Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура» как учебный 3 страница




Развитие в стране системных исследований создало благопри­ятные условия для возникновения и применения этих и других терминов. Как правило, это было связано с инновационными под­ходами к анализу и интерпретации педагогических явлений и про­цессов. В силу новизны проблемы анализ и интерпретация поня­тийно-терминологического аппарата все еще дискутируются (об­суждаются). Одни авторы в своих публикациях обходят определе­ние данного понятия. Другие в качестве ключевых выражений или слов, несущих логическую нагрузку, применяют различные, не всегда совпадающие, слова и их сочетания. К примеру, «совокуп­ность» чего-либо, «структура», «комплекс элементов», «группа объектов», «организация», «множество», «целое», «организация» и др. Очевидно, что одно и то же явление не может определяться таким многообразием терминов, которое не отражает сущности определяемого.

В связи с этим возникла потребность описать изучаемый объект в терминах педагогики. В общей теории систем и философии наи-


более признаны подходы Л.Берталанфи и А.Н.Аверьянова. Как ключевые выражения, конкретизирующие определяемое понятие, они используют слова «комплекс» и «множество», имеющие зна­чение объединения различных элементов, процессов, явлений, т. е. идею целостности чего-либо.

Отсюда педагогическая система предмета «Физическая культу­ра» определяется как упорядоченная самоуправляемая целостность множества динамично функционирующих элементов, взаимодействие которых ориентировано на достижение цели его преподавания.

В определении выражен ряд важных положений.

Во-первых, признание объективности существования некоего множества, которое состоит из определенного количества конк­ретных элементов, исторически сложившихся как составляющие дидактических основ школьной физической культуры. Однако от­сутствие их внутренней взаимосвязи не формировало требующу­юся структуру как целостность.

Во-вторых, наличие вполне определенных взаимосвязей эле­ментов обсуждаемого множества, его переход в целостность и при­обретение им нового качества.

В-третьих, приобретенная целостность придает функциониро­ванию системы динамичный характер.

В-четвертых, функционирование системы становится подчерк- „ нуто целенаправленным. Взаимодействие элементов приводит к достижению заранее поставленной цели.

В-пятых, целостность выражает завершенность процесса фор­мирования системы и приобретение ею состояния относительной устойчивости.

На этом этапе совокупность элементов создает новую форму движения. Система начинает динамично функционировать. Учеб­но-воспитательный процесс, опирающийся на такую систему, ра­дикально отличается от прежнего своей результативностью.

Слово «самоуправляемая» в составе определения данного по­нятия выражает способность системы самостоятельно реагировать на внешние воздействия, а слово «упорядоченная» передает ин­формацию о логически обусловленных взаимосвязях элементов в структуре системы «цель — содержание образования — дидакти­ческие процессы».

Обсуждаемая система совместима с другими подобными, сама воспроизводит аналогичные субсистемы, она стабильна, функ­циональна, адаптируется к окружающей среде, способна самосо­вершенствоваться адекватно потребностям общества.

В качестве функций дидактической системы пред­лагаются две из возможного множества. Первая — функция самосох­ранения, поддержания ее устойчивого состояния, которая приме­нительно к организмам человека и животных в физиологии полу­чила название гомеостазиса. Однако этот термин использован в те-


ории социальных систем для выражения описываемой нами функ­ции. Из этой функции вытекает то положение, что деятельность субъектов (учителя и учащихся), выступающих как элементы ди­дактической системы, нацеливается на практическое осуществле­ние функций сохранения самой системы и на ее воспроизводство.

Вторая — функция совершенствования. Нетрудно заметить орга­ническую связь обеих функций. Это обстоятельство рассматрива­ется в теории социальных систем в качестве одного из основных отличительных признаков.

Педагогическая система относится к классу открытых систем. Это связано с тем, что системы постоянно взаимодействуют со средой, где они функционируют. Если функции педагогических систем заданы извне, т.е. по социальному заказу национальной или государственной системой образования, и постоянно регули­руются субъектами управления и путем систематических и целе­направленных коррекций, то система не может рассматриваться замкнутая структура.

Педагогическая система предмета «Физическая культура» по­лучает информационную энергию для своего возникновения из дидактической системы общего образования, последняя — из на­циональной системы общего образования. Национальная, или го­сударственная, система образования черпает информационную энергию для своего возникновения и развития из социального заказа общества или государства в сфере образования. Однако та­ким источником для дидактической системы школьной физиче­ской культуры может, а скорее должна быть цель национальной системы физического воспитания.

Педагогическая система учебного предмета, обладая призна­ками сложной, динамичной, функциональной системы, посто­янно совершенствуется, адаптируясь к изменениям условий ок­ружающей среды.

Факторами, обусловливающими те или иные коррекции в це­левой установке, выступают условия окружающей среды, мате­риально-техническая база, особенность контингента учащихся и многое другое. Открытость обсуждаемой системы для восприятия и учета корректирующих воздействий извне может быть рассмот­рена как потенциал для ее систематического обновления, модер­низации, гарантия защиты от консерватизма и отрыва от потреб­ностей общества. Жизненной может быть лишь та система, кото­рая способна адаптироваться к изменяющимся условиям среды, адекватно реагировать на них и непредвиденные внешние влия­ния.

Педагогическая система данной учебной дисциплины может быть дифференцирована на множество подсистем в соответствии с циклами технологии учебного процесса по физической культу­ре: ступени учреждений общего образования, учебный год, его


периоды (семестры, четверть, система уроков, посвященных цик­лам, темам, и отдельно взятые уроки).

Таким образом, педагогическая система предмета «Физическая культура» является частью системы образования, содержит в себе основные признаки, характерные для социальных систем, относится к классу абстрактных и открытых систем; обладает функцией са­мосохранения, взаимодействует со средой, стремится к самосовер­шенствованию; характеризуется организацией и упорядоченностью, целостностью.

Данная система представляет собой упорядоченную целостность (структуру) определенно установленных взаимосвязей ее элемен­тов. Педагогическая система предмета «Физическая культура» ста­новится самоуправляемой, способной самостоятельно реагировать на внешние влияния, получает информацию, перерабатывает ее и принимает решение для успешного функционирования, высту­пает как основа для создания циклов технологии учебного про­цесса.

В педагогической системе школьной физической культуры, как и в любой другой системе, выделяются ее состав и структура, от характера которых во многом зависит способность динамично функционировать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.