Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мартин Бубер




Методы самовоспитания

Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою особенную миссию в этом мире.

 

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. Сложно беспристрастно анализировать собственное поведение, последствия своих поступков, еще более сложно трезво оценить свое место в обществе, свои возможности, так как психофизиологический потенциал человека определяется врожденными, генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Ведь каждому чело­веку кажется, что весь мир — для него и человек не крошечная песчинка, не капелька в океане жизни, а ее центр, удивительный и неповторимый. И можно сколь угодно долго говорить о бреннос­ти человеческой жизни, об искре, вспыхнувшей лишь на короткое мгновение, о тщетности всего земного, но человек воспринимает мир только благодаря своим чувствам и разуму, мир существует для человека и благодаря человеку. Человек обязан достойно вы­полнять свою высокую миссию, должен постоянно изучать Вселен­ную, заключенную в нем, и совершенствовать ее. Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом (рис. 37).

 

 

 

 


Рис. 37. Индивидуальный потенциал человека

 

К сожалению, высокие потенциальные возможности личнос­ти не всегда удается развить и реализовать. Детская одаренность может быть загублена неправильным воспитанием, способность генерировать нестандартные решения, отклонения от привычных стереотипов мышления (креативные способности) часто расцени­ваются обществом как оригинальничание, желание выделиться.

Необходимость и желательность физического развития и совершенствования ясна каждому, интеллектуального — большин­ству, нравственного — немногим. Утреннюю зарядку делают мно­гие (что, правда, не мешает опять-таки многим вечером "выку­шать поллитру" и этим свести на нет все утренние усилия по укреплению здоровья). Некоторые пенсионеры наполняют свою жизнь неустанными заботами о собственном здоровье, вниматель­но следят за новыми достижениями медицины и фармакологии, но заставить себя погулять с собачкой и подышать свежим возду­хом способен не каждый. Над своим умственным развитием чело­век трудится с рождения до того времени, когда осознает, что он все познал и жизнь уже не может удивить его ничем. И тогда он превращается в обычное млекопитающее, так как человека от животного отличает не только система культурных, этических и религиозных норм, но и способность удивляться. Такой человеко­подобный биологический робот, андроид, продолжает тянуть лямку жизни без радости, без интереса к чему-либо, разнообразя свои будни надоевшими всем поучениями и наставлениями. Социологи с тревогой отмечают, что подобное умственное старение, духов­ный консерватизм охватывает все более молодые слои населения. Все чаще встречаются молодые, но уже "утомленные жизнью" (особенно среди добившихся некоторого материального благопо­лучия) люди, овладевшие нехитрыми жизненными догмами и модным лексиконом, которые довольствуются не истинными интеллектуальными и духовными ценностями, а их подделками, суррогатом.

Нравственные проблемы волнуют людей еще меньше, ведь так удобно прикрывать свои неблаговидные поступки сентенция­ми типа "с волками жить, по-волчьи выть", "в чужой монастырь со своим уставом не лезь", "моя хата с краю". Незаурядная лич­ность учится всю жизнь, до глубокой старости. С годами этичес­кие, нравственные вопросы начинают оттеснять все другие, более приземленные, хотя и этические проблемы становятся особенно важными именно в личном, индивидуальном плане, так как зависимость человека от окружающего мира в старости постоянно усиливается. Тонко и удивительно мудро заметил великий Сократ, что человек не только поступает в соответствии с тем, кем он является, но и становится в соответствии с тем, как он поступает.

Проблемы взаимодействия, взаимовлияния и самовоспитания давно волнуют человечество и нашли отражение в многочислен­ных теориях и практических рекомендациях. Самое распростра­ненное направление этих поисков получило в психологии назва­ние бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), предложенное в 1913 г. профессором Чикагского университета Дж. Уотсоном (1878— 1958). Философские основы этой теории — прагматизм и позити­визм, а экспериментально-практическая база — в исследованиях поведения животных", впервые выполненных Э. Торндайком (1874— 1931).

Известны также теории модификации поведения, подкрепле­ния, оперантного обусловливания, психологии поведения. Общим для всех этих теорий является связь (корреляция) между стиму­лом и формированием условных реакций на стимул. Теория линей­ного программирования обучения, как и основы ситуативного ме­неджмента, разработана профессором Гарвардского университета Берресом Фредериком Скиннером, их анализу и критике были посвящены работы А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. Теорети­ческой базой различных теорий поведения всегда служило извест­ное учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах, хотя именно Павлов счел необходимым ответить на изыскания пси­хологов статьей с примечательным названием "Ответ физиолога психологам".

Можно весьма условно изобразить духовную сущность лич­ности в виде ядра (истинная интеллектуальная и психическая осно­ва человека), окруженного многими внешними оболочками (рис. 38).

 
 

 

 


Рис. 38. Графическое изображение ядра и

оболочек личности

 

Ядро человеческой души — его сущность, его "эго". Внешние оболочки — периферия личности, в которой от духовной сущности остается мало, а больше приобретенного, наносного, скопированного.

Каждый человек старается надежно спрятать от вторжения посторонних свою глубинную духовную сущность и защитить свое "Я" многочисленными внешними оболочками, количество которых и их проницаемость -у различных людей весьма различны (можно столь же условно эти оболочки называть масками). Эти оболочки (маски) лишь отдаленно отражают сущность человеческого ядра, в них больше приобретенного в результате общения с другими людьми или временного, "взятого напрокат" для выполнения оп­ределенных ролевых функций. Конформисты легко идут на дефор­мацию внешних оболочек, так как именно так легче приспособить­ся к меняющимся алгоритмам поведения в обществе. Индивидуали­сты или легко ранимые люди особенно тщательно оберегают себя от попыток установить с ними близкие духовные контакты и соприкасаются с обществом лишь на уровне внешних оболочек, на определенной дистанции. Ф. М. Достоевский в повести "Двойник" одним из первых отметил особый тип человеческой психики, когда практически никому и никогда не удается пробиться через вне­шние оболочки к сердцевине замкнутого эгоцентричного "Я" — такая личность обречена на духовное одиночество, на своеобраз­ный солипсизм, отрицающий объективный мир вне своего созна­ния. Внутренние диалоги ("когда хочется поговорить с умным чело­веком"), а точнее, монологи не могут, конечно, полноценно заме­нить бесконечную многогранность непосредственного человеческо­го общения.

Некоторые люди ведут себя продуманно открыто, легко и непринужденно вступают в контакты со всеми членами общества, одинаково приветливо и вежливо общаясь с уборщицей и министром, с крестьянином и ученым, но отгораживая от мира ядро своей души особо мощной оболочкой. Эта манера общения харак­терна для глубоко воспитанных людей и часто ассоциируется с аристократичностью.

Чаще встречается тип людей, предельно открытых для кон­тактов ("свой парень", "душа нараспашку"), готовых выслушать любого и поделиться всем, даже самым сокровенным, составляю­щим ядро такой личности. Когда попытки установить подобные контакты начинают граничить с хамоватой навязчивостью и ка­муфлироваться якобы природным простодушием, то обычно вы­зывают отторжение ("мой друг Рю" — это о японском аристокра­те, премьер-министре!). Резко, но мудро заметил о таких людях С. Есенин: "Ходить с распахнутой душой так же неприлично, как и с расстегнутой ширинкой". Такие псевдоблизкие контакты бывают чаще всего кратковременными, но не из-за отгороженности внешними оболочками, а из-за духовной скудности самого ядра (рис. 39).

Особо ценными, но весьма редкими бывают личные контак­ты, когда пересекаются не только оболочки, но сливаются и сами ядра человеческих душ. К такой духовной близости стремятся влюбленные (но такую духовную близость никогда не дает примитив­ная животная страсть, именуемая теперь сексом), родители и дети, настоящие давние друзья, единомышленники, люди, которых объе­диняют духовные и интеллектуальные интересы. Духовная близость не может быть односторонней, собеседники способны понять друг друга с полуслова, им понятны глубинные чувства и мысли, их доверительность и взаимопонимание приносят большое удов­летворение и высокую радость.

 

 

 

(а) (б)

 

Рис. 39. Схема "аристократических" (а) и

открытых (б) контактов личности с обществом

 

Совсем не так часто, как принято думать, встречается настоящая любовь, готовность сделать для любимого больше добра, чем самому себе. Именно о такой "девоч­ке-друге" мечтал Джек Лондон и считал, что можно выстоять в жизненной борьбе "спина спиною к мачте против тысячи вдвоем". Редко выдерживает испытание на прочность и мужская дружба, духовное родство незаурядных личностей (кроме, пожалуй, Ве­ликой Дружбы товарища Ленина и товарища Сталина, в честь ко­торой были сооружены тысячи бетонных скамеек с сидящими на них верными друзьями). Духовное единение демонстрируют люди одной расы, национальности, религиозной конфессии, родствен­ники, социальные группы, объединенные по самым разным, иногда и удивительным признакам (футбольные и хоккейные болельщи­ки, коллекционеры, панки, металлисты, фанаты эстрадных звезд и т.п.) (рис. 40).

 

(а) (б)

 

Рис. 40. Духовная близость, взаимопонимание, любовь,

дружба (а), расовые, национальные, родственные и социально-групповые контакты (б)

 

Важность осознания своего "Я" подчеркивается работами мно­гих ученых. Полезно напомнить известное в психологии "окно Джогарри" (название это составлено из аббревиатуры имен и фа­милий авторов). Сложный внутренний мир человека состоит из не­скольких неравных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон: открытой, скры­той, "слепой" и неведомой.

 

1 Открытая зона 2 "Слепая" зона
3 Скрытая зона 4 Неведомая зона

Рис. 41. Окно Джогарри

Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, кото­рая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та откры­тая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Именно эта зона составляет "имидж", репутацию, по ней судят о человеке, и всегда эта зона находится под особым контролем личности. Вторая, "слепая" зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Всегда мы удивляемся своему голосу, если слышим его в запи­си, — разве этот чужой голос мой? Именно поэтому с таким вни­манием мы рассматриваем свои фотографии и слушаем отзывы о себе. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира челове­ка, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже порока­ми), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивно­го. Люди по-разному относятся к попыткам окружающих "вскрыть сейф" их внутреннего мира: кто стремится помочь этому, кто от­вергает любое вмешательство в свое "Я".

Из всех этих теорий и бесчисленных экспериментов следует подробнее остановиться на методах самовоспитания и стимуляции собственной деятельности, так как методы искусства воздействия на коллектив и личность будут рассмотрены ниже, а методы само­усовершенствования обычно интересуют человека прежде всего. "Обязанности по отношению к нам самим суть самые важнейшие и должны занять необходимо первое место, — пишет широко из­вестный в прошлом немецкий писатель и педагог барон Адольф фон Книгге (1752—1796) [52], — посему не надобно огорчать и унижать себя в собственных глазах своих; не надобно презирать себя или излишней лестью уклоняться от своего усовершенствова­ния". Очевидно, что развитие любой системы возможно лишь в результате глубокого анализа ее функциональных особенностей и определения целей, направлений ее совершенствования. Для лич­ности — постоянный, объективный самоанализ, целенаправлен­ное сравнение своего поведения с критериями совести, чести, до­стоинства, самооценка адекватности поступков своим целям и возможностям, создание собственной системы ценностей, определе­ние понятий добро — зло, хорошо — плохо. Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально цен­ных свойств личности и категорическое запрещение самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Пожалуй, наиболее простым, но весьма эффективным спосо­бом стимуляции деятельности личности является метод положи­тельного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать, радуясь хорошему поступку ребенка, говорит ему "Ах, ты мой молодец", начальник, желая подчеркнуть достижение сотрудника, благодарит его, уступивше­му место в автобусе говорят "спасибо" и т.д. И каждый раз слова благодарности, пожатие руки, улыбка, ласка, премия, орден являются реакцией на хороший поступок, особо отмечают его, подкрепляют и этим стимулируют деятельность человека. Часто чело­век сам подбадривает, хвалит себя в самых неожиданных формах ("Ай да Пушкин, ай да сукин сын!", "Ах, какой же я молодец!"). Но обычно положительное подкрепление хорошего и отрицатель­ная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепле­ние как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведе­ния человека. Например, огорчительно, когда приятный (или нуж­ный!) знакомый редко выбирает время для телефонного разговора с девушкой, но если при очередном звонке девушка будет проду­манно заинтересованной, любезной, интересной собеседницей, то вероятность нового желанного разговора значительно возрас­тет — сработает механизм положительного подкрепления. Если дочь без напоминания и просьб вымыла посуду и мать за это приласка­ет и поблагодарит ее, то можно с большим основанием надеяться на очередной "подвиг" дочери. Метод положительного подкрепле­ния некоторые возводят в ранг жизненной стратегии. Всегда удачи и неудачи сменяют друг друга, и очень многие весьма бурно реа­гируют на срывы и ошибки. Можно злиться, ругать себя и других, можно даже всплакнуть или излить свою горечь на окружающих, но полезнее понять, что "слезы горю не помогут", что осознанная ошибка уже не страшна и разумнее радоваться удаче и снисходи­тельнее относиться к своим и чужим промахам. Лучший способ положительного подкрепления при удаче, верном решении, твор­ческой находке — сделать то, что понравится самому себе и дру­гим, подкрепить радость свершения своим одобрением. Мелочь, самообман? О, нет! Попробуйте сами и убедитесь, что в вашу жизнь войдет еще немного счастья. Только следует помнить, что далеко не всегда подкрепление должно быть регулярным, эпизо­дическое (вариабельное) подкрепление более эффективно (кста­ти, именно на вариабельном подкреплении основаны счастливые любовные отношения).

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его бо­лее четким и емким метод разумного самопринуждения. Действен­ность этого метода хорошо подтверждается примерами из обыден­ной жизни. Например, чтоб быть на работе вовремя, необходимо встать в 7 утра и именно на это время разумно поставить свой будильник. Однако многие ставят будильник на полчаса раньше, чтобы несколько минут понежиться в постели. Эти странные полчаса жизни трудно назвать сном, скорее это бодрствование на фоне тревожных опасений, что можно вновь уснуть и опоздать на работу. Не разумно ли эти полчаса отдать полноценному сну и заставить себя встать сразу, в 7 часов? Солдат в казармах будят отвратительным, ненавистным воплем "Па-а-адъем!", эта команда выполняется немедленно, и никому в голову не придет будить сол­дат немного раньше, чтобы дать им возможность подремать в по­стели....Женщина хочет завтра одеть на работу свежую кофточку, но ее нужно погладить, а делать это вечером не хочется. Утром, встав в обычное время, приходится в спешке включать утюг, жертвовать завтраком, сломя голову мчаться на работу — не разумнее ли заставить себя выполнить неизбежную работу в разумное, логически обоснованное время? Есть много неизбежных, хотя и неприятных дел. Можно их откладывать, переносить выполнение на различные сроки, надеясь, что вдруг эти дела как-то сами по себе будут выполнены. Наверное, каждый смеялся, замечая, как в воскресное утро, когда можно всласть поспать, ваш сын лежит в постели и мучается от неизбежной необходимости сходить в туа­лет! Или наблюдая, как топчется на берегу моря купальщик, стра­шась войти в прохладную воду. Метод разумного самопринужде­ния вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, опти­мальные сроки (относится это и к работе над корреспонденцией, и к составлению ежемесячного отчета, и ко многим другим неиз­бежным, рутинным, часто обременительным делам).

Сложно без подготовки и глубокого, всестороннего обдумыва­ния реализовать метод самоанализа (самонаблюдения), часто счи­тают этот метод утомительным, а потому и малоэффективным. А ведь как важно вести постоянный контроль за своим поведением не только в обществе, но и наедине с собой! Присмотритесь вни­мательнее к поведению большинства окружающих вас людей, к их мимике, выражению лица, жестам, манерам, и вам станет ясной неотложная актуальность самовоспитания и самоконтроля. Этот слушает товарища, широко раскрыв рот, другой самозабвенно чистит пальцем нос — не хочется перечислять то, что делают люди, потеряв контроль за своим поведением! Особенно если они счита­ют, что никто не смотрит на них, а ведь фактически человек все­гда под непрестанным наблюдением (почитайте классические де­тективы!).

Метод самоанализа позволяет провести достоверную инвента­ризацию своих физиологических данных, учет субъективных осо­бенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, "эффекта ореола". Думающий, анализирующий че­ловек имеет чувствительные внутренние весы, называемые совестью и измеряющие правомерность и этичность не только его по­ступков, но и даже тайных помыслов. Совершив дурной поступок, не следует скорее изгонять его из своей памяти, нет, пусть угры­зения совести будут мучительны, пусть сожаление и раскаяние будут глубоко прочувствованы, только таким путем можно запре­тить себе делать дурное. Владеющие этим методом самовоспита­ния никогда не позволят себе упиваться собственным красноречи­ем, хамить окружающим, глумиться над подчиненным, помыкать слабым и зависимым. С годами самоанализ становится неотъемле­мой частью личности, и его постоянное применение не будет со­здавать каких-либо неудобств.

Мир постоянно вторгается в жизнь человека, и днем и ночью работают все пять его органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Всю поступающую информацию, основной объем которой, около 90%, поступает через зрение, мозг должен обрабо­тать и оценить в кратчайшие сроки, и все чаще люди не справля­ются с этой лавиной чувств, важных и второстепенных сведений, с эмоциональным напряжением. Природа мудро выработала слож­ную систему ограничений, защиту от избыточной информации, ко­торая помогает человеку не только отделить важное от несуще­ственного, но и спасти психику от перенапряжений. Однако большинство людей не могут быстро освободиться от негативных впечатлений, остро и долго переживают и выискивают причины жиз­ненных неудач. Бессонница, неврозы, стрессовые состояния могут привести к нарушениям психического здоровья и вызвать функци­ональные сдвиги в организме.

Дополнительно к природной системе ограничений (сон, не­большая емкость памяти, кратковременное хранение в ней инфор­мации и т.п.) разработаны различные методики, позволяющие за­щитить психику человека от негативных воздействий окружающей среды. Методы защитных блокировок психики человека от пере­грузок выбираются и осваиваются человеком индивидуально. Чаще всего в результате тренировок достигается способность переклю­чать свои мысли на отвлеченные темы, на радостные события про­шлого, вновь переживать светлые, мажорные сюжеты книг или рассказов друзей. Можно уверенно заявить, что алкоголь и даже самые легкие наркотические средства (курение, кофе и т.п.) со­здают лишь иллюзию снятия стресса и не способствуют выведе­нию из него.

В периоды тяжелых потрясений и переживаний многим лю­дям заметное облегчение приносит молитва, обращение верующе­го к божеству за поддержкой и помощью. Несправедливость, тя­желое материальное и семейное положение, отсутствие духовной поддержки и взаимопонимания, безысходность, разочарование в окружающих людях заставляют обращаться к высшим силам и просить у них покровительства, поддержки, а иногда и чуда. Не­сомненно, что искренний, объективный и честный анализ ситуа­ции, обдумывание и сопоставление фактов, поведения окружаю­щих, всегда сопровождающие молитву, и, главное, вера в помощь Творца приносят заметное облегчение, самоочищение и помощь страждущему. Молитва действительно облегчает душевные стра­дания, если она имеет в своей основе глубокую веру в Господа, но производит отталкивающее впечатление, если носит характер тор­гашеской сделки: "Помоги мне, Господи, а я тогда тебе поставлю в церкви самую большую свечку!"

В конце XIX — начале XX века во многих странах возник и стал бурно развиваться интерес к оккультизму, к мистическому и магическому мировоззрению, к астрологии, кабале и спиритизму, к герметическим наукам средневековья. Герметизм (алхимия, аст­рология, кабала) как традиция тайного знания восходит якобы че­рез Платона, Пифагора к легендарному Гермесу Трижды Вели­чайшему (Трисмегисту), имя которого у древних греков было свя­зано с богом Гермесом, покровителем торговли (кстати, также плутовства и обмана!), у римлян — с культом Меркурия, а также отождествлялся с египетским богом мудрости и покровителем ма­гии Тотом. Адепты эзотерических, тайных знаний комментировали их с позиций самых последних достижений современной науки; например, исследования алхимии в области трансмутации (т.е. превращения с помощью "философского камня" неблагородных металлов в благородные) интерпретировались с позиций открытия радиоактивности Анри Беккерелем и т.п.

Значительный интерес вызывала мистическая составляющая пифагорейской школы, считающей целые числа сущностью вещей и первоосновой мира (когда Пифагор обнаружил существование несоизмеримых отрезков, то он, потрясенный, принес в жертву богам сто быков!), знаменитый стихотворный труд "Предсказания" врача и астролога из Сен-Реми провидца Мишеля Нострадамуса. Об удивительных возможностях человеческого духа говорилось в трудах Елены Петровны Блаватской, получившей тайные знания и посвящение непосредственно от святых лам Тибета.

 

* * *

XX век принес много удивительных, иногда даже фантасти­ческих открытий в области исследований личности, комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологи­ческими методами. Хочется в первую очередь назвать крупнейше­го русского ученого Владимира Михайловича Бехтерева (1857— 1927), основателя школы рефлексологии, организатора и руководителя Психоневрологического института (1908 г., ныне имени Бехтерева) и в 1918 году (!) — Института по изучению мозга и психической деятельности. Именно В. М. Бехтерев одним из пер­вых применил гипноз при лечении алкоголизма, много внимания уделял проблемам полового воспитания и социальной психологии.

Большую известность приобрели исследования американца Джейкобсона (методы "последовательного расслабления"), фран­цуза Эмиля Куэ, изучавшего способы самовнушения, и работы немца Иоганна Шульца, создавшего оригинальную теорию психической саморегуляции с широким использованием еще недостаточно изученных резервов человеческого организма. Изучая психотерапевтическое воздействие гипноза, И. Шульц обратил внимание, что многие пациенты сами себе могут внушить состояние расслабления, покоя, сна, его работой "Тренировочной дорогой к самогипнозу" были заложены основы современной концепции аутогенной тренировки.

В Советском Союзе интерес к аутотренингу возник в 70—80-х годах благодаря научной и публицистической деятельности психотерапевта В. Л. Леви. Путь к нравственному психологическому самосовершенствованию, к сознательному управлению бессознатель­ным проходит через пять основных этапов, пять принципов, как называет их Леви: чего человек хочет добиться (принцип цели), полная уверенность в том, что поставленные цели будут достигну­ты ("дозированный фанатизм"), спокойная уверенность в своих возможностях, далее — успех обязательно придет через какое-то время и убежденность в том, что все необходимое для успеха за­ложено в самом человеке.

Аутогенная тренировка состоит из комплекса упражнений, мысленного повторения ряда формул самовнушения, что позволя­ет достигнуть состояния внутреннего психического успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата. Ежедневные деся­тиминутные упражнения — надежное средство борьбы с нервны­ми расстройствами, утомлением, бессонницей. Перечень и правила выполнения упражнений можно легко найти в обширной литера­туре по аутотренингу.

С особой осторожностью следует рассмотреть еще один путь самосовершенствования личности, которому посвящены сотни исследований и по поводу которого не прекращается острая полеми­ка до настоящего времени, — идею формирования "сверхчелове­ка". Начало современной полемике о праве человека на свободу воли и его ответственности за совершенные поступки, об относи­тельности добра и зла, о путях гармонизации и совершенствова­ния общества было положено шедеврами Ф. М. Достоевского (1821— 1881). Кому и почему "все дозволено", как изжить нравственный кризис общества, как вступить на путь единения людей во Хрис­те, достичь идеала богочеловечества? — мучительно вопрошает Достоевский.

Идею "сверхчеловека" выдвинул Фридрих Ницше (1844—1900), считая, что главное в жизни — воля к власти, подтверж­денная силой и могуществом. Все зло — от слабости, а добро — "все то, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека". Ницше отстаивает право на "мораль господ" в отличие от "рабской морали", отрицает догматы христианства, основанные на равенстве людей перед Богом и подавляющие "волю к власти". Идеи "сверхчеловека" и "морали господ" были приняты немецким национал-социализмом и существенно развиты его иде­ологами. Принципиально не хотелось бы цитировать "Mein Kampf" А. Гитлера и труды его соратников, но именно в них идея "сверх-Я" получила дальнейшее развитие и была практически реализована в годы фашизма. Именно Гитлер сразу же после своего при­хода к власти дал задание о создании целой сети лабораторий и институтов по изучению потенциальных возможностей человека с проведением бесчеловечных психофизиологических экспериментов над тысячами узников концлагерей.

Но помня мудрого Екклесиаста: "Бывает нечто, о чем гово­рят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас", немецкие ученые глубоко изучили тайны древних и современных школ психофизиологической феноменологии Индии, Китая и Тибета. Были исследованы древнейшие священные Веды, созданные в XII—VII веках до н. э., комментарии к ним (Упанишады), религиозно-философское учение Веданты, разработанное одним из основоположников индуизма Шанкарой, о психических состояниях (авастха) человека, наследие классиков брахмано-буддийского направления индийской философии, учение великого китайского теоретика и практика Бодхидхармы, настоятеля Шаолиньского монастыря, создателя концепции "Абсолютного преде­ла психофизических возможностей человека", современные шко­лы санкхьи, йоги, Махатмы Ганди (1869—1948), Ауробиндо Гхоша (1872—1950) и т.п. Ведь и сегодня система воспитания личности в тибетских монастырях, методика упражнений хатха-йоги и рад­жа-йоги демонстрируют удивительное владение духом и телом! Целью этих исследований были разработки методики поведения человека и воспитание таких психических и физиологических свойств личности, которые могли бы обеспечить выживание и до­стижение цели в экстремальных ситуациях. И в итоге — создание психотропного оружия. Несомненно, что возможности человеческого организма, его психики исследованы далеко не полностью и следует ожидать много удивительных открытий на этом пути. Тем более что имеются сведения о наличии секретных немецких доку­ментов в Центральном архиве ВМФ России [45] об исследованиях и психофизиологических опытах в годы последней войны. Компе­тентное изучение этих уникальных архивов может дать много ин­тересных материалов по развитию сверхвозможностей человека, если отбросить нацистские лозунги о сверхчеловеке — "носителе великого Духа арийской Империи".

Значительный интерес к эзотерическим знаниям тибетских лам проявляли также правительства Англии, Франции, Китая, не от­ставало от них и советское ГПУ. По распоряжению Ф. Дзержинс­кого была выделена значительная сумма (около 600 тыс. долла­ров!) на секретную экспедицию в таинственную Шамбалу, страну махатм. Ближе всех приблизился к загадочной Шамбале Яков Гри­горьевич Блюмкин, сотрудник ГПУ, полиглот и мастер восточного рукопашного боя. В сентябре 1925 года он присоединился в обличьи монгольского ламы к экспедиции Николая Константиновича Рериха, которая исследовала пути в Шамбалу, но достичь цели им не удалось. До мая 1937 года в Московском энергетическом институте работала секретная нейроэнергетическая лаборатория, финансируемая спецотделом ГПУ, которая занималась широким спектром проблем — от гипноза, "снежного человека" до НЛО, телепатического чтения мыслей оппонента и средств радиошпио­нажа. Тайны трансцендентных свойств человеческого мозга волну­ют ученых и исследователей и в настоящее время.

Принципиально иной подход к развитию возможностей ин­теллекта и психической деятельности личности наметился в самое последнее время. Один из крупнейших теоретиков мира, амери­канский ученый Стив Хокинг, настаивает на неотвратимой неиз­бежности симбиоза человека и компьютера, о начале новой эры в истории человечества — эры техногенной цивилизации. Его выво­ды о неизбежности создания новой концепции будущей культуры доказываются не только математически, но и его собственным опытом: С. Хокинг, парализованный и прикованный к своему ин­валидному креслу, с помощью компьютера и сети Интернет давно уже эффективно работает в своем виртуальном мире и демонстри­рует удивительные возможности "искусственного суперчеловека".

Завершая раздел о методах самовоспитания, следует отме­тить, что существует еще великое множество школ, теорий, прак­тических рекомендаций по духовному развитию личности, выяв­лению и использованию колоссальных, до конца еще не раскры­тых возможностей человека. Имеется необозримая литература о йоге, о тибетской медитации, псевдонаучные и откровенно жуль­нические книги об экстрасенсорике, телепатии, черной и белой магии и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.