КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О губернском по крестьянским делам присутствии
1. Состав губернского присутствия 123. Губернское присутствие состоит под председательством начальника губернии из губернского предводителя дворянства, управляющего Палатою государственных имуществ, губернского прокурора, двух членов из местных дворян-помещиков, приглашаемых по сношению с начальником губернии министром внутренних дел с высочайшего соизволения, и двух членов из местных дворян-помещиков, избранных собранием губернского и уездных предводителей дворянства. При губернском присутствии полагается секретарь. Примечание 1-е. Там, где нет палаты государственных имуществ, место управляющего оною заступает в губернском присутствии управляющий удельною конторою, находящеюся в губернском городе. Примечание 2-е. К составу губернского присутствия по делам, касающимся до выкупа крестьянами полевых угодий с содействием правительства, присоединяется председатель казенной палаты и в случае надобности непременный член от Министерства финансов. Примечание 3-е. В губерниях Вятской, Пермской и Олонецкой, в которых не производится дворянских выборов, членами губернского присутствия, кроме поименованных в сей статье должностных лиц губернского управления, состоят только двое местных дворян-помещиков, приглашенных с высочайшего соизволения. Примечание 4-е. В Астраханской губернии по малому числу дворян-помещиков в состав губернского присутствия назначаются только два члена из местных дворян-помещиков: один — по приглашению министерства внутренних дел с высочайшего соизволения, другой — по выбору дворянства. 124. При обсуждении частных местных вопросов предоставляется губернскому присутствию приглашать для совещаний и нужных объяснений опытных помещиков. Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Документы крестьянской реформы 125. На содержание четырех особых членов губернского присутствия из местных дворян-помещиков определяется каждому по две тысячи рублей в год. Сверх того на жалованье секретарю и на канцелярские расходы каждого присутствия полагается тысяча пятьсот рублей в год. Потребная для сего сумма назначается и раскладывается порядком, указанным в ст. 22-й. Секретарь считается на службе при канцелярии губернатора. II. Предметы ведомства и пределы власти губернского присутствия 126. К предметам ведомства губернского присутствия принадлежат, во-первых, жалобы на действия мировых посредников и уездных мировых съездов; во-вторых, дела по добровольным между помещиками и крестьянами соглашениям; и в-третьих, некоторые, особо указанные в Положениях о крестьянах, распорядительные действия по крестьянским делам. Примечание. Участие как губернского присутствия, так и других мировых учреждений в делах по выкупу крестьянами их усадебной оседлости и приобретению в собственность при содействии правительства полевых угодий определяется подробно в сем Положении. 127. К предметам первого рода, подлежащим ведению губернского присутствия, относятся рассмотрение и разрешение жалоб на мировых посредников и уездные мировые съезды по всем родам дел в случае превышения власти или несоблюдения ими предписанного порядка и установленных правил. 128. К предметам второго рода, подлежащим ведению губернского присутствия, принадлежат рассмотрение и утверждение представленных мировым посредником добровольных между помещиками и крестьянами соглашений об уменьшении крестьянского надела. 129. К предметам третьего рода, подлежащим ведению губернского присутствия, то есть к действиям распорядительным в пределах власти, указанных изданными о крестьянах положениями и правилами, причисляются: 1) установление всех подробностей, относящихся до приведения в действие сих положений; 2) составление сметы расходов, необходимых для содержания как самого губернского присутствия, так и для найма нужного числа частных землемеров (с предварительным покрытием сего расхода заимообразно из общих остатков от земских сборов); 3) утверждение составленных по уездам проектов о распределении селений на волости; 4) разграничение местностей в отношении размера крестьянского надела в тех случаях, когда сие предоставляется присутствию местными положениями о крестьянах, и применение к отдельным имениям размера надела, установленного для другой ближайшей местности; 5) дела по возвышению и понижению повинностей против установленных размеров; 6) рассмотрение и утверждение тех уставных грамот, которые на основании Правил о приведении в действие положений о крестьянах предоставляются окончательному утверждению губернского присутствия; 7) составление урочного положения и установление сроков, с которых начинается летнее и зимнее время работ; 8) определение размера денежного пособия, которое владельцы обязаны выдавать дворовым людям, не способным к работе, если они увольняются ими в течение общего срока обязательных отношений; 9) определение в степных местностях, в каком размере солончаки могут быть допущены в состав крестьянского надела; 10) определение условий, на которых оставляются в пользовании крестьян рыбные ловли; 11) разрешение представлений мировых посредников о причислении к господским землям лесных покосов при разверста-нии угодий; 12) разрешение окончательного присоединения отведенной в пользование крестьян земли к угодьям, остающимся навсегда в непосредственном распоряжении помещика; 13) рассмотрение и утверждение приговоров мировых посредников (или, за неимением мировых посредников, уездных предводителей дворянства) о немедленном увольнении дворовых людей, буде они того пожелают, от обязательных отношений по случаю обнаруженных злоупотреблений в обращении владельца с дворовыми людьми; 14) утверждение представленных мировым посредником мирских приговоров об удалении крестьян из общества и представлении их в распоряжение правительства; 15) те дела уездных мировых съездов, по коим не составится установленного большинства (ст. 112 и примеч. к ст. 122); 16) дела об обязательном перенесении крестьянских усадьб и обмене угодий, если в мировом съезде не состоится по сим делам единогласного решения (примеч. к ст. 122); и 17) некоторые другие дела, отнесенные к обязанностям губернских присутствий положениями и правилами о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. III. Порядок действий губернского присутствия 130. Жалобы на мировые посреднические учреждения разрешаются утверждением или уничтожением решения, на которое принесена жалоба. По делам, не подлежащим вовсе рассмотрению мировых учреждений и возникшим неправильно, губернское присутствие прекращает всякое производство. По жалобам на превышение власти и несоблюдение предписанного порядка и правил в делах по спорам и недоразумениям в случае уничтожения состоявшегося по оным решения мирового посредника рассмотрение дела и новое решение оного поручается или тому же посреднику, который постановил решение, или другому посреднику, или уездному мировому съезду; а если уничтожается решение уездного мирового съезда, то рассмотрение дела и поста- Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Документы крестьянской реформы Чернуха В. Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60—70-е годы). Л., 1972, с. 27. новление нового решения предоставляется тому же или другому мировому съезду. По делам же распорядительным (ст. 27 и 107) губернское присутствие или утверждает сделанное распоряжение, или, отменяя оное, постановляет в то же время новое решение. 131. Решение губернского присутствия при разделении голосов постановляется простым большинством. При разделении голосов поровну голос председательствующего дает перевес. 132. Если по особенно важным обстоятельствам, заслуживающим внимания высшего правительства, начальник губернии затруднится исполнить решение губернского присутствия, то ему предоставляется, приостановив под собственною ответственностью исполнение означенного решения, представить в то же время о всех обстоятельствах дела министру внутренних дел. КОММЕНТАРИЙ Введение Статья 1 Мировые посредники вводились в 43 губерниях Европейской России. В Ставропольской губернии, Области войска Донского и Сибири, согласно особым, Дополнительным правилам, их функции исполняли другие должностные лица и учреждения. Статья 1 указывает, что мировые посредники были призваны играть посредническую роль между помещиками и их бывшими крепостными в разборе могущих возникнуть между ними недоразумений, споров и жалоб при решении вопросов, связанных с применением Положений 19 февраля 1861 г. На деле они в своем большинстве не были беспристрастными судьями. Назначаемые (хотя формально избираемые) только из среды дворян, причем, как правило, из числа потомственных дворян-землевладельцев данного уезда, мировые посредники призваны были стоять на страже интересов своего класса. В 1860 году в Редакционных комиссиях был разработан проект, предоставлявший не только дворянам, но и крестьянам право самим избирать мировых посредников (разумеется, из числа дворян). Надеялись, что «крестьяне, избрав сами посредников, будут иметь к ним больше доверия и во всяком случае с меньшим ропотом вынесут с их стороны злоупотребления», а мировые посредники «будут иметь возможность судить крестьян строже и строже прилагать закон в тех случаях, когда последний будет почему-либо неприятен крестьянам». Но этот проект был отвергнут Главным комитетом1. Вместе с тем мировые посредники призваны были проводить правительственную линию, т. е., выражая в конечном счете общеклассовые помещичьи интересы, учитывать и интересы общегосударственные и даже во имя защиты общеклассовых помещичьих интересов пресекать корыстные поползновения откровенных крепостников, требуя от них придерживаться рамок закона. Положение предусматривало относительную самостоятельность мировых посредников и независимость их от местной администрации. Мировые посредники являлись и судебно-адми- нистративным органом в деревне, призванным примирять классовые интересы крестьян и помещиков. В этом смысле правительство возлагало на мировых посредников большие надежды. «Вдумываясь в права и в компетенцию мирового посредника, — писал академик Н. М. Дружинин, — мы без труда улавливаем в этом органе черты, заимствованные из дореформенного прошлого: практическое разрешение всех основных вопросов реформы поручалось местному помещику, облеченному доверием уездного дворянства, а контроль за действиями крестьянских органов — правда, в смягченной форме — возрождал систему опеки окружных начальников над государственными крестьянами»2 (имеется в виду введенная в 1837—1838 годах система управления государственной деревней). Глава первая
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |