КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура» как учебный 2 страница
Другими значимыми факторами модернизации научно-методических основ школьной физической культуры следует считать реформирование экономических устоев и переориентация политического развития Российского государства. Последние привели к утрате традиционных для россиян на протяжении длительного периода (70 лет) институтов социальной защиты граждан и дифференциации общества на очень много имущих и ничтожно мало имущих, обострению межнациональных, межгрупповых (межклановых) и межличностных конфликтов. В этих условиях актуализировались проблемы самоутверждения личности учащегося общеобразовательной школы в детской, подростковой и молодежной среде и стремление к развитию и реализации своих психофизических возможностей. Физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством, формой организации и методом достижения коллективных и индивидуальных устремлений учащейся молодежи. Серьезную социальную проблему создает состояние здоровья населения, особенно детей. Недостаточная социальная защищенность населения обусловила рост заболеваемости детей и подрост- ков. Ситуация осложняется экологическими катастрофами глобального и регионального масштабов, оказывающих негативное влияние на состояние их здоровья. В настоящее время меняется военная доктрина Российской Федерации, продолжается военная реформа, это ориентирует перенос части военной (включая физическую) подготовки молодежи на ее допризывной этап. Можно привести много других аргументов в пользу радикальных перемен в теории и методике обучения предмету «Физическая культура» в школе. Многоаспектность функций и всевозрастающая социально-педагогическая значимость физического воспитания в деятельности учреждений общего образования обусловили потребность в создании подсистемы школьной физической культуры с относительно самостоятельными формами ее организации, такими, как: - внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом; - физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; - общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Действенность физического воспитания школьников зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, широкого участия учащихся в различных формах внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимального внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников. Однако возникают неординарные явления. Педагогическая наука и практика четко, казалось бы, ориентированы на то, что, где, когда необходимо сделать, а ожидаемые результаты десятилетиями не достигаются. Почему так получается? Среди множества субъективных и объективных факторов, обусловивших данную ситуацию, доминирует выпадение цели (основного системообразующего элемента) из компонентов, призванных формировать системность преподавания данной учебной дисциплины. То же самое относится и к другим формам организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Где выход из создавшейся ситуации? Крайне важно, во-первых, чтобы каждая форма организации физического воспитания школьников имела четко обозначенную специфическую цель. Эти цели должны быть детализированы в конкретных задачах, которые необходимы для развития других компонентов педагогических систем, форм организации физического воспитания в школе (содержание и дидактические процессы, обусловливающие реа- лизацию содержания, решение задач, достижение целей). Во-вторых, между формами организации физического воспитания должна существовать функциональная взаимосвязь, отражающая иерархию целей и задач, содержание работы, формы организации занятий и методы проведения. Направленность предмета «Физическая культура» (цель, содержание, формы организации дидактического взаимодействия педагога и учащихся, методы его реализации) обусловлена спецификой функции данной дисциплины в структуре общего среднего образования и определяется спецификой реализации общих целей образования. Предмет «Физическая культура» должен выполнять многоаспектные функции в составе содержания общего образования. Направленность, цель, задачи школьной физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения. К концу 1970-х гг. стала очевидной необходимость признания в качестве ведущей образовательной направленности. К середине 1980-х гг. уже не вызывала сомнений целесообразность ее переориентации в образовательно-инструктивную. Предмет «Физическая культура» не может компенсировать гипокинезию. По материалам исследований, урок физической культуры компенсирует в среднем 11 % (максимально 40 %) суточной потребности школьников в движениях. Исследователи считают, что даже при ежедневных уроках физической культуры нельзя ликвидировать тот «двигательный голод», который сегодня ощущают школьники. Поэтому предмет «Физическая культура» нужно рассматривать не только как одну из форм организации занятий, направленных на компенсацию двигательной недостаточности, но прежде всего как «школу движений». Учебно-воспитательный процесс по данной дисциплине должен формировать умения заниматься физической культурой самостоятельно. Признание приоритета образовательной и инструктивной направленности физической культуры не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций. Таким образом, общее среднее физкультурное образование учащихся, цель школьного предмета «Физическая культура», достигается путем решения взаимосвязанных и взаимообусловленных задач образовательно-инструктивного, оздоровительно-рекреационного, воспитательно-развивающего характера. Последние могут быть рассмотрены как основные группы педагогических задач данной дисциплины. Рассмотрим комплекс педагогических задач. К образовательно-инструктивным задачам относятся: 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования. 2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений - аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируется умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивается способность координировать их в различных сочетаниях; - система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами; - «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности. 3. Формирование у учащихся умения использовать знания и К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отнесены: 1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников. 2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста. 4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание). Воспитательно-развивающие задачи включают в себя: 1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся. 2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся. 3. Содействие формированию социальной активности учащихся. 4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту. Предполагается, что комплексное решение указанных задач обеспечит формирование общего среднего физкультурного образования учащихся. Социальная и биологическая значимость функций предмета «Физическая культура» состоит в том, что он нацеливает на вооружение учащихся знаниями, способствует формированию основных двигательных и инструктивных навыков, приучает к систематическому использованию физической культуры в жизни; содействует развитию двигательных и морально-волевых качеств, а также оздоравливанию и нормальному росту детского организма. Это позволяет наполнить соответствующим содержанием внепредмет-ные (внеурочные) формы физического воспитания школьников, использовать организационные формы и методы. Физическая культура создает возможности для координации основных компонентов педагогических систем внеурочных форм физического воспитания, придает им целостность. 2.4. Основные концепции учебного предмета «Физическая культура» К 80-м гг. XX столетия стала очевидной необходимость радикального обновления учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». К этому времени стабилизировалась и обстановка в области теории и практики образования в плане демократизации управления данным аспектом жизни общества и государства. В печати появились публикации, в которых содержались системы взглядов по улучшению преподавания физической культуры в школе. Многие разработки носили концептуальный характер. Большинство концепций критически оценивали традиционные для национальной системы физического воспитания (особенно ее школьного звена) подходы к пониманию целевой ориентации предмета «Физическая культура», содержание образования по дисциплине, организацию учебно-воспитательного процесса и методы его практической реализации. В комплексе мер, направленных на радикальное реформирование преподавания предмета «Физическая культура», были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной ее трактовки на формирование личной физической культуры школьников: физкультурное воспитание учащихся, физическую тренировку школьников, формирование культуры здоровья, воспитание привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры, обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников. Рекомендации по переориентации целевых установок, которые содержались в упомянутых и других концепциях, обусловили потребность в модернизации других значимых элементов научно-методических оснований данной дисциплины (педагогических принципов, содержания образования, форм организации и технологии практической реализации учебно-воспитательного процесса). В качестве важного составляющего обновления системы обучения, воспитания и развития в процессе преподавания школьной физической культуры в концепциях обоснован комплекс принципов ее перестройки — демократизация, гуманизация, интенсификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а также деятельностный подход к разработке содержания образования; адекватности содержания физической подготовки и дидактического аппарата ее (физической подготовки) обеспечения индивидуальному состоянию человека, гармонизации и оптимизации физической тренировки со свободой выбора формы активности, основываясь на склонностях и способностях личности; учет особенностей зоны ближайшего географического окружения и культурно-исторического опыта в области физической культуры населения на местах функционирования общеобразовательных школ; единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, поливариативности и многообразия физического воспитания, его оптимизации и др. Из актуальных проблем на одно из первых мест выдвинулась проблема преемственности в общем и профессиональном образовании в сфере физической культуры по всем аспектам (целям, задачами, содержанию, средствам и методам) их научно-методических оснований. Объект особого внимания во многих концепциях — содержание образования по предмету «Физическая культура». Большинство позитивных рекомендаций, которые содержались в них, уже реализованы в государственном стандарте общего среднего образования по его инвариантной области «Физическая культура». Это идеи об альтернативности учебных программ, их многоуровневости или многоступенчатости, учет региональных и местных традиций и климато-географического своеобразия. По данной проблеме разработана специальная концепция1. В ней высказаны рекомендации, ранее прозвучавшие в упомянутых и других концепциях или уже реализованные в государственном образовательном стандарте по дисциплине. Говорится также о необходимости ориентировать содержание образования на развитие физической культуры учащегося, включить учебный материал по формированию умений самостоятельно заниматься физической культурой, предлагается содержание образования привести в соответствие с положениями индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастно-половых особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности. Вместе с тем предпринята попытка представить физкультурную деятельность как основу для формирования учебного предмета структуры общего среднего образования «Физическая культура». Интересные идеи концептуально-инновационного характера представлены в концепциях физического воспитания и спортивной ' Концепция содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе // Физическая культура в школе. — 2000. — № 3. подготовки, разработанных авторской группой под руководством В.В.Кузина и В.К.Бальсевича (2002). По направленности, уровню научно-теоретической обоснованности, социально-педагогической значимости они имеют перспективу радикально обновить процесс физического воспитания подрастающих поколений в третьем тысячелетии. Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич считает использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание. Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления. Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских играх, направленности идей олимпизма на формирование личности, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него. Центральное место уделено изучению Олимпийской хартии. Среди идей модернизации теории и практики школьной физической культуры выделились две доминирующие тенденции. Одна из них — ориентация содержания предмета и технологии его реализации на повышение образовательной направленности дисциплины, формирование средствами физической культуры личности учащегося, другая — повышение тренировочного эффекта учебно-воспитательного процесса. Большинство концепций внедрены в практику образования, одни — в масштабе страны, другие — в субъектах Федерации или регионах. В соответствии с теоретическими разработками подготовлены учебные программы: Комплексная программа физического воспитания учащихся I —XI классов; Программа физического воспита- ния учащихся I—XI классов, основанная на одном из видов спорта; Программа «Физическое воспитание учащихся I —XI классов с направленным развитием двигательных способностей»; Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы; Программа по физической культуре для учащихся I—XI классов; Антистрессовая пластическая гимнастика, Спартанские игры и клубы в системе образования, воспитания и организации досуга школьников; основы олимпийских знаний; Примерная программа по физической культуре для учащихся (начальной, основной, полной) средней школы и др. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные детерминанты функций, места и значения предмета «Физическая культура» в содержании общего образования. 2. Какие факторы обусловливают гиподинамию школьников? 3. Какие этапы прошла теория и методика обучения предмету «Физическая культура» в своем становлении? 4. Какие обстоятельства явились факторами усложнения процесса формирования методики преподавания физической культуры в школе? 5. Назовите основные группы педагогических задач учебного предмета «Физическая культура». 6. Назовите основные концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура». ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ЗЛ. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура» Системный подход — одно из направлений методологии решения какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рассмотрение объектов, процессов, явлений как систем. Он ориентирует учителя на раскрытие целостности учебного процесса по физической культуре. При этом учитель выявляет разнообразные связи с интересующей его проблемой (в данном случае в учебном процессе преподаваемого предмета) и сводит их в определенное единство. В разработке и осуществлении системного подхода к преподаванию физической культуры необходима методология. Приемлемыми методологиями могут быть материалистическая диалектика, антропософизм или такая совокупность общих установок, исходных принципов и методов, которые обслуживают педагогические системы восточных оздоровительно-гимнастических систем и боевых искусств. Платформой педагогической системы предмета «Физическая культура» в данном случае выступает материалистическая диалектика как основа методологии. В наше время, особенно в связи с появлением начал демократии в общественной жизни и науке, в частности в гуманитарных науках, возникла тенденция отхода от господствовавших в стране идеологии и методологии. Однако альтернатива обсуждаемой идеологии или иная методология, с позиции которой возможно исследовать явления общественной жизни, все еще не обоснованы. Кроме того, методологическая платформа диалектического материализма позволила нашей науке выйти на передовые позиции в мире. Педагогическая система учебного предмета «Физическая культура» направлена на обоснование эффективных путей реализации функций общего образования средствами данного предмета. Образование, будучи общественным явлением, связано с объективной необходимостью передачи социального опыта одних поколений другим (общественные отношения, организация производства и навыки труда). Поэтому образование носит социально-де- 2 Железняк 33 терминированный характер, так как его развитие обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции развития общества, национальные особенности этносов, интернациональные влияния. Отсюда источники развития человека находятся вне его самого, и его формирование происходит под влиянием социальной среды, в том числе воспитания, образования, включая сферу физической культуры. Вместе с тем человек как личность — не пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Рассматриваемая методология исходит из определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании. Диалектический материализм исходит из всеобщей взаимосвязи элементов и явлений в природе и общественной жизни. Отсюда вытекает диалектический системно-структурный подход к процессам образования и воспитания. Он опирается на изучение всех сторон и связей познаваемого предмета и явления, исследование его в самодвижении и развитии, рассмотрении его в единстве теоретических и практических аспектов, анализе предмета в его связи с окружающими условиями. Другое важное положение диалектического материализма — идея целостности. Она предполагает изучение педагогической системы предмета «Физическая культура» с позиций диалектиче-, ского единства целого и частей в одновременной диалектической их противоречивости. В соответствии с данной концепцией целое (педагогическая система) в его исходном значении выражает объект, образованный путем взаимосвязи его элементов и обладающий качественно новыми свойствами. В трактовке педагогической системы как целостного объекта познания выделяются во взаимосвязи две тенденции: полного разностороннего охвата свойств, сторон, связей системы и характеристики целого как внутренней обусловленности объекта. Диалектический системный подход рассматривает во взаимосвязи следующие составляющие дидактических оснований предмета «Физическая культура»: цель, задачи, содержание образования, учитель, учащиеся, формы организации их взаимодействия, метод его реализации, технология реализации учебного процесса по дисциплине и другие элементы. При этом педагогическая система учебного предмета представляется во взаимосвязи с общественными системами вышестоящих уровней, системой общего среднего образования и школьного звена национальной системы, системой образования и системой физического воспитания национального (государственного) уровня. Основываясь на методологии материалистической диалектики, можно относительно целостно представить состав дидактических процессов, обосновать целевой, содержательный, операционно-действенный (формы и методы дидактических процессов), сти- мулирующе-мотивационный, контрольно-оценочный и оценочно-аналитический компоненты технологии учебного процесса по физической культуре в школе. Отсюда целостный деятельностный подход к педагогической системе предмета «Физическая культура» позволяет более полно, разноаспектно, в определенной последовательности представить ее основные элементы и компоненты технологии учебного процесса по данной дисциплине, более конкретно определить позиции субъектов, объектов и реальных условий учебно-воспитательной работы, охватить во взаимосвязи ее социальный (цели, содержание), психологический (мотивы, воля, внимание), кибернетический (программирование, организация, корректирование, контроль, обратная связь) аспекты. Последние структурированы не как сумма элементов. Они синтезированы качественно, по-новому, смоделированы в собственно дидактическом описании целостной системы и педагогической технологии ее реализации. Под системным подходом понимается такая методология специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы1, или «одна из фундаментальных стратегий научного исследования, включающая в себя сложный комплекс принципов и методов»2. Системный подход возник как реакция на длительное господство аналитических способов, или элементаристского принципа познания, которые не всегда оказывались эффективными для достижения поставленных целей, особенно в тех случаях, когда в изучаемом объекте необходимо соотнести его части и целое, установить взаимосвязь внешне несопоставимых фактов, накапливаемых в рамках даже одной научной области, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях различной природы. Потребность в такой методологии анализа явлений и предметов привела к зарождению нового научного направления, которое впоследствии получило название системного подхода. В рамках системного подхода изучаются, осознаются характер, состояние и соответствие (или несоответствие) наличных или создаваемых методологических средств, специфических задач исследования и конструирования сложных объектов. Вопросы теории и методики физического воспитания разрабатывались Л. П. Матвеевым, Н. Г. Озолиным, А.А.Тер-Ованесяном, А. А. Новиковым и другими учеными. Педагогическая система предмета «Физическая культура» относится к классу абстрактных систем, источником развития которых служат материальные системы (социальные системы разных уровней и организаций). ' Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 587. 2 Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. — М., 1972. — С. 4. Отсюда определение понятия «педагогическая система», установление его внутренней организации, состава элементов и другие характеристики основываются на общественных и более конкретных педагогических системах. Рассматриваемая система учебного предмета по вертикали иерархии социальных систем непосредственно не выводится из последней. Социальные системы дифференцируются до уровня государственной (национальной) системы образования, ее разновидностей, например, систем общего, профессионального или дополнительного образования. Педагогическая система учебного предмета проходит два этапа конкретизации: теоретического представления и собственно учебного предмета. На уровне теоретического представления содержания образования, структурным элементом которого является учебный предмет, формируется обобщенный образ системного характера с охватом цели, функций структуры учреждения образования или его подразделений (ступень школы, учебный класс, факультет, отделение, кафедра), состава содержания образования, субъектов образовательной деятельности и др. (первый уровень). На этом уровне осознаются место и функции учебного предмета в структуре государственного образовательного стандарта; уточняются сведения об источниках информационной энергии, которая впоследг. ствии обусловит, востребует возникновение элементов формирующейся педагогической системы. На уровне учебного предмета возникает конкретное представление о цели и задачах преподавания, содержании образования, о том, как опыт педагогической системы субъектов образовательной деятельности превратить в элементы и механизмы этого превращения (трансформации). Таким образом, последовательно возникают представления вначале о цели и в дальнейшем о содержании образования школьной физической культуры; определяются внутренняя взаимосвязь этих двух системообразующих начал. Цель и содержание образования, будучи взаимосвязанными, не обеспечивают достижения социального заказа государства в области физического совершенствования учащейся молодежи. Необходим механизм передачи учащимся содержания образования по предмету «Физическая культура» в виде знаний, двигательных навыков и умений с последующим преобразованием их в элементы структуры личности детей, подростков, юношей, формирующей физическую культуру личности учащегося. В качестве такого механизма появляется новый элемент — дидактические процессы. Он включает в себя деятельности преподавания и учения, формы организации и методы реализации их взаимодействия. Новый элемент благодаря внутренней его взаимосвязи с целью, содержанием образования, деятельностью учителя и учащихся, как бы «оживляет» комплекс, придает данной совокупности процессуальность — становится системой с конкретными функциями. Методологическая разработанность вопросов системного подхода в общефилософском аспекте, распространение идей системности на изучение проблем общественной жизни, анализ зарубежного опыта в этой сфере и его освещение в литературе способствовали проникновению данной тенденции в педагогику. В педагогической литературе применяют синонимичные понятия педагогическая система и дидактическая система. Мы исходим из установившегося в отечественной науке мнения, что дидактика — часть педагогики или отрасль педагогической науки, имеющей в свою очередь собственный автономный, понятийно-терминологический аппарат, предмет, специфическое содержание и методы исследования. Понятия «педагогическая система» и «дидактическая система» соотносятся друг с другом как понятия целое и его часть. Первое понятие более емкое, широкое. При сопоставлении определений этих понятий выявляется, что и в одном, и в другом случаях имеется в виду системность элементов, которые во взаимосвязи и совокупности представляют собой педагогическое явление, связанное дидактическим взаимодействием его субъектов — педагога и учащихся. В педагогической литературе при изложении проблем системности в сфере образования понятия «педагогическая система» и «дидактическая система» вплоть до 1980—1990-х гг. использовались крайне редко. Для обозначения структуры и строения органов управлений образования, воспитания, просвещения широко применялись термины и понятия «система народного образования», «система просвещения», «система физического воспитания», «буржуазные системы образования», «воспитательная система».
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |