Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура» как учебный 1 страница




ПРЕДМЕТ В СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2Л. Становление теории и методики преподавания предмета «Физическая культура»

Учебные курсы по предмету «Физическая культура» имеют дав­нюю историю. В зависимости от страны, где они преподаются, и функционального назначения в содержании общего образования такие дисциплины имеют различные названия («Физическое вос­питание», «Физическое образование», «Гимнастика», «Игры» (под­вижные, спортивные), «Спорт», «Атлетика», «Физическая куль­тура», «Фехтование» и т.д.). Предметы физкультурной направлен­ности упрочили свои позиции как обязательный элемент общего образования.

Отсюда физическая культураинвариантная составляющая со­держания образования глобального характера, независимого от поли­тической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежно­сти граждан.

По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествозна­ние, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физи­ческая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.

Известно, что еще на ранних стадиях становления человече­ства занятия физическими упражнениями занимали значитель­ное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из глав­ных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на пос­ледующих этапах общественного развития. Наиболее развитые фор­мы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых госу­дарствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки.

В Средние века содержание образования определялось господ­ствующими религиозными идеологиями.


Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христиан­ской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связан­ные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Ев­ропейского континента. Был прерван процесс становления физи­ческой культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилиза­циях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вме­сте с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.

Для восстановления физической культуры в структуре содер­жания образования потребовались усилия мыслителей-гуманистов, педагогов и энтузиастов: Т.Кампанеллы, Ф.Рабле, М.Монтеня, Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оу­эна; русских социал-демократов Н.А.Добролюбова, Н.Г.Черны­шевского, выдающихся педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толсто­го, П.Ф.Лесгафта и др.

Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарож­дение капиталистической общественной системы, наиболее за­интересованной в физическом развитии человека. Другими важ­ными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элемен­том воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (не­мецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнасти­ческих систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педаго­гических реформаторских тенденций, или движений, — филант­ропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.

Сторонники обоих направлений выступали за обновление со­держания образования, усиление внимания к физическому вос­питанию, укрепление связи с природой и окружающей обществен­ной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоя­тельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методоло­гической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться та­ковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.

Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физи-


ческого воспитания. В них в качестве основной формы организа­ции занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая куль­тура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).

В России была создана и внедрена научно обоснованная система физического образования П.Ф.Лесгафта. В образовательное про­странство России проникли и «прижились» немецкая, шведская и Сокольская гимнастические системы, подвижные игры, по Фребе-лю. На окраинах России, в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке, физическое воспитание осуществлялось с ис­пользованием элементов народной физической культуры.

Становление теории и методики преподавания учебной дис­циплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы меж­ду сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-нацио­нальных систем физического воспитания. Это и стало одной из при­чин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его препо­давания. Радикальные перемены в положении физической культу­ры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.

Марксистская концепция всесторонне развитой личности по­лучила дальнейшее развитие и практическое воплощение в тео­рии, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали за­коны общественного развития. С позиций своего времени они оп­ределяли капиталистические общественные отношения, знали ус­ловия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопиче­ские концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физи­ческого воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармони­ческого развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.

Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалисти­ческом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чи­стоту и физическое совершенство.


В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образо­вания был включен предмет «Физическая культура».

За сравнительно короткий исторический период в нашей стра­не сложилась совокупность форм реализации школьного звена на­циональной системы физического воспитания, основа общего об­разования детей, подготовки молодежи. Системообразующая роль в совокупности форм организации физического воспитания отво­дилась учебному предмету «Физическая культура».

Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогиче­ской системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обо­снование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.

Позитивный вклад в создание основных положений, которые впоследствии составили методику преподавания школьной физи­ческой культуры, внесли А.А. Зикмунд, В.В.Белинович, В.В.Го-риневский, Г.А.Дюперрон, Е.С.Пиотровский. Началась публи­кация материалов о педагогических подходах к созданию методи­ческих основ предмета «Физическая культура» в издательствах «Физкультура и туризм», «Время», «Молодая гвардия» и др. Были опубликованы научно-методические работы, отражающие тео­рию и практику французской, немецкой, шведской, сокольской и американской систем физического воспитания учащейся моло­дежи.

Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школь­ной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенден­ции к противопоставлению достижений отдельных школ физи­ческого воспитания друг другу.

Наибольшую опасность представляли «пролеткультовцы», от­рицавшие саму возможность существования в социалистической системе образования любых элементов, отражающих зарубежный опыт, в том числе и в области физической культуры и спорта. В этих условиях позитивную роль сыграло вмешательство партии и государства в вопросы конкретизации целевой ориентации, со­держания, форм организации и методов осуществления физкуль­турной работы в стране. В июле 1925 г. было принято специальное постановление ЦК РКП(б) по вопросам физической культуры.

В результате совместных усилий партийных организаций и го­сударства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране заро­дилось школьное звено формировавшейся национальной (совет­ской) системы физического воспитания. В.трудах теоретиков фи-


зической культуры Г. А.Дюперрона, А. А. Зикмунда, В. В. Горинев-ского, И.П.Кульжинского обозначились тенденции к определе­нию понятия «Физическая культура» и его конкретизации приме­нительно к одноименному предмету обучения в общеобразова­тельных школах; появились формулировки задач физического вос­питания в школах I и II ступеней. В последующие десятилетия эти задачи выполняли функции цели предмета «Физическая культу­ра». Обозначился подход к пониманию содержания образования по физической культуре. Упрочил свою позицию урок физиче­ской культуры как основная форма занятий.

Наиболее продуктивными в этом плане были 1950— 1980-е гг., когда вышли в свет монографические труды и учебные пособия по проблемам физического воспитания, методики уроков физи­ческой культуры в общеобразовательной школе.

В 1950— 1960-х гг. предмет «Физическая культура» трансформи­ровался в системообразующую форму организации физического воспитания в учреждениях общего образования. Он объединил вне-предметные (внеурочные) формы организации занятий физиче­скими упражнениями: физкультурно-оздоровительные меропри­ятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультур­ные минуты и паузы на уроках, игры и физкультурные забавы на переменах), внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу.

В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физичес­кой культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Система научно-педагогического обеспе­чения учебно-воспитательного процесса по физической культуре включала широкую сеть учреждений повышения квалификации учителей и материально-техническую базу школьной физической культуры. Преподавание данной дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам. Програм­мы по дисциплине были ориентированы на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока фи­зической культуры.

Была установлена преемственность содержания уроков и вне­урочных форм.

Важным периодом формирования научно-методических основ предмета «Физическая культура» были 1970— 1980-е гг., когда ак­тивно велись научно-исследовательские работы, которые закре­пили социально-биологические и психолого-педагогические по­ложения предмета «Физическая культура». Расширились центры подготовки научно-педагогических кадров за пределами Москвы и Ленинграда. Упрочилась образовательная направленность учеб-


ного предмета «Физическая культура», выпускалась серия учеб­но-методических пособий для учителя физической культуры, вклю­чая издание экспериментального учебного пособия для учащихся по предмету «Физическая культура».

В эти годы был подготовлен комплекс нормативных докумен­тов, которые упорядочили основные вопросы теории и практики школьной физической культуры: Положение о физическом вос­питании учащихся общеобразовательных школ, Положение о спортивных соревнованиях среди детей и юношества, инструк­тивно-методические письма «О внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работе в школе» и «Об оценке по предмету "Физическая культура"» и др.

В формировании теории и методики обучения предмету «Фи­зическая культура» с определенной условностью можно выделить четыре значимых этапа.

Первый этап наиболее продолжительный. Проникновение учеб­ных дисциплин физкультурной ориентации в структуру содержа­ния общего образования. Завершением данного этапа следует счи­тать включение предмета «Физическая культура» в учебные планы школ I и II ступеней Российской Федерации.

Второй этап (1920— 1940). Зарождение исходной учебно-мето­дической базы обучению предмету «Физическая культура» (учеб­ные программы, урок как основная форма организации учебного процесса, руководящая роль учителя и др.).

Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологи­ческих основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-ме­тодических оснований ее преподавания.

Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методи­ческих основ в педагогическую систему учебного предмета и тех­нологию ее практической реализации.

Вместе с тем директивные установки партии и государства по этим вопросам начали носить декларативный, лозунговый харак­тер. Многие проблемы отражались в них без учета конкретных ус­ловий и возможностей, желаемое выдавалось за реальное, уже достигнутое. Вопросы физического воспитания школьников ото­двинулись на задний план. Особое внимание и забота постепенно стали уделяться большому спорту. Школьная физическая культура оказалась в зоне так называемого остаточного принципа финан­сирования, ухудшились ее материально-техническая база и соци­альная обеспеченность специалистов — учителей физической куль­туры. Это обусловило снижение престижности физического вос­питания и угасание интереса к физкультуре в общеобразователь­ной школе, утрату позитивных достижений в этой области.

По материалам печати, к началу 1990-х гг. физической культу­рой в стране занимались лишь 6 — 8% населения (против 60%,


декларировавшихся в 1960— 1980-е гг.). У 75 % школьников отме­чались те или иные заболевания. Из начальной школы к концу 1980-х гг. 2/3 детей выходили близорукими, 30 — 40% имели от­клонения в работе сердечно-сосудистой системы, а 20 — 30% — нервно-психические расстройства. Среди причин, обусловивших эти и другие аномалии в состоянии здоровья школьников, на пер­вый план вышли недостатки в организации физического воспита­ния. Это было следствием отсутствия целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» и неразра­ботанности научно-методических основ организации физической культуры и спорта в школе. Несмотря на то что данная дисципли­на преподавалась в общеобразовательной школе в течение многих десятилетий, не разработаны такие вопросы теории и методики предмета, как его функции, место, значение в структуре содер­жания общего среднего образования, цель, содержание образова­ния, общепризнанный понятийно-терминологический аппарат, специфика дидактических процессов и др.

Преобразование научно-методических основ предмета «Физи­ческая культура» в педагогическую систему и совершенствование технологии ее реализации призваны повысить результативность учебно-воспитательной работы в аспектах требований государствен­ного образовательного стандарта по дисциплине.

2.2. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура»

Физическая культура, формируясь как предмет обучения в обще­образовательной школе, приобрела соответствующие функции — цель, содержание образования, формы организации учебного процесса и методы его реализации, дидактические процессы, которые в сово­купности с другими составили бы частную дидактику или мето­дику преподавания. К настоящему времени предмет «Физическая культура» все еще не располагает целостными курсами: нет ни частной дидактики как теории обучения, ни методики как науки о закономерностях преподавания данной дисциплины. Ни одна из них не составляет предмета изучения в центрах подготовки (ин­ститутах, университетах, академиях) и повышения квалифика­ции учителей физической культуры. Учебники или учебные посо­бия по теории и методике физического воспитания или физиче­ской культуре освещают лишь отдельные вопросы (урок как ос­новная форма учебно-воспитательного процесса, программы, пла­нирование, контроль, оценка, учет и т.д.).

Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики раз­личных учебных предметов создавались не одновременно, поэто­му они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-


няющих эту ситуацию, можно выделить трудности становления предмета «Физическая культура».

Создание методики физической культуры проходило в услови­ях, когда еще не были разработаны основные системообразую­щие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный про­цесс ориентировался на разные цели (национальные системы фи­зического воспитания, коммунистического воспитания, форми­рования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономер­но обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.

Выпадение целевого и содержательного компонентов педаго­гической системы дисциплины привело к тому, что учебно-вос­питательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отра­жающими особенности самого предмета.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно за­трудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.

Почему так произошло? Почему свертывались процессы, на­целенные на формирование теории и методики физической куль­туры? Из множества причин можно назвать несколько.

1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже пре­валировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследо­вательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.

2. Перенос акцента общественных интересов с проблем разви­тия массовой культуры на спортивно-подготовительную направ­ленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в обла­сти спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение фи­нансирования, материального и морального стимулирования на-


учных и практических работников, сравнительная простота вне­дрения, публикации и др.).

3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето­
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров­
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига­
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро­
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко­
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме­
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен­
ностям его функционирования в школе.

4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработа­на методика урока физической культуры. Будучи одним из ос­новных компонентов, он впоследствии превратился в домини­рующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика пре­подавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания мето­дики физической культуры. Вместо методики как научной дис­циплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписа­ний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.

5. Не сразу установились философские, педагогические, пси­хологические, биологические и даже теоретические основы физи­ческого воспитания, на которые могла бы опираться формирую­щая методика предмета «Физическая культура».

Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиоло­гии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функ­циональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Галь­перина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педа­гогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Да­нилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)

6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от­
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти­
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.


Таким образом, требуется модернизация научно-теоретических основ предмета «Физическая культура» как носителя системооб­разующего начала в структуре организации физического воспита­ния в школе, не терпит отсрочки создание и дидактики, и мето­дики его преподавания.

2.3. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования

В настоящем учебном пособии для обозначения причинности и движущих сил процесса становления теории и практики предмета «Физическая культура» используется термин «фактор»1. Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений, всех или не­скольких, на основе которых организуется учебный процесс.

Предмет «Физическая культура» — элемент структуры содер­жания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент струк­туры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказы­вают разнозначное воздействие.

В ряду факторов, обусловливающих потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической куль­туре, на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие современного обще­ства характеризуется еще более интенсивным совершенствовани­ем машинного производства и повышения его технического уров­ня. Это предъявляет более высокие требования к подготовке и раз­витию подрастающего поколения. Отсюда всестороннее и гармо­ническое развитие личности, будучи объективной потребностью общественного процесса, трансформируется в идеалы современ­ного воспитания — его цель.

Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма, стержень содержания, средства и методы физического совершенствования становятся важными ком­понентами идеала всесторонне и гармонически развитой лично­сти. Данный фактор входит в число доминирующих в плане влия­ния на формирование теоретико-методологических основ пред-

1 Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдель­ные черты.


мета «Физическая культура», потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных пере­мен содержания образования, средств, форм, методов организа­ции учебного процесса.

Другим доминирующим фактором, оказывающим влияние на школьную физическую культуру, выступает современный науч­но-технический прогресс, который значительно изменит характер производственной, включая аграрный сектор, оборонной, спор­тивной, рекреационной и бытовой деятельности людей.

Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких но­вых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронны­ми быстрыми и точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодежи к жизни в условиях всевозрастаю­щего воздействия научно-технического прогресса.

Вместе с тем научно-техническая революция вызвала и такие явления, как гипокинезия — недостаточная двигательная актив­ность людей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В спе­циальной литературе указываются ближайшие и отдаленные по­следствия гипокинезии. В числе первых отмечают нарушения ко­ординации хорошо автоматизированных естественных движений* (ходьба), уменьшение биомассы антигравитационной мускулату­ры, снижение плотности и механической прочности костной тка­ни, ограничение адаптационных возможностей сердца, застой­ные явления в венозных сосудах нижних конечностей, ослабле­ние иммунно-биологических свойств организма.

Говоря об отдаленных последствиях, отмечают сопутствующие отрицательные факторы: эмоциональный и нервно-психический стрессы, отклонения в состоянии здоровья в результате непра­вильного питания, хронической никотиновой интоксикации и др. Совокупность этих причин с недостатком движений ускоряет по­ражение сосудов сердца, мозга, магистральных сосудов ног, ате­росклероз.

По мнению ученых, гипокинезия особенно вредна в детском возрасте, когда велика биологическая роль движений, своеобраз­ных катализаторов биохимических процессов, связанных с мор­фологическим и функциональным развитием организма детей. Поэтому специалисты по медико-биологическим проблемам фи­зической культуры отмечают важность рационализации физиче­ского воспитания с ориентацией на оптимизацию двигательной активности школьников.

Материалы многочисленных исследований свидетельствуют, что двигательная активность детей школьного возраста распределяет­ся на весь период бодрствования, она саморегулируется, умерен­на по интенсивности и волнообразна по динамике, подвержена


воздействию социального (режим учебы и отдыха, бытовые усло­вия семьи), средового и природного характера (продолжитель­ность дня, температура воздуха, осадки, рельеф местности и др.).

Вызвав дефицит двигательной активности детей школьного воз­раста, научно-технический прогресс породил и ряд биологиче­ских факторов, указывающих на необходимость его компенсации путем совершенствования физического воспитания школьников. Специальная организация двигательной деятельности — единствен­ная возможность реализовать потребности детей в движении.

Таким образом, научно-технический прогресс вносит суще­ственные коррективы в процесс физического воспитания школь­ников, и в первую очередь теоретико-методологические основа­ния предмета «Физическая культура».

Переориентация направленности социально-экономического и политического развития Российского государства актуализирует социальные функции физического воспитания учащейся молоде­жи. Для современного подростка, юноши, молодого человека фи­зическая культура становится наиболее доступным и действен­ным средством коррекции дефектов морфофункционального раз­вития организма, закрепления общественного статуса и престижа личности, гармонизации психофизических способностей, обес­печения социальной защиты, формирования самодисциплины и уверенности в жизни, рекреации и др. Отсюда потребности лич­ности в физическом совершенствовании, реализуемые через учеб­ный предмет «Физическая культура», — важный фактор, кото­рый обусловливает обновление теории и практики преподавания данной дисциплины в общеобразовательной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.