КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учитель ФК в школе
Будущий учитель физической культуры в школе должен представлять себе те проблемы, которые сейчас присутствуют в процессе физического воспитания школьников. 1. Вполне здоровыми в 1-й класс поступает только около 15% детей. До школьного возраста «опустились» многие болезни, которые ранее были типичны только для взрослых. И среди них такие, как гипертония, атеросклероз, сердечные заболевания, ухудшение зрения, болезни опорно-двигательного аппарата (например, плоскостопие, сколиоз и др., которыми страдают 50% детей). 2. Отставание у школьников уровня силовых способностей. Большинство мальчиков не могут подтянуться на перекладине более одного-двух раз, а девочки не в состоянии отжаться лежа в упоре на полу. Около 70% призывников не могут выполнить стандартные нормативные требования (программы вузов и школы). 3. Значительно выросло количество детей и подростков (в том числе и девочек), курящих, употребляющих алкоголь и наркотики. 4. Продолжаются поиски наиболее рациональных форм организации занятий физическими упражнениями, управления физическим развитием учащихся, совершенствования его содержания и методов. Одной из важнейших проблем является необходимость увеличения времени на занятия физическими упражнениями в урочных и неурочных формах. 5. Материально-техническое обеспечение занятий не во всех школах отвечает современному и даже достаточному уровню. Одни школы имеют вполне приличные спортивные залы, инвентарь, оборудование, спортивные площадки и даже стадионы, плавательные бассейны. Другие в этом плане мало что имеют и испытывают большие затруднения. 6. Наконец, не в каждой школе администрация серьезно, по государственному, относится к работе в области физической культуры. И это во многом зависит от учителей физической культуры, от их авторитета, мастерства, компетентности, упорства и организаторских способностей. 7. У многих школьников, особенно в старших классах, не сформирована потребность в занятиях физическими упражнениями. Многие школьники всеми правдами и неправдами стараются освободиться от занятий по физкультуре, порой делая это с согласия родителей. Хотя, по существу, нет таких болезней, при которых были бы действительно противопоказаны физические упражнения. Все зависит от правильного выбора средств, методов и форм занятий применительно к данному заболеванию или врожденному физическому недостатку. Социальная ценность труда учителя физкультуры в школе заключается в том, что он стоит на страже сохранения и укрепления здоровья детей, тех детей, из которых впоследствии вырастут рабочие, крестьяне, служащие, ученые, врачи, инженеры, военные. Здоровье будет основой их жизнедеятельности, профессиональных успехов, оно позволит им хорошо трудиться, создавать собственную материально-финансовую базу, богатство нации, надежно охранять страну и спокойствие народа. Сложность, особенность, и в известном смысле, противоречивость педагогического процесса, состоит во взаимодействии личностей учителя и ученика, ее изменчивости и вариативности, многозначности педагогического воздействия на учащегося, которое зависит от объективных (задач, содержание обучения) и субъективных (личностные качества учеников) причин. При этом нельзя не учитывать того, что учащийся не просто пассивно воспринимает воздействие педагога, но и сам активно действует, осваивая или отторгая информацию, полученную от учителя. Следовательно, результат деятельности педагога зависит не только от его отношения к детям, но и их отношения к нему, а через него и к тому предмету, который он преподает. Деятельность учителя физической культуры в школе, как и вся педагогическая деятельность, носит творческий характер. Это проявляется в том, что помимо необходимости выполнять стандартные виды работы (например, вести уроки в соответствии с расписанием), он должен постоянно решать усложняющиеся задачи, неожиданно возникающие проблемы, искать и находить новые, оригинальные решения в ходе учебной и воспитательной работы, использовать новые методы, методические приемы и средства. Другими словами, у него всегда существует возможность, а зачастую и необходимость, отойти от стереотипов, шаблонов. Перед учителем физической культуры в школе стоят более сложные и многочисленные задачи, чем перед любым его коллегой – учителем-предметником. Тот должен вооружить ученика знаниями в области своего предмета (математики, химии, биологии и т.п.). Учитель же физической культуры на своих уроках обязан в комплексе решить 3 группы задач по формированию человека. 1. Образовательные задачи (овладение учащимися двигательными умениями, навыками; вооружение их специальными знаниями в области физической культуры). В своей практической деятельности он должен будет руководствоваться школьной программой, проводить занятия по гимнастике, плаванию, лыжам, спортивным играм (волейболу, футболу, баскетболу, ручному мячу). И по каждому из указанных видов он должен уметь достаточно грамотно и технически правильно показать технику выполнения различных движений и подобрать правильные методы и методические приемы для освоения движений и действий. Это определяется требованиями учебной программы по физической культуре в школе. 2. Оздоровительные задачи (использование физических упражнений, естественных сил природа режима дня для укрепления здоровья и повышения умственной и физической работоспособности). 3. Воспитательные задачи (всестороннее и гармоничное развитие личности учащихся, их трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, формирование мотивации вести здоровый образ жизни). Помимо учебно-воспитательной работы непосредственно на уроках преподавателю приходится проводить турпоходы, праздники, встречи. Часто возникает необходимость что-то нарисовать, сфотографировать или сыграть на каком-либо музыкальном инструменте, научить детей танцевать. Формированию таких способностей помогает участие студентов, будущих учителей, в студенческой самодеятельности, выступления на вечерах и праздниках. Другими словами, учитель физической культуры воздействует на учащегося в целом, на все его стороны - на физическую, интеллектуальную, психическую. Если учитель физкультуры достаточно умен, грамотен и образован, относится с душой, заинтересованно к своей благородной деятельности, он становится любимцем детей и авторитетом среди родителей, у своих коллег - учителей предметников. Хочется отметить, что по сравнению с другими учителями-предметниками учитель физической культуры испытывает более тяжелую моральную (несет ответственность за жизнь и здоровье детей), сенсорную и физическую нагрузку (шум, постоянно перемещающиеся в пространстве дети, команды громким голосом, непосредственный показ упражнений, проведение уроков на улице в холодное время года и т.д.). Помимо непосредственной учебно-воспитательной работы учитель физической культуры в школе должен заниматься хозяйственной работой, приобретать и ремонтировать инвентарь и оборудование, спортивную форму, строить и поддерживать в удовлетворительном состоянии спортивные площадки и места для занятий, заниматься организаторской и административной деятельностью. Осуществлять и поддерживать связь с родителями, спонсорами, администрацией школы, физкультурным руководством района, города. Он должен умело и грамотно планировать учебно-методическую, спортивную, воспитательную работу и осуществлять контроль за их выполнением. Мастерство учителя быстро растет за счет широты образования. Ему помогает его общая культура и образованность, владение своими профессиональными знаниями, умениями, навыками, чувство неудовлетворенности результатами своей работы, накапливающийся опыт и умение анализировать свои успехи и ошибки. Преподаватель кафедры физического воспитания в вузе Деятельность специалистов по физической культуре в учебных заведениях (вузах, техникумах, СПТУ, школах и других высших и средних учебных заведениях) имеет много общего. Вместе с тем, есть и различия, специфические особенности в разных по уровню и характеру учебных заведениях. Общим является, прежде всего, учебная, воспитательная, а также и организационная работа. Учебная работа осуществляется согласно Учебной программе, по расписанию два раза в неделю по одному часу. На ее подготовку и проведение у преподавателя уходит 55-60% всего служебного времени. Кроме того, преподаватель осуществляет и научно-исследовательскую работу. Преподаватели кафедр в процессе своей деятельности решают комплекс образовательных, воспитательных, оздоровительных, организационных задач. К числу их относится воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование знаний в области теории физической культуры, ее структуры, содержания, средств, методов, форм организации занятий. К сожалению, далеко не все студенты обладают такими знаниями и имеют такие потребности. Многие относятся к физической культуре, равнодушно, а некоторые - негативно. Молодой специалист, окончивший любой (не физкультурный) вуз, должен владеть необходимым в жизни объемом теоретических сведений и практических умений, навыков для грамотного использования средств физической культуры, для укрепления собственного здоровья и совершенствования своих физических способностей. Эти знания и его практический опыт пригодятся ему в тех случаях, когда у него возникает возможность или необходимость выполнять (на общественных началах или за вознаграждения) функции инструктора-методиста, судьи по спорту. Важной задачей неспециального физкультурного образования в вузе является профессионально-прикладная физическая подготовка, которая направлена на развитие физических способностей и двигательных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности: противодействие неблагоприятным для здоровья условиям и характеру труда. Учебные программы по физической культуре в настоящее время значительно децентрализованы, т.е. вузам предоставлена возможность корректировать содержание и формы занятий с учетом местных и национальных традиций, материальной базы (наличие или отсутствие стадиона, плавательного бассейна, спортивного зала, лыжной базы), специализации вуза. В этом плане большое значение имеет творчество преподавателей, их инициатива и результаты научно-исследовательской работы, которой занимаются около 70% преподавателей. Традиционным для научно-исследовательской работы (НИР) вузов является решение таких проблем как: улучшение учебно-методической работы, развитие физических способностей, повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки, совершенствование форм организации занятий физическими упражнениями, изучение взаимосвязей культуры и физической культуры, рекреационных форм занятий студентов физическими упражнениями и др. Значительное место в работе преподавателей занимает организация досуга студентов, разумного проведения свободного времени, физическая рекреация. Это весьма важный раздел работы, поскольку на состояние физического и психического здоровья студентов в значительной степени влияет гиподинамия и гипокинезия ("голод движений"), связанные с большими объемами умственной и психической нагрузки. Многочисленные опросы, проведенные в различных вузах страны, свидетельствуют о том что около 80% студентов изъявляют желание заниматься различными физическими упражнениями, играми именно в рекреационных формах. Для большинства студентов необходима своя, достаточно специфичная система проведения физкультурных мероприятий, обеспечивающая им разумный физкультурный досуг. Это совокупность добровольно выбранных студентами физических упражнений, игр и развлечений на основе двигательных действий. Они удовлетворяют потребности студентов в общении, активном отдыхе, оздоровлении, развлечении. Благоприятные условия для физической рекреации имеются в летних и зимних студенческих спортивно-оздоровительных лагерях, где можно проводить различные соревнования утренние зарядки, игры, походы. Как правило, в них отдыхает профессорско-преподавательский, лаборантский и технический состав со своими семьями, которые тоже вовлекаются в физкультурно-рекреационную деятельность. Для успешной профессиональной деятельности и роста профессионального мастерства преподавателю необходимо трудолюбие, целеустремленность, настойчивость и гибкость в действиях, творчество и инициативность. Важно не останавливаться на достигнутом. Неудовлетворенность результатами своей работы -важный показатель творческих и интеллектуальных возможностей педагога. Отсутствие творчества и инициативы приводит к формированию шаблонов, стереотипов, автоматизма. Быстрейшей адаптации молодого преподавателя помогает хорошая организация его труда, которая предполагает постоянное и реальное планирование его времени (как служебного, так и личного),рациональное использование его, самоконтроль выполнения планов и результатов работы, самообразование, организацию и поддержание в порядке своего рабочего места дома и на кафедре. Важное значение в организации труда имеет умение сочетать различные виды трудовой деятельности, а также труд и отдых. В организацию труда входит своевременное и достаточно полное укомплектование своей личной библиотечки учебно-методической и научной литературой. Кроме самостоятельного изучения общей и специальной литературы, посещения театра, выставок, соревнований важными формами самообразования являются такие, как активное участие в методических заседаниях кафедры, семинарах, в различного рода конференциях, в разработке методических материалов, документов. Регулярно, один раз в 4-6 лет преподаватели обучаются на факультетах повышения квалификации при физкультурных вузах. Уровень культуры педагога, его интеллектуальную основу определяют его общее образование, постоянная и систематическая работа по самообразованию, начитанность, осведомленность в общекультурных, общепедагогических и специальных профессиональных вопросах. Все это служит необходимой качественной основой для усвоения профессионально важной и необходимой информации. Культура педагога в значительной степени определяет его способность и возможность воспринимать и перерабатывать новые научные сведения, обеспечивает долгосрочность хранения и воспроизведения профессиональных знаний, способствует творческому подходу к разработке новых методов работы, поиску и использованию нетрадиционных средств. Способности учителя, как и любого другого специалиста, формируются только в процессе осмысленной, целеустремленной и хорошо организованной профессиональной деятельности. Только в этом случае способность перерастает в призвание, а призвание - в талант.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |