КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аннелиз Ф. Корнер 9 страница
(6) Медвежонок (?) лежит у входа в берлогу; два больших медведя, очевидно, спящие, лежат в ее глубине. (7) Ощетинившуюся обезьяну атакует прыгающий тигр. Рис. 1. Картинка № 2 CAT (8) Взрослая, возможно, женского пола обезьяна журит молодую обезьяну; еще две обезьянки-«леди» сплетничают за чаем, сидя на диване на заднем плане. (9) Белый кролик сидит на постели в темной комнате, дверь открыта настежь. (10) Щенок спаниеля лежит на коленях взрослой собаки. На заднем плане — туалет. Животные в своем истинном виде изображены только на картинках № 6 и 7. На всех остальных картинках присутствуют явно выраженные чело- Рис. 2. Картинка № 2 САТ-Н веческие черты, а во многих случаях (особенно на картинках № 8 и 10) ситуации настолько конкретезированы, что практически оставляют минимум возможностей для появления вариантов интерпретации. Тот факт, что Беллак слишком много внимания уделяет определенным психоаналитчес-ким концепциям, со всей очевидностью проявляется в таких его высказываниях, как, например, отзыв на картинку!0: «Часто рассказывают истории о том, как детей учат пользоваться туалетом, а также о мастурбации» (курсив Прошанского). И опять же, интерес к «первичной сцене» (родительским совокуплениям) упоминается в связи с картинками № 5, 6 и 9. Страхи кастрации, по мнению автора, провоцируются картинками № 2 и 7. Среди других типичных тем названы: соперничество сиблингов (картинки N° 1 и 4), идентификация с отношением к родителям/родителю (картинки № 1, 2, 3, 4, 8), «оральность» (картинки № 1, 4, 8). Анализ ответов по CAT осуществляется по той же схеме, что и анализ ТАТ по системе Беллака (см. соответствующую статью). CAT-S появился в 1952 г., годом позже после выхода CAT. Это было сделано для того, чтобы добавить ряд новых картинок, не обязательно имеющих отношение к универсальным проблемам. Предполагалось, что любая из них или все они будут использоваться в качестве дополнения к стандартному CAT с учетом обстоятельств и индивидуальных особенностей тестируемого ребенка. К тому же предполагалось, что материал можно будет применять в качестве игровой методики. С учетом этого карточки отпечатаны в виде картинок*, расположенных группами по три-четыре рисунка на плотной бумаге, которую можно свободно крутить в руках как угодно. Следующее описание картинок включает также некоторые указания на специфические проблемы, на которые, как предполагается, эти сюжеты смогут пролить свет: (1) Четыре маленьких грызуна (мышата?) на крутом склоне. Темы рассказов по большей части концентрируются вокруг подчинения нормам при несколько опасной физической деятельности и т.д. (2) Три маленькие обезьянки в школе, одна из них стоит и читает вслух. Общие школьные проблемы, (3) Два мышонка играют в «домик» с куклой-человеком (!) в коляске. Фантазии идентификации со взрослыми. (4) Мам а-медведица нянчит своего медвежонка в почти человеческой позе. Темы зависимости. (5) Кенгуру на костылях, ее хвост и нога в гипсе. Отношение к физическим травмам или недостаткам с возможностью последующего отвержения обществом. (6) Четыре лисенка бегут наперегонки; один из мальчиков-лисят бежит первым, другой — четвертым. Друзья, либо соперничество или конкуренция сиблингов. (7) Кошка, стоя на задних лапах, любуется собой в зеркало. Представления о теле, эксгибиционизм и подобные темы. (8) Кролик-доктор осматривает со стетоскопом крольчонка. Отношение к больнице, болезням и т.д. (9) Олененок сидит на табуретке в ванной, одевает ботинки и рассматривает взрослого оленя, принимающего душ. Вуайеризм, обнаженность, сексуальные интересы и так далее (предмет, подразумевающий клизму, дети в нашей стране вряд ли узнают). (10) Беременная, с большим животом кошка, стоящая на задних лапах. На ней фартучек и бусы на шее. Идеи о том, откуда берутся дети, отношение к ожидаемому появлению новорожденного и так-далее. Имеются также ссылки на мастурбацию (картинки № 2, 9), на темы кастрации или фаллические темы (№ 5, 7). Некоторые детали данного варианта картинок (например, обезьянка, играющая со своим хвостом, на картинке № 2) были, очевидно, введены с явным намерением спровоцировать рассказы подобного рода. В обзоре самых частых ответов, приведенном в работе Фиара и Стоуна (Fear and Stoun), эти темы не отмечены. Вид откровенно американизированной стилистики многих образов животных и бытовых ситуаций должен вызвать в вас недоумение в связи с тем, сколько написано о широкой применяемости CAT в качестве тестовой методики в различных уголках мира с, разумеется, немодифицированными картинками. Однако существуют адаптированные версии CAT для Индии и Японии, приведенные Беллаком и Аделманом (Adelman) в сборнике Рабина и Хейворта (Rabin and Haworth) под названием «Использование проективных методик при работе с детьми» («Projective Techniques with Children»). Изменения, в общем, довольно незначительны; наиболее очевидными из них являются замена обезьяны на кенгуру (велосипед и шарик при этом убрали) на индийской карточке и изменение типа мебели и растительности на некоторых японских картинках. В печати активно обсуждался вопрос, причем зачастую с опорой на довольно сомнительные данные, о детском интересе к животным и идентификации с ними по сравнению с человеческими образами. Так, Мер-штейн (Murstein) приводит цитату Амена (Amen), одного из пионеров применения проективных методик при работе с детьми, где тот утверждает, что при составлении рассказа по картинке, на которой изображены два ребенка и собака, 40% детей в возрасте 2 лет рассказывали только о собаке, тогда как только 20% говорили о детях. Для детей в возрасте 4 лет эти показатели составили 3 и 93% соответственно. Фактически проценты, приведенные вторыми в каждом случае, относятся к совсем другому виду деятельности, а общее количество испытуемых было настолько ограничено, что снижение показателя с 40 до 3% соответствует снижению с 8 из 20 до 1 из 29. Ничего не говорится о положении в семье испытуемых детей, а также можно доказать, что очень маленькие дети, у которых нет братьев и сестер, вполне закономерно будут проявлять больший интерес к собаке, чем к другим детям. К 4 годам ребенок получает больше возможностей для социализации: начинает общаться со сверстниками и т.д. Мерштейн также приводит обзор нескольких исследований, направленных на сравнение относительной эффективности картинок ТАТ с изображением соответственно людей и животных при работе с детьми, в результате которого он обнаружил, что данные свидетельствовали в пользу картинок с изображением людей, причем со значительным перевесом. Беллак и его сотрудники тремя годами позже, правда, без особого энтузиазма и с некоторыми оговорками, подтвердили это заключение. Плодом усилий некоторых исследований стали достойные сравнения «человеческие» картинки, которые Беллак по большему счету критиковал за отсутствие неопределенности. В результате было решено разработать «официальную человеческую» версию, получившую название САТ-Н. Описание картинок вместе с обзором возникших трудностей и предпринятых мер вкратце изложены ниже с комментариями автора статьи. Картинка 1. Возникли трудности с тем, чтобы сделать нечеткую фигуру на заднем плане неоднозначной с точки зрения определения половой принадлежности. В общем, эффект получился более убедительным по сравнению с оригиналом. Картинка 2. Взрослые медведи были заменены на людей, одетых в шорты, с гладкими прическами восточного типа; очертания обеих фигур сделаны явно женственными (см. рис. 2). Картинка 3. Льва, заменили на недвусмысленную фигуру отца — отца маленького мальчика, изображенного вместо мыши. Картинка 4. Мать (довольно неуклюже) держит ребенка на руках, По словам авторов, это, увы, не то же самое, что материнская сумка. Картинки 5 и 9. Не представляют собой особой трудности. Однако (по мнению автора статьи) возможность ответа, что кролик в карточке № 9 вмешивается в чьи-то дела, исключается. Картинка 6. Вместо пещеры был изображен тент. Картинка 7. Вместо тигра изобразили огромную великаншу, похожую на людоеда, а также добавили кастрюлю, из которой поднимается пар, которая должна навевать мысли о каннибализме. Общий эффект (по крайней мере, с точки зрения автора статьи) может быть довольно пу-гаюшим. Идентификация с людоедкой кажется невозможной — при том, что в стандартном CAT небольшое, но достаточное количество детей идентифицировали себя с тигром, Картинка 8. Упрекающая фигура теперь стала несомненно женской. Одна из фигур на диване в «кошачьем костюме» сильно напоминает тех, кто перетягивал канат на картинке 2. Картинка 10. Фигура взрослого создает отчетливое впечатление мужской. Ребенок кажется довольно взрослым, чтобы его переодевали. Беллак и Харвич (Hurvich) совершенно уверены в том, что неоднозначность представляет собой явное преимущество. Однако Мерштейн ставит это утверждение под вопрос. «Вполне возможно, — пишет он, — уменьшить способность картинки вызывать проекции, сделав ее неопре- деленной и не оставляя испытуемому возможности идентифицироваться с каким-либо образом». Что из изображенного на картинке или ином виде стимульного материала облегчает или предотвращает идентификацию — этот вопрос требует ясного ответа. Далее в этой статье будет рассматриваться вопрос о преодолении или по меньшей мере частичном устранении культурного диссонанса. Изменяющиеся нравы приводят к тому, что картинки ТАТ начинают слишком быстро производить впечатление старомодных; и гТри том, что критика картинок за то, что они уже устарели, часто оказывается защитным механизмом, не во всех случаях в отсутствие комментариев такого рода можно оставаться уверенным, что чего-то в этом роде не происходит наряду с закономерным отсутствием идентификации. Именно это часто и происходит с детьми. Техники, направленные на изучение отношения детей к семье (о чем речь ведется в отдельной статье), часто содержат в себе альтернативные варианты для разных полов. С появлением тенденции обоих полов (в любом возрасте) одеваться одинаково это может стать не столь обязательным, если только нет необходимости целенаправленного изучения отношения к родителям или сиблин-гам конкретного пола. Однако автор этой статьи, страдая недостатком опыта, осмелится предположить, что то, какой пол ребенок припишет той или иной фигуре на картинке из стимульного материала САТ-Н, будет по большей части зависеть от чисто перцептивных факторов, а не от какого-либо иного вида идентификации с людьми, составляющими его непосредственное окружение. Похожие проблемы, имеющие отношение к CAT, обсуждала Мо-риарти (Moriarty) в рамках симпозиума по'CAT в 1967 г. Докладывая о результатах исследования, проведенного на выборке из 32 «смышленых» детей, чей средний возраст был равен 4 годам и 9 месяцам, она отметила некоторые аспекты их ответов, которые вызывали определенные сомнения в обоснованности применения ТАТ при изучении детского воображения, установок, личности и прочего. Вкратце это может выглядеть следующим образом: 1. Имеет место масса недоразумений с приписыванием пола, что во многих случаях может объяснятся элементарной незрелостью в использовании языка. 2. Дети часто опускали детали, а затем говорили о пропущенном спонтанно или отвечая на вопросы исследователя. 3. Около одной трети группы четко придерживались того, что Мо-риати называет «конкретным» уровнем — то есть создавалось впечатление, что они не хотели (а не были неспособны) выйти за пределы простого перечисления того, что они видят на картинке. Относится ли это к нежеланию дать предполагаемый «неверный» ответ, сказать трудно. Фраза «я этого не знаю», с которой столкнулся автор этой статьи, свидетельствует о наличии точно такой же установки. 4. И наоборот; некоторые дети имели тенденцию вводить в изображение собственные детали и явно получали удовольствие от того, что получили возможность предаться фантазиям, зачастую совершенно нереалистичным. Последний пункт лишний раз указывает на игровую функцию CAT, которую эта методика выполняла в случае с этими детьми; различные авторы рассматривали вопрос необходимости предъявлять тест как игровую ситуацию. Далее возникает вопрос о том, не будет ли эта функция приносить больше пользы в сочетании с совершенно иным подходом. Мориарти говорит о том, что если ребенок не отказался наотрез выполнять задание, то он обязательно проявит какие-либо оттенки опасения или волнения. Игровая техника, которую дети воспринимают как игру и ситуацию, лишенную какой бы то ни было необходимости формального общения, вероятно, сможет помочь решить трудности такого рода. Амен (Amen) уделял внимание тем же проблемам, что и Мориарти, в некоторых своих высказываниях. Он, в частности, рассматривал явление, которое назвал «статическим» использованием деталей в детских ответах по картинкам методики. В этой связи стоит также вспомнить о заданиях под названием «Ответы по картинкам» из различных изданий тестов на интеллект Стенфорда и Бине. В издании 1936 г. этот субтест предназначен для детей, чей хронологический возраст равен 3 годам 6 месяцам, когда перечисление или отрывочные описания уже возможны, и для подростков двенадцати лет, от которых требовалось нахождение специфических решений проблемных ситуаций на картинках. В современной редакции это последнее задание отсутствует, зато более простые картинки представлены на двух уровнях, таким образом приближая обработку к оригинальной версии. Как обозначено в руководстве к этому тесту, для успешного прохождения второго уровня испытуемый должен свести элементы изображения к целому, описывая или интерпретируя их. Однако очевиден тот факт, что даже на таком уровне (который соответствует хронологическому возрасту 6 лет) интерпретация по типу ТАТ появляется спонтанно, невзирая на полученную инструкцию: «Посмотрите на эту картинку и составьте рассказ о том, что на ней изображено». Иначе говоря, составление рассказов по картинкам не является естественным занятием дошкольников или даже детей чуть старше. МОДИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА V Беллак, описывая CAT, говорит о том, что он предназначен для детей от 3 до 10 лет; ТАТ он считает пригодным для подростков и взрослых. В качестве промежуточного этапа он предлагает Тест картинок и рассказов Саймондза (Symonds Pictury-Story Test, SPST), который, по его мнению, идеально подходит для работы с подростками. Он ни словом не упоминает Мичиганский картиночный тест (Michigan Picture Test, MPT), впервые описанный в 1951 г., а в качестве действующей методики существующий с 1953 г. МРТ предназначен для работы с детьми от 8 до 14 лет и по принципу ТАТ состоит из восьми карточек, применимых для обоих полов, а также четырех карточек для мальчиков (М) и четырех для девочек (Д). Не существует видимого сходства между карточками для девочек и для мальчиков с одинаковыми номерами; одна из карточек, предназначенных для девочек, совпадает с карточкой № 7GF ТАТ. Из 8 неспецифичных карточек 4, в том числе и белый лист, считаются «базовыми» и рекомендуются для применения при проведении отборов и т.д. Их содержание и расположение в наборе таковы: (1) Семья из четырех человек за обеденным столом. «Мама» кормит малыша, старший сын наблюдает за ними. (6) Смешанная группа из шести детей играет в настольную игру. (9) Никаких человеческих фигур: вспышка молнии на темном фоне. (12) Белый лист. Совершенно очевидно, на что направлены эти картинки. Каган (Kagan) утверждает, что преобладает позитивный эффект с возможностью выразить мотивацию на достижение цели. Генри (Henry) же отмечает «полуобъективность» этой методики, возможно потому, что МРТ не нашел универсального применения: только для определения уровня адаптации, на что этот тест и был изначально направлен, да и то это зависит скорее от оценки исследователя, чем непосредственно от показателей по трем переменным, которые можно вывести из ответов. Три переменные («Индекс напряжения», «Времена глаголов» и «Направление усилий»), судя по всему, используют только некоторую часть данных, на основе которых, в соответствии с концепцией ТАТ, должны делаться выводы. Иными словами, как и всем остальным «усовершенствованным» проективным методикам, МРТ не удалось усидеть на двух стульях. Возвращаясь к Тесту картинок и рассказов Саймондса (SPST), стоит сказать о том, что, в отличие от МРТ, разработанного для клинических нужд, SPST — это побочный продукт исследовательского проекта по изучению воображения подростков; почти таким же образом ТАТ возник не без помощи исследования пятидесяти человек в возрасте студентов колледжа в Гарварде. Тест привлек к себе пристальное внимание, как только был опубликован, он часто встречается, хоть и в нескольких словах, в обсуждениях проективных методик изучения личности. Факт остается фактом, упоминается ошеломляюще малое количество работ с его применением. Стимульный материал состоит из двадцати картинок, разделенных на два набора — А и Б. Тот факт, что все картинки весьма узнаваемы, точно созданы одним и тем же художником, стимулирует составление рассказов с продолжением или производит устойчивые эффекты того же рода. Картинки были созданы в 1940 г., поэтому стиль одежды и т.д. уже очень устарели — намного ощутимей, чем какая-либо картинка из ТАТ. Провоцируемые темы имеют по большей части негативную окраску. Однако некоторые авторы утверждают, что ситуации, наводящие на мысли о конкуренции сиблингов и другие, особенно важные при исследовании подростков, которых нет в ТАТ, здесь присутствуют. Саймондз утверждает, что подростки с легкостью идентифицируют себя с образом любого пола (и любого возраста), поэтому картинки не стали делить на наборы для девочек и мальчиков конкретно. Каган высказывает предположение о том, что выборка картинок из МРТ, SPST и оригинальной версии ТАТ будет намного более эффективным инструментом для работы с детьми и подростками, чем полные наборы по отдельности. Среди картинок ТАТ наиболее эффективными для работы с детьми 7—11 лет он называет Карточки 1, 3BM.7GF, 8ВМ, 12М, 13В, 14 и 17ВМ (интересно отметить, что две из специально предназначенных Мерреем для детей картинок соответственно. 12GF и 13G среди них не упоминаются. Не окажутся ли эти картинки чрезмерно загруженными со стилистической точки зрения, а посему трудными для восприятия, — этот вопрос остается открытым. Возможность появления «культурного шока», если концепция Роршаха применима к данной ситуации, не должна быть упущена из внимания. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ИНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Существуют различные методики семейства ТАТ, предназначенные для работы с людьми с различными типами физических недостатков. Этот материал труднодоступен, он даже практически не появляется в журналах. Та же ситуация сложилась и по отношению к другим «целенаправленным» тестам, как выразился Кронбах, которые использовались применительно к представителям различных профессий. Две такие опубликованные методики можно обсудить более детально. Первая из них — методика Генри и Гуетцкого (Henry and Guetzkow) под названием «Тест групповой проекции» (Test of Group Projection). Она состоит из пяти картинок, представленных в статье Генри, посвященной методикам ТАТ. Ниже следует их краткое описание: I. Группа людей вокруг стола совещаний. II. Человек в дверном проеме. III. Два человека, расположенные почти так же, как персонажи картинки № 7ВМ ТАТ, но разница в возрасте не так очевидна. IV. Молодой мужчина и женщина старше него; по содержанию сильно напоминает картинку № 6ВМ ТАТ. V. Неформальная группа, общее расположение персонажей практически такое же, как на СЗ ORT (см. далее). Тест направлен на изучение динамик малых групп; от членов группы требуется написать серию коротких рассказов, совещаясь друг с другом. Возникнув как составная часть проекта по изучению групповой продуктивности, который спонсировало Американское научное ведомство военно-морских сил, он был разработан в некоторой степени для того, чтобы сделать очевидной необходимость организации наблюдения за групповыми процессами; исследователи были уверены, что их детище сможет само по себе стать основой для интерпретации. Тест в общем был встречен неблагосклонно, и мы обсуждаем его здесь отчасти только потому, что это послужит для читателя стимулом проверить жизнеспособность лежащей в его основе идеи. Сами картинки имеют в большинстве своем «мужское» содержание, и основное достоинство их в том, что наряду с остальными присутствуют ситуации деловой встречи (картинка I) и неструктурированного межличностного взаимодействия (картинка V), которые редко можно встретить на картинках тематического материала. Многое из сказанного относится также к картинкам, используемым Мак-Клелландом (McClelland) и его соавторами в рамках изучения потребности в достижении цели (NAch). Само исследование получило широкую огласку, оно даже стало настолько популярным, что авторство концепции «потребности в достижении» чаше приписывают Мак-Клел-ланду, чем Меррею. Главный вклад Мак-Клелланда в проективную психологию заключается в характере системы анализа тематического материала. Сама система, или метод, обладает рядом индивидуальных особенностей, что позволяет рассматривать ее как самостоятельную методику. Стимульный материал, который использовал Мак-Клелланд, состоял из четырех слайдов, отобранных по принципу ассоциаций с темами, имеющими отношение к достижениям. Две картинки были заимствованы из стандартного ТАТ — 7ВМ и 8ВМ; на остальных были изображены по очереди: молодой человек, склонившийся над книгой, и двое мужчин, работающих с аппаратом. Тест предъявлялся группе испытуемых, на каждую картинку отводилось около 5 минут. Скорость предъявления картинок была рассчитана на то, чтобы испытуемые успели записать ответы на каждый из четырех вопросов, отпечатанных на каждой странице розданного им буклета: 1. Что происходит на этой картинке? Кто эти люди? 2. Что привело к этому? Или что происходило раньше? 3. Что думают эти люди, к чему они стремятся? О ком из персонажей вы говорите? 4. Что произойдет? Какие шаги будут предприняты? Рассказы испытуемых оцениваются с точки зрения присутствия или отсутствия «образов достижения». Перефразировав Мерштейна, отметим, что ключевым моментом убеждений Мак-Клелланда является мнение о том, что встречаемость «образов достижения» в рассказах по ТАТ является надежным свидетельством того, что испытуемый мотивирован на достижение цели. Сила этой мотивации оценивается при помощи системы обработки результатов, которую вкратце можно пересказать следующим образом: для того, чтобы быть отнесенным к содержащим «образы достижения» (AI), рассказ должен содержать ссылку на поставленную цель, определяемую по критерию долговременной деятельности по достижению цели, уникальности достижения или же установленному эталону наивысшего достижения. Ссылка на достижение, не отвечающая названным критериям, классифицируется как TI (Т — это «задача»; имеется в виду, что простое выполнение определенной задачи не является показателем наличия мотивации на достижение). «Несвязанные образы» (UI) — это отсутствие упоминания о цели. AI, TI и UI оцениваются как +1, 0 и —1 соответственно. Рассказы, классифицированные как AI, затем анализируются еще по нескольким дополнительным критериям, количество которых может доходить до 10. Критерии могу быть следующими: Потребность в достижении цели (N). Успех (Ga+) или неудача (Ga~), предвосхищение судьбы поставленной цели. Обратите внимание на то, что за предвосхищение неудачи (GA—) начисляется +1 балл, так как это указывает на озабоченность достижением цели. Инструментальная активность (I) — то, что делается в связи с достижением цели. Препятствия или преграды (ВР — личностные и BW' — средовые). Прессы воспитания (Nup). Аффективные состояния (G+, G-). Как и в случае Ga—, негативные аффекты, сопровождающие деятельность по достижению цели, расцениваются не меньше чем в качестве позитивного аффекта. Тема достижения (AchThj. Начисляется, если AI является основной темой рассказа. Каждый из этих пунктов может добавить по баллу к исходному +1, соответствующему AI, что составляет шкалу значений от +11 до —1. Эта шкала нашла широкое применение в разного рода практической деятельности и при проведении исследований. Мерштейн предпринял исследование положительных и отрицательных результатов, которые распределились довольно равномерно. Этот метод также применялся для исследования других форм мотивации, например, потребности в привязанности, но проект привлек к себе меньше внимания, вероятно потому, что его практическая ценность оказалась не столь масштабной. Даже на примере изысканий в области достижений становится очевидно, что слишком много обобщений было сделано на основе данных по весьма и весьма ограниченной выборке (четыре рассказа по ТАТ) поведения человека. В частности, было заявлено, что женские реакции в ситуациях, ставящих под угрозу достижение цели, отличаются от мужских. Система обработки результатов Мак-Клелланда встретила одобрение, так как она отличается высокой степенью объективности, а следовательно, и надежностью подсчета баллов. Однако способ, при помощи которого складывается конечный результат, то есть суммирование элементов свободно написанного текста, заслуживает критики, так как записанная в течение какого-то времени история по определению будет содержать большое количество элементов такого рода. Работы Линдзея и Сильвермана (Lindzey and Silverman) указали на значительную степень корреляции показателей по NAch как со скоростью речи, так и с результатами тестов на интеллект. Более того, нельзя исключать вероятность того, что построение вопросов само по себе может навести испытуемого на установку на достижение. Так, напомнив испытуемому о том, что он должен рассказать о том, «какие шаги будут предприняты», вы можете заставить его развить бурную деятельность, тогда как для этого человека было бы намного естественнее оставить свою историю незавершенной, с нерешенной проблемой. Именно эти причины, равно как и некоторые другие, обусловили нелюбовь проективистов-сторонников холизма ко всему, что касается «счета». И в самом деле, точно такие же рассуждения лежат в основе представления некоторых переменных методики Роршаха в процентах. ТЕХНИКА ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ OBJECT RELATION TECHNIQUE (ORT) Для того чтобы составить у вас представление об «отдаленных» производных ТАТ, мы отобрали четыре теста. Это (в хронологическом порядке) Тест Рисуночной фрустрации Розенцвейга (1944), Картинки про Блэки (1950), Техника объектных отношений (1955) и Проективные картинки Пикфорда (1963). Рассмотрению вариаций на тему двух из них мы также уделим некоторое внимание. Мы начинаем с рассмотрения Техники объектных отношений по той причине, что по характеру заданий и способу проведения в общем она практически не отличается от стандартного ТАТ. Различия, конечно же, существуют, их два, и они весьма существенны: 1) стиль и содержание отдельных картинок характерны для всего спектра серии; 2) методика была разработана в качестве дополнения к терапии, проводившейся в рамках конкретной пснходинамической теории. Филлипсон (Phillipson) оперирует двумя названиями — «Тест объектных отношений» и «Техника объектных отношений», причем первое обозначает, что картинки представляют собой тест, а второе — их применение в терапии. Теория объектных отношений, на которой основан этот подход, возникла преимущественно на базе учения Кляйн (Klein) и Фейрбейрна (Fairbairn). Нижеизложенное представляет собой сжатый пересказ описания Филлипсона основных позиций теории в связи с ORT. То, как человек строит свои отношения с другими людьми, полностью зависит от того, как он учился строить такие отношения, изначально это были отношения с объектами, окружавшими его в самом раннем возрасте, то есть с теми людьми, от которых зависело, сможет ли он удовлетворить свои первичные биологические потребности. Сохранение и развитие этих ранних отношений имеет такое огромное значение для человека, что в основном именно они оказывают непосредственное влияние на выбор способа взаимодействия человека с окружающим миром... На этой основе мы можем предположить, что уникальные способы восприятия конкретного субъекта, эксплуатации интеллектуальных ресурсов, достижения интересов, выполнения заданий уходят корнями в устоявшиеся паттерны построения отношений с людьми. В этой связи переживания человека и его поведение могут быть представлены как результат его попыток примирить две совпадающие и взаимодействующие системы объектных отношений: 1) подавленные бессознательные способы построения отношений, которые сам человек представляет как средства адаптации в период превышающей его возможности фрустрации, пережитой им в раннем возрасте, и 2) более сознательное накопление опыта отношений, подтвержденного и подкрепленного в процессе «проверки реальности», по итогам которой этот опыт преобразуется в устойчивые паттерны взаимодействия. Б соответствии с балансом сил и ресурсов как в самом человеке, так и внутри ситуации, в которой он находится, бессознательные объектные отношения могут ввести свои паттерны за счет более сознательно усвоенных способов построения отношений с людьми, упомянутых под цифрой 2 выше. Результатом этого будет ухудшение качества отношений. В соответствии с таким изменением восприятие может стать неточным, неполным или необычным, доказательства чему можно найти в ответах по ORT, которая в данном случае рассматривается в качестве примера характерного для человека способа восприятия мира вокруг себя.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |