КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л. Особенности дидактических процессов 3 страница
Многоплановые исследования, проведенные отечественными учеными, подтвердили педагогическую ценность этнического наследия в сфере физической культуры и спорта, в физическом воспитании учащихся сельских общеобразовательных школ в субъектах Федерации, где в качестве дополнительного учебного материала использовались некоторые, наиболее популярные среди учащихся народные средства физического воспитания. Признавая рациональность такого подхода в разработке регионального элемента содержания образования для сельских общеобразовательных учреждений, следует критически оценивать тенденцию к копированию этого опыта применительно к физическому воспитанию учащихся школ городской местности, так как народные подвижные игры, физкультурные забавы и виды спорта возникли и развивались в специфических условиях культурно-исторического развития этносов. Они соответствуют климато-гео-графическим условиям мест обитания сельского населения, отражают своеобразие хозяйственной, военной деятельности, быта народов и других этнических общностей. Вместе с тем данное положение трудно адаптировать к практике преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях городской местности. Существуют факторы, обусловливающие специфику учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине в городских и сельских школах. Это своеобразие выража- ется в одно- или двунациональном составе учащихся в селе и многонациональном — в городе, в дифференциации направленности физкультурных и спортивных интересов школьников: безразличии одних к этническому наследию своих нации или народности и интересе других, а также невостребованностью народных подвижных игр, видов спорта и физкультурных забав в городских общеобразовательных школах при очевидной эффективности их в селе. В этих условиях правомочны вопросы: какие виды физической культуры, средства физического воспитания и формы его организации могли бы стать базой для обоснования содержания регионального компонента ГОСа по физической культуре? Что может входить в региональный компонент содержания образования по физической культуре в городских общеобразовательных школах? Каков состав детерминантов (определителей) данной (вариативной) части ГОСа? Ответы на эти вопросы дают материалы исследований о месте, роли и значении физической культуры в быту городских школьников, их физкультурных интересах. Поисковая работа, выполненная на базе одной из средних общеобразовательных школ, подтвердила социально-экономическую и политическую обусловленность физкультурно-спортивной ориентации учащихся. Так, за годы реформ изменились мотивы занятий учащихся среднего школьного возраста (V—VIII классов) физической культурой и спортом. Если сравнительно недавно учащиеся указывали в качестве доминирующих такие мотивы, как желание укрепить здоровье (37 %), иметь красивое телосложение (28,7 %), быть разносторонне физически развитыми (19,4 %), для удовольствия (8,6 %) и т.д., то к 1998 г. отмеченные мотивы претерпели серьезные намерения. На первое место выходит мотив быть сильным, чтобы упрочить собственные позиции среди сверстников (40 %), на второе — развивать силу воли (37,7 %). Мотив, который во второй половине прошлого века был доминирующим — укрепить здоровье, переместился на третье место (12,22%). Соответственно изменился интерес к видам спорта. На первое место переместились спортивные единоборства (восточные боевые искусства, вольная борьба, бокс, дзюдо, самбо). В 1970-х гг. это были спортивные игры. Очевидно, что физическая культура и спорт превратились в важное и наиболее доступное средство укрепления здоровья, коррекции психофизических аномалий, упрочения социального статуса личности. Региональный компонент ГОСа для данного типа общеобразовательных школ может включать повышенный объем учебного материала, отражающего физкультурно-спортивные интересы школьников, учитывать возможности для реализации способностей педагогов физической культуры в их профессиональной деятельности. При разработке содержания регионального компонента ГОСа по физической культуре не могут игнорироваться фундаментальные принципы государственной образовательной политики стра- 3 Железняк 65 ны. Особое значение при этом приобретают такие, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных национальных традиций в условиях многонационального государства; свобода и плюрализм в образовании (Закон РФ «Об образовании», разд. I, ст. 2). В решении данной проблемы должны быть учтены и некоторые принципы национальной системы физического воспитания: оздоровительная направленность, всесторонность развития личности, связь с жизнью; основные принципы дидактики, в частности научность, доступность, связь с жизнью и другие материалы адаптации или преломления последних к принципам предметной дидактики, принципы разработки учебных программ по физической культуре. Таким образом, в качестве доминирующих факторов, на основе которых должен быть разработан региональный компонент содержания образования по физической культуре, выступают: - своеобразие климата и рельефа территорий субъектов Федерации, включая места расположения общеобразовательных школ; - особенности этнического наследия населения регионов и тер- * риторий в сфере физической культуры и спорта;
- специфика характера и направленности физкультурных и спортивных интересов учащихся общеобразовательных школ на конкретных этапах развития общества; - индивидуальная дифференцированность спортивно-педагогической ориентации учителя физической культуры; - современные традиции населения на местах расположения учреждений образования в области физической культуры и спорта. Совокупность этих факторов обусловливает потребность во введении в качестве одного из принципов разработки содержания образования принципа учета зоны ближайшего социально-географического окружения школьников. Состав факторов-детерминантов содержания образования по физической культуре, кроме отмеченных, включает: - социальный заказ государства, идеал формируемой личности, социальный опыт по использованию физической культуры в жизни; - потребности личности, требования производства, обороны, быта к уровню физического совершенства членов общества;
- состояние здоровья населения; - требования среды обитания (социальной и географической) к психофизической природе обитателя; - уровень развития науки (общей, психолого-педагогической, медико-биологической, экологической, предметно-частнодидак-тической);
- реальные возможности системы образования физического воспитания для реализации социального заказа государства в данной области; - виды физкультурной деятельности; - уровень физического развития подрастающего поколения. Однако количество факторов-детерминантов по предмету «Физическая культура» может быть расширено на последующих уровнях содержания образования. Таким образом, под образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» понимается совокупность основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, выражающей идеал и учитывающей возможности личности и системы образования. Требования ГОСа служат эталоном оценки основных сторон общего среднего образования по физической культуре: системы знаний, навыков и умений, уровня физической подготовленности, а также сформированности видов физкультурно-спортив-ной деятельности и здорового образа жизни школьников. Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре. Базисный учебный план (БУП) — это основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов (в том числе физической культуры), последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый из них. Он включает три основных вида учебных занятий: обязательные, обязательные по выбору, факультативные. Физическая культура относится к обязательным предметам. БУП в нормативном порядке устанавливает продолжительность обучения, количество часов в неделю (3 ч), выделяемое для изучения каждого учебного предмета. Кроме того, в этом плане распределено время на обязательные занятия по предметам, отнесенным к инвариантной части, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия; недельную нагрузку учащегося по годам обучения; итоговое количество часов, финансируемое государством1. 1 Приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования № 27/15/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», п. 3.1. предусмотрено включение в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений в установленном порядке проведения обязательных уроков по образовательной области «Физическая культура» в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования. Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура» — это минимум, установленный ГОСом для усвоения учащимися по данной дисциплине и утверждаемый Министерством образования РФ. Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура»1 — это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках. Учебная или авторская программа — это нормативный документ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физическая культура» и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала. Рабочая учебная программа — это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в -конкретном образовательном учреждении в реальных условиях социально-педагогической действительности. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования РФ. Учебники по физической культуре выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету. 5.3. Структура содержания образования по предмету «Физическая культура» Структура содержания образования по физической культуре отражена в ГОСе и примерной учебной программе. Авторские рабочие учебные программы по дисциплине разрабатываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Федерации (республик, краев, губерний, областей). 1 Примерную учебную программу по физической культуре см.: Физическая культура в школе. — 1999. — № 2, 3, 5. В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упомянутых документов. В первую очередь должны быть конкретны принципы формирования содержания образования. К числу разработанных относятся принципы централизации (подчинения всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом), унификации учебного материала (придания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обучения), а также учет зоны ближайшего социального и биологического окружения школьников. Многие считают целесообразной разработку двух-трехступенчатых учебных программ с базовым общероссийским, региональным и местным компонентами. Содержание программы по физической культуре представляется как система знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а также видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками. Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно недавно в связи с проникновением информатики в управление познавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого понятия. В данном случае понятие блок используется для обозначения структурной единицы теоретической модели содержания образования, характеризующей системно упорядоченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов. Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности: - значение физической культуры для нормального роста и развития организма; - виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника; - место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей; - знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи; - использование физической культуры в рекреации (организации здорового досуга), повышении физической и умственной ра- ботоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обеспечении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах. В содержании общего среднего физкультурного образования может быть материал для закрепления знаний: - о строении организма человека и его функциях; - гигиене личной, общественной и связанной с занятиями физкультурой и спортом; - режиме дня, двигательном режиме; - заботе о своей осанке; - закаливании; - физических упражнениях как средстве развития и занятиях спортом, индивидуально и в группах. Важную роль здесь играют знания о самостоятельных занятиях физической культурой типа самотренировок, самоконтроле, врачебном контроле, оказании первой медицинской помощи при травмах, страховке, помощи и самостраховке; теоретические сведения об основных, наиболее популярных среди школьников видах физических упражнений (легкоатлетических, гимнастических, игровых, плавательных, зимних, шахматах и др.). Блок двигательных навыков и умений, как компонент содержания образования по предмету «Физическая культура», представляет собой совокупность двигательных действий, ориентированных на обогащение двигательной подготовленности учащихся, на базе которой формируется физкультурная их деятельность. Это основные движения человека («азбука» движений), двигательные действия и их комбинации, составляющие основу типовой техники и тактики наиболее популярных и доступных для занятий видов спорта, физической культуры школьника, включая подвижные игры и физкультурно-спортивные забавы детей, подростков, юношей, молодежи. Блок инструктивных навыков и умений — это совокупность навыков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, имеющие цели и задачи на несколько лет, учебный год, сезон (лето, осень, зима, весна), месяц, неделю, занятие. В блоке определены содержание, продолжительность, структура, объем и интенсивность физической нагрузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования. Блок двигательных и волевых качеств, формируемых и развивающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, — совокупность социально значимых качеств личности, связанных с преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе. В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и подготовительных физических упражнений, способствующих развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также социально значимых моральных и волевых качеств личности. Блок норм и требований. Вначале объясняются термины «норма», «норматив» и «требования». В сфере физического воспитания норма — это конкретные и объективизированные показатели физической подготовленности, т.е. одного из показателей признака, именуемого физическим совершенствованием. Норматив — это показатель, характеризующий относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, живого труда, денежных средств и др., их расходов на единицу площади, веса, объема. Требования — комплекс научно обоснованных или установившихся показателей выполнения двигательных действий, реализации видов физкультурной деятельности, форм проявления двигательной активности. В требованиях предписываются этапы усвоения двигательных действий, овладения инструктивными навыками и умениями, уровни сформированности форм организации видов физкультурной деятельности школьников. Формулировки требований должны содержать выражения: «уметь», «выполнить», «знать», «иметь», «достичь» и т.д. Уровень физической подготовленности входит в этот блок как подструктура физического образования. Понятия «физическое образование» и «физкультурное образование», «уровень физической подготовленности» рассматриваются как компоненты общей физкультурной образованности. Отсюда физическая подготовленность — одна из составляющих содержания образования учебного предмета, обеспечивающего общее среднее физкультурное образование. В качестве наиболее информативных, доступных естественных двигательных действий приняты бег на быстроту и выносливость, прыжок в длину с места, челночный бег 3 * Юм, подтягивание на перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), по которым разработаны нормативы. Таким образом, под понятием блок норм подразумевается один из структурных компонентов содержания образования по предмету «Физическая культура», который объединяет комплекс научно обоснованных и директивно установленных величин, характеризующих степень проявления физической подготовленности школьника в конкретных двигательных действиях, выступающих в качестве контрольных упражнений. Блок норм выражается в метрических единицах времени, расстояния (пространства), количествах повторных движений, продолжительности вида деятельности. Блок двигательных качеств — это совокупность средств, ориентированных на обеспечение преимущественного развития самых известных в теории физического воспитания качеств движения (быстроты, мускульной силы, выносливости, подвижности суставов, ловкости и т.д.), которые могут быть интегрированы в один блок с морально-волевыми качествами. Однако в целях придания компонентам содержания образования, реализуемым целостно, комплексно, большей значимости для лучшего осознания их учителями считаем возможным теоретически представить их дифференцированно. Описанные блоки условно могут быть сведены в пять блоков: системы знаний; двигательных и инструктивных навыков и умений; двигательных и волевых качеств; норм и требований и видов физкультурной деятельности. Блок видов деятельности (его состав зависит от условий данной школы): - утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха); - физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки дома и в школе; - самостоятельные занятия общеподготовительного или спортивно-подготовительного характера; - внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом в школе и во внешкольных организациях; - физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др. Содержание общего среднего физкультурного образования школьников, формы и методы его реализации учитывают специфику среды учебно-воспитательного учреждения физического воспитания населения конкретных регионов такого многонационального государства, как Россия, территория которой занимает огромную площадь с разнообразными рельефом и климатическими зонами. Как уже отмечалось, данное положение рассматривается в качестве одного из принципов, на основе которого разрабатывается содержание образования по физической культуре, особенно в сельской общеобразовательной школе. Сельская общеобразовательная школа характеризуется наличием ряда особенностей, обусловливающих специфику учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Во многих публикациях эта специфика сведена лишь к скудности учебно-материальной базы сельских школ. Реальное же своеобразие физического воспитания в учреждениях данной категории характеризуется социальными и биологическими факторами. Это и многовековой опыт сельского населения в подготовке здорового, всесторонне физически и психически подготовленного к трудовой (в сельском хозяйстве), бытовой и оборонной деятельности подра- стающего поколения, его хозяйственной и бытовой деятельности, и реакция организма сельчан на взаимодействие со средой их обитания, и физкультурные и спортивные интересы и др. Эффективность такого подхода была подтверждена в экспериментальной работе на базе сельских школ, в ходе которой содержание обучения по предмету «Физическая культура» переработано с учетом их климато-географических, культурно-исторических, национально-бытовых условий функционирования. В этих условиях содержание образования дополняется традиционными народными средствами физического воспитания, предварительно переработанными в соответствии с задачами образования и воспитания школьников: российскими и зарубежными, особенно из ближнего зарубежья. Учеными предприняты попытки научно-теоретически обосновать место и значение национального и интернационального в физическом воспитании учащихся образовательных учреждений на селе. Определено их целесообразное соотношение в содержании обучения по трем ступеням общеобразовательных школ. Рациональными пропорциями установлены 1:1, 1:2, 1:3 соответственно в начальной, основной и средней школах. Эти рекомендации окажут определенную научно-теоретическую помощь учителям физической культуры при разработке рабочих учебных программ, адаптации типовых программ к условиям конкретных школ, составлении местного компонента содержания обучения по предмету, или авторских программ, основанных на ГОСе по этой дисциплине. К примеру, экспериментальное содержание образования по физической культуре для начальных классов сельских школ Республики Дагестан включало основы знаний, народные игры дагестанцев, представленные подвижными играми, зимними видами физических упражнений, традиционно бытующих среди детей республики, элементы единоборства и стрельбы из лука. В разделе «Основы знаний» содержалась элементарная, но конкретная информация о физической культуре как части общей культуры школьника, о традиции горцев по использованию средств физического воспитания в целях развития организма, его закаливания, развития двигательных и волевых качеств; о двигательном режиме, о воспитании красивой осанки, правильном дыхании во время выполнения физических упражнений, об уходе за телом и одежде при занятиях физическими упражнениями, о названиях физических упражнений, об инвентаре, снарядах, терминах, необходимых для постепенного перехода к самостоятельным занятиям физической культурой. В разделе «Навыки и у м е н и я» были представлены разновидности традиционных (гимнастика, легкая атлетика) и нетрадиционных (элементы единоборства, подвижные игры, стрельба из лука, лыжная подготовка) видов физической культуры. Народные подвижные игры — это игры с элементами бега, прыжков, метаний, лазаний, способствующие развитию быстроты, меткости, координации движений, формирующие моральные и волевые качества школьников. Лыжная подготовка предусматривала обучение простейшим способам передвижения, спускам со склонов и подъемам на дагестанских «горных лыжах»; ознакомление с изготовлением лыж и уходом за ними. Элементы единоборства — это игры-упражнения с захватами и способами передвижения, имеющие цель — подготовить учащихся к овладению техникой спортивной борьбы, в последующем формировать у учащихся волевые и развивать двигательные качества. Они могут выполняться детьми в форме игр, состязаний-единоборств. Элементы стрельбы из лука также представляют собой первоначальные, доступные для учащихся начальных классов игры-упражнения: стойка, держание лука, соединение тетивы со стрелой, техника выпуска стрелы в цель. Эти упражнения нацелены на развитие меткости, глазомера, координации движений. С учетом особенностей, обусловливающих специфику организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в сельских школах республики, были предложены два ориентировочных варианта учебной программы: один для общеобразовательных школ, расположенных в местах выпадения снега и его залегания, другой — для бесснежных мест, т.е. местностей, где снег не выпадает, а, выпав, сразу тает. Это один из вариантов разработки рабочей программы и регионального компонента содержания образования по предмету «Физическая культура», а также ориентиры по модернизации содержания образования по данной дисциплине. Объем учебного времени, выделенного на реализацию содержания образования, может быть пересмотрен в плане с учетом возраста учащихся. В начальной школе, когда закладываются основы общего среднего физкультурного образования учащихся, объем учебного времени нуждается в увеличении еще на 50—100% по сравнению с нынешним. Представляя основные блоки в структуре содержания образования по годам обучения с соблюдением упомянутых принципов, наиболее приемлемой мы считаем их спиралеобразную форму. В этом случае содержание образования предстает как учебный материал однообразного характера, при переходе из класса в класс усложняются его объем и глубина изучения с учетом особенностей возрастного развития детей школьного возраста. Такая форма традиционна. Она приемлема для модернизации содержания образования по дисциплине на базе современных стандартов. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое содержание образования по предмету «Физическая культура»?
2. Какие функции выполняет содержание образования в структуре педагогической системы предмета «Физическая культура»? 3. Назовите документы, отражающие содержание образования по физической культуре.
4. Каковы взаимоотношения государственного образовательного стандарта и содержания образования по предмету «Физическая культура»? 5. Что входит в базовую и вариативную части госстандарта по физической культуре? 6. Назовите основные учебные программы, которые представляют госстандарт области общего образования по предмету «Физическая культура». 7. Что такое базисный учебный план общего среднего образования и обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура»?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |