Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность специалистов по физической рекреации




Многие выпускники физкультурных вузов являются специа­листами в области физической рекреации.

Физическая культура имеет в своей структуре важнейший компонент, который своими задачами и содержанием ориентиро­ван на широкие слои населения, безотносительно к полу, возрас­ту, степени физического развития, социального положения и дру­гих факторов. Таким компонентом является физическая рекреа­ция, которая в средствах массовой информации часто называется "массовой физической культурой".

Это самый демократичный и наименее регламентирован­ный компонент физической культуры. Он не зависит от какой-то определенной программы, хотя для отдельных групп занимаю­щихся и разрабатываются специальные программы и содержа­ние, специфичные для решения конкретных задач (например, в группах здоровья).

Актуальность физической рекреации как одного из важней­ших средств оздоровления трудящихся и повышения их трудовой и творческой активности возрастает в связи с формированием рыночных отношений и появлением конкуренции на рынке труда.

Проблемы, связанные с необходимостью повышения про­изводительности труда, улучшения качества продукции, сохране­ния и укрепления здоровья, а также повышения работоспособно­сти в условиях конкуренции становятся заботой, как владельцев предприятий, так и трудящихся.

С одной стороны, современные владельцы промышленных предприятий, акционеры ориентируются, прежде всего, на физиче­ски крепких, здоровых людей, обладающих высокими профессио­нальными знаниями, умениями и навыками и не делающих пере­рывов в трудовой деятельности по болезням. Поэтому физически слабые люди сейчас и в перспективе будут пополнять ряды без­работных.

С другой стороны, на предприятиях, имеющих солидный доход, будет развиваться и совершенствоваться в интересах по­вышения производительности труда физкультурно-оздоровитель-ная работа, формироваться и расширяться ее материально-тех­ническая база (физкультурно-оздоровительные центры, рекреа­ционные комплексы, оздоровительные базы и т.п.) Да и сами тру­дящиеся, зная об угрозе увольнения из-за болезней или невысо­кой работоспособности, также должны более заинтересованно относиться к сохранению и укреплению своего здоровья, к зака­ливанию, к занятиям физическими упражнениями в различных ви­дах и формах (гимнастика, аэробика, рекреационный спорт, спор­тивные игры, туризм и т.п.).

Кроме того, рекреация необходима учащимся и студентам, спортсменам и работникам умственного труда. В ней заинтересо­ваны пожилые люди, ибо она является важным фактором проти­водействия старению и активизации творческой деятельности. И здесь открывается широкое поле деятельности для специалиста по физической рекреации. Он может внести существенный вклад в совершенствование содержания физкультурно-оздоровительной рекреационной работы, в ее формы организации, методы стиму­лирования интересов, вкусов, потребностей различных слоев на­селения, а также в общие вопросы размещения, проектирования, оборудования центров, баз, помещений для физкультурно-оздоровительной работы, в конструирование снарядов, тренаже­ров, инвентаря и оборудования.

В современных условиях, когда выпускники физкультурных вузов после окончания института должны быть специалистами широкого профиля, умеющими профессионально действовать как: учитель физической культуры - в школе, преподаватель физвоспитания - в вузе, тренер, инструктор-методист, организатор физкультурной работы, методист. Их задачами являются укрепление здоровья трудящихся, повышение их работоспособности, борьба против неблагоприятных воздействий, условий и характера труда, формирование здорового образа жизни и воспитание потребности в занятиях физическими упражнениями, играми и развлечениями, создание физкультурно-оздоровительных центров, в том числе общезаводских и цеховых.

Специалист по физической рекреации вместе с админист­рацией предприятия разрабатывает планы целесообразного раз­мещения оздоровительных центров и комплексов вблизи мест, которые активно посещаются людьми во время отдыха (скверов, садов, парков, кафе, кинотеатров). Тогда популярность их будет выше, и желающие заниматься, будут чаще посещать эти центры.

Физкультурно-оздоровительные центры являются хорошей основой пропаганды здорового образа жизни, местом организации интересного и здорового отдыха, центрами разнообразных видов деятельности, охватывающих широкий круг интересов людей раз­ного возраста, социального положения, вкусов, привычек, наклон­ностей.

Качество работы специалиста по физической рекреации в производственных коллективах, его авторитет у рабочих, служа­щих, администрации, прочность его положения и уровень его зар­платы будут непосредственно зависеть от его профессиональной компетенции, знаний, умений, организаторских способностей, умений общаться с людьми, активности и самостоятельности в действиях.

Надо многое знать и многое уметь, чтобы осуществлять управленческую деятельность в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на производстве, укреплять свой престиж. Деятельность такого специалиста носит комплексный и многофункциональный характер. Он должен проводить учебно-методическую (вести занятия), воспитательную работу, осуществлять управленческо-организаторскую деятельность, проводить консультации, инструктажи, заниматься вопросами материально-технического обеспечения, изучать особенности процесса производства и условий труда работников, разрабатывать комплексы производственной гимнастики, регистрировать и анализировать результаты своей работы по материалам обследования здоровья и физического состояния трудящихся.

На предприятиях, в учреждениях, фирмах, офисах занятия могут проводится в процессе труда, в перерывах, а также до на­чала работы или после ее окончания в виде оздоровительно-восстановительных занятий (занятия в группах ОФП, секциях, кружках и т.п.).

В настоящее время в стране существуют различные физкультурно-оздоровительные учреждения, предназначенные для проведения физкультурно-рекреационной деятельности, в кото­рых работают специалисты, имеющие высшее физкультурное об­разование.

За последние годы на коммерческих и госбюджетных началах сформировались такие учреждения, как физкультурно-оздоровительные центры (ФОЦ), физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) – бассейны, стадионы, залы аэробики, платные группы «Здоровье», клубы любителей бега (КЛБ), аэробики, ритмической гимнастики, группы ОФП и др.

Большое значение имеет работа по организации и методике семейного физического воспитания, проведение соревнований по принципу "папа, мама и я - спортивная семья".

Деятельность специалистов по физической рекреации име­ет свою специфику в отличие от деятельности учителей школ, преподавателей вузов, тренеров. Она заключается прежде всего в том, что здесь на первое место выдвигается организаторская деятельность. Вместе с этим большое место занимает воспитательная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, на воспитание потребностей в занятиях физическими уп­ражнениями, двигательной деятельностью в интересах укрепле­ния здоровья. Учебно-методическая деятельность характерна для организованных групп занимающихся (группы "Здоровье", аэроби­ки, ритмической гимнастики).

В учебных заведениях, в спорте специалист руководствует­ся, прежде всего, требованиями учебной программы или содержа­нием и методами тренировки, специфичными для данного вида спорта. Он не может не учитывать их требований.

В сфере физической рекреации специалист, прежде всего, должен ориентироваться на потребности, интересы занимающихся, на их пол, возраст, состояние здоровья, степень физического развития. Это предполагает большую индивидуализацию в подборе средств и методов физической рекреации, гибкость и вариа­тивность в проведении занятий.

Правда, это в меньшей степени относится к производствен­ной гимнастике, к организации рекреационной работы на про­мышленных предприятиях, в объединениях, где приходится, пре­жде всего, учитывать условия труда, его характер, особенности воздействия на организм работающих.

Особого внимания и осторожности требует организация и проведение физической рекреации с детьми и пожилыми людьми.

Здесь необходимо учитывать не только желания, но и воз­можность занимающихся, организовывать и проводить занятия так, чтобы избежать перегрузок и травм. В связи с этим особое значение приобретает педагогический и медицинский контроль как оперативный (в ходе самих занятий), так и периодический (в виде специальных проверок и осмотров). В процессе рекреацион­ных занятий меньше обращается внимание на совершенствова­ние техники, на сам процесс обучения двигательным действиям, а больше - на их эмоциональную сторону и степень нагрузки на ор­ганизм занимающихся, исходя из их индивидуальных возможно­стей. Необходимо помнить, что у многих пожилых людей желания двигаться и заниматься физическими упражнениями сохраняются, а возможности делать это снижаются, что не все учитывают. Часто инфаркты и инсульты являются следствием физических и эмоциональных перегрузок. Поэтому одна из проблем рекреаци­онной деятельности специалиста состоит в том, чтобы понять и удовлетворить желания и потребности занимающихся и четко со­отнести средства, методы, формы организации с их реальными возможностями. При этом следует помнить, что люди должны получать удовольствие от занятий, от общения в их процессе, ощущать «мышечную радость», положительный эмоциональный заряд. Важно понять мотивы, которыми люди руководствуются, приоб­щаясь к физическим упражнениям. Как правило, наиболее общим и распространенным мотивом является укрепление здоровья, но на его фоне и более конкретные мотивы. Одни хотят сбросить лишний вес и желают сформировать изящные формы тела, дру­гие - обрести атлетическую фигуру, многие хотят приобрести на­выки самозащиты.

Эти сугубо индивидуальные мотивы, желания потребности и есть главные ориентиры и критерии в деятельности специалиста по физической рекреации. В этом и состоит специфика его рабо­ты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.