Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое значение марксизма




Л

Социально-политические взгляды. Проблема идеологии

История социологии

концепцией во всем творчестве Маркса. Очевидно, что исчезнове­ние государства может иметь лишь символическое значение, пос­кольку исчезает только классовая природа данного государства.

Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским фи­лософом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы происхождения сознания и идей. Де Траси на­деялся, что идеология со временем приобретет такой же научный статус, как и любые другие «устоявшиеся» науки.

В марксизме «идеология» приобрела другой смысл. Маркс по­лагал, что в любую эпоху идеи господствующего класса являются главенствующими идеями, т. е. класс, который управляет сред­ствами производства в обществе и имеет в своем распоряжении большую часть материальной продукции, в то же время являет­ся ведущей интеллектуальной силой и осуществляет контроль за большей частью интеллектуальной продукции.

Отличительной чертой идеологии, согласно воззрениям Маркса, является то, что она «вводит в заблуждение подчинен­ный» класс, скрывая от его представителей те противоречия, на которых базируются классовые общества. Идеология владеющей собственностью буржуазии благоприятствует возникновению ил­люзий у эксплуатируемого ею пролетариата, «предохраняя его от факта осознания эксплуатации». Тем не менее Маркс не верил в то, что все политические идеи носят идеологический характер. Он утверждал, что его собственные работы, призванные вскрыть процесс классовой эксплуатации и угнетения, глубоко научны. Поэтому существует четкое различие между наукой и идеологией, между правдой и фальсификацией1.

В целом, само понятие «идеология» в марксизме трактовалось следующим образом.

Во-первых, как идеалистическая концепция, согласно кото­рой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принци­пов2.

1 Это различие, однако, было проигнорировано (стерто) в трудах позд­
них марксистов, таких, как В. Ленин и А. Грамши. Они обратились не только к
буржуазной идеологии, но и к социалистической идеологии (или пролетарской
идеологии) — термину, который К. Маркс посчитал бы абсурдным.

2 См.: Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 12.



СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 261

Во-вторых, как тип мыслительного процесса, когда идеологи воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности обще­ственной идеи1.

В-третьих, как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность.

С точки зрения современной социальной науки идеология — это набор более или менее связанных идей, составляющий основу для организованного политического действия, которое нацелено на сохранение, модификацию или ниспровержение существую­щей системы властных отношений. Все идеологии, следовательно: а) предлагают обоснование существующего порядка, обычно в фор­ме мировоззрения; б) предоставляют свою модель желаемого буду­щего, свое видение идеального общества; в) описывают, как в общих чертах могут и должны происходить политические изменения.

Все эти позиции, безусловно, представлены в работах Маркса. И хотя Маркс и Энгельс не применяли термин «идеология» к собс­твенному мировоззрению, но они характеризовали свое учение как научную теорию социализма, органиче^и связанную с освободи­тельной классовой борьбой пролетариата. Следует отметить, что особое место в трудах Маркса и Энгельса по данной проблеме за­нимает книга «Немецкая идеология». Можно сказать, что в данной работе и содержится концепция, которая в дальнейшем получила название «марксистская идеология».

В целом общие представления Маркса о понятии «идеология» и тот набор идей, который можно назвать марксистской идеоло­гией, следует разделять. Что же представляет собой марксистская идеология как доктрина? Какие ее тезисы стали использоваться последователями политического учения Маркса?

Во-первых, она вобрала в себя все элементы идеологической концепции социализма, наиболее влиятельным представителем которой был К. Маркс2. К основным компонентам социалистичес-

1 См.: Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 39. С. 83.

2 Хотя социалистические идеи можно обнаружить уже и в «Утопии» Мора, и в
«Государстве» Платона, и в работах главного идеолога крайне левого крыла револю­
ционной демократии английской буржуазной революции XVII в. — Дж. Уинстэпли,
тем не менее социализм не имел формы политической доктрины вплоть до начала
XIX в. Он получил свое развитие в качестве реакции против распространения про­
мышленного капитализма. Поначалу социализм выражал чаяния ремесленников и
Мастеров, страдающих от роста промышленного производства, но очень быстро он
стал связан с интересами разрастающегося промышленного рабочего класса. В сво-


262 История социологии

кой идеологии часто относят социальное единство, братство, соци­альное равенство людей; распределение общественного богатства согласно потребностям; общественную собственность1. Рабочий класс рассматривается как наиболее значимый социальный эле­мент, а социалистическая традиция ассоциируется с интересами уг­нетенного и эксплуатируемого рабочего класса как главного агента социальных перемен и даже социальной революции.

Маркс полагал, что основал новое направление социализма (получившее в дальнейшем название «марксизм»), которое было глубоко научным, поскольку он в первую очередь опирался на за­кономерности социального и исторического развития, а не на одну лишь критику капитализма. Его основные составляющие: исто­рический материализм, диалектический метод, теории классовой борьбы и пролетарской революции. В качестве теоретико-идеоло­гической схемы марксизм явился принципиальной альтернативой либеральному рационализму, который доминировал в западной культуре и научной мысли.

Вполне закономерно рассматривать учение Маркса и Энгельса как продукт своего времени, а не как высшую точку и завершение эволюции мировой политической мысли. Такой подход предпо­лагает неизбежную историческую ограниченность марксизма, но отнюдь не отрицает его существенного и позитивного вклада в развитие социальных наук.

Разумеется, спустя полтора века после выхода в свет труда «Манифест Коммунистической партии» очевидно, что очень мно­гие предсказания Маркса и Энгельса не сбылись. Социалистическая революция в основных капиталистических странах так и не про­изошла. То, что случилось в «отдельно взятых странах» — России и

ей ранней форме социализм носил фундаменталистский, утопический и революци­онный характер. Его целью была отмена капиталистической экономики, осно­ванной на рыночном обмене, и замена ее качественно новым обществом, пост­роенным на общественной собственности.

1 Трактовка социализмом общественной собственности весьма про­тиворечива. Некоторые рассматривают ее как конец самого социализма, а другие — просто как достижение более широкого социального равенства. Социалистическая идеология трактует общественную собственность (напри­мер, коллективные хозяйства-колхозы), как использование материальных ресурсов для общего блага. Частная же собственность несет эгоизм, социальное расслоение и стяжательство. Современный социализм, однако, отошел от тако­го узкого подхода к вопросу о собственности.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 263

Китае, а также в ряде государств, куда социализм экспортировался, сильно отличалось от представлений основоположников марксиз­ма как по исходной базе (страны, еще не исчерпавшие всех воз­можностей капитализма), так и по методам (свертывание демок­ратии, насилие по отношению к массам, подавление личности), и по результатам (тоталитаризм, новое рабство и новое неравенство вместо гармонии, свободы и справедливости).

Применительно к развитым капиталистическим странам боль­шинство прогнозов Маркса не подтвердилось. Маркс думал, что капитализм приведет к абсолютному обнищанию пролетариата, к полной поляризации общества за счет исчезновения средних сло­ев, что он погибнет в результате разлада между производительны­ми силами и производственными отношениями. Однако уровень жизни рабочих повышался, численность средних слоев не сокра­щалась, а росла, капитализм нашел средства выхода из кризисов, смягчения социальных противоречий, повышения уровня жизни и обеспечения сравнительного благополучия. Это было сделано благодаря скачку в развитии производительных сил, вмешательству государства и давлению трудящихся.'Всего этого не предвидели Маркс и Энгельс. Они недооценили возможности демократии и государственного регулирования.

В то же время периодические спады и кризисы производства остаются реальностью, как и множество нерешенных социальных проблем. Необходимость борьбы за социальную справедливость, искоренение эксплуатации трудящихся была убедительно выяв­лена Марксом и Энгельсом и выдвинута в качестве важнейшей социально-политической задачи. Основоположники марксизма предсказали неизбежность трансформации капитализма и тем самым способствовали ей, хотя не угадали ни сроков, ни форм этого процесса. Они пренебрегли возможностями эволюционных перемен. Признавая это, не следует впадать в противоположную крайность: абсолютизировать сегодняшние формы развития за­падного мира, думать, что они полностью исключают возможность революционных потрясений в будущем.

Несмотря на внутреннюю структурированность концепции Маркса, она содержала в себе непреодолимое внутреннее проти­воречие между теорией как таковой и теорией как средством пре­образования действительности. В начале XX в., когда марксизм как идеология левого крыла европейской социал-демократии стал од­ним из наиболее влиятельных политических течений, оказалось, Что большинство называвших себя марксистами революционеров






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.