Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы дидактических процессов




Дидактические процессы — предмет повышенного интереса специалистов по теории и методике физического воспитания. Еще в 1950-х гг. были выделены «части обучения»:

- осмысливание учебного задания;

- разучивание двигательного действия;

- закрепление и совершенствование;

- анализ результатов обучения;

- возможность с некоторой условностью «различать стороны, части:

а) ознакомление с изучаемым двигательным действием;

б) разучивание двигательного действия;

в) закрепление и совершенствование приобретенных навыков;

г) анализ и оценка усвоения».

Отмечалось, что первые три части обучения имеют последова­тельный характер и составляют этапы обучения. Объектом особо­го внимания стала данная проблема в 1960— 1970-х гг.

В учебных пособиях по теории физического воспитания не уде­лялось внимание вопросам структуры процесса, выделялись «сту­пени овладения новым действием» и «этап овладения». В качестве последних назывались «первичные умения», навык, «вторичные умения».

Позднее в процессе обучения двигательным действиям были определены пять стадий формирования двигатель­ных навыков:

- создание первоначального представления о двигательном дей­ствии и установки на овладение им;

- образование первоначального умения;

- формирование совершенного умения;

- становление навыка;

- достижение вариативности навыка и умение его применять.


Одновременно обозначились и соответствующие им пять эта­пов процесса обучения:

- первоначальное ознакомление с действием;

- первоначальное овладение действием;

- уточнение двигательного действия;

- закрепление двигательного действия;

- достижение мастерства.

В последние десятилетия XX в. в учебных пособиях по теории и методике физического воспитания упрочилась трехэтапная струк­тура дидактических процессов: ознакомление с двигательным дей­ствием; разучивание и совершенствование. В учебниках 1990-х гг. выделено четыре этапа: ознакомление с двигательным действием; начальное разучивание двигательного действия; закрепление при­обретенного элементарного умения; обучение применению навы­ков в различных условиях.

Даже опытные учителя физической культуры в качестве конк­ретной задачи своего урока указывают совершенствование изуча­емых двигательных действий (прыжка в высоту, длину, метаний, стартового разбега, сложных упражнений гимнастики, спортив­ных игр и т.д.). В подобных случаях процесс «совершенствования» может сводиться к многократному выполнению данного двига­тельного действия, закреплению тех ошибок техники, с которы-. ми учащиеся и явились на данный урок. Исследования, проведен­ные в 1975— 1998 гг. по проблемам усвоения учащимися учебного материала по разделам спортивных игр (баскетбол), гимнастики и легкой атлетики на уроках физической культуры, показали, что большинство учащихся IV—IX классов (60 — 65%) общеобразо­вательных школ не достигают уровня двигательного навыка даже при средней продолжительности обучения конкретным двигатель­ным действиям на 10—12 уроках. Многие педагоги физического воспитания упрощенно понимают понятие совершенствование.

Анализ неудачных уроков физической культуры позволяет вы­делить в качестве одной из важных причин произвольную трак­товку учителями названия этапов процесса обучения и их содер­жания.

Различие в названиях этапов, нестабильность их количествен­ного состава, отсутствие толкования таких понятий, как ознаком­ление, первоначальное, начальное, углубленное, детализированное разучивание и др., затрудняет целеполагание как компонент педа­гогической деятельности учителя физической культуры. Это при­водит к просчетам в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации, снижающим результативность учебно-воспитательного процесса по школьной физической культуре.

Поэтому, основываясь на трудах дидактиков, специалистов по теории и методике физического воспитания и материалах анализа опыта работы учителей физической культуры, предлагается по-


этапная структура, которая максимально учитывает специфику данной дисциплины и концепцию общего среднего физкультур­ного образования школьников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.