Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железняк Ю.Д




Хімічного та біологічного зхисту.

 

Навчальний посібник

 

 

Відповідальний за випуск: Сахаров Г.В.

Редактор: Шнуренко О.В.

Коректор: Дугар Н.М.

Комп¢ютерна обробка та верстка Беденко Л.Б., Петрова С.І., Дяченка В.,В.

 

 

________________________________________________________________

Підписано до друку

 

Формат 60 84/16 Друк. арк. 9.30 Замовлення № Папір офсетний Гарнітура Таймс Тираж 400 Друк–різографія Умовн. друк. арк. 10.00 Безкоштовно

 

 

Харківський гвардійський ордена Червоної Зірки інститут танкових військ імені Верховної Ради України Національного технічного університету „Харківський політехнічний інститут”

 

Друкарня Харківського гвардійського ордена Червоної Зірки інституту танкових військ імені Верховної Ради України Національного технічного університету „Харківський політехнічний інститут”

61034 м. Харків–34, вул. Полтавський шлях, 192.

тел. 772–61–67, додатковий 3–48.

 

 

 

Ж 512 Теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. ISBN 5-7695-1525-2

В учебном пособии показано, какое место в содержании общего сред­него образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; обоснован системно-структурный подход к построению курса; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях об­щего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобра­зия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста.

Рекомендуется студентам высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учеб­ных заведений физической культуры, преподавателям вузов, учителям физической культуры и аспирантам.

УДК 37.037(075.8) ББК75.1я73

© Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М., 2004
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004
ISBN 5-7695-1525-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004


ОТ АВТОРОВ

Теория и методика преподавания предмета «Физическая куль­тура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе выс­шего профессионального образования в области физической куль­туры. Ее возникновение связано с реформированием системы об­разования в стране, необходимостью радикально повысить резуль­тативность учебно-воспитательного процесса по физической куль­туре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.

Долгое время в системе профессиональной подготовки учите­ля физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» изучался совместно с другими спортив­но-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлети­ка, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), вклю­чающими методику их преподавания. При этом первая дисципли­на рассматривалась в качестве формирующей профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической куль­туры. Существовало убеждение, что функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» выполняла теория и методика физического воспитания.

Реформы образования закрепили образовательную направлен­ность школьной физической культуры. Предмет «Физическая куль­тура» приобрел статус области образования, которая может быть реализована в практике путем преподавания различных, даже аль­тернативных, учебных курсов, предметов. Одновременно повыси­лись требования к уровню подготовки учителя физической культу­ры, особенно в отношении его дидактической компетентности.

В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культу­ра», который не повторяет содержания курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет науч­но-теоретическую и практическую подготовку педагога физиче­ской культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подго­товки государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования РФ.

Настоящее пособие — одна из первых попыток создания цело­стного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» в видении авторов.

Возможные замечания и рекомендации будут восприняты с благодарностью.


ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура»

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая вос­питания и образования подрастающего поколения Российской Фе­дерации и многих других государств. В нашей стране целенаправ­ленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные г разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб­ного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа; 4) общешкольные физкультурно-мас­совые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образо­вательными учреждениями и для усвоения учащимися. Програм­мой регламентируются объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые вы­носятся на итоговую государственную аттестацию Государствен­ным образовательным стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) дру­гие виды физкультурной деятельности школьников в единый про­цесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокуп­ности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего нача­ла среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофи­зического состояния детей школьного возраста. Все это обуслов­ливает потребность данной дисциплины базироваться на совре­менных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличает-


ся от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре свя­зан с комплексным воздействием на морфофункциональную сфе­ру, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и сред­ства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств лично­сти в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физиче­ской культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика, спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физиче­ского воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и мето­дикой обучения предмету «Физическая культура» получили зна­чительное развитие.

Разработаны альтернативные концептуальные подходы к об­новлению этой области общего образования. Накоплен фактиче­ский материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формиру­ющейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности состав­ляет объективные и субъективные предпосылки для создания те­ории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Курс теории и методики обучения предмету «Физическая куль­тура» может быть представлен как единство двух составляющих: ди­дактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».

В педагогической литературе эти два понятия — предметная (частная) дидактика и методика преподавания — анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая сино­нимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные мето­дики не отражают полноты самой науки, которую они представ­ляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук — обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает со­держание и дидактики, и методики. В одном случае акцент пере­носится на научно-теоретический, методологический аспекты, в


другом — на научно-методический, технологический, процессу­ально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем вне сферы методики остаются многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу школьной физической культуры. Они входят в содержание частной дидак­тики — теории образования. В таком понимании дидактику (или теорию образования) предмета «Физическая культура» можно рас­сматривать как часть двух отраслей педагогической науки — об­щей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисцип­лине. В этом случае методика физической культуры — раздел об­щей методики и методики физического воспитания, представля­ющий науку о закономерностях преподавания и учения по пред­мету «Физическая культура».

Предмет теории образования (дидактики) пофи-зической культуре включает следующие вопросы:

- место, значение, функции, цель физической культуры в со­держании общего образования;

- содержание предмета;

- дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;

- разработка педагогических технологий.

Предмет методики преподавания физической культу­ры — взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины:

- выбор оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;

- программирование учебно-воспитательного процесса;

- организация непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;

- оценка и анализ результатов взаимодействия учителя и уча­щихся и разработка рекомендаций для очередных дидактических циклов.

Содержание предмета «Методика физической культу­ры» состоит из разработки на базе достижений частной дидакти­ки теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих спе­цифику регионов страны, субъектов Федерации, конкретных об­щеобразовательных школ и отдельных групп учащихся (учебных классов) и их реализации, что является функцией педагогиче­ской технологии. Поэтому считаем правомочным предположить, что цель методики — исследование путей технологизации учебно-воспитательного процесса.

Отсюда теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура» составляет совокупность знаний частной дидактики и мето-


дики преподавания данной дисциплины; представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.