КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура» как учебный 3 страница
Развитие в стране системных исследований создало благоприятные условия для возникновения и применения этих и других терминов. Как правило, это было связано с инновационными подходами к анализу и интерпретации педагогических явлений и процессов. В силу новизны проблемы анализ и интерпретация понятийно-терминологического аппарата все еще дискутируются (обсуждаются). Одни авторы в своих публикациях обходят определение данного понятия. Другие в качестве ключевых выражений или слов, несущих логическую нагрузку, применяют различные, не всегда совпадающие, слова и их сочетания. К примеру, «совокупность» чего-либо, «структура», «комплекс элементов», «группа объектов», «организация», «множество», «целое», «организация» и др. Очевидно, что одно и то же явление не может определяться таким многообразием терминов, которое не отражает сущности определяемого. В связи с этим возникла потребность описать изучаемый объект в терминах педагогики. В общей теории систем и философии наи- более признаны подходы Л.Берталанфи и А.Н.Аверьянова. Как ключевые выражения, конкретизирующие определяемое понятие, они используют слова «комплекс» и «множество», имеющие значение объединения различных элементов, процессов, явлений, т. е. идею целостности чего-либо. Отсюда педагогическая система предмета «Физическая культура» определяется как упорядоченная самоуправляемая целостность множества динамично функционирующих элементов, взаимодействие которых ориентировано на достижение цели его преподавания. В определении выражен ряд важных положений. Во-первых, признание объективности существования некоего множества, которое состоит из определенного количества конкретных элементов, исторически сложившихся как составляющие дидактических основ школьной физической культуры. Однако отсутствие их внутренней взаимосвязи не формировало требующуюся структуру как целостность. Во-вторых, наличие вполне определенных взаимосвязей элементов обсуждаемого множества, его переход в целостность и приобретение им нового качества. В-третьих, приобретенная целостность придает функционированию системы динамичный характер. В-четвертых, функционирование системы становится подчерк- „ нуто целенаправленным. Взаимодействие элементов приводит к достижению заранее поставленной цели. В-пятых, целостность выражает завершенность процесса формирования системы и приобретение ею состояния относительной устойчивости. На этом этапе совокупность элементов создает новую форму движения. Система начинает динамично функционировать. Учебно-воспитательный процесс, опирающийся на такую систему, радикально отличается от прежнего своей результативностью. Слово «самоуправляемая» в составе определения данного понятия выражает способность системы самостоятельно реагировать на внешние воздействия, а слово «упорядоченная» передает информацию о логически обусловленных взаимосвязях элементов в структуре системы «цель — содержание образования — дидактические процессы». Обсуждаемая система совместима с другими подобными, сама воспроизводит аналогичные субсистемы, она стабильна, функциональна, адаптируется к окружающей среде, способна самосовершенствоваться адекватно потребностям общества. В качестве функций дидактической системы предлагаются две из возможного множества. Первая — функция самосохранения, поддержания ее устойчивого состояния, которая применительно к организмам человека и животных в физиологии получила название гомеостазиса. Однако этот термин использован в те- ории социальных систем для выражения описываемой нами функции. Из этой функции вытекает то положение, что деятельность субъектов (учителя и учащихся), выступающих как элементы дидактической системы, нацеливается на практическое осуществление функций сохранения самой системы и на ее воспроизводство. Вторая — функция совершенствования. Нетрудно заметить органическую связь обеих функций. Это обстоятельство рассматривается в теории социальных систем в качестве одного из основных отличительных признаков. Педагогическая система относится к классу открытых систем. Это связано с тем, что системы постоянно взаимодействуют со средой, где они функционируют. Если функции педагогических систем заданы извне, т.е. по социальному заказу национальной или государственной системой образования, и постоянно регулируются субъектами управления и путем систематических и целенаправленных коррекций, то система не может рассматриваться замкнутая структура. Педагогическая система предмета «Физическая культура» получает информационную энергию для своего возникновения из дидактической системы общего образования, последняя — из национальной системы общего образования. Национальная, или государственная, система образования черпает информационную энергию для своего возникновения и развития из социального заказа общества или государства в сфере образования. Однако таким источником для дидактической системы школьной физической культуры может, а скорее должна быть цель национальной системы физического воспитания. Педагогическая система учебного предмета, обладая признаками сложной, динамичной, функциональной системы, постоянно совершенствуется, адаптируясь к изменениям условий окружающей среды. Факторами, обусловливающими те или иные коррекции в целевой установке, выступают условия окружающей среды, материально-техническая база, особенность контингента учащихся и многое другое. Открытость обсуждаемой системы для восприятия и учета корректирующих воздействий извне может быть рассмотрена как потенциал для ее систематического обновления, модернизации, гарантия защиты от консерватизма и отрыва от потребностей общества. Жизненной может быть лишь та система, которая способна адаптироваться к изменяющимся условиям среды, адекватно реагировать на них и непредвиденные внешние влияния. Педагогическая система данной учебной дисциплины может быть дифференцирована на множество подсистем в соответствии с циклами технологии учебного процесса по физической культуре: ступени учреждений общего образования, учебный год, его периоды (семестры, четверть, система уроков, посвященных циклам, темам, и отдельно взятые уроки). Таким образом, педагогическая система предмета «Физическая культура» является частью системы образования, содержит в себе основные признаки, характерные для социальных систем, относится к классу абстрактных и открытых систем; обладает функцией самосохранения, взаимодействует со средой, стремится к самосовершенствованию; характеризуется организацией и упорядоченностью, целостностью. Данная система представляет собой упорядоченную целостность (структуру) определенно установленных взаимосвязей ее элементов. Педагогическая система предмета «Физическая культура» становится самоуправляемой, способной самостоятельно реагировать на внешние влияния, получает информацию, перерабатывает ее и принимает решение для успешного функционирования, выступает как основа для создания циклов технологии учебного процесса. В педагогической системе школьной физической культуры, как и в любой другой системе, выделяются ее состав и структура, от характера которых во многом зависит способность динамично функционировать.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |