Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Особенности дидактических процессов 4 страница




8. Перечислите основные разделы учебной программы по физической

культуре.


ГЛАВА 6

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕДМЕТЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Как отмечалось, первые два элемента педагогической систе­мы — цель учебного предмета и содержание образования — в сово­купности обусловливают формирование третьего элемента, при­званного обеспечить перевод содержания образования по физи­ческой культуре в компоненты опыта личности учащегося. Впо­следствии содержание образования, будучи усвоенным учащи­мися (в виде системных знаний, двигательных навыков и уме­ний их применить в процессе занятий физической культурой, спортом, сдвигов в развитии двигательных, нравственных и во­левых качеств личности), обеспечит общее физкультурное обра- * зование школьников, условия для систематического, целена­правленного использования физической культуры учащимися са­мостоятельно. Новый, третий элемент, придающий системе про­цессуально-деятельное начало и завершающий формирование це­лостности, готовности функционировать, назван дидактически­ми процессами.

Дидактические процессы как бы «оживляют» цель и содержа­ние образования, обеспечивают функционирование системы как целостностного механизма. Реализацию аналогичной функции в методической системе учебного предмета или его дидактических оснований традиционно выполняет учебный процесс, или про­цесс обучения, который обслуживает уроки физической культу­ры. Дидактические процессы и процесс обучения — понятия близ­кие, но не синонимичные. Процесс обучения в общедидактиче­ском аспекте более полно освещен в педагогической литературе. И тем не менее все еще не сформировано однозначное понима­ние терминов «обучение» или «процесс обучения» как в общей дидактике, так и в методике физической культуры. При анализе этой проблемы авторы обращались к ее освещению в педагогике как базовой науки.

Из существующих подходов к объяснению природы процесса обучения, функционирующего на уровне учебного предмета, для рассмотрения дидактических процессов по физической культуре


наиболее доступно и приемлемо научно-педагогическое насле­дие Ю.К.Бабанского. Процесс обучения он понимал как орга­ническую часть более широкого понятия — учебно-воспитатель­ного, или педагогического, процесса, предостерегал от рассмот­рения его как механической суммы процессов обучения, воспи­тания, развития. Ю. К. Бабанский видел в процессе обучения но­вое явление, отражающее органическое единство упомянутых про­цессов в одном макропроцессе при сохранении специфических и качественных отличий составляющих его микропроцессов. Учеб­но-воспитательный процесс он представлял не только как воз­действие педагогов на учащихся, но и как своеобразное их взаи­модействие, в котором проявляется единство внешнего воздей­ствия на личность, внутреннего отражения, усвоения, прелом­ления этого воздействия (причем это отражение часто носит опе­режающий характер), возникновение обратного действия объекта на субъект, а также самостоятельного воздействия объекта на себя, т.е. самовоспитание, самообучение, самосовершенство­вание.

Основная сущность данного педагогического явления на уров­не учебного предмета его функционирования и заключается во взаимодействии двух видов деятельности: преподавания и учения. Ибо вне отношения «преподавание — учение» обучение просто не существует. На уроках физической культуры взаимодействуют пе­дагоги, коллектив учащихся, основные субъекты дидактических процессов. Педагоги передают учащимся определенную «порцию» содержания образования, отраженную в учебных программах и учебниках. Учитель воздействует на учащихся, сообщая им педа­гогически обработанный учебный материал, используя специаль­но отобранные и обоснованные формы организации учебной де­ятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную), адек­ватные методы обучения воспитания и развития, а также другие средства и способы, нацеленные на перевод последнего в знания, умения, навыки, сдвиги в показателях развития двигательных, морально-нравственных и волевых качеств личности.

Так возникает взаимодействие коллектива класса с содержа­нием учебного материала, т. е. сам процесс обучения придает ему определенное движение от одного уровня (состояния) обученно-сти к другому. Для выражения процессуальное™ обучения в об­щей педагогике используют понятия «акт обучения», «шаг обуче­ния». Оба термина передают смысл движения педагогов и уча­щихся, эволюцию с признаками цикличности во взаимодействии субъектов дидактических процессов.

В преподавании и учении выделены непосредственное и опосре­дованное взаимодействия. В первом из них педагоги и учащиеся вза­имодействуют в совместной деятельности на уроках в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе, местности, водном про-


странстве в зависимости от содержания урока физической куль­туры. Во втором, опосредованном, дидактическом взаимодей­ствии — лишь представляют друг друга, педагог — учащихся, а учащиеся — учителя. Например, педагог формулирует цели и за­дачи обучения, конкретизирует их. При этом он не выступает в вербальный и визуальный контакт с учащимися, представляет уча­щихся, их отношение к уроку, к себе и другим и реальные усло­вия конкретной школы для выполнения учебной программы, пла­нирует содержание, средства, формы и методы взаимодействия, намечает параметры конечной обратной связи. Учащиеся готовят­ся к уроку: приобретают спортивную форму, выполняют гигие­нические процедуры, необходимые для занятий на уроках, на­страиваются на реализацию своей деятельности на уроке физи­ческой культуры.

Рассматривая дидактические процессы как взаимодействие видов деятельности учителя и учащихся, следует понимать их не рядоположенно, а во взаимосвязи, в единстве. В дидактических процессах взаимодействие его субъектов осуществля­ется:

- через содержание образования, его части (порции) или иной структурной единицы;

- в виде двигательных действий, которые в совокупности об­разуют в последующем физическую культуру учащегося на каж­дом этапе становления его личности;

- системных знаний, инструктивных навыков и умений;

- развиваемых у учащихся двигательных и волевых качеств;

- используемых на уроках физической культуры форм органи­зации учебной деятельности занимающихся, методов обучения, воспитания, развития.

Важно определиться в исходных понятиях, таких, как «про­цесс обучения по предмету "Физическая культура"», «структура процесса обучения», и выделить единицы его функционирования и движущих сил.

Процесс обучения по предмету «Физическая культура» понимает­ся как непрерывно развивающееся взаимосодействие преподавания {деятельность учителя) и учения {деятельность коллектива класса), нацеленное на обеспечение общего физкультурного образования школь­ников.

Что общего у понятий «дидактические процессы» и «процесс обучения» и что их разнит? С позиций теории образования ди­дактический процесс и процесс обучения отражают явления близ­кие, почти однородные, явления педагогические, более того, ди­дактические. В первом случае речь идет о широком аспекте дидак­тических явлений, а во втором — об узком. Оба термина называют одно и то же явление, которое развертывается на разных уровнях во времени и в пространстве, соотносятся друг с другом как по-


нятия «образование по предмету "Физическая культура"» и «обу­чение на уроках физической культуры». В первом случае речь идет о сравнительно большом цикле учебно-воспитательного процес­са, а во втором — об отрезках или фрагментах первого. Понятие «дидактические процессы» содержит информацию, указывающую на системность дидактических явлений, связанных с реализацией процесса образования по конкретной учебной дисциплине на про­тяжении большего, чем во втором случае, периода времени. От­сюда термин дидактические процессы выражает системный под­ход к реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», а процесс обучения — термин методики преподавания, а еще конкретнее — методики урока физической культуры.

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура» как элемент его дидактической системы — это целенаправленная по­следовательная и упорядоченная во времени смена видов деятельно­сти преподавания и учения, обусловливающая переход учащихся с од­ного уровня обученности на другой, направленная на достижение це­лей данной дисциплины.

Сущность дидактических процессов заключается в обеспече­нии смены состояний обученности учащихся и уровня готовности к обучению или продолжению обучения учителя. В дидактических процессах акцент переносится с самих субъектов на их деятель­ность, на целенаправленность, последовательность и временную упорядоченность взаимодействия видов деятельности, обеспечи­вающих развитие, продвижение к цели.

В таком понимании взаимодействие — это подчеркнуто двусто­ронний процесс. Более того, действие одной из сторон взаимо­действия целиком и полностью зависит от характера и содержа­ния ответного действия. Педагог, реализуя свое дидактическое воз­действие, ориентируется на получение заранее поставленного ре­зультата, параметры которого им предварительно обозначены. По­этому можно говорить, что обучающее воздействие учителя на­правлено на перевод учащихся на заданный уровень обученности, будь то знания, двигательные навыки и умения, сдвиг в развитии двигательных или волевых качеств и т. д.

Иными словами, воздействие учителя на учащихся нацелено на смену их уровня развития в процессе преподавания им данной дисциплины. Учитель перерабатывает и передает учащимся конк­ретную порцию, часть, раздел или компонент содержания обра­зования по физической культуре, формирует плановый для каж­дого момента (звена, этапа, периода) уровень общего среднего физкультурного образования. Учащиеся реализуют адекватную пе­дагогической соответствующую учебную деятельность. Только в этом случае формируется ожидаемая «процессуальность» в дидак­тической системе. «Процессуальность» придает всей педагогиче-


ской системе динамический характер. Между элементами форми­руется требуемая взаимосвязь. Педагогическая система становится функциональной.

Сущность процессов образования воспитания и развития уча­щихся на уроках физической культуры стала предметом внимания ученых-педагогов с середины 30-х гг. прошлого столетия. Именно к этому времени относится начало обучения школьников элемен­тарным знаниям, двигательным навыкам, а также развитие у уча­щихся двигательных качеств.

Особую актуальность приобрела данная проблема в конце 1950-х — начале 1960-х гг., когда специалисты по физиологии, психологии, педагогике и физическому воспитанию начали раз­рабатывать научно-теоретические основы обучения двигательным действиям и развития двигательных качеств детей, подростков, молодежи.

Процесс обучения на уроках физической культуры приобрета­ет иное содержание, чем на внеурочных занятиях в секциях по общей физической подготовке, видам спорта, а также на трени­ровочных уроках в учреждениях дополнительного образования по физической культуре и спорту (ДЮСШ). Это своеобразие обус­ловливается направленностью процесса обучения по физической культуре, его целью, задачами, содержанием обучения, контин- " гентом учащихся, условиями общеобразовательных школ для ре­ализации содержания образования по данной дисциплине.

Многие из упомянутых факторов освещались в предыдущих главах пособия. С учетом этого остановимся на отличительных при­знаках учащихся общеобразовательных школ:

1. Состав учащихся учебного класса (25 — 40 человек).

2. Дифференцированность детей по уровню физического раз­вития двигательной подготовленности, состоянию здоровья.

3. Разнонаправленность физкультурно-спортивных интересов де­тей и неоднозначное их отношение к предмету «Физическая куль­тура» и учителю.

4. Различия в уровне развития навыков учебного труда (подго­товка к занятиям, умение слушать, воспринимать наглядные, прак­тические воздействия учителя, воспринимать и осознавать учеб­ную информацию, выполнять физические упражнения в требуе­мом темпе и нужной продолжительности, выделять главное в ре­шении двигательной задачи, комментировать практические дей­ствия и операции свои и товарищей).

В связи с этим необходима разработка процесса обучения в общеобразовательной школе, направленного на формирование фи­зической культуры учащихся, получение ими общего среднего физ­культурного образования с учетом условий общеобразовательных школ, подготовленности участников дидактических процессов (педагога и учащихся).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.