестьяне. По данным Государственного банка, на 1 января 1882 г. по статье 165 только крестьянами 29-ти великороссийских губерний было выкуплено досрочно в полную собственность 44 229 наделов, за которые было внесено 5,1 млн. руб., а всего по 45 губерниям, на которые распространялись Положения 19 февраля 1861г., было внесено таких платежей 6,9 млн. руб.53. Стимулирование индивидуального выкупа наделов и выхода из общины способствовало социальной дифференциации деревни. Для кулаков это была не только возможность выхода из общины и освобождения от круговой поруки, но и путь к увеличению своего землевладения за счет кабальной помощи беднякам для выкупа наделов. Так, в 1880 году симбирский губернатор писал в своем отчете: «За последнее время развилась спекуляция на крестьянские наделы со стороны местных кулаков, которые вносят за обедневшего случайно или разорившегося по своей вине крестьянина от его имени выкуп и укрепляют за собою законным порядком выкупленную землю, а обедневший и уже безземельный крестьянин ложится тяжким бременем на сельское общество, которое обязано отвечать за него платежом всех повинностей, за исключением выкупа, а затем, когда он не будет в состоянии работать, то общество обязано призревать его в силу закона». Поэтому ст. 165 Положения о выкупе в начале 1880-х годов стала предметом оживленного обсуждения в официальных сферах, которые, исходя из фискальных интересов казны, требовали «воспрепятствовать расхищению» общинных земель, «предупредить пролетаризацию» деревни. Впоследствии, хотя ст. 165 формально и не была отменена, применение ее на практике было сильно ограничено. Статьи второй главы раздела вносят существенные ограничения в распоряжение наделом до окончательного погашения за него выкупных платежей: запрет отчуждать в течение 9 лет после утверждения Положений приобретенные в собственность наделы (ст. 161), требование согласия общины на передачу права пользования наделом постороннему лицу, т. е. не члену данного сельского общества (ст. 164), запрет дробить наделы при переходе их по наследству, отчуждении и пр. (ст. 167), запрет закладывать надельную землю казне или частным лицам (ст. 170), наложение санкций правительством на аренду или Другие частные сделки, связанные с наделом в случае неисправности во взносе выкупных платежей (ст. 171). Изданный ■4 Декабря 1893 г. закон «О неотчуждаемости крестьянских на- Положение о выкупе ПСЗ 2-е, т. XLVI, № 49335. 53 См.: Дружинин Н. М. Указ. соч., с. 72. Цит. по: Ходский Л. В. Указ. соч., т. 2, с. 69. Документы крестьянской реформы 55 ПСЗ 3-е, т.ХШ, №10151. Чернуха В. Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60—70-е годы XIX века). Л., 1972, с. 65. Там же, с. 170. делов» еще более стеснял для крестьян-собственников распоряжение своими наделами (разрешалась только сдача наделов в аренду, да и то в пределах своей общины). Статьи 172—179 допускают возможность перехода крестьян-собственников из одной общины в другую, а также и перечисление в другие сословия, однако со многими ограничениями. Стеснительные условия выхода из общины, предусмотренные ст. 173, должны были служить препятствием к нежелательным в то время передвижениям крестьянского населения, а также диктовались опасениями за исправное поступление выкупных платежей. Правительство прекрасно понимало, что тяжелые условия выкупа вызовут стремление крестьян к выходу из общины, а переложение платежей на наделы остававшихся в общине крестьян вызовет их разорение. Министр внутренних дел А. Е. Тимашев в 1869 году объяснял, что данная статья Положения о выкупе имела целью «устранить возможность накопления на обществе выкупного долга, несоразмерного с его численным составом и его платежными силами»56. Постановлением Главного комитета об устройстве сельского состояния от 14 апреля 1869 г. действие этой статьи закона было ограничено. 29 апреля 1869 г. последовало постановление (оно не было опубликовано) об изменении статьи 173 Положения о выкупе в сторону облегчения выхода крестьян из общины. 9 декабря 1872 г. постановление было циркулярно сообщено губернаторам. 4 января 1875 г. было издано новое правило о выходе крестьян из общины с оставлением в общине надела, если община принимала на себя обязательство внести выкупную сумму за этот надел, но с условием, чтобы Губернское по крестьянским делам присутствие удостоверилось в состоятельности общины к исправному взносу выкупных платежей. Исследовавшая судьбу данной статьи В. Г. Чернуха приходит к выводу: «К 1875 году статья 173 Положения о выкупе подверглась столь радикальному изменению, что можно говорить о почти полной ее отмене»57. Формально она не была отменена, но практически утратила свою силу. ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ УЧРЕЖДЕНИЯХ Правительство придавало большое значение учреждениям, на которые были возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим было продиктовано издание специального законодательного акта, в котором детально были разработаны структура и функции указанных учреждений. Первым звеном в этой системе были мировые посредники; вторым, утверждавшим решения мировых посредников и рассматривавшим поступавшие на них жалобы, — уездный съезд мировых посредников. Третьим звеном, утверждавшим реше- ния мировых съездов, рассматривавшим жалобы на действия первых двух звеньев, а также разрешавшим все другие вопросы, связанные с проведением реформы в жизнь, выступало губернское по крестьянским делам присутствие, возглавляемое губернатором. Высшее наблюдение над деятельностью этих учреждений и вообще над проведением реформы было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния, образованный одновременно с утверждением Положений 19 февраля 1861 г. и заменивший собой Главный комитет по крестьянскому делу, на который была возложена подготовка крестьянской реформы. Главный комитет об устройстве сельского состояния числился при Государственном совете под непосредственным наблюдением императора. В состав Комитета назначались по личному выбору императора руководители ведомств, непосредственно связанные с подготовкой и проведением крестьянской реформы: министры внутренних дел, юстиции, финансов, государственных имуществ, императорского двора, начальники II и III отделений Собственной его императорского величества канцелярии. Первостепенное значение придавалось институту мировых посредников. Из 132 статей данного Положения 122 трактуют о порядке назначения, компетенции и ответственности этих должностных лиц. Текст Введение 1. Для разбора недоразумений, споров и жалоб, могущих возникать из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, и для заведования особыми, указанными в настоящем Положении делами крестьян, вышедших из крепостной зависимости, учреждаются: мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. Настоящее Положение определяет состав, образование, предметы ведомства, пределы власти и порядок действий всех сих учреждений. Примечание 1-е. На мировых посредников сверх означенных обязанностей возлагаются некоторые особенные, связанные с сельскохозяйственным бытом, дела по судебно-полицейскому разбирательству. Примечание 2-е. Положение сие распространяется на губернии: Астраханскую, Виленскую, Витебскую, Владимирскую, Вологодскую, Волынскую, Воронежскую, Вятскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Казанскую, Калужскую, Киевскую, Ковенскую, Костромскую, Курскую, Минскую, Моги-левскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Олонецкую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Пермскую, Подольскую, Полтавскую, Псковскую, Рязанскую, Самарскую, С.-Петербургскую, Симбирскую, Смоленскую, Таврическую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Харьковскую, Херсонскую, Черниговскую и Ярославскую. В губернии Ста- Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Документы крестьянской реформы вропольской, Земле Войска Донского и Сибири сие Положение применяется порядком, указанным в дополнительных для сих местностей правилах. Глава первая О мировых посредниках Отделение первое О МИРОВЫХ УЧАСТКАХ И ОБ ИЗБРАНИИ МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ I. Об образовании мировых участков 2. Имения, в коих водворены вышедшие из крепостной зависимости крестьяне, распределяются на мировые участки. Число участков и селения, в состав их входящие, определяются сообразно действительной надобности уездным дворянским собранием и подлежат утверждению начальника губернии. 3. Тем же порядком изменяется установленное число участков, если бы это впоследствии оказалось необходимым. 4. При распределении селений на мировые участки наблюдается, чтобы волости не дробились между двумя или несколькими участками. 5. В каждом участке полагается один мировой посредник, избираемый в порядке, ниже изложенном. II. О лицах, имеющих право быть избранными в мировые посредники 6. В должность мировых посредников избираются местные потомственные дворяне-помещики, которые кроме условий, поименованных в пунктах 1 и 3-м ст. 34-й Уст. о служ. по выб. (Свод Зак., т. III, изд. 1857 года), соединяют еще в себе одно из следующих условий: 1) или владеют, хотя бы в разных губерниях, удобною землею, как в непосредственном распоряжении находящеюся, так и отданною в пользование крестьянам, в количестве не менее пятисот десятин; 2) или, владея меньшим количеством земли, но никак не менее ста пятидесяти десятин, окончили курс наук в учебных заведениях с правом на чин XII класса или оному соответственный; 3) или, по существующим ныне законам, имеют право избирательного голоса в губернском дворянском собрании. 7. Если в уезде не окажется двадцати по крайней мере лиц, которые удовлетворяют одному из условий, означенных в предыдущей статье, то в должность посредников могут быть избираемы и все не имеющие аттестатов высших учебных заведений потомственные дворяне, за которыми числится показанное в пункте 2-м предыдущей статьи количество земли. 8. В мировые посредники могут быть избираемы потомствен- ные дворяне, еще не внесенные в дворянскую родословную книгу, если они соединяют в себе все прочие условия, постановленные в настоящем Положении. 9. За недостатком потомственных дворян-помещиков, за которыми числится земля в определенном статьею 6-ю размере, избираются личные дворяне, владеющие землею в двойном количестве против размера, означенного в ст. 6-й. 10. Во всех случаях, которые поименованы в статьях 6,7 и 8-й, правом на избрание в мировые посредники по количеству находящейся во владении земли, пользуются мужья и совершеннолетние сыновья, если жены первых и родители вторых владеют положенным количеством земли. 11. Звание посредника может быть соединено с другими, не требующими постоянных занятий, должностями. III. О порядке избрания и утверждения мировых посредников и о временном замещении их должностей 12. Для выбора мировых посредников по каждому уезду уездный предводитель дворянства заблаговременно составляет списки всем помещикам и другим лицам, кои на вышеизложенных в ст. 6 — 11-й основаниях имеют право быть избираемы в мировые посредники. 13. Списки сии предъявляются первоначально уездному дворянскому собранию, которое удостоверяется в правильности их составления и при этом исключает из списков по уведомлению губернского начальства те лица, кои опорочены по суду или состоят под судом и следствием. Затем списки сии передаются на дальнейшее распоряжение начальнику губернии. 14. На первые три года по утверждении сего Положения избрание из списков (ст. 12 и 13) для каждого участка как мирового посредника, так и одного или двух лиц, кои в случае отсутствия или болезни посредника должны исполнять его обязанности, предоставляется начальникам губерний по совеща-. нию с губернским и уездными предводителями дворянства. Мировые посредники, в этом порядке изб ранные, утверждаются в должностях указами Правительствующего сената. Представления о том начальников губерний восходят в Сенат от них непосредственно. 15. Порядок избрания мировых посредников по истечении трех лет будет определен особыми правилами. 16. По получении от губернатора уведомления об утверждении мировой посредник немедленно вступает в должность, о чем сообщает губернатору, уездному предводителю дворянства и исправнику. 17. В принятии должности посредника и в отказах от нее избранные лица подчиняются общему правилу, постановленному на сей предмет в ст. 95-й Уст. о служ. по выб., Св. Зак., изд. 1857 г., т. III. 18. Каждый раз, когда посредник по болезни или другим за- Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Документы крестьянской реформы конным причинам принужден будет сдать на некоторое время должность, он обязан передать оную старшему из наличных кандидатов, который о вступлении своем в должность сообщает губернатору, уездному предводителю дворянства и исправнику. Если кандидатов в участке налицо не окажется, то впредь до прибытия их или (буде прибытия вовсе нельзя ожидать) до распоряжения губернатора о временном замещении вакантного места исправление должности принимает на себя по приглашению уездного предводителя дворянства как председателя мирового съезда один из прочих мировых посредников в уезде. 19. В случаях, когда должность посредника по недостатку лиц, имевших право на поступление в оную, или по случаю отказа избранных в эту должность, или по другим причинам не может быть замещена порядком, определенным в 12 — 15-й статьях, губернатор поступает на основании 375-й ст. Общ. Губ. Учр., Св. Зак., т. П., изд. 1857 г. 20. В тех уездах и губерниях (из числа поименованных в примечании 2-м к ст. 1-й настоящего Положения), где по малому числу помещиков нет дворянских выборов, начальнику губернии предоставляется образовать мировые участки и назначить мировых посредников, руководствуясь правилами, изложенными в ст. 6 — 11-й сего Положения. При образовании участков в означенных уездах и губерниях волости, лежащие в одном или разных уездах, могут быть соединены в один участок по совещанию губернатора с приглашенными помещиками. IV. О служебных преимуществах мировых посредников и о назначении им суммы на расходы по отправлению должности 21. Должность мировых посредников особенного класса не присваивается, но в правах служебных и в порядке взысканий по службе они состоят в равной степени с уездными предводителями дворянства (Свод. Зак., изд. 1857 г., т. III, Уст. о служб, по выб., ст. 236, 269 и др.). 22. На содержание канцелярии, наем рассыльных и другие издержки по отправлению должности каждому из мировых посредников назначается в безотчетное распоряжение тысяча ПЯТЬСОТ рублей ежегодно; затем никакого другого оклада жалованья они не получают. Расход на этот предмет вносится об-, щим порядком в сметы частных земских повинностей и разлагается по числу десятин на земли помещиков, как состоящие в непосредственном их распоряжении, так и предоставленные а пользование вышедших из крепостной зависимости крестьян, а, также на земли, приобретенные сими крестьянами в собствен- ( ность. Примечание. Избранные для замещения должности мировых посредников лица (кандидаты) во всех случаях, когда они исполняют обязанности посредников, получают суточные деньги по 2 руб. 50 коп. в сутки из того же источника, из коего производится содержание мировым посредникам. Отделение второе О ПРЕДМЕТАХ ВЕДОМСТВА И ПРЕДЕЛАХ ВЛАСТИ МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ 23. К делам, подлежащим ведомству мировых посредников, относятся: во-первых, споры, жалобы и недоразумения между помещиками и временнообязанными крестьянами или дворовыми людьми, возникающие из обязательных их отношений, а также жалобы крестьян и обществ на волостные сходы и на сельские и волостные должностные лица; во-вторых, засвидетельствование разных актов, совершаемых помещиками с временнообязанными крестьянами и дворовыми; в-третьих, некоторые распорядительные действия по крестьянским делам, особо поименованные в Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и в-четвертых, некоторые особенные, ниже перечисленные, дела по судебно-полицейскому разбирательству. 24. К делам по спорам, жалобам и недоразумениям, подлежащим ведению мировых посредников, принадлежат разбор и разрешение: 1) исков, споров и жалоб, возникающих из поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами или крестьянскими обществами со времени обнародования Положений о крестьянах; 2) жалоб помещика: а) на действия мест и лиц общественного крестьянского управления в случае нарушения прав помещика или неисполнения его законных требований, относящихся до целого общества или отдельных лиц; б) на допущение старостою или старшиною беспорядков в исполнении полицейских обязанностей и в отношении неисправного отправления крестьянами установленных повинностей; 3) жалоб временнообязанных крестьян и дворовых людей, как отдельных лиц, так и в составе крестьянских обществ, на действия помещика; 4) жалоб посторонних лиц, если они обратятся к посреднику, на крестьянские общества и общественные управления; 5) жалоб на действия сельских должностных лиц. 25. Жалобы, принесенные на волостные сходы и на волостных должностных лиц, мировой посредник передает на рассмотрение уездного мирового съезда с своими по оным заключениями. 26. К предметам ведомства мировых посредников по засвидетельствованию разного рода актов относятся: 1) удостоверение в правильности составления и засвидетельствование добровольных условий, заключаемых между помещиками и временнообязанными крестьянами: об уменьшении установленного размера крестьянского надела, о всех изменениях в составе крестьянского надела при отводе оного, о развер-стании угодий, о перенесении крестьянских усадеб на новые места, о выкупе крестьянских усадебных и полевых земель и уго- Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Документы крестьянской реформы дий, о размере повинностей, о прекращении круговой ответственности в отбывании повинностей и проч.; 2) засвидетельствование добровольных соглашений об отпуске крестьянам топлива и об определении платы за оное; 3) засвидетельствование увольнительных от обязательных отношений актов, выдаваемых помещиками дворовым людям; 4) засвидетельствование доверенностей временнообязанных крестьян и дворовых людей на ходатайство по их делам и 5) удостоверение в правильности составления и засвидетельствование добровольных условий, заключаемых между помещиками и временнообязанными крестьянами по делам, которые могут возникнуть между ними. 27. К. распорядительным действиям мировых посредников в пределах власти, указанных изданными о крестьянах Положениями и Правилами, принадлежат: I. По отношениям поземельным между помещиками и временнообязанными крестьянами: 1) дела по составлению уставных грамот; 2) по применению к отдельным имениям размера надела, установленного для другой ближайшей местности; 3) дела по возвышению и понижению повинностей против установленных размеров; 4) по распределению усадеб на разряды; 5) по отводу угодий, обязательному разверстанию оных, перенесению крестьянских усадеб и обмену земель; 6) по выкупу на основании особого Положения крестьянских земель и угодий; 7) по взысканию с крестьян недоимок по повинностям их в пользу помещика; 8) по предоставлению мирской земли во временное распоряжение помещика; 9) по приему и увольнению из общества крестьян в некоторых особенных случаях, местными положениями указанных; 10) по отпуску крестьянам топлива, если по сему предмету не состоится добровольных соглашений; 11) по увольнению дворовых людей независимо от воли помещиков в случаях, указанных в Положении о дворовых людях, и 12) дела по некоторым другим предметам, подробно исчисленным в Положениях и Правилах о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости. П. По общественному крестьянскому управлению: 1 ) утверждение волостного старшины в сей должности и вообще все дела по избранию должностных лиц сельского и волостного управлений; 2) по взысканию с должностных лиц сельского и волостного управлений вследствие жалоб на них или вообще нарушения ими служебных обязанностей; 3) по удалению крестьян из общества мирскими приговорами и 4) дела по некоторым другим предметам, подробно поименованным в Положениях и Правилах о крестьянах. 28. Обязанности мировых посредников по приведению в действие Положений о крестьянах и по выкупу крестьянами усадебной оседлости и приобретению ими в собственность полевых угодий с содействием правительства подробно исчислены в особых по сим Правилах и Положении. 29. Мировой посредник в делах между помещиками и временнообязанными крестьянами о причинении убытков присуждает потерпевшему убыток вознаграждение и налагает на виновных определенный в Положениях о крестьянах штраф, а в делах по проступкам подвергает виновных взысканиям в тех размерах, какие определены в ст. 32-й. 30. По некоторым родам дел, особо поименованным в Положениях о крестьянах и дворовых людях, мировой посредник: 1) виновных должностных лиц сельского и волостного управлений за маловажные проступки по должности присуждает к замечаниям, выговорам, денежному штрафу до пяти рублей и аресту до семи дней; 2) сельского старосту и помощников волостного старшины в случаях более важных нарушений по их должностям присуждает к временному удалению или же окончательному отрешению от должности и с утверждения начальника губернии, испрашиваемого установленным для того порядком, окончательному от оной отрешению; 3) в обществах, не исправных к отправлению повинностей, сменяет по ходатайству помещика, на основании Общего и местных положений о крестьянах, избранных крестьянами должностных лиц сельского управления и назначает новых по своему усмотрению и 4) присуждает виновных к некоторым другим взысканиям, поименованным в Положениях. 31. К делам судебно-полицейского разбирательства, возлагаемым на мировых посредников, принадлежит лишь разбор споров: по найму землевладельцами людей в разные работы, в услужение и в хозяйственные должности (в том числе управляющих), по отдаче в наем земель, по потравам полей, лугов и других угодий и по порубкам во владельческих лесах. 32. Из дел, поименованных в предыдущей 31-й статье, мировой посредник окончательно решит те, по коим цена не превышает тридцати рублей. Соответственно роду дела или свойству проступка мировой посредник присуждает: 1) лиц всех сословий — либо к имущественному вознаграждению сообразно причиненному ущербу, либо к денежному взысканию до пяти рублей; 2) лиц податного состояния — к общественным работам до Шести дней или аресту до семи дней, либо к наказанию розгами до двадцати ударов. Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Документы крестьянской реформы Примечание. Цена иска определяется по показанию истца. 33. Мировой посредник не входит в разбор дел, подлежащих рассмотрению крестьянских властей на основании Общего положения о крестьянах; равно не принимает к рассмотрению своему и дела, подлежащие ведомству общих уездных и губернских установлений, кроме дел и случаев, упомянутых в ст. 31 и 35-й. 34. Мировой посредник в случае отвода его одною из сторон, не может рассматривать дела, к которым он прикосновен лично или по имуществу; равно дела, возникшие по имениям родственников по прямой нисходящей и восходящей линиям, его жены, родных братьев и сестер и всех лиц, состоящих с ним в свойстве до второй степени, а также усыновленных им приемышей и находящихся у него в опеке или попечительстве лиц. В этих случаях дело передается на рассмотрение и разрешение его кандидата или мирового посредника ближайшего участка. 35. Кроме дел, поименованных в ст. 24, 26, 27 и 31-й, мировой посредник может принять к своему рассмотрению всякий спор и иск гражданский, если обе спорящие стороны будут просить его о решении их дела по совести (ст. 72). Отделение третье ОБ ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ МИРОВОГО ПОСРЕДНИКА 36. Мировому посреднику предоставляется разбирать дела как на месте своего жительства, так и в других селениях своего участка, по его усмотрению; но он, объявив заблаговременно, где именно и в какие дни недели будет находиться для рассмотрения и разбора дел, обязан держаться установленного порядка. В необходимых случаях он разбирает дела на месте, уведомив заранее прикосновенных к делу лиц и свидетелей о времени своего прибытия. Примечание. Во всяком случае дело разбирается на месте, если необходимо допросить в одном селении значительное число людей. 37. Просьбы приносятся мировому посреднику везде и во всякое время письменно или словесно, лично или через доверенное лицо; для просьб не устанавливается особых, определенных форм; просьбы пишутся и дела производятся на простой бумаге. Дела, в коих участвуют более десяти лиц, а также дела, производимые от целого мирского общества или волости, должны быть поручаемы одному или двум поверенным. В случае назначения двух поверенных они должны действовать совокупно. Поверенный, не участвовавший по какому-либо случаю в действиях своего товарища, не вправе оспаривать его действия. 38. Для назначения поверенного не требуется формальной доверенности. Лица, обращающиеся по своим делам к мировому посреднику, могут об избранных ими поверенных уведомить
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |