КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статьи 21—22
С. 89. С. 31. Статьи 2—5 О МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКАХ Численность мировых участков (и соответственно мировых посредников) определялась самим уездным дворянством в лице уездных дворянских собраний — корпоративных органов дворянства на местах. Каждый уезд был разделен на 10—12 мировых участков. Образование мировых участков завершилось летом, а введение в должность мировых посредников — к концу 1861 года. Всего в 43 губерниях было создано 1714 мировых участков. Количество мировых участков в губерниях зависело от численности временнообязанных крестьян. Первоначально «высшим размером мирового участка» было определено наличие в нем до 10 тысяч мужского пола временнообязанных крестьян. В Вятской, Вологодской и Олонецкой губерниях, с небольшой численностью временнообязанных крестьян, было образовано по 5—6 мировых участков на губернию, в то время как во Владимирской, Тверской, Орловской и Рязанской губерниях — более 60 в каждой. 11 мая 1861 г. Главный комитет об устройстве сельского состояния постановил: в Вятской, Вологодской и Олонецкой губерниях, «где мало дворян и крестьян», соединить несколько уездов в один мировой участок, но если уезды «с немногочисленным временнообязанным крестьянством по дальности расстояния не могут быть соединены», то обязанности мирового посредника возложить на уездного судью или, по выбору губернатора, на одного из местных чиновников. В тех уездах, в которых не окажется избранных мировых посредников, функции мировых уездных съездов возлагались на особые присутствия, состоявшие из исполнявшего должность мирового посредника чиновника, уездного судьи и уездного стряпчего. Данное постановление было также распространено на Астраханскую и Оренбургскую губернии и на некоторые уезды Казанской губернии (в которых преобладало государственное и удельное крестьянство)3. Предусматривалось создание временных мировых участков в Петербурге и в Москве, в которых находились значительные массы временнообязанных крестьян-отходников. Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе, Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян, вышедших из крепостной зависимости, т. 2, ч. 1. СПб., 1861, с. 53—54. Документы крестьянской реформы ПСЗ 2-е, т. XXXVIII, №39915. Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян.., т. 7, ч. 1. СПб., 1866, с. 15; ПСЗ 2-е, т. XLIII, № 58342. ПСЗ 2-е, т. XLIX, № 53678. Впоследствии в связи с сокращением круга обязанностей мировых посредников их число уменьшалось и увеличивался размер мировых участков. Постановлением Главного комитета от 26 июля 1863 г. размер мирового участка увеличивался до 15 тыс. душ м. п. временнообязанных крестьян4. В соответствии с этим было упразднено 414 мировых участков (1/4 их прежнего числа). Постановление Главного комитета от 25 марта 1866 г. размер мирового участка доводило до 25 тыс. душ м. п. крестьян, а закон 25 мая 1871 г.—до 30 тыс.5 К этому времени число мировых участков сократилось почти наполовину — до 864. 27 июня 1874 г. было издано Положение об изменениях в устройстве местных учреждений по крестьянским делам, которое упраздняло институт мировых посредников, а их обязанности передавало полиции, судебным и нотариальным учреждениям и созданным согласно этому Положению уездным по крестьянским делам присутствиям, состоявшим из председателя уездной земской управы, уездного исправника и почетного мирового судьи. Уездному по крестьянским делам присутствию передавались дела мировых посредников по надзору за крестьянским общественным управлением, за поступлением оброчных и выкупных платежей с крестьян. В качестве исключения мировые посредники сохранялись в Пермской и в западных губерниях, в Бессарабской области, а также в таких губерниях, где еще не были введены новые судебные и земские учреждения6. Статьи 6—11 Должность мирового посредника была, по существу, назначаемой и притом обставленной сословным, имущественным и образовательным цензами. Приоритет отдавался потомственным дворянам, причем крупным землевладельцам. Недостаток соответствующего имущественного ценза компенсировался высоким образовательным или служебным цензом. Отсутствие у кандидата в мировые посредники статуса потомственного дворянина, но при обязательном наличии дворянства личного, компенсировалось двойным имущественным цензом. Статья 6 ссылается на пункты 1 и 3 ст. 34 Устава о службе по выборам дворянским, которые устанавливают следующие условия, необходимые для занятия должностей по выборам в дворянские корпоративные учреждения: пункт 1: «Когда он честного и неукориэненного поведения и не находится в явном пороке и подозрении», пункт 3: «Когда он в совершенных по общим узаконениям летах, то есть имеет не менее двадцати одного года. В удостоверение совершеннолетия принимаются выписки из метрических книг, или послужные списки того лица и его родителя, или же, наконец, свидетельство, подписанное несколькими дворянами той же губернии». Таким образом, закон отметал от участия в этом сугубо сословном, дворянском по своему составу, институте, на который возлагалось непосредственное применение на месте Положений 19 февраля 1861 г., не только представителей недворянских со- словий, но и мелкопоместное дворянство. Ставка делалась в первую очередь на крупных помещиков, а также на тех из дворян, которые прошли опыт службы в дворянских корпоративных учреждениях. Придавая первостепенное значение институту мировых посредников в деле проведения реформы в жизнь, правительство уже в марте 1861 года предписало губернаторам ускорить подбор кандидатов на эти должности. «В настоящее время, — говорилось в специальном об этом циркуляре от 23 марта министра внутренних дел С. С. Ланского, — успех избрания мировых посредников составляет одну из первостепенных забот правительства, а потому считаю нужным обратить особенное, личное вашего превосходительства внимание на всю важность и ответственность этого избрания... От удачного избрания сих лиц будет много зависеть успех предпринятого государственного преобразования»7. Правительство всячески форсировало создание института мировых посредников. Губернаторам было дано право выбирать из представленного дворянством списка мировыми посредниками местных помещиков-землевладельцев, даже состоявших на гражданской или военной службе, предоставляя им либо длительный (на время исполнения обязанностей мирового посредника) отпуск, либо отставку. Согласно ст. 7, в каждом уезде должен был быть определенный контингент кандидатов на должность мирового посредника. Однако с первых же шагов правительство встретилось с большими трудностями в подборе кандидатур в мировые посредники. Особенно это относилось к тем губерниям, в которых преобладала дворянская мелкота с невысоким образовательным цензом. «Мировых посредников для некоторых уездов решительно неоткуда взять», — писал, например, 23 марта 1861 г. известный славянофил и деятель крестьянской реформы Ю. Ф. Самарин из Самарской губернии князю В. А. Черкасскому8. О «затруднительности» подбора кандидатур в мировые посредники писали в то время флигель-адъютанты и губернаторы из Курской, Казанской, Смоленской, Новгородской, Вологодской, Вятской и Оренбургской губерний9. Подбор затруднялся еще и тем, что среди местных дворян нелегко было найти достаточно культурных и сочувствовавших реформе людей. Большинство дворянства восприняло реформу отрицательно, следовательно, эта категория лиц, даже с точки зрения правительства, не подходила к роли мировых посредников10. «Выбор мировых посредников, — писал из Курской губернии флигель-адъютант А. С. Корсаков, — крайне затруднителен не столько потому, что на должности эти был недостаток в людях самостоятельных и вообще честных, но по весьма ограниченному числу помещиков, открыто, энергически сочувствующих благу крестьян при совершающемся преобразовании. У большинства помещиков заметно, напротив, стремление по возможности сохранить старый порядок и явное нежелание отказаться от своих бывших прав». Ярославский губернатор в своем донесении от 10 мая 1862 г. Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян... СПб., 1885, с. 162. Цит. по: Зайончков- ский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г., См. там же, с. 89—90; Найденов М. Е. Классовая борьба в пореформенной деревне 1861—1863 гг. М., 1955, с. 174—177. 10 См.: Зайончков- ский П. А. Указ. соч., с. 89. Крестьянское движение в 1861 г. после отмены крепостного права, ч. 1—2. Донесения свитских генералов и флигель-адъютантов, губернских прокуроров и уездных стряпчих. М.-Л., 1949, с. Ю9—110. Документы крестьянской реформы Дружинин Н. М. Указ соч., с. 32. Цит. по: Зайончков- ский П. А. Указ. соч., с. 89. Колокол,л.127 от 1 апреля 1862 г., с. 1053. Отдел рукописей библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 265 (Самариных), папка 33, д. 2, л. 38 об. объяснял критическое положение, создавшееся при подборе кандидатов в мировые посредники в Рыбинском уезде (самом промышленном в Ярославской губернии) низким культурным и моральным уровнем местного дворянства и откровенно враждебным отношением его к реформе. Губернатор делил все дворянство уезда на три категории: «1) совершенно неблагонадежных по крайнему сочувствию к отжившему уже крепостному праву и ожесточенному нерасположению к реформе крестьянского быта; 2) совершенно порочных, явно обличенных и частью даже подвергавшихся судебному преследованию за неблаговидные и преступные действия, например кражу леса, лошадей и даже серебряных ложек; 3) совершенно ни к чему не способных по отсутствию не только начал образованности, но даже по недостатку всякого умственного развития». «При этом, — добавлял губернатор, — некоторые из этих лиц принадлежат не только к одной, но и ко всем трем категориям»12. Губернаторы отмечали «неудачность» выбора мировых посредников. Тот же ярославский губернатор в своем отчете за 1861 год сообщал, что многие мировые посредники в губернии приобрели «характер полицейского начальства», поддерживая самый безжалостный произвол помещиков. Смоленский губернатор писал, что «выбор мировых посредников не везде удачен. Они действуют не всегда беспристрастно. Они забыли свое высокое назначение быть примирителями и беспристрастными судьями обоих сословий»13. Впрочем, и сам смоленский губернатор был повинен в «неудачном выборе» мировых посредников. Как сообщал корреспондент «Колокола», «в Смоленской губернии большая часть мировых посредников назначена и назначается губернатором по протекции, по просьбам и интригам, а потому в среде действительно достойных людей много бездарных молодцов». Вместе с тем среди мировых посредников, особенно их первого состава (или, как их принято называть, «первого призыва»), было немало действительно достойных людей, составлявших либеральное меньшинство этого института. В их числе были декабристы А. Е. Розен и М. А. Назимов, петрашевцы Н. С. Каш-кин и Н. А. Спешнев, писатель Л. Н. Толстой и известный хирург Н. И. Пирогов. Они добросовестно исполняли свой долг, придерживаясь строгих рамок закона, за что вызвали против себя гнев местных помещиков-крепостников. Характерно, что крестьяне восприняли введение института мировых посредников как сохранение власти помещиков в деревне. Они справедливо считали, что мировые посредники — те же помещики, задача которых заключалась не в «беспристрастном разборе споров», как об этом было заявлено в законе, а в прямой защите помещичьих интересов в ущерб интересам крестьян. «Крестьяне говорят: ну, от посредников нам ожидать нечего, бары выбрали людей на свою руку», — писал 7 июня 1861 г. А. И. Кошелев Ю. Ф. Самарину15. О недовольстве крестьян учреждением института мировых посредников сообщал в своем донесении от 30 июля 1861 г. из Ковенской губернии жандармский полковник Скворцов: «Мировые посредники были встречены крестьянами большей частью с недоверием; крестьяне недовольны, что посредники избраны из сословия помещиков, и полагают, что они должны действовать непременно в пользу дворян»16. Рязанские крестьяне так характеризовали мировых посредников: «Они избраны из бар самими же барами, которые их привели к присяге не выдавать ни одного своего собрата и поворотить опять в крепость крестьян». Неизвестный корреспондент журнала «Основа» сообщал в 1862 году из Полтавской губернии, что крестьяне не верят мировым посредникам потому, что считают их такими же панами, как и своих помещиков. Недовольство крестьянской массы введением института мировых посредников и недоверие к ним были отмечены во Владимирской, Воронежской, Гродненской, Новгородской, Петербургской и Самарской губерниях17. Статьи 12—20 Статьи определяют процедуру подбора и введения в должность мировых посредников. Подбор кандидатов в мировые посредники, представление кандидатур в Сенат для окончательного утверждения возлагались на губернаторов, которые в этой работе опирались на уездные дворянские корпоративные учреждения — уездные дворянские собрания. 12 мая 1861 г. Главный комитет принял постановление, разрешавшее временное отступление от ст. 14, — допускать мировых посредников к исполнению их обязанностей до утверждения их в должности Сенатом. Во исполнение этого постановления в тот же день всем губернаторам была разослана циркулярная телеграмма «о немедленном допущении избранных посредников к временному, до утверждения Сената, исправлению должности»18. Это решение было вызвано напряженной обстановкой резкого обострения классовой борьбы в деревне весной 1861 года. Немедленное введение в должность мировых посредников, не ожидая их утверждения Сенатом, призвано было решить важную социальную задачу — ослабить остроту классового антагонизма в деревне. Согласно ст. 15, срок полномочий мировых посредников устанавливался, как и при выборах в дворянские корпоративные органы, в три года. Однако по истечении трех лет, 5 марта 1864 г., последовало постановление Главного комитета «оставить мировых посредников в их должности еще на один год». Впоследствии, вплоть до 1867 года, срок полномочий посредников «первого призыва» ежегодно продлевался. Вместе с тем ряд правительственных мер (например, сокращение числа мировых посредников, удаление с этой должности неугодных лиц и т. п.) привел к тому, что либеральная часть мировых посредников была устранена. Это изменение состава мировых посредников было отмечено В. И. Лениным. «Мировые посредники первого призыва, — писал он, — были распущены и заменены людьми, не способными отказать крепостникам в объегоривании крестьян и при самом размежевании земли». Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях 16 ЦГАОР СССР, ф. 109, 4-я экспедиция, 1861 г., д. 210, л. 28 об. 17 См.: Федоров В. А. Лозунги крестьянской борьбы в 1861 —1863 гг. — В кн.: Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.М.. 1963, с. 256. Цит. по: Чернуха В. Г. Указ. соч., с. 78. Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян, т. 5, ч. 1. СПб., 1864, с. 22. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 4, с. 430. Документы крестьянской реформы См.: Дружинин Н. М. Указ. соч., с. 34. Из 2,1 млн. руб. этого налога 1,4 млн. руб. уплачивали крестьяне. Статья 95 Устава о службе по выборам, на которую ссылается ст. 17 комментируемого Положения, гласит: «Дворяне, как имеющие право участвовать в выборах непосредственно, но не могущие быть в собрании, так и дворяне, участвующие в оных токмо чрез уполномоченных, обязаны уведомлять предварительно, если не желают быть избранными. Не приславший из них такового отзыва, быв избран, от принятия должности отказаться уже не может и по уведомлении обязан немедленно и не далее, как на поверстный срок, явиться к отправлению оной». Согласно ст. 20, роль дворянских корпоративных органов в подборе мировых посредников там, где отсутствовали эти органы «по малому числу помещиков», играли «приглашенные» губернаторами местные помещики. Статья 21 уравнивает посредников в правах с уездными предводителями дворянства. Она ссылается при этом на ст. 236 Устава о службе по выборам (Свод законов Российской империи, изд. 1857 г., т. III), которая приравнивала «служащих по выборам дворянства» к состоящим на государственной службе. Согласно ст. 269 и следующим того же Устава, мировые посредники, как и уездные предводители дворянства, могли быть отстранены от должности не иначе как по решению Сената. Наложение на мировых посредников штрафов, выговоров, замечаний и прочих взысканий, не влекущих за собой удаление от должности, производилось также с санкции Сената. В случае совершения более серьезных проступков или преступлений, влекущих за собой привлечение к судебной ответственности, предводители дворянства, как и мировые посредники, могли быть преданы суду только с разрешения Сената, а если эти лица были утверждены в своих должностях императором, то они могли быть привлечены к судебной ответственности лишь «с высочайшего разрешения». За десять лет, с 1863 по 1872 год, в Сенат поступило 339 дел о проступках и преступлениях мировых посредников, в частности по обвинению их в лихоимстве, своекорыстном распоряжении крестьянскими суммами, волоките, небрежности, превышении власти и т. п. Из этого числа лишь 50 посредников были преданы суду с удалением от должности и 42 — без удаления от должности, 209 отделались дисциплинарными взысканиями, 38 были освобождены от ответственности. Здесь не учтены случаи заблаговременных выходов в отставку мировых посредников, которым угрожало судебное преследование21. Казна устранялась от содержания мировых посредников: все расходы на их содержание были возложены на крестьян и помещиков за счет введения специального для этой цели налога с их земель (ст. 22). Фактически основную тяжесть этих расходов несли крестьяне.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |