КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л. Особенности дидактических процессов 1 страница
Т 3.2. Основные элементы и структура педагогической системы предмета «Физическая культура» Для понимания системности явлений и процессов, протекающих в рамках дидактических оснований, обеспечивающих учебно-воспитательную работу по предмету «Физическая культура», велика роль знаний о составе и структуре дидактической системы, т. е. количественном составе элементов и форме их расположения в системе. И здесь на первый план выдвигается элемент дидактической системы предмета «Физическая культура». В общей теории системы элемент рассматривается как минимальный ее компонент или максимальный предел ее расчленения. Собственное строение элементов обычно не принимается во внимание. Более того, элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик. Отсюда для системы важно в первую очередь установить не то, каков субстрат элемента, а то, что он делает. Под элементом системы понимается минимальная единица, которая способна выполнить относительно самостоятельную функцию в ее структуре. По этой причине любой элемент должен быть востребован для реализации своей специфичной функции. Выделение элементов структуры наиболее сложно для общественной системы. Чтобы определить место элемента в общественной системе, возможность его включения в ее структуру, необходимо найти ответы на такие вопросы, как кто действует? На что направлено действие (деятельность)? Каким образом осуществляется интересующая нас деятельность? Каковы средства, формы организации и механизмы реализации этой деятельности? В структуре элемент занимает строго определенное место. Поэтому, говоря о структуре системы, подразумевают форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон1. В педагогической системе предмета «Физическая культура» термин «структура» содержит информацию о количестве элементов, которые объединены в целостность, об их характере (сущности), способах взаимосвязи и особенностях воздействия на объект управления, информационных процессах взаимодействия педагогов и учащихся и др. Понятие «структура» обозначает переход на более сложный уровень объяснения того, почему качество целостной педагогической системы учебного предмета отличается от простой суммы свойств элементов. Элементы, которые до формирования системы служили научно-методической основой предмета «Физическая культура» (как и любой другой учебной дисциплины) — преподаватель (учитель), учащиеся, учебники, программы, уроки, методы обучения и воспитания, — выступают вне системы как участники одной общей деятельности. При этом они могут быть мало или недостаточно взаимосвязанными, без каких-либо закономерностей во взаимосвязи. В структуре педагогической системы каждый элемент имеет свое место, свою функцию, обусловленную именно этим местом, свои связи с другими элементами, которые также определены позицией элемента относительно других элементов. Таким образом, понятие «структура» обладает более глубоким содержанием, чем понятия «состав элементов», или «сумма свойств элементов». Элементы обсуждаемой системы взаимодействуют друг с другом только своими определенными сторонами, свойствами, а не в целом. Отсюда качество рассматриваемой системы зависит от формы расположения ее элементов. В педагогической системе выделяются структуры двух уровней: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная структура отражает связи ее элементов с источником информации. В данном случае это социальный заказ государства в сфере образования и физической культуры. Системообразующий элемент педагогической системы учебного предмета получает информационную энергию от функций данной дисциплины. Такова вертикаль информационного обеспечения педагогической системы школьной физической культуры, которая обладает собственной внутренней вертикальной структурой. 1 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М., 1985.-С. 71. Горизонтальная структура педагогической системы предмета «Физическая культура» отражает внутреннюю взаимосвязь элементов самой системы. Упомянутые структуры во взаимосвязи и взаимодействии образуют ту целостность, которая именуется педагогической системой предмета «Физическая культура». Вне этой структуры системность не формируется, только в структуре элементы приобретают свойства и качества, способные обеспечить функционирование системы как целостного механизма. Понятие «структура» — одна из категорий теории систем. Однако его определение пока не устоялось. В качестве ключевых используются слова «связь» или «совокупность связей». Расходятся ученые и в вопросах выражения конечной цели связей элементов или объектов. Одни авторы не указывают на ориентированность отмеченных связей на что-либо. Другие подчеркивают предназначение связей элементов для сохранения основных свойств конкретного объекта при различных внешних и внутренних изменениях1 и обеспечение его целостности2. Третьи указывают на обеспечение воспроизводимости при изменяющихся условиях. Понятие «структура» применительно к педагогической системе предмета «Физическая культура» может быть определено как совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают сохранение основных свойств, целостность и устойчивость самой системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования. Таким образом, в структуре изучаемой системы отражаются: - число и характер ее составляющих; - способы их взаимосвязи в процессе функционирования; - особенности воздействия субъектов на объекты их взаимодействия; - основные свойства элементов и осуществляемых функций, своеобразие информационных процессов и связей. Для понимания системности педагогических основ предмета «Физическая культура» важное значение имеет понятие «элемент». В философии в качестве доминирующей характерной особенности чего-либо, что возможно рассматривать как элемент системы, выдвигается его инвариантность, необходимость непосредственного участия в образовании системы настолько, что без него она не может существовать. Отсюда элемент системы определен как неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. В общей теории систем, отмечая возможность расчленения целого на части различными способами, не ограничиваются подоб- 1 Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 629. 2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 438. ной констатацией при характеристике элемента. Считают, что говорить «элемент» можно лишь применительно к четко фиксированному способу деления. Иное расчленение конкретной системы может привести к выделению другого образования в качестве исходного элемента. Элементный состав педагогических систем — одна из сложных научных проблем. В литературных источниках нет единства в отношении количества элементов педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) системы и их конкретных названий. В одних учебниках и пособиях по педагогике и научно-методических материалах количество элементов системы учебного предмета колеблется от 6 до 13 и более (педагоги, учащиеся, администрация школ, цели, задачи обучения, воспитания, развития; системы организации педагогических процессов; средства и методы реализации; результаты деятельности, условия и др.). В других — конкретная информация по данной проблеме отсутствует. Основываясь на положениях общей теории систем и теории социальных систем предмета «Физическая культура», в структуре педагогической системы выделены: - субъекты деятельности (в соответствии с вопросом, кто действует: учитель-педагог и учащиеся); - предмет, на который направлена человеческая деятельность (цель и содержание образования по данной учебной дисциплине); - механизм деятельности субъектов, направленной на предмет деятельности; - обеспечение совокупного эффекта функционирования системы (дидактические процессы). Последний содержит в себе такие весьма важные составляющие, как формы организации деятельности субъектов, методы и средства ее реализации и др. Состав элементов, образующих структуру педагогической системы предмета «Физическая культура», определен с учетом их востребованности и инвариантности. Принята во внимание необходимость избегать чрезмерного усложнения структуры системы множеством, т.е. привлечения большого числа элементов. В инвариантных элементах рассматриваемой системы выделены: - цель учебного предмета; - содержание образования и дидактические процессы; - последующее определение порядка их расположения и обоснование связей между ними (рис. 1). Данная схема не совпадает по своей структуре, по количеству элементов, по наименованиям, способу расположения, характеру взаимосвязей, содержанию и форме со схемами педагогических систем, предложенных другими авторами, поскольку представляет иной ракурс исследования педагогических систем. В на- стоящем пособии представлен частнодидактический подход и предметный уровень функционирования системы. Между элементами структуры рассматриваемой системы существуют виды связей, взаимодействия, порождения, преобразования, строения, функционирования, развития, управления. Из многообразия связей, характерных для структуры системы, в даном случае выделяем связи строения, или структурные связи, связи взаимодействия и функционирования системы. Необходимо выявить силы или связи, которые дают импульс для возникновения (образования) системы. Элемент «дидактические процессы», будучи сложным образованием, представляющим своеобразную подсистему, передает информацию элементам, которые обусловили его возникновение, через обратные связи о характере протекания процессов; обусловливает возникновение внутренних горизонтальных связей, отражающих связи взаимодействия педагога и учащихся путем использования средств, форм и методов взаимодействия. Таким образом, в структуре дидактической системы возникли и функционируют горизонтальные и вертикальные связи, отражающие ее строение — структуру, взаимодействие и функциони- рование. Последняя разновидность связей возникает в процессе специфического, в данном случае дидактического, взаимодействия элементов системы. Это взаимодействие опосредовано целями, которые реализуют каждая из сторон взаимодействия (учитель и учащиеся); оно адекватно отражает специфику дидактического подхода к обучению. Связи между элементами структуры педагогической системы отражают основные виды связей, существующие в системных исследованиях: универсальные, закономерные, причинно-следственные и функциональные, а также характерные для педагогических систем. Сформированность структуры исследуемой системы придает ей целостность и способность реализовать социальный заказ государства и общества адекватно цели и функциям предмета «Физическая культура» в содержании общего среднего образования. Педагогическая система предмета «Физическая культура», которая описана в настоящей главе, составляет первооснову для разработки множества производных — дидактических, воспитательных, развивающих комбинированных (сочетающих в себе все три разновидности) — систем в соответствии с циклами технологии учебно-воспитательного процесса по этой дисциплине в любом из типов учреждений общего среднего образования, с учетом реальных условий их функционирования, своеобразия среды (город, село, рельеф местности, климат, особенности контингента учащихся, специфика направленности физкультурных интересов, этническое наследие населения и др.). 3.3. Функции педагогической системы предмета «Физическая культура» Термин «функция»1 используется во многих науках. В социальных науках, к группе которых относится и педагогика со всеми ее разветвлениями (в том числе теория и методика обучения предмету «Физическая культура»), этот термин обозначает роль, которую определил социальный институт относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации. Под функцией педагогической системы предмета «Физическая культура» подразумевается назначение или роль педагогической системы дисциплины в реализации цели и задач его преподавания в учреждениях общего образования. Функции педагогической системы учебного предмета вытекают из сущности самой системы, места физической культуры в структуре содержания общего образования, социально-педагогической нагрузки данной дисциплины и других факторов. 1 Функция (от лат. functio — совершение, исполнение) — категория философии. Частично об источниках генезиса функций педагогической системы предмета «Физическая культура» говорилось ранее. Важная специфическая функция педагогической системы предмета «Физическая культура» — функция самосохранения. Носителями данной функции и своеобразным механизмом ее осуществления выступают субъекты, которые составляют содержание процессуального блока — элемента «дидактические процессы»: учитель и учащиеся; их взаимодействие с признаками на переход во взаимосодействие. Во время взаимодействия педагога и школьников на уроках физической культуры, при разработке педагогической системы каждого отдельного урока, цикла уроков, посвященных изучению темы, раздела, фрагмента содержания образования по дисциплине; учебного процесса в периодах учебного года (семестр, триместр, четверть, месяц, неделя и др.) учитель анализирует соответствие элементов системы одного другому, выявляет позитивные и негативные аспекты во взаимодействии каждого элемента; осуществляет требуемую коррекцию. Обсуждаемая функция тесно связана с другой — функцией самосовершенствования. Основную роль в совершенствовании педагогический системы учебного предмета выполняет элемент «дидактические процессы», который представляет собой динамическую подсистему. В ее структуре функционируют субъект и объект воздействия. В совокупности и во взаимосвязи они составляют два «действующих начала (учитель и учащиеся), образуют два вида деятельности — преподавание и учение, взаимосодействуют, а иногда и взаимодействуют. Один вид деятельности невозможен без другого, иначе дидактические процессы перестают развиваться целенаправленно. В работе процессуального блока наблюдаются признаки рассогласованности, и тогда необходимо проанализировать ситуацию, выявить причины сбоя, устранить их и обеспечить требуемый уровень взаимодействия. При этом могут быть внесены коррективы в состояние одного, двух или нескольких элементов, с тем чтобы система вновь приобрела устойчивость. Сущность коррекции — изменение или конкретизация цели преподавания с учетом реальных условий; пересмотр и обновление содержания образования; усовершенствование форм организации и методов обучения, воспитания, развития и др. Таким образом, действие, которое обусловило изменение состояния элементов и характер их взаимосвязи, подвергается коррекции. Это происходит в силу того, что новые условия или состояние системы изменяют первоначальную ситуацию, которая обусловлена возникновением действия. Очевиден механизм самосовершенствования педагогической системы учебного предмета «Физическая культура». Внутренней движущей силой, механизмом обеспечения функционирования дидактических процессов служит противоречие меж- ду выдвигаемыми требованиями образовательной, воспитательной и развивающей направленности и реальными возможностями их осуществления педагогом и учащимися. Данное противоречие становится действенным механизмом функционирования педагогической системы учебного предмета «Физическая культура» в том случае, если новые условия (требования) будут сосредоточены в пределах зоны ближайшего развития возможностей педагога, учащихся и конкретного учреждения общего образования. Контрольные вопросы и задания 1. Что называется системой? 2. Что такое системный подход в изучении процессов и явлений и чем он отличается от аналитического? 3. Дайте определение понятия «педагогическая система учебного предмета "Физическая культура"». 4. Назовите элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», являющийся одним из системообразующих. 5. Назовите последовательно с выделением внутренней взаимосвязи элементы структуры педагогической системы предмета «Физическая культура». ГЛАВА 4 ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 4Л. Значение и формирование цели предмета «Физическая культура» Рассмотрение проблемы цели и позиций категориального анализа в данном случае — способ познания деятельности учителя физической культуры, элементами которой выступают конкретные научно-теоретические категории1, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив, сознание и др. Человеческое бытие выражается в деятельности: учебной, производственной, культурной, игровой, оборонной, спортивной, физкультурной, рекреационной и т.д. Деятельность людей осуществляется в форме реализации конкретных интересов, мотивов, целей, выражающих общественные отношения людей. Отсюда цель — важная категория философии, психологии, педагогики, в том числе педагогики физической культуры. Цель имеет глубокие взаимосвязи с другой категорией — функцией. Так, трудовая, учебная, игровая и иная деятельности направлены на достижение осознанных волевых целей. Цель интегрирует вокруг себя другие компоненты деятельности человека, такие, как средства, формы организации, методы реализации и характер самой деятельности по реализации целей. Труд, общение, мышление позволяют реализовать сознательные цели людей, что приводит к результатам-отношениям. Так функции и процессы сознания и развития взаимопроникают, переплетаются между собой, меняются местами. Благодаря действию закона целесообразности социального процесса общение и мышление в единстве с трудом приводят к формированию целеподобных функций, таких, как отношения собственности, семьи, нравственности, искусства, религии. По своему социальному значению процесс самодвижения отношений — это реализация высших, основных целей людей. 1 Категория (от греч. kategoria) — понятие философское. Применяется как средство создания картины мира, способов освоения человеком различных объектов, норм понимания бытия. Будучи обобщенным понятием, отражает наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Между сознательными, осуществляющимися напряжением воли и самодвижущимися целями трудно выявить непосредственную связь. Их взаимопроникновение происходит благодаря взаимопроникновению функций труда, общения, мышления, являющихся подосновой для упомянутых целей. Благодаря функциональной напряженности и активности труда, общения, мышления взаимопроникновение и взаимопревращение определенных категорий системы становится всеобщим, самодвижущимся процессом. Мы уже обозначили взаимопроникновение и взаимопревращение категорий функций и целей. Здесь только отметим, что функция — такой же атрибут развития, как и цель осознанная. Функция предстает как самореализующаяся цель; цель — это функция, осуществляющаяся усилиями воли личности. Коренные, сущностные, высшие цели человека реализуются только в форме самореализующихся функций без его волевых усилий. Этому способствует целесообразность развития социального процесса, причина которой — сообразность социальных процессов целям существования как общества, так и отдельных его индивидов. Связь между самодвижущимися и сознательными целями человека и общества из-за ее обусловленности с последующими переходами функций труда, общения и мышления трудно улавливается и уже по этой причине образует важную проблему философии с последующим ее переводом в сферу смежных социальных наук — психологию и педагогику. Значение этой проблемы еще более актуализируется тем, что: 1) самодвижущиеся цели, будучи результатом независимого от сознания процесса развития общества, олицетворяют коренные, конечные цели человечества; 2) в силу стихийности процесса реализация самодвижущихся целей — функция нередко приводит к нецелесообразным, нежелательным последствиям; 3) возможность видения последствий достижения сознательных целей и их взаимосвязи с конечными целями заслоняются многообразием каждодневных, будничных интересов и целей, не всегда согласующихся с конечными целями и затрудняющими процесс их реализации. Отсюда выяснение сути и соотношения понятий человеческих целей (целесообразные и нецелесообразные, сознательные и самодвижущиеся, конечные и будничные) обретает решающее значение в налаживании и рационализации человеческих отношений и деятельности, в том числе педагогической. Значение категорий цели в системе человеческих отношений обусловлено рядом обстоятельств. 1. Цель — конечный пункт развития человеческих потребностей и интересов. Категория цели образует высшую ступень человеческих отношений и отношения мышления к бытию. 2. Разумные, логичные, практичные цели — наиболее пластичное, малозатратное, высокоэффективное средство преобразования и развития вещей, отношений, знаний, необходимых для человеческой жизни. 3. Категория цели — уникальная функция и ориентир практической деятельности людей, способствующей ее успеху, разумности и целесообразности. 4. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личностных качеств человека, средство его психического и физиологического благополучия, основание и условие его счастья. Конечная, самодвижущаяся цель (функция) человека — физическое существование (бытие). В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознательного механизма психики. Функции труда, общения, мышления индивидов, которые на первый взгляд направлены на реализацию множества будничных целей, в реальности регулируются целесообразностью существования общества и индивидов. Таким образом, процесс деятельности, в которой реализуется подсознательная цель физического существования человека, продолжается вопреки отклонениям от него будничных интересов и * целей индивидов. На почве этого противоречия возникают и функционируют множества звеньев социальных институтов, регулирующих и движущих процесс существования людей: государство, религия, наука, производство, обмен, собственность, культура, образование, физическая культура и др. Актуальность функций упомянутых и других социальных институтов заслоняет вслед за целью существования и другие важные цели. Физическая культура как близко стыкующееся с физическим существованием отношение преследует комплекс таких взаимообусловленных целей, как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Функции физической культуры подчинены в конечном счете реализации этих аспектов деятельности личности, общества, государства. Однако проблема в том и заключается, что не всегда эти цели осознаются даже деятелями физической культуры, спорта, образования, воспитания и других сфер из-за непонимания статуса физической культуры как важного базового звена человеческих отношений и деятельности. Значение физической культуры выясняется только благодаря рассмотрению его в спектре глобальной, конечной цели человека в физическом существовании. В отличие от других биологических форм физическое существование человека реализуется через существование множества уже названных и неназванных звеньев социальных отношений, средств, званий, вещей, институтов. Разумные цели и функции физиче- ской культуры реализуются только в диалектическом взаимопроникновении всех сопредельных форм физического, духовного и личностного существования человека. Иными словами, не уклоняясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. Вот такими всеобщими для всех звеньев общественных отношений и деятельности целями являются вышеназванные общие цели физической культуры. Реализация этой цели требует педагогической переработки и включенности в сферы образования, воспитания, развития личности. Цель предмета «Физическая культура» как категория теории и методики обучения и основной элемент его педагогической системы — педагогически детерминированное представление о социально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результатах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Данная категория формирует педагогическую систему учебного предмета; выполняет функцию интеграции целей внеурочных форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: способствует достижению цели высшего уровня — школьного звена национальной системы физического воспитания; регулирует содержание и работу по физическому воспитанию детей школьного возраста. Выделение и обоснование системообразующего фактора — одна из ключевых проблем системных исследований. Под системообразующими факторами здесь понимаются силы, явления, предметы, связи и отношения, которые содействуют возникновению системности составляющих дидактические основания предмета «Физическая культура». Выяснение сущности этих сил — важная проблема определения системы. Проблема системообразующего фактора исследована в трудах П. К. Анохина, который особо подчеркивал обязательность поиска и формирования системообразующего фактора для исследовательских работ всех видов и направлений, связанных с реализацией системного подхода. П. К. Анохиным была выдвинута идея о том, что главным системообразующим фактором в функциональных системах поведенческого акта человека служит результат функционирования системы. «Решающим и единственным фактором, — писал он, — является результат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата»1. Применительно к педагогической системе учебного предмета данное положение означает, что элемент, который обеспечил 1 Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. - С. 59. внутреннее изменение системы, перевел ее в новое состояние, в последующем будет изменен. Это происходит в силу того, что новое состояние системы (ее результат) изменяет условия, вызвавшие указанные силы (при действии сил). Элемент, который обусловил возникновение другого элемента и установил с первым определенные связи, взаимодействие которых приводит к формированию еще одного или нескольких элементов, может быть рассмотрен как системообразующий. Таким действием в педагогической системе предмета «Физическая культура» служит возникновение конкретно и корректно сформулированной цели учебного предмета. Цель в принципе и есть результат действия, т.е. то, на достижение чего была ориентирована деятельность, реализуемая через обсуждаемую систему. В общей теории системы не отрицается возможность рассмотрения цели как инвариантного элемента общественной системы в качестве системообразующего фактора. Вместе с тем П. К. Анохин понимал цель как «модель будущих результатов». Подобная интерпретация понятия цели характерна и для других ученых: «модель потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «долгосрочный желаемый результат» (Р.Акофф и Ф.Эмери), т.е. цель в конечном счете есть результат, или наоборот. Отсюда цель, будучи результатом, может быть рассмотрена как системообразующий элемент дидак-тической системы предмета «Физическая культура». Значимость цели как главного элемента педагогических процессов отражена в научно-теоретическом наследии ведущих педагогов XX в. Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с углублением реформ в сфере образования. Реформы предоставили свободу выбора и школе, и учащимся, и учителю. Учащиеся и их родители определяют тип образовательного учреждения, содержание и технологию учебно-воспитательного процесса. Более того, базисный учебный план, будучи генеральным уровнем представления стандарта, предусматривает возможность осуществления обязательных областей базовой части государственного образовательного стандарта путем преподавания различных учебных дисциплин.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |