КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы дидактических процессов
Дидактические процессы — предмет повышенного интереса специалистов по теории и методике физического воспитания. Еще в 1950-х гг. были выделены «части обучения»: - осмысливание учебного задания; - разучивание двигательного действия; - закрепление и совершенствование; - анализ результатов обучения; - возможность с некоторой условностью «различать стороны, части: а) ознакомление с изучаемым двигательным действием; б) разучивание двигательного действия; в) закрепление и совершенствование приобретенных навыков; г) анализ и оценка усвоения». Отмечалось, что первые три части обучения имеют последовательный характер и составляют этапы обучения. Объектом особого внимания стала данная проблема в 1960— 1970-х гг. В учебных пособиях по теории физического воспитания не уделялось внимание вопросам структуры процесса, выделялись «ступени овладения новым действием» и «этап овладения». В качестве последних назывались «первичные умения», навык, «вторичные умения». Позднее в процессе обучения двигательным действиям были определены пять стадий формирования двигательных навыков: - создание первоначального представления о двигательном действии и установки на овладение им; - образование первоначального умения; - формирование совершенного умения; - становление навыка; - достижение вариативности навыка и умение его применять. Одновременно обозначились и соответствующие им пять этапов процесса обучения: - первоначальное ознакомление с действием; - первоначальное овладение действием; - уточнение двигательного действия; - закрепление двигательного действия; - достижение мастерства. В последние десятилетия XX в. в учебных пособиях по теории и методике физического воспитания упрочилась трехэтапная структура дидактических процессов: ознакомление с двигательным действием; разучивание и совершенствование. В учебниках 1990-х гг. выделено четыре этапа: ознакомление с двигательным действием; начальное разучивание двигательного действия; закрепление приобретенного элементарного умения; обучение применению навыков в различных условиях. Даже опытные учителя физической культуры в качестве конкретной задачи своего урока указывают совершенствование изучаемых двигательных действий (прыжка в высоту, длину, метаний, стартового разбега, сложных упражнений гимнастики, спортивных игр и т.д.). В подобных случаях процесс «совершенствования» может сводиться к многократному выполнению данного двигательного действия, закреплению тех ошибок техники, с которы-. ми учащиеся и явились на данный урок. Исследования, проведенные в 1975— 1998 гг. по проблемам усвоения учащимися учебного материала по разделам спортивных игр (баскетбол), гимнастики и легкой атлетики на уроках физической культуры, показали, что большинство учащихся IV—IX классов (60 — 65%) общеобразовательных школ не достигают уровня двигательного навыка даже при средней продолжительности обучения конкретным двигательным действиям на 10—12 уроках. Многие педагоги физического воспитания упрощенно понимают понятие совершенствование. Анализ неудачных уроков физической культуры позволяет выделить в качестве одной из важных причин произвольную трактовку учителями названия этапов процесса обучения и их содержания. Различие в названиях этапов, нестабильность их количественного состава, отсутствие толкования таких понятий, как ознакомление, первоначальное, начальное, углубленное, детализированное разучивание и др., затрудняет целеполагание как компонент педагогической деятельности учителя физической культуры. Это приводит к просчетам в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации, снижающим результативность учебно-воспитательного процесса по школьной физической культуре. Поэтому, основываясь на трудах дидактиков, специалистов по теории и методике физического воспитания и материалах анализа опыта работы учителей физической культуры, предлагается по- этапная структура, которая максимально учитывает специфику данной дисциплины и концепцию общего среднего физкультурного образования школьников.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |