Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура» как учебный 2 страница




Другими значимыми факторами модернизации научно-мето­дических основ школьной физической культуры следует считать реформирование экономических устоев и переориентация полити­ческого развития Российского государства. Последние привели к утрате традиционных для россиян на протяжении длительного периода (70 лет) институтов социальной защиты граждан и диф­ференциации общества на очень много имущих и ничтожно мало имущих, обострению межнациональных, межгрупповых (межкла­новых) и межличностных конфликтов. В этих условиях актуализи­ровались проблемы самоутверждения личности учащегося обще­образовательной школы в детской, подростковой и молодежной среде и стремление к развитию и реализации своих психофизи­ческих возможностей. Физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством, формой организации и ме­тодом достижения коллективных и индивидуальных устремлений учащейся молодежи.

Серьезную социальную проблему создает состояние здоровья населения, особенно детей. Недостаточная социальная защищен­ность населения обусловила рост заболеваемости детей и подрост-


ков. Ситуация осложняется экологическими катастрофами глобаль­ного и регионального масштабов, оказывающих негативное влия­ние на состояние их здоровья.

В настоящее время меняется военная доктрина Российской Федерации, продолжается военная реформа, это ориентирует пе­ренос части военной (включая физическую) подготовки молоде­жи на ее допризывной этап.

Можно привести много других аргументов в пользу радикаль­ных перемен в теории и методике обучения предмету «Физиче­ская культура» в школе.

Многоаспектность функций и всевозрастающая социально-пе­дагогическая значимость физического воспитания в деятельности учреждений общего образования обусловили потребность в созда­нии подсистемы школьной физической культуры с относи­тельно самостоятельными формами ее организации, такими, как:

- внеклассные формы организации занятий физической куль­турой и спортом;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школь­ного дня;

- общешкольные физкультурно-массовые и спортивные меро­приятия.

Действенность физического воспитания школьников зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массо­вых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, широкого участия учащихся в различных формах внекласс­ной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимального внедрения физических упражнений в повседнев­ную жизнь школьников. Однако возникают неординарные явле­ния. Педагогическая наука и практика четко, казалось бы, ориен­тированы на то, что, где, когда необходимо сделать, а ожидае­мые результаты десятилетиями не достигаются.

Почему так получается?

Среди множества субъективных и объективных факторов, обус­ловивших данную ситуацию, доминирует выпадение цели (основ­ного системообразующего элемента) из компонентов, призван­ных формировать системность преподавания данной учебной дисциплины. То же самое относится и к другим формам организа­ции физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Где выход из создавшейся ситуации? Крайне важно, во-пер­вых, чтобы каждая форма организации физического воспитания школьников имела четко обозначенную специфическую цель. Эти цели должны быть детализированы в конкретных задачах, кото­рые необходимы для развития других компонентов педагогиче­ских систем, форм организации физического воспитания в школе (содержание и дидактические процессы, обусловливающие реа-


лизацию содержания, решение задач, достижение целей). Во-вто­рых, между формами организации физического воспитания должна существовать функциональная взаимосвязь, отражающая иерар­хию целей и задач, содержание работы, формы организации за­нятий и методы проведения.

Направленность предмета «Физическая культура» (цель, содер­жание, формы организации дидактического взаимодействия пе­дагога и учащихся, методы его реализации) обусловлена специ­фикой функции данной дисциплины в структуре общего среднего образования и определяется спецификой реализации общих це­лей образования.

Предмет «Физическая культура» должен выполнять многоас­пектные функции в составе содержания общего образования. На­правленность, цель, задачи школьной физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения. К концу 1970-х гг. стала очевидной необходимость признания в качестве ведущей образовательной направленности. К середине 1980-х гг. уже не вызывала сомнений целесообразность ее переориентации в образовательно-инструктивную.

Предмет «Физическая культура» не может компенсировать ги­покинезию. По материалам исследований, урок физической куль­туры компенсирует в среднем 11 % (максимально 40 %) суточной потребности школьников в движениях. Исследователи считают, что даже при ежедневных уроках физической культуры нельзя лик­видировать тот «двигательный голод», который сегодня ощущают школьники.

Поэтому предмет «Физическая культура» нужно рассматривать не только как одну из форм организации занятий, направленных на компенсацию двигательной недостаточности, но прежде всего как «школу движений». Учебно-воспитательный процесс по дан­ной дисциплине должен формировать умения заниматься физи­ческой культурой самостоятельно. Признание приоритета образо­вательной и инструктивной направленности физической культу­ры не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций.

Таким образом, общее среднее физкультурное образование учащихся, цель школьного предмета «Физическая культура», до­стигается путем решения взаимосвязанных и взаимообусловлен­ных задач образовательно-инструктивного, оздоровительно-рек­реационного, воспитательно-развивающего характера. Последние могут быть рассмотрены как основные группы педагогических за­дач данной дисциплины.

Рассмотрим комплекс педагогических задач.

К образовательно-инструктивным задачам относятся:

1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для само­стоятельного использования физических упражнений, факторов


внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования.

2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений
по основным жизненно важным движениям:

- аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного вы­полнения, с помощью которых формируется умение дифферен­цированно управлять отдельными движениями и развивается спо­собность координировать их в различных сочетаниях;

- система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предме­тами;

- «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности.

3. Формирование у учащихся умения использовать знания и
двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физи­
ческими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах
массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятель­
ности.

К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отне­сены:

1. Содействие достижению гармоничности в физическом раз­витии школьников.

2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.

3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста.

4. Содействие повышению устойчивости организма школьни­ков к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закалива­ние).

Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:

1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физиче­ских) качеств (способностей) учащихся.

2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся.

3. Содействие формированию социальной активности учащихся.

4. Формирование здорового образа жизни потребности систе­матически заниматься физическими упражнениями в быту.

Предполагается, что комплексное решение указанных задач обеспечит формирование общего среднего физкультурного обра­зования учащихся.

Социальная и биологическая значимость функций предмета «Физическая культура» состоит в том, что он нацеливает на воо­ружение учащихся знаниями, способствует формированию основ­ных двигательных и инструктивных навыков, приучает к система­тическому использованию физической культуры в жизни; содей­ствует развитию двигательных и морально-волевых качеств, а также


оздоравливанию и нормальному росту детского организма. Это позволяет наполнить соответствующим содержанием внепредмет-ные (внеурочные) формы физического воспитания школьников, использовать организационные формы и методы. Физическая куль­тура создает возможности для координации основных компонен­тов педагогических систем внеурочных форм физического воспи­тания, придает им целостность.

2.4. Основные концепции учебного предмета «Физическая культура»

К 80-м гг. XX столетия стала очевидной необходимость ради­кального обновления учебно-воспитательного процесса по пред­мету «Физическая культура». К этому времени стабилизировалась и обстановка в области теории и практики образования в плане демократизации управления данным аспектом жизни общества и государства. В печати появились публикации, в которых содержа­лись системы взглядов по улучшению преподавания физической культуры в школе. Многие разработки носили концептуальный характер.

Большинство концепций критически оценивали традиционные для национальной системы физического воспитания (особенно ее школьного звена) подходы к пониманию целевой ориентации предмета «Физическая культура», содержание образования по дисциплине, организацию учебно-воспитательного процесса и методы его практической реализации. В комплексе мер, направ­ленных на радикальное реформирование преподавания предмета «Физическая культура», были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной ее трактовки на формирование лич­ной физической культуры школьников: физкультурное воспитание учащихся, физическую тренировку школьников, формирование культуры здоровья, воспитание привычек здорового образа жиз­ни средствами и методами физической культуры, обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Рекомендации по переориентации целевых установок, кото­рые содержались в упомянутых и других концепциях, обусловили потребность в модернизации других значимых элементов научно-методических оснований данной дисциплины (педагогических принципов, содержания образования, форм организации и тех­нологии практической реализации учебно-воспитательного про­цесса).

В качестве важного составляющего обновления системы обуче­ния, воспитания и развития в процессе преподавания школьной физической культуры в концепциях обоснован комплекс прин­ципов ее перестройки — демократизация, гуманизация, интен­сификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а


также деятельностный подход к разработке содержания образова­ния; адекватности содержания физической подготовки и дидакти­ческого аппарата ее (физической подготовки) обеспечения инди­видуальному состоянию человека, гармонизации и оптимизации физической тренировки со свободой выбора формы активности, основываясь на склонностях и способностях личности; учет осо­бенностей зоны ближайшего географического окружения и куль­турно-исторического опыта в области физической культуры насе­ления на местах функционирования общеобразовательных школ; единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, поливариативности и многообразия физического воспитания, его оптимизации и др.

Из актуальных проблем на одно из первых мест выдвинулась проблема преемственности в общем и профессиональном образова­нии в сфере физической культуры по всем аспектам (целям, зада­чами, содержанию, средствам и методам) их научно-методиче­ских оснований.

Объект особого внимания во многих концепциях — содержа­ние образования по предмету «Физическая культура». Большин­ство позитивных рекомендаций, которые содержались в них, уже реализованы в государственном стандарте общего среднего обра­зования по его инвариантной области «Физическая культура». Это идеи об альтернативности учебных программ, их многоуровневости или многоступенчатости, учет региональных и местных традиций и климато-географического своеобразия.

По данной проблеме разработана специальная концепция1. В ней высказаны рекомендации, ранее прозвучавшие в упомянутых и других концепциях или уже реализованные в государственном об­разовательном стандарте по дисциплине. Говорится также о необ­ходимости ориентировать содержание образования на развитие фи­зической культуры учащегося, включить учебный материал по формированию умений самостоятельно заниматься физической культурой, предлагается содержание образования привести в со­ответствие с положениями индивидуально-дифференцированно­го подхода с учетом возрастно-половых особенностей, уровня фи­зического развития, состояния здоровья и двигательной подго­товленности. Вместе с тем предпринята попытка представить физ­культурную деятельность как основу для формирования учебного предмета структуры общего среднего образования «Физическая культура».

Интересные идеи концептуально-инновационного характера пред­ставлены в концепциях физического воспитания и спортивной

' Концепция содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе // Физическая культура в школе. — 2000. — № 3.


подготовки, разработанных авторской группой под руководством В.В.Кузина и В.К.Бальсевича (2002). По направленности, уров­ню научно-теоретической обоснованности, социально-педагоги­ческой значимости они имеют перспективу радикально обновить процесс физического воспитания подрастающих поколений в тре­тьем тысячелетии.

Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич счита­ет использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индиви­дуально определенных образовательных стандартов. Научно-тех­нологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленно­сти содержания педагогического процесса в общеобразователь­ной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллек­туальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, ком­муникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму кон­версии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспи­тание.

Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления.

Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских иг­рах, направленности идей олимпизма на формирование лично­сти, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него. Центральное место уделено изучению Олимпийской хартии.

Среди идей модернизации теории и практики школьной физи­ческой культуры выделились две доминирующие тенденции. Одна из них — ориентация содержания предмета и технологии его реа­лизации на повышение образовательной направленности дисцип­лины, формирование средствами физической культуры личности учащегося, другая — повышение тренировочного эффекта учеб­но-воспитательного процесса.

Большинство концепций внедрены в практику образования, одни — в масштабе страны, другие — в субъектах Федерации или регионах.

В соответствии с теоретическими разработками подготовлены учебные программы: Комплексная программа физического воспи­тания учащихся I —XI классов; Программа физического воспита-


ния учащихся I—XI классов, основанная на одном из видов спорта; Программа «Физическое воспитание учащихся I —XI классов с направленным развитием двигательных способностей»; Физиче­ская культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы; Программа по физической культу­ре для учащихся I—XI классов; Антистрессовая пластическая гим­настика, Спартанские игры и клубы в системе образования, вос­питания и организации досуга школьников; основы олимпийских знаний; Примерная программа по физической культуре для уча­щихся (начальной, основной, полной) средней школы и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные детерминанты функций, места и значения пред­мета «Физическая культура» в содержании общего образования.

2. Какие факторы обусловливают гиподинамию школьников?

3. Какие этапы прошла теория и методика обучения предмету «Физи­ческая культура» в своем становлении?

4. Какие обстоятельства явились факторами усложнения процесса формирования методики преподавания физической культуры в школе?

5. Назовите основные группы педагогических задач учебного предме­та «Физическая культура».

6. Назовите основные концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура».


ГЛАВА 3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ЗЛ. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура»

Системный подход — одно из направлений методологии реше­ния какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рас­смотрение объектов, процессов, явлений как систем. Он ориен­тирует учителя на раскрытие целостности учебного процесса по физической культуре. При этом учитель выявляет разнообразные связи с интересующей его проблемой (в данном случае в учебном процессе преподаваемого предмета) и сводит их в определенное единство.

В разработке и осуществлении системного подхода к препода­ванию физической культуры необходима методология. Приемле­мыми методологиями могут быть материалистическая диалекти­ка, антропософизм или такая совокупность общих установок, ис­ходных принципов и методов, которые обслуживают педагоги­ческие системы восточных оздоровительно-гимнастических сис­тем и боевых искусств.

Платформой педагогической системы предмета «Физическая культура» в данном случае выступает материалистическая диалек­тика как основа методологии. В наше время, особенно в связи с появлением начал демократии в общественной жизни и науке, в частности в гуманитарных науках, возникла тенденция отхода от господствовавших в стране идеологии и методологии. Однако аль­тернатива обсуждаемой идеологии или иная методология, с по­зиции которой возможно исследовать явления общественной жиз­ни, все еще не обоснованы. Кроме того, методологическая плат­форма диалектического материализма позволила нашей науке выйти на передовые позиции в мире.

Педагогическая система учебного предмета «Физическая куль­тура» направлена на обоснование эффективных путей реализации функций общего образования средствами данного предмета. Об­разование, будучи общественным явлением, связано с объектив­ной необходимостью передачи социального опыта одних поколе­ний другим (общественные отношения, организация производ­ства и навыки труда). Поэтому образование носит социально-де-

2 Железняк 33


терминированный характер, так как его развитие обусловлено по­требностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции развития общества, национальные особенности этносов, интернациональные влияния. Отсюда ис­точники развития человека находятся вне его самого, и его фор­мирование происходит под влиянием социальной среды, в том числе воспитания, образования, включая сферу физической куль­туры. Вместе с тем человек как личность — не пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Рассматриваемая методология исходит из определяющей роли активности самой личности в соб­ственном развитии и формировании.

Диалектический материализм исходит из всеобщей взаимосвя­зи элементов и явлений в природе и общественной жизни. Отсюда вытекает диалектический системно-структурный подход к про­цессам образования и воспитания. Он опирается на изучение всех сторон и связей познаваемого предмета и явления, исследование его в самодвижении и развитии, рассмотрении его в единстве те­оретических и практических аспектов, анализе предмета в его связи с окружающими условиями.

Другое важное положение диалектического материализма — идея целостности. Она предполагает изучение педагогической си­стемы предмета «Физическая культура» с позиций диалектиче-, ского единства целого и частей в одновременной диалектической их противоречивости. В соответствии с данной концепцией целое (педагогическая система) в его исходном значении выражает объект, образованный путем взаимосвязи его элементов и обла­дающий качественно новыми свойствами. В трактовке педагоги­ческой системы как целостного объекта познания выделяются во взаимосвязи две тенденции: полного разностороннего охвата свойств, сторон, связей системы и характеристики целого как внутренней обусловленности объекта.

Диалектический системный подход рассматривает во взаимо­связи следующие составляющие дидактических осно­ваний предмета «Физическая культура»: цель, задачи, со­держание образования, учитель, учащиеся, формы организации их взаимодействия, метод его реализации, технология реализа­ции учебного процесса по дисциплине и другие элементы. При этом педагогическая система учебного предмета представляется во взаимосвязи с общественными системами вышестоящих уров­ней, системой общего среднего образования и школьного звена национальной системы, системой образования и системой физи­ческого воспитания национального (государственного) уровня.

Основываясь на методологии материалистической диалектики, можно относительно целостно представить состав дидактических процессов, обосновать целевой, содержательный, операционно-действенный (формы и методы дидактических процессов), сти-


мулирующе-мотивационный, контрольно-оценочный и оценоч­но-аналитический компоненты технологии учебного процесса по физической культуре в школе. Отсюда целостный деятельностный подход к педагогической системе предмета «Физическая культу­ра» позволяет более полно, разноаспектно, в определенной пос­ледовательности представить ее основные элементы и компонен­ты технологии учебного процесса по данной дисциплине, более конкретно определить позиции субъектов, объектов и реальных условий учебно-воспитательной работы, охватить во взаимосвязи ее социальный (цели, содержание), психологический (мотивы, воля, внимание), кибернетический (программирование, органи­зация, корректирование, контроль, обратная связь) аспекты. По­следние структурированы не как сумма элементов. Они синтези­рованы качественно, по-новому, смоделированы в собственно ди­дактическом описании целостной системы и педагогической тех­нологии ее реализации.

Под системным подходом понимается такая методология специ­ально-научного познания и социальной практики, в основе кото­рого лежит исследование объекта как системы1, или «одна из фун­даментальных стратегий научного исследования, включающая в себя сложный комплекс принципов и методов»2. Системный подход возник как реакция на длительное господство аналитических спо­собов, или элементаристского принципа познания, которые не всегда оказывались эффективными для достижения поставленных целей, особенно в тех случаях, когда в изучаемом объекте необхо­димо соотнести его части и целое, установить взаимосвязь внешне несопоставимых фактов, накапливаемых в рамках даже одной на­учной области, а также тогда, когда возникает необходимость по­иска аналогии и сходства в явлениях различной природы.

Потребность в такой методологии анализа явлений и предме­тов привела к зарождению нового научного направления, кото­рое впоследствии получило название системного подхода. В рам­ках системного подхода изучаются, осознаются характер, состоя­ние и соответствие (или несоответствие) наличных или создавае­мых методологических средств, специфических задач исследова­ния и конструирования сложных объектов. Вопросы теории и ме­тодики физического воспитания разрабатывались Л. П. Матвеевым, Н. Г. Озолиным, А.А.Тер-Ованесяном, А. А. Новиковым и други­ми учеными.

Педагогическая система предмета «Физическая культура» от­носится к классу абстрактных систем, источником развития ко­торых служат материальные системы (социальные системы раз­ных уровней и организаций).

' Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 587.

2 Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. — М., 1972. — С. 4.


Отсюда определение понятия «педагогическая система», уста­новление его внутренней организации, состава элементов и дру­гие характеристики основываются на общественных и более кон­кретных педагогических системах.

Рассматриваемая система учебного предмета по вертикали иерархии социальных систем непосредственно не выводится из последней. Социальные системы дифференцируются до уровня го­сударственной (национальной) системы образования, ее разно­видностей, например, систем общего, профессионального или дополнительного образования. Педагогическая система учебного предмета проходит два этапа конкретизации: теорети­ческого представления и собственно учебного предмета.

На уровне теоретического представления содержания образова­ния, структурным элементом которого является учебный пред­мет, формируется обобщенный образ системного характера с ох­ватом цели, функций структуры учреждения образования или его подразделений (ступень школы, учебный класс, факультет, отде­ление, кафедра), состава содержания образования, субъектов об­разовательной деятельности и др. (первый уровень). На этом уров­не осознаются место и функции учебного предмета в структуре государственного образовательного стандарта; уточняются сведе­ния об источниках информационной энергии, которая впоследг. ствии обусловит, востребует возникновение элементов формиру­ющейся педагогической системы.

На уровне учебного предмета возникает конкретное представле­ние о цели и задачах преподавания, содержании образования, о том, как опыт педагогической системы субъектов образователь­ной деятельности превратить в элементы и механизмы этого пре­вращения (трансформации).

Таким образом, последовательно возникают представления вначале о цели и в дальнейшем о содержании образования школь­ной физической культуры; определяются внутренняя взаимосвязь этих двух системообразующих начал. Цель и содержание образова­ния, будучи взаимосвязанными, не обеспечивают достижения социального заказа государства в области физического совершен­ствования учащейся молодежи. Необходим механизм передачи учащимся содержания образования по предмету «Физическая куль­тура» в виде знаний, двигательных навыков и умений с последую­щим преобразованием их в элементы структуры личности детей, подростков, юношей, формирующей физическую культуру лич­ности учащегося. В качестве такого механизма появляется новый элемент — дидактические процессы. Он включает в себя деятельно­сти преподавания и учения, формы организации и методы реали­зации их взаимодействия. Новый элемент благодаря внутренней его взаимосвязи с целью, содержанием образования, деятельнос­тью учителя и учащихся, как бы «оживляет» комплекс, придает


данной совокупности процессуальность — становится системой с конкретными функциями.

Методологическая разработанность вопросов системного под­хода в общефилософском аспекте, распространение идей систем­ности на изучение проблем общественной жизни, анализ зару­бежного опыта в этой сфере и его освещение в литературе спо­собствовали проникновению данной тенденции в педагогику.

В педагогической литературе применяют синонимичные поня­тия педагогическая система и дидактическая система. Мы исходим из установившегося в отечественной науке мнения, что дидакти­ка — часть педагогики или отрасль педагогической науки, имею­щей в свою очередь собственный автономный, понятийно-тер­минологический аппарат, предмет, специфическое содержание и методы исследования. Понятия «педагогическая система» и «ди­дактическая система» соотносятся друг с другом как понятия це­лое и его часть. Первое понятие более емкое, широкое. При сопо­ставлении определений этих понятий выявляется, что и в одном, и в другом случаях имеется в виду системность элементов, кото­рые во взаимосвязи и совокупности представляют собой педаго­гическое явление, связанное дидактическим взаимодействием его субъектов — педагога и учащихся.

В педагогической литературе при изложении проблем систем­ности в сфере образования понятия «педагогическая система» и «дидактическая система» вплоть до 1980—1990-х гг. использова­лись крайне редко. Для обозначения структуры и строения орга­нов управлений образования, воспитания, просвещения широко применялись термины и понятия «система народного образова­ния», «система просвещения», «система физического воспитания», «буржуазные системы образования», «воспитательная система».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.