Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности практических форм обучения в вузе




Теоретические формы обучения студентов

БУДЬТЕ ОБЩИТЕЛЬНЫМИ

БУДЬТЕ АКТИВНЫМИ

НАХОДИТЕ РАДОСТЬ В УЧЕНИИ

Существует самая прямая связь между успехами в учебе и тем, как студент к ней относится. Это отношение проявляется, преж­де всего, в желании или нежелании учиться. Конечно, учение требует большого труда, напряжения, усердия. Однако, когда прилагаемые усилия в освоении знаний приносят хорошие ре­зультаты, возникает чувство удовлетворения. Именно из него развивается та радость познания, которая помогает преодолеть все трудности и неудачи.

Не следует ждать, чтобы вас «подгоняли», привлекали к раз­личным видам деятельности, — включайтесь во все сами. Чем активнее студент, тем эффективнее будет его учеба и тем лучше он подготовит себя к будущей профессиональной деятельности.

Коммуникабельность, т. е. способность к общению с окружаю­щими людьми, является очень ценным качеством студента. Во время учебы встречаешься со многими людьми, учишься у дру­гих усваивать и использовать знания. Особое значение при этом имеет общение с преподавателями. Хотя со многими из них сту­дент встречается не так часто, как с учителями в школе, но эти встре­чи имеют порой решающее значение. Общаясь с преподавателями на консультациях и в личных беседах, студент не только учится у них, но и увлекается их научными идеями, что нередко приводит его впоследствии в науку.

Итак, первокурсники, учитесь учиться!

 

Лекция (от латинского lectio «чтение») — одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, пред­ставляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Читается лекция обычно од­новременно для студентов всего курса или потока, если боль­шой курс делится на несколько потоков.

Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в прак­тике средневековых университетов. Тогда это слово точно отра­жало характер деятельности преподавателя. В XII—XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопеча­тание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочине­ние для изучения каждый студент, конечно, не мог, и универ­ситетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения - фило­софские, религиозные трактаты, сопровождая чтение подроб­ными комментариями и разъяснениями.

На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось кни­гопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важней­ших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того в последние десятилетия все большее значение приобретают компьютерные формы хране­ния и передачи информации, которые все активнее применяют­ся в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных заведениях во всем мире.

В чем же причина такого «консерватизма»? - спросите вы. А дело в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень много достоинств. Постараемся показать наиболее суще­ственные из них.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука - а студенты знакомятся в вузе именно с различными науками - представляет собой очень сложное явление. В каждой науке вы встретите большое количество различных точек зрения, мне­ний, подходов и способов разрешения научных проблем. Наря­ду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобрать­ся в этом клубке разноречивых, а часто и противоречивых взгля­дов студенту, только вступающему в мир научных знаний, чрез­вычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного промежутка времени сориен­тировать десятки студентов в рассматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные на­учные работы, посвященные данной проблеме.

К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредствен­ное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда игра­ют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становит­ся ярким и интересным, а поэтому способствует развитию жела­ния знать изучаемый предмет лучше и глубже.

Таким образом, лекция - очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний.

У первокурсника, который, как правило, в вузе впервые стал­кивается с такой формой учебных занятий, часто поначалу скла­дывается мнение, что на лекции он - лицо пассивное и все, что от него требуется, - слушать и записывать то, что говорит пре­подаватель. Но это ошибочное, и даже опасное представление. На самом деле слушание лекции предполагает активную мыс­лительную деятельность студента, главная задача которого - понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рас­суждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргу­ментацию, составить собственное мнение об изучаемых явлени­ях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать записи изложенного в лек­ции материала. Понятно, что ведение таких записей, которые называются конспектами (от латинского conspectus «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы вам было легче их приобрести, запомните несколько практических советов:

не старайтесь записать дословно все, что говорит препо­даватель — это невозможно, да и не нужно. Если вы бу­дете к этому стремиться, в ваших записях неизбежны не­дописанные предложения, пропуски, а поэтому нарушения логики изложения материала, которые сделают конспект бесполезным. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, записывая только самое существенное.

• учитесь на слух отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные поло­жения и определения, которые без примеров и иллюстраций могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться не­понятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, так­же лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно не­скольких ключевых слов.

• Записи должны быть сжатыми, логично связанными, пред­ставлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.

• Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи, обя­зательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя акку­ратно и внимательно.

• По ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствующие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно использовать не только разные виды подчеркиваний (пря­мая, волнистая линии, пунктир и т. п.), разноцветные выде­ления, но и различные значки, например:! — «важно»,? — «проверить, уточнить», NB (nota bene) — «обратить внима­ние» и др.

• Оставляйте в тетради поля, которые можно использовать в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, до­полнений и т. п.

• Используйте красную строку для выделения смысловых ча­стей в записях.

• Постарайтесь выработать свою собственную систему сокра­щения часто встречающихся слов или их замены определен­ными знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше слушать и думать.

• Сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по свежим следам восстановить пропущенное, дописать недо­писанное, доделать необходимые выделения.

Очень важно подчеркнуть, что лекция — это не весь матери­ал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего, это — «путеводитель» в их дальней­шей самостоятельной учебной и научной работе.

Семинар (от латинского seminarium «рассадник»; переносн., «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному кур­су. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объясне­нии вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподава­тель, давая студентам возможность свободно высказаться по об­суждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы учащиеся были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семи­нар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах об­суждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговре­менно знакомятся с планом семинарского занятия и литерату­рой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов учащихся. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые дела­ют сообщение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины — а это и есть главное назначение семинара, - готовиться к нему должны все.

При подготовке к семинару:

проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ­ных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому воп­росу и аргументировано его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

В процессе работы на семинаре:

внимательно слушайте выступления других участников се­минара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказыва­ния со своим мнением;

• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопро­сов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, что­бы оно было подкреплено убедительными доводами;

•если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуй­те его, но помните, что критика должна быть обоснован­ной и конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конк­ретное предложение в качестве альтернативы;

• после семинара кратко сформулируйте окончательный пра­вильный ответ на вопросы, которые были рассмотрены.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими ме­тодов научной работы и приобретению навыков научной аргу­ментации, научного мышления. Преподавателю же работа сту­дента на семинаре позволяет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он осваивает материал курса.

В высшем учебном заведении лабораторное занятие — одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение уча­щимися отдельных видов, способов и методов проведения эк­спериментальной научно-исследовательской работы. Такая форма учебных занятий требует использования специального оборудования, технических средств и материалов и проводится в учебных лабораториях. Применяется главным образом при изучении дисциплин естественнонаучного и технического профиля.

Лабораторные занятия дают возможность студентам научить­ся правильно обращаться с различными приборами и материала­ми, приобрести практические навыки наблюдения за объектами эксперимента, правильного анализа и обобщения полученных результатов, их критической оценки. Нередко на лабораторных занятиях предусматривается применение комплексных знаний из разных областей науки.

Перед каждым лабораторным занятием необходимо:

• тщательно ознакомиться с полученным эксперименталь­ным заданием;

• выделить все теоретические положения, на основе которых оно может быть выполнено;

• наметить пути осуществления задания;

• подготовить все рабочие материалы для записи результатов опытной работы: таблицы, формы протоколов, графики и пр. При проведении лабораторной работы особое значение имеет тщательность выполнения эксперимента и фиксирования ре­зультатов. Поэтому предлагаем вам следующие практические советы:

не делайте черновых записей с тем, чтобы потом переписы­вать их начисто, так как при переписывании возможно вне­сение ошибок;

• ведите по ходу эксперимента записи в специальном журна­ле, отмечая особые трудности, возникающие при его прове­дении;

• фиксируйте данные, которые на первый взгляд кажутся нео­бычными или ошибочными: отбросив их, вы можете иска­зить результаты экспериментальной работы;

• по завершении эксперимента проанализируйте и просчитай­те полученные результаты, оцените их, выведите закономер­ности, представьте результаты точно и наглядно.

Консультация (от латинского consultare «совещаться, сове­товаться») — один из видов учебных занятий, который прохо­дит в форме беседы студентов с преподавателем. Обычно кон­сультация имеет факультативный характер, т. е. не является обязательной для посещения.

Консультация как дополнительная форма учебных занятий предоставляет студентам возможность разъяснить вопросы, воз­никшие на лекции, при подготовке к семинарам или экзаменам, при написании студенческой научной работы, при самостоятель­ном изучении материала.

Она может быть индивидуальной, когда преподаватель кон­сультирует одного студента, или групповой, как, например, кон­сультации перед экзаменами. В любом случае, если вы собрались идти на консультацию:

постарайтесь заранее четко сформулировать свой вопрос (или вопросы);

• задавая вопрос преподавателю, покажите, что вы самостоя­тельно сделали для его разъяснения.

 

Практическое занятие это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, при­кладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков.

Такие навыки формируются в процессе выполнения конкрет­ных заданий, упражнений, задач и т.п. под руководством и контролем преподавателя.

Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда за­ранее известна, студент должен освежить в памяти теоретичес­кие сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоя­тельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность прак­тических учебных занятий.

Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за рабо­той каждого студента, оказывая ему необходимую методичес­кую и консультационную помощь, практические занятия про­водятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруппы.

Практика - важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается втом, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по опреде­ленной программе непосредственно участвует в том виде профес­сиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики — помочь студентам лучше усвоить полученные те­оретические знания и научиться применять их в практической деятельности.

Согласно государственному образовательному стандарту прак­тика является обязательной, т.е. все студенты ДВГАФК в соответствии с учебным планом периодически проходят практи­ку на протяжении последних трёх лет обучения. Сроки проведения и продолжительность практики на разных курсах составляет 6 недель (при 36 часовой трудовой неделе). За весь период обучения в нашем вузе студенты практикуются около 18 недель.

Содержание практики учащихся разных факультетов может зна­чительно различаться, поскольку ее содержание и формы про­ведения определяются спецификой той специальности и специализации, которую получат студенты по окончании учебы. Но в целом практика как одна из форм обучения в вузе должна отвечать определенным требованиям.

На третьем курсе все студенты академии проходят педагогическую практику на базе средних школ, чтобы освоить и закрепить в деле навыки учителя физической культуры. На четвертом курсе – профессионально-ориентированная практика, формируются навыки тренера по виду спорта, специалистов дополнительного образования по физической культуре и т.д. В содержание пятого курса входит практика на будущем месте работы студента.

Сначала студенты-практиканты включа­ются в деятельность учреждений, где они проходят практику, начинают выполнять под контролем сотрудников учреждений и методистов ДВГАФК несложные профессиональные функции, пробуют практически применять полученные в вузе знания и умения. А далее уже проводят самостоятельные уроки, тренировки и занятия в качестве стажера, т. е. специалиста, который имеет необходи­мые для полноценной трудовой деятельности знания, но еще не приобрел достаточного опыта, а поэтому иногда может нуждать­ся в совете или помощи профессионального специалиста.

Таким образом, практика помимо всего прочего дает студенту возможность понять, правильно ли он выбрал специальность, сориентироваться в многообразии видов профессиональной деятельности, определить свои собственные профессиональные интересы и возможности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.